Сделай Сам Свою Работу на 5

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСТВА





В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

(Организационно-правовые проблемы фермерства.

Сборник научных статей. Уфа, Башкирский государственный

Университет, 1994)

 

В аграрном секторе Российской Федерации осуществляются глубокие преобразования, направленные на обеспечение перехода к рыночным отношениям. Этот процесс «обуславливает необходимость осуществления коренных структурных преобразований в сельском хозяйстве, в том числе реорганизации колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы хозяйствования, включая и кооперативные, активного формирования и развития уклада крестьянских (фермерских) хозяйств», считают известные юристы-аграрники М.И. Козырь, 3.С. Беляева, О.А. Самончик.

В настоящее время, как в России, так и в Республике Башкортостан наряду с акционерными обществами, сельскохозяйственными кооперативами, товариществами с ограниченной ответственностью, народными предприятиями, подсобными сельскими хозяйствами получает самое широкое распространение такая организационно-правовая форма как крестьянское (фермерское) хозяйство. Создание и деятельность этих хозяйств сегодня происходит в условиях, когда уже имеются конституционные основы для развития разных форм собственности.



На сегодня проблемами фермерства республики в научном плане занимаются в основном экономисты, социологи. Не умаляя в целом значение экономических, социологических и иных исследований проблем фермерства хотелось бы заметить, что экономисты, историки, социологи особо не утруждают себя анализом законодательства. Поэтому не все их рассуждения соответствуют требованиям правовых актов, и они, таким образом, нередко пропагандируют, ратуют за положения, которые несовместимы с действующим законодательством. Так, В.С. Устинов, Г.С. Широкалова на страницах журнала «Государство и право» пишут, что «Законодательное закрепление приоритетности прав фермерских хозяйств перед коллективным стало из основных причин не только кризисных явлений в сельскохозяйственном производстве, но и социальной напряженности в деревне». Откуда указанные авторы взяли приоритетное законодательное закрепление прав фермерских хозяйств? Напротив, несмотря на закрепление в законодательстве так называемого равенства форм хозяйствования на селе, только в отношении фермерских хозяйств остаются урезанные нормы земельных участков, установление предельных их размеров.



Известно, что обеспечение населения продовольствием, прежде всего, зависит от уровня развития сельского хозяйства. Как показала практика, при сохранении монополии колхозной и совхозной форм производства сельскохозяйственной продукции даже в богатой своей природой Российской Федерации не удалось удовлетворить общество в продовольствии.

Сегодня система коллективного хозяйствования на земле, основанная на общественной собственности, существенно переосмысливается. В то же время возникает новая для нашей страны, но развитая в большинстве стран мира форма хозяйствования на земле – фермерство. Коренное отличие фермера от колхозника или работника совхоза заключается в том, что фермер является подлинным хозяином как производства, так и производимой продукции.

Практическое проявление крестьянских (фермерских) хозяйств и создание законодательной основы их деятельности сегодня происходит почти одновременно. В то же время идет и теоретическое осмысление проблем правового регулирования отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств. В этих условиях все еще остаются актуальными как само понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, так и все то, что связано с созданием и деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств.

К раскрытию понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» можно подходить с разных позиций. Однако в практическом плане нам необходимо придерживаться того понятия, которое употребляется в законодательстве.



Термин «крестьянское хозяйство» в наш современный правовой лексикон введен совсем недавно. В законодательстве синонимом этого термина является также словосочетание «фермерское хозяйство». Дело, конечно, не столько в терминах, сколько в содержании, которое с организационно-технической стороны в большинстве случаев является единым. Кстати сказать, при социологическом опросе многие опрошенные главы крестьянских (фермерских) хозяйств высказались за новый термин, т.е. «фермер».

