|
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Учебное пособие
Санкт-Петербург
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
БАЗОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА:
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Учебное пособие
Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению Физическая культура
Санкт-Петербург
УДК 796.42(075.8)
Рецензенты:
Сивас Н.В. канд. пед. наук, доцент (СПбГМУ им. академика И.П. Павлова),
Грецов Г.В. канд. пед. наук, доцент (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Войнова С.Е. и др.
Базовые виды спорта: легкая атлетика: Учеб. пособие / С.Е. Войнова, М.Ю. Щенникова, В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский/ Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2009. – 256 с.
В учебном пособии рассматриваются вопросы истории развития легкой атлетики, техники легкоатлетических видов, методики обучения, развития двигательных способностей с использованием легкоатлетических упражнений, организации судейства соревнований по легкой атлетике, проведения школьных уроков по разделу «Легкая атлетика», методики занятий оздоровительной ходьбой и бегом.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 032100(62) «Физическая культура», и преподавателей.
УДК 796.42(075.8)
© НГУ им. П.Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург, 2010
© С.Е. Войнова, М.Ю. Щенникова,
В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................................................
|
| Глава 1. Классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений (Щенникова М.Ю.)…............
|
| Глава 2. История развития легкой атлетики (Янковский А.Б.)...
|
| Глава 3. Основы техники легкоатлетических упражнений….....
|
| 3.1. Основы техники бега (Войнова С.Е.)….................................
|
| 3.2. Основы техники легкоатлетических метаний
(Лутковский В.Е.)………………………………………………....
|
| 3.3. Основы техники легкоатлетических прыжков
(Щенникова М.Ю.)………………………………………………..
|
| Глава 4. Основы обучения в легкой атлетике
(Лутковский В.Е.)…………………………………………………
|
| Глава 5. Бег…..................................................................................
|
| 5.1. Техника бега на короткие дистанции (Войнова С.Е.)…….
|
| 5.2. Методика обучения технике бега на короткие дистанции (Войнова С.Е.)………………………………………………….
|
| 5.3. Техника бега на средние и длинные дистанции
(Янковский А.Б.)……………………………………………….…
|
| 5.4. Обучение технике бега на средние и длинные дистанции и её совершенствование (Войнова С.Е., Янковский А.Б.)………
|
| 5.5. Правила соревнований по бегу
(Войнова С. Е., Янковский А.Б.)………………………………...
|
| Глава 6 Прыжки (Щенникова М.Ю.)…........................................
|
| 6.1. Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»…....
|
| 6.2. Методика обучения технике прыжка в высоту….................
|
| 6.3. Техника прыжка в длину….....................................................
|
| 6.4. Методика обучения технике прыжка в длину…...................
|
| 6.5. Правила соревнований по прыжкам…....................................
|
| Глава 7. Метания (Лутковский В.Е.)….........................................
|
| 7.1. Техника толкания ядра…........................................................
|
| 7.2. Методика обучения технике толкания ядра…......................
|
| 7.3. Техника метания малого мяча….............................................
|
| 7.4. Методика обучения технике метания малого мяча…..........
|
| 7.5. Правила соревнований по метаниям…..................................
|
| Глава 8. Развитие кондиционных способностей средствами легкой атлетики….............................................//............................
|
| 8.1. Развитие скоростных способностей
(Войнова С.Е.)….............................................................................
|
| 8.2. Развитие скоростно-силовых способностей
(Щенникова М.Ю., Лутковский В.Е.)……………..….............
|
| 8.3. Развитие выносливости (Войнова С.Е., Янковский А.Б.)….
|
| Глава 9. Легкоатлетические упражнения в программе физического воспитания общеобразовательных учреждений (Щенникова М.Ю.)…………………………………………….....
|
| Глава 10. Оздоровительное значение занятий бегом
(Войнова С.Е.)……………………………………………………
|
| Рекомендуемая литература…........................................................
|
| Приложения…….……………………………………………..….
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Изучение дисциплины легкая атлетика направлено на овладение студентами профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности: способность самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре; способность разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий; готовность использовать средства легкой атлетики для развития двигательных качеств, в оздоровительных целях; готовность организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике в образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства.
Курс состоит из лекционной части, семинарских и практических занятий. Практические занятия предполагают изучение техники легкоатлетических упражнений и овладение методикой их обучения.
Предлагаемое учебное пособие содержит теоретический материал по вопросам классификации легкоатлетических упражнений, истории легкой атлетики, биомеханическим основам техники бега, прыжков и метаний и особенностям техники отдельных видов, методике обучения технике, развития кондиционных способностей, проведения занятий оздоровительным бегом, организации и судейству соревнований по легкой атлетике.
Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики легкой атлетики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта:
Войнова С.Е., кандидат педагогических наук, доцент — гл. 3.1, 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 8.1, 8.3, 10;
Лутковский В.Е. - гл. 3.2, 4, 7, 8.2;
Щенникова М.Ю., кандидат педагогических наук, доцент — гл. 1, 3.3, 6, 8.2, 9;
Янковский А.Б., Заслуженный тренер РСФСР — гл. 2, 5.3, 5.4, 5.5, 8.3.
Г л а в а 1
КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Легкая атлетика является частью физической культуры, которая представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей. Легкая атлетика представлена во всех структурных элементах системы физической культуры: физкультурном образовании, физической рекреации, спорте, двигательной реабилитации, адаптивной физической культуре.
Основными средствами в легкой атлетике являются 4 группы упражнений: ходьба, бег, прыжки, метания. Большинство из этих упражнений относятся к естественным движениям человека и являются общедоступными. Занятия легкой атлетикой могут проводиться круглогодично как в помещениях, так и на открытом воздухе. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В процессе занятий развиваются кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и координационные способности. Результаты в легкой атлетике имеют строгое количественное измерение, что обеспечивает их объективность и возможность использования в качестве критериев уровня физического развития для людей различного пола и возраста.
Классификация легкоатлетических упражнений может быть проведена по ряду признаков. Легкая атлетика как вид спорта объединяет более 120 видов, которые представлены в Общероссийской классификации. Данные виды делятся на мужские и женские, по возрастным группам, по местам проведения соревнований (стадионы, закрытые помещения, шоссейные дороги, пересеченная местность). По преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков, цели действия виды делятся на ходьбу и бег, где решается задача преодоления дистанций с максимальной скоростью, прыжки, где спортсмены стремятся преодолеть максимальное расстояние в полете, метания, где необходимо послать снаряд на максимальное расстояние. Комплексным видом, включающим в себя соревнования в беге, прыжках и метаниях, являются многоборья, где результат определяется суммой очков, набираемой по результатам в каждом виде в соответствии со специальными таблицами. Программа Олимпийских игр и чемпионатов мира по легкой атлетике включает в себя 24 вида для мужчин и 23 вида для женщин (табл. 1).
Таблица 1
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|