Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ





(«Государство и право», №7. 1993. С. 135)

Республика Башкортостан, располагая огромным производственным и экономическим потенциалом, занимает одно из первых мест среди регионов Российской Федерации по объему находящихся на ее территории основных фондов (около 50 млрд. рублей по ценам 1990 г.) и по производству сельскохозяйственной продукции[1].

В то же время уровень жизни населения, удовлетворение его социально-духовных потребностей не соответствуют имеющимся возможностям. С каждым годом в республике все более становится вероятной социальная напряженность из-за недостаточного обеспечения населения продовольствием. Поэтому перед органами государственной власти и управления республики встают нелегкие задачи по повышению эффективности управления сельским хозяйством. Вслед за земельной реформой Российской Федерации и в Башкортостане принят ряд основополагающих законов. Причиной подготовки законодательной базы для проведения радикальной земельной реформы стали изменения в экономике, зарождение новых форм хозяйствования.

Ориентация народного хозяйства на рыночные отношения настоятельно требует обновления земельного законодательства республики. Существовавший до последнего времени порядок землепользования привел к отчуждению крестьянина от земли, превращению земельных ресурсов в ничейные. Это обернулось известными последствиями: для земли — повсеместным ее истощением, а для граждан — недостатком продовольствия.



Для исправления создавшегося положения в экономике при переходе к рыночным структурам "система управления решительнейшим образом децентрализуется. Почти все непосредственное управление переходит на республиканский и местный уровни"[2]. При этом, как известно, "рынок мыслится только как взаимосвязь свободных субъектов — собственников имущества"[3].

Первым основополагающим правовым документом, позволяющим ускорить децентрализацию системы управления, считается, безусловно, принятая 11 октября 1990 г. Декларация о государственном суверенитете Башкирской ССР. В соответствии с Декларацией земля, недра и природные богатства, другие ресурсы на территории республики, а также весь ее экономический и научно-технический потенциал являются исключительной собственностью ее многонационального народа. Для реального наполнения суверенитета республики был принят ряд мер, в том числе в аграрном секторе.



Следует подчеркнуть, что Республика Башкортостан — составная часть Российской Федерации, поэтому земельная реформа, аграрные преобразования в республике базируются на нормативно-правовых актах Российской Федерации. В Республике Башкортостан за последние два года были приняты новые законы о земельной реформе в Республике Башкортостан, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, об аренде, о собственности в Башкирской ССР, Земельный кодекс, нацеленные на эффективное и рациональное в соответствии с экологическими требованиями перераспределения земли, ее использование, осуществление мероприятий по ее охране, соблюдение прав землевладельцев и землепользователей. Правовая база проводимой реформы дополнена Законом о плате за землю, другими нормативными актами, развивающими и упорядочивающими положения ранее принятых законов.

В настоящее время земельный фонд республики составляет 14,3 млн. га, из них сельскохозяйственные угодья — 7,4 млн. га, в том числе пашня — 4,8 млн. га. На одного жителя республики приходится сельскохозяйственных угодий 1,80 га, в том числе пашни — 1,18 га. Это позволяет обеспечить производство сельскохозяйственных культур и разумно вести сельское хозяйство.

На созданный в республике Государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам с его подразделениями во всех городах и сельских районах возложены задачи по обеспечению рационального использования, бережного отношения к земельным ресурсам. Воплощение в жизнь самой реформы, принятие решений по перераспределению земель согласно Закону о земельной реформе в Республике Башкортостан и Земельному кодексу республики обязаны осуществлять местные Советы народных депутатов.



После принятия законов о земельной реформе в Республике Башкортостан, о крестьянском (фермерском) хозяйстве в республике проведена определенная работа. Важным условием организации крестьянских (фермерских) хозяйств является наличие свободной аренды земли. Фонд арендуемой земли формируется как за счет земель запаса, так и путем перераспределения земельных ресурсов, находящихся в пользовании сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий и организаций. Надо отметить, что 93% площади сельхозугодий республики находятся в пользовании колхозов и совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Поэтому проводить земельную реформу в части выделения земли для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, организации крестьянских и личных подсобных хозяйств, не изъяв предварительно часть земель у колхозов и совхозов, невозможно. В республике организован специальный фонд перераспределения земель на площади 631 тыс. га. В настоящее время его площадь составляет 520 тыс. га. Часть этих земель передана для организации крестьянских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. В связи с этим согласно Закону о земельной реформе в Республике Башкортостан вся земля на период проведения земельной реформы вплоть до нового закрепления земель и выдачи государственных актов новым землевладельцам, землепользователям и арендаторам передана в распоряжение местных Советов.

