Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ





ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

 

Учебное пособие

 

 

 
 

 

 

Санкт-Петербург

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

 

БАЗОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА:

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

 

Учебное пособие

 

 

Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению Физическая культура

 

 

Санкт-Петербург


УДК 796.42(075.8)

 

Рецензенты:

Сивас Н.В. канд. пед. наук, доцент (СПбГМУ им. академика И.П. Павлова),

Грецов Г.В. канд. пед. наук, доцент (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

 

 

Войнова С.Е. и др.

Базовые виды спорта: легкая атлетика: Учеб. пособие / С.Е. Войнова, М.Ю. Щенникова, В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский/ Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: [б.и.], 2009. – 256 с.



 

В учебном пособии рассматриваются вопросы истории развития легкой атлетики, техники легкоатлетических видов, методики обучения, развития двигательных способностей с использованием легкоатлетических упражнений, организации судейства соревнований по легкой атлетике, проведения школьных уроков по разделу «Легкая атлетика», методики занятий оздоровительной ходьбой и бегом.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 032100(62) «Физическая культура», и преподавателей.

УДК 796.42(075.8)

 

 

© НГУ им. П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург, 2010

 

© С.Е. Войнова, М.Ю. Щенникова,

В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский, 2010


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение...........................................................................................
Глава 1. Классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений (Щенникова М.Ю.)…............  
Глава 2. История развития легкой атлетики (Янковский А.Б.)...
Глава 3. Основы техники легкоатлетических упражнений….....
3.1. Основы техники бега (Войнова С.Е.)….................................
3.2. Основы техники легкоатлетических метаний (Лутковский В.Е.)………………………………………………....  
3.3. Основы техники легкоатлетических прыжков (Щенникова М.Ю.)………………………………………………..  
Глава 4. Основы обучения в легкой атлетике (Лутковский В.Е.)…………………………………………………  
Глава 5. Бег…..................................................................................
5.1. Техника бега на короткие дистанции (Войнова С.Е.)…….
5.2. Методика обучения технике бега на короткие дистанции (Войнова С.Е.)………………………………………………….  
5.3. Техника бега на средние и длинные дистанции (Янковский А.Б.)……………………………………………….…  
5.4. Обучение технике бега на средние и длинные дистанции и её совершенствование (Войнова С.Е., Янковский А.Б.)………  
5.5. Правила соревнований по бегу (Войнова С. Е., Янковский А.Б.)………………………………...  
Глава 6 Прыжки (Щенникова М.Ю.)…........................................
6.1. Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»…....
6.2. Методика обучения технике прыжка в высоту….................
6.3. Техника прыжка в длину….....................................................
6.4. Методика обучения технике прыжка в длину…...................
6.5. Правила соревнований по прыжкам…....................................
Глава 7. Метания (Лутковский В.Е.)….........................................
7.1. Техника толкания ядра…........................................................
7.2. Методика обучения технике толкания ядра…......................
7.3. Техника метания малого мяча….............................................
7.4. Методика обучения технике метания малого мяча…..........
7.5. Правила соревнований по метаниям…..................................
Глава 8. Развитие кондиционных способностей средствами легкой атлетики….............................................//............................  
8.1. Развитие скоростных способностей (Войнова С.Е.)….............................................................................  
8.2. Развитие скоростно-силовых способностей (Щенникова М.Ю., Лутковский В.Е.)……………..….............  
8.3. Развитие выносливости (Войнова С.Е., Янковский А.Б.)….
Глава 9. Легкоатлетические упражнения в программе физического воспитания общеобразовательных учреждений (Щенникова М.Ю.)…………………………………………….....    
Глава 10. Оздоровительное значение занятий бегом (Войнова С.Е.)……………………………………………………  
Рекомендуемая литература…........................................................
Приложения…….……………………………………………..….

 






ВВЕДЕНИЕ

Изучение дисциплины легкая атлетика направлено на овладение студентами профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности: способность самостоятельно проводить учебные занятия по физической культуре; способность разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий; готовность использовать средства легкой атлетики для развития двигательных качеств, в оздоровительных целях; готовность организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике в образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, клубах по месту жительства.

Курс состоит из лекционной части, семинарских и практических занятий. Практические занятия предполагают изучение техники легкоатлетических упражнений и овладение методикой их обучения.

Предлагаемое учебное пособие содержит теоретический материал по вопросам классификации легкоатлетических упражнений, истории легкой атлетики, биомеханическим основам техники бега, прыжков и метаний и особенностям техники отдельных видов, методике обучения технике, развития кондиционных способностей, проведения занятий оздоровительным бегом, организации и судейству соревнований по легкой атлетике.

Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики легкой атлетики Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта:

Войнова С.Е., кандидат педагогических наук, доцент — гл. 3.1, 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 8.1, 8.3, 10;

Лутковский В.Е. - гл. 3.2, 4, 7, 8.2;

Щенникова М.Ю., кандидат педагогических наук, доцент — гл. 1, 3.3, 6, 8.2, 9;

Янковский А.Б., Заслуженный тренер РСФСР — гл. 2, 5.3, 5.4, 5.5, 8.3.

 

Г л а в а 1

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Легкая атлетика является частью физической культуры, которая представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей. Легкая атлетика представлена во всех структурных элементах системы физической культуры: физкультурном образовании, физической рекреации, спорте, двигательной реабилитации, адаптивной физической культуре.

Основными средствами в легкой атлетике являются 4 группы упражнений: ходьба, бег, прыжки, метания. Большинство из этих упражнений относятся к естественным движениям человека и являются общедоступными. Занятия легкой атлетикой могут проводиться круглогодично как в помещениях, так и на открытом воздухе. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В процессе занятий развиваются кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и координационные способности. Результаты в легкой атлетике имеют строгое количественное измерение, что обеспечивает их объективность и возможность использования в качестве критериев уровня физического развития для людей различного пола и возраста.

Классификация легкоатлетических упражнений может быть проведена по ряду признаков. Легкая атлетика как вид спорта объединяет более 120 ви­дов, которые представлены в Общероссийской классификации. Данные виды делятся на мужские и женские, по возрастным группам, по местам проведения соревнований (стадионы, закрытые помещения, шоссейные дороги, пересеченная местность). По преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков, цели действия виды делятся на ходьбу и бег, где решается задача преодоления дистанций с максимальной скоростью, прыжки, где спортсмены стремятся преодолеть максимальное расстояние в полете, метания, где необходимо послать снаряд на максимальное расстояние. Комплексным видом, включающим в себя соревнования в беге, прыжках и метаниях, являются многоборья, где результат определяется суммой очков, набираемой по результатам в каждом виде в соответствии со специальными таблицами. Программа Олимпийских игр и чемпионатов мира по легкой атлетике включает в себя 24 вида для мужчин и 23 вида для женщин (табл. 1).

 

Таблица 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.