ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА
АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН[15]
(Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие (Материалы республиканской научно-практической конференции 27 февраля 1996г., г. Уфа).
Уфа: Академия наук РБ, 1996)
Мировая практика давно знакома с таким универсальным средством поддержки сельского хозяйства на общенациональном уровне, как государственный протекционизм. Этот опыт вышел за рамки одного государства и применяется международным сообществом. Наиболее показательна координация аграрной политики европейских стран, входящих в Общий рынок. Специфика договора сводится к следующим положениям:
1) допущение специального режима конкуренции объединений, ассоциаций, кооперативов;
2) возможность оказания государствами — помощи сельскохозяйственному сектору;
3) выработка единой политики сообщества, ориентированной на то, чтобы сельское хозяйство не было брошено на произвол рыночной стихии[16]...
Подобная координация финансовых средств и организационных мер позволяет государствам Европы достичь поразительных результатов по увеличению производства сельскохозяйственной продукции на основе новейших технологий и интенсификации аграрного сектора экономики и полностью быть независимыми от импорта.
На наш взгляд, богатый опыт стран рыночной экономики по поддержке сельского хозяйства при переходе к рыночной экономике в нашей стране теперь все активнее должен быть использован органами государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектами. Следует подчеркнуть, что в Республиках Башкортостан, Татарстан, Нижегородской и ряде других областей уже имеется определенный опыт реформирования аграрного сектора.
Тем более что в условиях взаимосвязанности общей экономической и аграрной реформы выход из аграрного кризиса зависит как от общего состояния сельского хозяйства и преобразования аграрных отношений, так и от развития экономики страны в целом[17].
По оценкам исследователей, «экономический кризис, носящий как системный, так и структурный характер, особенно остро протекает в аграрном секторе»[18]. Следует так же иметь в виду, что «государственная забота» о развитии сельского хозяйства при монополии одной формы собственности (социалистической) как показывает опыт колхозно-совхозной формы ведения сельского хозяйства в недавнем прошлом в нашей стране, не дает желаемого результата.
Попытки провести аграрную реформу в бывшем СССР, предпринимавшиеся неоднократно, не приводили к успеху главным образом из-за полного огосударствления сельскохозяйственного производства и совершенно недостаточного использования правовых средств, призванных обеспечить эффективный механизм развития этого производства[19].
Применительно к этому периоду можно говорить не просто о волюнтаризме, но и о вмешательстве идеологических факторов в решение экономических вопросов. Борьба травопольной системы, нарушение сложившихся севооборотов, непомерно высокие плановые показатели, определяемые задачей «Догнать и перегнать США!» — сочетались с «коммунистическими» мерами по добиванию мелкоукладного сектора. В городах личные хозяйства принудительно ликвидировались, а на селе — все больше ограничивались. Урезывались сады и огороды колхозников, рабочих и служащих совхозов принуждали сдавать в общественное хозяйство скот. Это был рецидив политики 20—30-х годов по массовой принудительной коллективизации. Увеличение размера хозяйств, превращение крестьян в государственных рабочих, сокращение их личного подворья было направлено, по существу, на повышение уровня обобществления сельскохозяйственного производства как панацеи от аграрного кризиса, как одного из важнейших средств интенсификации[20].
Как видно из приведенного примера, здесь на лицо директивно-командный характер управления сельским хозяйством, полностью исключающий плюрализм. Подобная идеология и привела к стагнации аграрного сектора экономики, поставила страну, располагающую уникальными природными и людскими ресурсами, в зависимость от сельскохозяйственных производителей рыночных стран.
Общеизвестно, при переходе к рыночной экономике ее главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, дает импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство. Конкуренция предпринимателей вынуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом управления выступали директивы и планы государственного руководства[21].
Мировая цивилизация доказала преимущество рыночной экономики, где государство и право определяет лишь правила игры на рынке, создают условия для рыночных отношений, а сами не вмешиваются в производственно-финансовую и хозяйственную деятельность товаропроизводителей. Все это, естественно, характерно и для аграрной сферы[22].
Принятие концепции рыночной экономики на конституционном уровне привело к тому, что идут глубокие реформы в аграрном секторе экономики в целом России и, в частности, в Башкортостане. За 1990—1995 гг. аграрная реформа, осуществляемая в нашей республике, охватывают такие сферы, как преобразование отношений собственности и организационной структуры колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, формирования нового уклада крестьянских (фермерских) хозяйств; решение социальных вопросов жизни на селе; замена исключительной государственной собственности на землю многообразием форм земельной собственности, восстановление категории недвижимости, включением земли в сферу гражданского оборота и т. д. Причем они происходят, прежде всего, посредством изменения законодательства: земельного, гражданского, административного, финансового и других. Поэтому особую значимость приобретают вопросы о приоритетах в правовом регулировании аграрных отношений, а эта сфера является исключительной компетенцией государства.
Таким образом, отказ от директивного руководства аграрным сектором экономики и переход к экономическим методам, отнюдь не означает самоустранения государства от управления сельским хозяйством вообще.