В то же время поспешность во всем следовать за центром в реформировании и реорганизации колхозов и совхозов может привести к резкому сокращению производства сельскохозяйственной продукции, поскольку отсутствует соответствующая материально-техническая база для их перевода на фермерское и крестьянское хозяйства.

Известный академик A.M. Емельянов подчеркивает: "...мы вовсе не выступаем против колхозов и совхозов. Мы считаем, что они тоже должны развиваться... сейчас в рамках колхозов и совхозов действуют арендный и кооперативные формирования. Развиваясь, они должны перестроить колхоз, совхоз, изменить его функции. Им предстоит стать союзом этих кооперативов, арендаторов, фермеров. Нарождающийся сейчас уклад станет преобладающим в сельском хозяйстве"[4].

По данным Госкомитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан, на 1 января 1993 г. перерегистрировались 785 колхозов и совхозов, из них сохранили свой статус 378 колхозов, 117 совхозов, реорганизовано 232 колхоза и 57 совхозов. В ходе реорганизации указанных хозяйств создано: товариществ с ограниченной ответственностью — 40; ассоциаций и союзов крестьянских хозяйств — 178; сельскохозяйственных кооперативов — 32; подсобных хозяйств — 23; народных предприятий и акционерных обществ — 43; крестьянских хозяйств — 275.

В связи с вышеизложенным следует констатировать, что определенные консервативные силы в республике добились принятия постановления Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 6 февраля 1992 г. об отмене постановлений Совета Министров Республики "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы". Однако из этого постановления не следует делать вывод, что в республике должны быть искусственно замедлены темпы создания новых форм организации труда в сельском хозяйстве. Становление альтернативных форм ведения сельского хозяйства должно идти непрерывно с учетом объективных возможностей и целесообразности[5].

Никто не мыслит современного сельскохозяйственного производства без значительных бюджетных дотаций. Финансовая помощь государства хозяйствам в форме кредитов под векселя с условием погашения будет предоставляться наиболее жизнеспособным и перспективным хозяйствам. Без такого механизма при отсутствии эквивалентных отношений и паритетного товарообмена между селом и городом произойдет разорение даже наиболее рентабельных колхозов и совхозов республики. Как известно, отсутствие у прежнего правительства программы по стабилизации сельскохозяйственного сектора послужило причиной того, что 10 февраля 1992 г. в Уфе состоялось Всебашкирское собрание представителей крестьянства, которое приняло пакет ультимативных требований к Совету Министров республики по обеспечению экономической, социальной и правовой защиты интересов крестьянства. Для контроля за деятельностью по реализации предъявленных требований был создан стачечный комитет во главе с народным депутатом Российской Федерации Ю.В. Садыковым, вынудивший высший орган управления республики считаться с мнением сельскохозяйственных производителей[6].

В настоящее время новое правительство во главе с А.Я. Копцовым уделяет серьезное внимание сельскому хозяйству. Так из республиканского бюджета на развитие производственной и социальной базы АПК в 1993 г. выделено 12 млрд. руб., а на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств — 1 млрд. руб. бюджетных ассигнований[7].

На 1 января 1993 г. в республике создано 3336 крестьянских (фермерских) хозяйств с 87,5 тыс. га сельхозугодий. В настоящее время, по данным социологической лаборатории Башсельхозинститута, в каждом хозяйстве имеются 5—7% потенциальных фермеров, которым надо предоставить возможность стать самостоятельными экономическими субъектами наряду с коллективными хозяйствами.

На первом этапе земельной реформы в 1991 г. для коллективного садоводства было выделено около 158 тыс. га, что коснулось 125 тыс. семей. По потребности была выделена земля под огороды для посадки картофеля. Продолжается выделение земель для индивидуального жилищного строительства[8].