В России крестьянином всегда считался человек, проживающий в деревне, основное занятие которого было сельское хозяйство. Под крестьянским же хозяйством понималось семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство. В отличии же от собственности семьи рабочих и служащих, собственность крестьянского хозяйства устанавливалась на имущество производственно-хозяйственного назначения, которое принадлежит всем членам двора, включая детей. Поэтому традиционно крестьянское хозяйство — это организационная форма производства сельскохозяйственной продукции отдельным гражданином, семьей или группой лиц, владеющих землей и другим имуществом. Оно имеет трудовой характер и является формой свободного предпринимательства. Однако мы не можем не обратить внимание и на положение о том, что в сочетании слов «крестьянское хозяйство», «фермерское хозяйство» есть нечто такое, что наводит на переходный от крестьянского хозяйства к фермерскому смысл. Для России и Республики Башкортостан в историческом плане, да еще и сегодня больше приемлемо словосочетание «крестьянское хозяйство». Однако крестьянское хозяйство в России раньше не предполагалось как форма хозяйствования, приспособленная исключительно к рыночным условиям. Напротив, понятие «крестьянское хозяйство» в большей мере ассоциировалось как примитивное натуральное хозяйство, обособленное на фоне российских общин, общинного землевладения. В то же время понятие фермер берет свое начало от английского слова и означает владельца или арендатора фермы, сельскохозяйственного предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики. Наши толковые словари как раз к такому понятию слова «фермер» раскрывают двояко: 1) отдельное специализированное хозяйство в колхозах и совхозах, занимающееся какой-нибудь отраслью сельского хозяйства (колхозная молочная ферма); 2) в капиталистическом обществе частное хозяйство на собственном или арендуемом земельном участке (см.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953).

Словосочетание «фермерское хозяйство» появилось у нас в связи с поворотом нашей экономики к рыночным условиям. Однако сразу же называть крестьянское хозяйство фермерским хозяйством у нас не стали, остерегаясь, видимо, в большей мере обвинения в западной ориентации. Поэтому в нашем законодательстве и в обиходе получило распространение, смешанное название «крестьянское (фермерское) хозяйство».

На мой взгляд, главное заключается в том, что крестьянские (фермерские) хозяйства появились в связи с поворотом в аграрном секторе к рынку, рыночным отношениям, и эта новая форма хозяйствования призвана выступать самостоятельным субъектом права в рыночной экономике. Со временем мы привыкнем к этому толкованию сути крестьянских (фермерских) хозяйств и необходимость в двойном их названии сама по себе отпадет.

Смысл понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство», отмеченный нами в целом соответствует тому, который употребляется в Законах Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Республики Башкортостан «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также в соответствующих Законах о собственности, земельных кодексах и т.д.

Главным в понятии «крестьянское (фермерское) хозяйство», употребляемого в законодательстве, является, во первых, то, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным субъектом с правами юридического лица. Отсюда следует, что в современном законодательстве впервые после тоталитарного советского режима крестьянское хозяйство приравнено к другим формам хозяйствования, признано равноправным самостоятельным субъектом товаропроизводственных отношений. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства на принципах экономической выгоды. Крестьянское хозяйство имеет право открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждениях банка по месту нахождения земельного участка, имеет печать, вступает в договорные отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя при разработке программ экономического и социального развития региона.

Во-вторых, приобретенное имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам, как правило, на правах общей долевой собственности. Имущество членам крестьянского хозяйства принадлежит на праве общей совместной собственности, то при разделе общей совместной собственности или выдела из нее определяется доля каждого члена (участника) крестьянского хозяйства. Определяемость доли, возможность ее получения — важная гарантия экономической заинтересованности участников крестьянского хозяйства (в отличие от колхозника или работника совхоза) в успешном функционировании всего крестьянского хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство отличается и от других форм трудовой деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. Проанализировав законодательство Российской Федерации и Республики Башкортостан о крестьянских (фермерских) хозяйствах, об индивидуальной трудовой деятельности, о личных подсобных хозяйствах и некоторых других форм хозяйствования, можно прийти к выводу о том, что крестьянское хозяйство не относится ни к категории индивидуально-трудовой деятельности, ни к личному подсобному хозяйству, хотя и имеет много общих признаков с ними.

Если сравнить крестьянское хозяйство с личным подсобным хозяйством, то и там, и здесь хозяйства занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Основным средством производства является у обоих форм хозяйствования земля. Здесь можно перечислить еще много сходств между двумя формами. Однако они существенно отличаются.