В условиях рыночной экономики государства не отказываются от регулирования экономических, социальных и иных отношений в аграрном комплексе. Разумеется, в новых условиях вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий не допускается, кроме как по установленным законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан основаниями и в пределах правомочий указанных органов. Однако государство на то и государство, что реализует публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует их. Так, Кабинетом Министров РБ от 15 августа 1994 г. принята программа демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан.
Государственный протекционизм в отношении аграрной сферы экономики так же осуществляется посредством экономических и правовых методов.
Регулируя аграрные отношения через бюджетное финансирование, путем сельскохозяйственного кредитования и налогообложения государство достигает реализации целевых программ развития сельского хозяйства. Таким способом, например, осуществляется выполнение известной Программы возрождения Российской деревни, принятого в свое время в соответствии с Законом РСФСР «О социальном развитии села».
В настоящее время в нашей республике разработана отдельная программа государственной поддержки агропромышленного комплекса.
В бюджете Республики Башкортостан на 1996 год значительный удельный вес (14,2% всего бюджета) занимают расходы, связанные с государственной поддержкой функционирования агропромышленного комплекса, которые намечаются в сумме 1040 млрд. рублей с ростом против уточненного бюджета 1995 года почти в два раза.
Правительством Республики Башкортостан от 22 августа 1995 года было принято Постановление №304 «О мерах по развитию и государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и их ассоциаций в 1996 — 2000 годах». В нем предусматривается выделение бюджетных ассигнаций (с последующей индексацией) на оказание государственной поддержки фермеров и развитие сельхозкооперативов и их ассоциаций. Согласно данному подзаконному акту высшего органа управления республики, органы государственного управления всех уровней обязаны обеспечить бюджетные финансирования, принимать и другие необходимые меры.
В правовом регулировании перехода к рыночным отношениям агропромышленного комплекса достаточно наглядно проявляется государственный протекционизм.
Во-первых, особенности формирования рыночных отношений в аграрном секторе экономики находят свое выражение путем их законодательного закрепления в Конституции Республики Башкортостан (ст. 9, 42).
Для реализации государственной политики в осуществлении аграрной реформы в республике также принят пакет законов, в том числе о земельной реформе, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, об аренде, о собственности, о пчеловодстве и о государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан.
Довольно большой удельный вес в нормативно-правовой базе по регулированию аграрных вопросов занимает подзаконные акты высшего исполнительно-распорядительного органа Республики Башкортостан. С их помощью органам государственной власти и управления удалось решить немало задач аграрной реформы в республике.
Например, несмотря на всю остроту «шоковой терапии», научно обоснованная отраслевая структура «Башкирскптицепрома», планомерно развивавшаяся уже 30 лет, благодаря разумной политике ее реформирования и устойчивой поддержке руководства Башкортостана, позволила за 1990—1996 гг. сохранить объем производства диетического мяса на уровне 1990 года[23].
Особую роль в проведении политики государственного протекционизма должно играть недавно заключенное генеральное соглашение между Кабинетом Министров РФ, Федерацией товаропроизводителей и Советом Федерации профсоюзов РБ на 1996-1997 гг.
В Республике Башкортостан экономическими и правовыми средствами удается способствовать совершенствование структуры и правового регулирования отношений собственности в сельском хозяйстве и на базе приватизации земли и других средств производства осуществить необходимые структурные преобразования в сельскохозяйственном производстве при переходе к рыночной экономике. Общепризнанным фактом является то, что в Республике Башкортостан последовательно проводятся экономические и политические реформы. Создана правовая база для реформирования аграрного сектора республики. Вопросы сельского хозяйства постоянно находятся в сфере внимания Президента, высших органов власти и управления Республики Башкортостан, так как от эффективного управления агропромышленным комплексом в первую очередь зависит социальная и политическая стабильность в республике.
Следует сказать, что принятие нового Гражданского Кодекса Российской Федерации дал импульс Президенту РБ по принятию, хотя и в ограниченной форме, института частной собственности на землю.
7 декабря 1995 года издан Указ Президента РБ «О передачи гражданам собственных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного, гаражного строительства».
Референдум от 17 декабря 1995 года снова недвусмысленно подтвердил волю населения республики на необходимость государственного регулирования отношений собственности на землю, на недопустимость неограниченной купли-продажи земли.
Нет сомнений, что при этапном осуществлении государством реформы в аграрном секторе экономики ограниченный круг субъектов — собственников на землю расширится, поскольку идет неизбежный процесс становления единого законодательного и правового пространства в государстве.
Таким образом, в Республике Башкортостан за годы реформы удалось добиться:
а) сохранения колхозно-совхозного сектора экономики;
б) создания фермерских и других типов организации сельского хозяйства, смешанных форм собственности;
в) государственного регулирования отношений собственности, рыночных механизмов, ограничения монополизма в экономике;
г) поощрения непосредственных производителей, осуществления ряда протекционистических мер, направленных на адаптацию хозяйств к рыночным отношениям.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ[24]
(Система законодательства Республики Башкортостан:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|