В настоящее время и сельские Советы стали распорядителями крупных земельных угодий. На них, следовательно, налагается большая ответственность за эффективное, рациональное использование переданных в их ведение земель. Передача земель в ведение сельских Советов даст равную возможность всем гражданам сел и деревень, независимо от места работы, развивать и вести свое личное подсобное хозяйство. Уже сегодня в ведение сельских Советов передано около 1,4 млн. га земель, из которых 1,2 мнл. га составляют сельскохозяйственные угодья, в том числе 212 тыс. га пашни. Соответственно площади личных подсобных хозяйств доводятся сельскими Советами до 2,2 га вместо существующих 0,25 га с учетом поголовья скота, имеющегося у крестьян.

В то же время поступают многочисленные предложения, в которых высказывается мнение о целесообразности организации при сельских Советах землеустроительной службы и введении должности специалиста-землеустроителя по земельным вопросам. Очевидно, они заслуживают серьезного внимания, поскольку с проводимой реформой, с разрешением вопросов по перераспределению земель, сенокосов и пастбищ, контролю и охране земель, по экологизации землепользовании неспециалисту не справиться.

Принятые законы республики позволяют ее гражданам иметь до 0,15 га садового участка, расширить землепользование личного подсобного хозяйства до 1,5 га (ст. 55 Земельного Кодекса Республики Башкортостан), не считая общинных земель для сенокошения и выпаса скота, и до 50 га для организации крестьянского хозяйства. Это позволит семьям сельских жителей, независимо от их членства в колхозах, совхозах, различных ассоциациях и сельскохозяйственных кооперативах, других организациях, рационально использовать трудовые ресурсы и рабочие руки своих трудоспособных членов. В определенной степени этим укрепляется и социальная защищенность сельских жителей. К примеру, выделение в прошлом году 10 тыс. га земель под сады, 7 тыс. га под огороды, 130 тыс. га для развития личных подсобных хозяйств со значительным расширением дополнительных пастбищ, сенокосов ведет к увеличению производства сельскохозяйственной продукции и самообеспечению граждан картофелем, плодами, ягодами, овощами и т.д.

Основная доля заготовки картофеля в республике производится за счет приусадебных хозяйств граждан. Результатом перераспределения земли явилось и значительное увеличение поголовья скота, объемов производства животноводческой продукции. Например, поголовье скота в личных хозяйствах увеличилось на 8%, а в Бакалинском, Ермекеевском, Мечетлинском, Стерлитамакском районах рост поголовья скота достиг 12%. В условиях значительного сокращения поголовья скота в общественном секторе это позволило удержать на определенном уровне количественные показатели животноводства.

Следует отметить, что там, где Советы народных депутатов и их исполкомы проводят необходимую работу при реализации земельной реформы, многие вопросы решаются положительно. Неплохо поставлена работа по организации и развитию фермерских хозяйств в Абзелиловском, Кармаскалинском, Туймазинском, Чишминском и ряде других районов республики.

Вместе с тем в реализации земельной реформы в республике есть определенные недостатки. Руководители отдельных колхозов и совхозов, а в ряде случаев и главы местной администрации не принимают идеи проводимой земельной реформы. А поэтому создание фонда перераспределения земель районных Советов, передачи земель в ведение сельских Советов они воспринимают как "покушение", направленное против колхозно-совхозного строя. Наделение землей садоводов, фермеров и других новых форм хозяйств некоторые считают потерей земли, хотя в вовлечении неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, в интенсификации их использования нет ничего негативного, а есть только польза для народного хозяйства республики, для трудящихся. Те же садовые участки, приусадебные земли переводятся в поливные. Соответственно отдача этих земель по сравнению с неорошаемыми повышается в несколько раз, улучшается плодородие почв, производится дополнительно сельскохозяйственная продукция. Следовательно, в условиях острой нехватки продовольствия принятые меры по рациональной организации использования земель, по экономически оправданному и обоснованному их перераспределению отвечают целям проводимой земельной реформы. Между тем при рассмотрении вопросов выделения земель городам под коллективные сады, индивидуальное жилье и т.д. постоянно и почти повсеместно ведется длительная тяжба из-за несвоевременного решения исполкомами райсоветов вопросов предоставления земель.