Крестьянское хозяйство — это новая форма организации сельскохозяйственного производства, появление которой обусловлено переходом экономики к рыночным отношениям. Главное отличие крестьянского (фермерского) хозяйства от индивидуальной трудовой деятельности, личного подсобного хозяйства от совхозов, колхозов заключается в том, что крестьянское (фермерское) хозяйство — это предпринимательская форма хозяйства, рассчитанная на получение прибыли. В условиях советской экономики такой формы хозяйствования быть не могло. Появление крестьянских (фермерских) хозяйств и успешное их развитие—это коренной поворот от искусственной аграрной политики советского государства, являющейся главным орудием строительства коммунистического общества. С признанием фермерства сегодня мы должны отказаться от строительства коммунизма и создать условия для свободного самостоятельного развития самим людям, в том числе и через предпринимательство. Только на такой идеологической базе можно серьезно заниматься фермерством, формировать государственную поддержку крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Состояние нашего сельского хозяйства, анализ его бед и возможностей дальнейшего развития как раз и выводят нас на проблемы фермерства. Перспективы фермерства очевидны. Нашему обществу, государству необходимо всячески поддерживать фермерство, оказывать реальную помощь в его развитии. В этом деле очень важна роль правового обеспечения, а потому необходимо создать его механизмы. Когда сельскохозяйственные предприятия работали по команде (в условиях приказной экономики), то, естественно, роль правового обеспечения отношений по производству сельскохозяйственной продукции значительно возрастала. Правовому обеспечению развития крестьянских (фермерских) хозяйств альтернативы нет. Поэтому должны быть всесторонне осмыслены и разработаны конкретные механизмы правого регулирования отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целом правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью крестьянских хозяйств, сегодня осуществляется многочисленными нормативными актами, принятыми различными органами государственной власти в разное время. В зависимости от отраслевой принадлежности, как считают правоведы, эти акты можно классифицировать на три отдельные группы:

1) специальные акты, посвященные исключительно организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и имеющие самостоятельное значение;

2) нормативные правовые акты, предназначенные для урегулирования различных сторон общественных отношений (земельных, финансовых, управленческих и т. п.), но содержащие в себе нормы и крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) нормативные правовые акты общего значения, действующие в отношении всех хозяйственных структур или определенной их части, например, в отношении только сельскохозяйственных предприятий, в том числе и крестьянских хозяйств.

В связи с перестройкой федеративных отношений в Российской Федерации законодательство о крестьянском (фермерском) хозяйстве нужно подразделять и на федеральное и субъектов Федерации. Также подразделение сегодня имеет большое значение, а поэтому есть необходимость в специальном освещении этого вопроса применительно к соотношению законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Наши законы должны ориентировать правительство, а само правительство принимать непосредственно участие в обеспечении жизнедеятельности фермеров. Правительство Российской Федерации должно иметь повседневную связь с фермерами с помощью специального и авторитетного органа взаимодействия, входящего в государственную структуру управления страной (см.: Раянов Ф.М. Государство и право. – 1994. №4. – С. 40).

Для реализации концепции развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, считают ряд ученых-юристов, жизненно необходимо иметь специальные программы развития фермерских хозяйств.

Сегодня можно вести речь об учреждении шести нижеследующих программ, — полагает д.ю.н., профессор Раянов Ф.М., — это; 1) поддержки страхования урожая фермерских хозяйств; 2) гарантии минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию; 3) финансовых льгот фермерским хозяйствам; 4) страхования потерь в результате несчастных случаев с фермерами; 5) охрану окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства; 6) правовое обеспечение деятельности фермерских хозяйств.

Необходимость разработки таких программ диктуется самой жизнью. Представляется, что для их разработки следует привлекать как самих фермеров, так и ученых-экономистов, юристов и специалистов сельского хозяйства, представителей государственных органов власти и управления, занимающихся, этими проблемами.

В заключение следует подчеркнуть, что в Республике Башкортостан создана соответствующая правовая база для развития фермерства. Постепенно большинство руководителей осознают необходимость введения института частной собственности на землю, разумеется, с учетом интересов региона, национально-традиционных отраслей сельского хозяйства республики и его многонационального народа. Об этом еще раз было подтверждено Президентом РБ Рахимовым М.Г., который высказался следующим образом: «Я не против частной собственности на землю. Просто я не сторонник крутых мер ее внедрения» (см.: Газета «Федерация», 22 апреля 1993 г.).

АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

(НА ПРИМЕРЕ АКЦИОНЕРНОЙ

КОМПАНИИ «САЛАВАТ»)[10]

(Организационно-правовые проблемы фермерства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.