Во многих местах не соблюдается Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, необоснованно сдерживается выход из колхозов и совхозов работников, желающих создать крестьянские хозяйства, малые предприятия, кооперативы по производству сельскохозяйственных продуктов. В районных и сельских Советах не организовано сервисное обслуживание не только фермеров, но и приусадебных участков, личных подсобных хозяйств, садовых участков. В связи с этим хотелось бы сказать, что в условиях проводимой земельной реформы, связанной с наделением работников землей для различных форм хозяйствования, большие задачи возлагаются на сельские Советы по оказанию помощи во вспашке, в перевозке, заготовке, обеспечении сортовыми семенами, улучшении племенного поголовья, приобретении молодняка скота и птицы. Все эти работы должны быть решены в последовательной и систематизированной форме. Однако Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики пока остается "Министерством для колхозов и совхозов": оно практически не проводит ощутимых работ, ограничиваясь лишь декларациями о своем лояльном отношении к новым формам хозяйствования.

Переход к рыночным отношениям и принятие Закона о приватизации всего народного хозяйства предполагают серьезный пересмотр отношения ко всем формам хозяйствования. Здесь наиболее ярко проявляется личная заинтересованность, предприимчивость и мотивация труда в новых формах хозяйствования. В связи с этим требуются доработка, изменение некоторых положений ранее принятых республиканских законов и нормативных актов по аграрной реформе. Несвоевременное внесение поправок и уточнений к земельному законодательству, поверхностное рассмотрение их депутатским корпусом несколько сдерживают совершенствование правовой базы проводимой реформы.

Значительные площади земель в республике предоставлены промышленным предприятиям для организации подсобных хозяйств. Городскими и районными комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан выявлены факты бесхозяйственного использования земель подсобными хозяйствами Салаватского оптико-механического завода, завода "Кардан" в Федоровском районе; Благоварский исполком райсовета поставил вопрос об изъятии 155 га земель из землепользования подсобного хозяйства Уфимского приборостроительного объединения. Аналогичные решения приняты по отношению к Стерлитамакскому производственному объединению "Каустик" в Гафурийском районе. Иглинский райисполком зачислил в фонд перераспределения 647 га земель подсобного хозяйства Уфимского моторостроительного производственного объединения.

В ряде районов имеются факты самовольного занятия, порчи земельных угодий промышленными предприятиями, захвата пашни для размещения несельскохозяйственных объектов. Однако несовершенство земельного законодательства в части охраны, контроля, ответственности за нарушение земельного законодательства не позволяют органам Госкомитета по земельной реформе и земельным ресурсам республики Башкортостан вести свою работу на должном уровне.

Таким образом, можно сделать вывод, что факты нерационального использования земель, снижения качества почв будут и в дальнейшем иметь место, если не изменится отношение к земле, если не будут разработаны положения, позволяющие эффективно вести контроль и охрану земель, а также принимать соответствующие меры к нерадивым хозяевам земли.

Анализ принятых законов по земельной реформе позволяет выделить ряд недоработок, в том числе и то, что земля пока еще в большинстве случаев является исключительной собственностью государства. Отсюда вытекает, что следует демонополизировать государственную собственность на землю. Это, в свою очередь, позволит устранить первичное владение землей государством, а на местах — местными Советами, колхозами и совхозами. Лишь закрепив за фермерами, крестьянами и людьми, занимающимися сельским хозяйством, первичное владение землей, можно добиться демонополизации государственной собственности на землю. Безусловно, это может привести к тому, что будет введено право купли и продажи земли. Но в то же время надлежит разработать механизм, предусматривающий сохранность республиканского земельного фонда, и предотвращение его разбазаривания даже при условии введения в закон статьи о купле и продаже земли.

В опубликованном в газете "Советская Башкирия" от 17 марта 1992 г. новом тексте Федеративного договора заложен механизм, позволяющий распоряжаться землей, недрами и другими природными ресурсами республики в составе Российской Федерации с учетом законодательства как РФ, так и республики[9].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.