Сделай Сам Свою Работу на 5

Расположение материала в уроке и распределение занятий

Б. С. ДЕНИСОВ

Заслуженный мастер спорта

БОКС

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е исправленное издание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ»

Москва 1949

Редактор Л. С. Савельев. Техн. редактор З. Г. Мигачева

Л 79600. Сдано в яроивв. 6/IV 1949 г. Подписано к печати 24/VI 1949 г.
Формат 84Х108 1/32- Объем 8,5 п. л. 7,96 авт. листа. 8,17 уч.-изд. листа
38440 зн. в печатном листе. Тираж 20000. Заказ 1318.

16-я типография Главполиграфиздата при Совете Министров СССР.

Москва, Трехпрудный пер., 9

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Организация работы секции бокса в коллективах физкультуры

Краткие сведения по общей методике обучения тренировке

Преподаватель-тренер

Методы обучения

Расположение материала в уроке и распределение занятий

Схема составления урока

Бой на уроке

Подготовка к соревнованиям

Общие основы бокса

Куда нужно в можно наносить удары

Позиция

Перемещения

Передвижения

Закон шага

Дистанция

Удар

Обучение технике ударов и защит

Группа прямых ударов

Прямой удар левой рукой в голову (типовой)

Легкий прямой удар левой рукой в голову

Прямой удар правой рукой в голову (правый прямой)

Прямые удары в туловище

Прямые удары при отступлении

Простейшие комбинации из прямых ударов

Трехударные серии из прямых ударов

Четырехударная серия из прямых ударов

Группа фланговых ударов

«Крюк» («хук»)

Перекрестный удар («кросс»)

Удар с размаха («свинг»)

Удар снизу («апперкот»)

Двухударные комбинации из ударов снизу

Простейшие комбинации из разнотипных ударов

Двухударные серии

Трехударные серии

Четырехударные серии

Ближний бой («инфайтинг»)

Общая и специальная физическая подготовка и тренировка боксера

Бой с тенью

Снаряды и тренировка

Гимнастика

Тактика бокса

Оборудование и инвентарь для занятий секции бокса

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Вследствие ограниченного объема книги автор вынужден был отказаться от более подробного пояснения техники бокса, сократить разделы методики преподавания, тактики и стратегии бокса.



Предлагаемый нами способ описания техники бокса несколько необычен, но обосновывается тем, что в боксе так­тика совершенно неотделима от техники.

Пояснение техники бокса построено по схеме: а) механи­ка движения того или другого удара (приема), б) методика преподавания его, в) тактическое обоснование приема, г) бое­вое применение приема.

В большинстве частных случаев указываются и необхо­димые вспомогательные средства, способствующие закреп­лению пройденного материала: упражнения на тех или иных снарядах и пр.

Последовательность распределения материала в книге примерно соответствует последовательности прохождения курса бокса на секционных занятиях, построенных по прин­ципу: от простейшего к сложному и от легкого к трудному.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЕКЦИИ БОКСА В КОЛЛЕКТИВАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

 

Секция бокса коллектива физкультуры должна органи­зовать свою работу с таким расчетом, чтобы в течение пер­вого, года обучения новичок стал боксером 3-го разряда и мог совершенствоваться в последующие годы.

Всякий вид спорта, а бокс особенно, требует системати­ческих занятий в течение всего года, причем интенсивность занятий зависит от времени соревнований и от сезона.

Поэтому в течение года работа секции бокса делится на периоды:

а) Подготовительный — продолжительностью в 3—3,5 ме­сяца;

б) Основной — продолжительностью в 6—6,5 меся­цев.

За это время должны быть проведены соревнования: первые после окончания подготовительного периода и после­дующие на открытом ринге, затем квалификационные для повышения разряда и закрепления боевых навыков.

После первого круга соревнований боксеры несколько уменьшают интенсивность тренировки и переходят на некото­рое время к другим разделам подготовки, а также к исправ­лению технических и тактических недостатков, выявившихся в процессе боев.

в) Переходный— продолжительностью в 1—1,5 месяца.

Задача подготовительного периода — организовать работу новой группы новичков, приобщить их к жизни всего спор­тивного коллектива, привить им новые, непривычные для большинства, навыки, обусловленные внутренней дисципли­ной коллектива и требованиями, предъявляемыми к занима­ющимся боксом. В этом периоде все занятия имеют чисто учебный характер и только под конец его тренировочному элементу в узком смысле слова (в качестве подготовки к предстоящим первичным соревнованиям) отводится некоторое, относительно незначительное, место.

В задачу основного периода входят учебные занятия по всестороннему овладению техникой и проводятся трениро­вочные уроки (учебно-тренировочные бои на ринге, снаряды и пр.) для подготовки молодых боксеров к квалификацион­ным боям на открытом ринге.

Переходный период предназначен для отдыха после боев и для исправления тех недостатков (техники и тактики), которые выявлялись в минувших боях.

Выполнение первой задачи — подготовить в секции боксе­ров-разрядников — находится в прямой зависимости от вы­полнения второй задачи секции — обеспечить всестороннюю физическую подготовку боксеров, которая основывается на подготовке и сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (в первом году — первой ступени, во втором и третьем году — второй ступени).

В учебную работу секции, помимо изучения техники и тактики бокса, включаются: теоретическая подготовка, лег­кая атлетика, плавание, лыжи и другие виды спорта, входя­щие в комплекс ГТО.

При теоретической подготовке предлагаются темы, изуче­ние которых дает знание основ бокса и повышает общую физкультурную грамотность занимающихся: 1. Физкуль­турное движение в СССР. 2. История бокса. 3. Тактика боя. 4. Тренировка боксера. 5. Гигиена, самоконтроль, основы анатомии и физиологии. 6. Правила соревнований по боксу.

По технике бокса в первом году обучения осваиваются: типовая позиция и все способы перемещения и передвижения, дистанции боя; одиночные и простейшие серийные удары и защита от них, а также все подготовительные к ним и спе­циальные упражнения; приемы работы на простейших боксерских снарядах; приобретается умение вести учебный и вольный бой.

Проверяется эта подготовка в соревнованиях внутри кол­лектива, в соревнованиях между коллективами, в боях на открытом ринге и завершается участием в первенстве города или соответствующего совета ДСО.

Занятия ведутся три раза в неделю, примерно по 2 часа каждое (12 занятий в месяц или 24 часа в месяц). Принимая во внимание возможные пропуски, план составляют на 10 месяцев или на 240 учебных часов в год.

Руководствуясь данными практики, мы считаем, что при правильно составленной и выдержанной программе большинству занимающихся удастся освоить значительную часть курса в течение первого года обучения.

Второй год обучения посвящается совершенствованию техники бокса, изучению более сложных комбинаций и серий, ведению и закреплению навыков ближнего боя и тренировке с увеличенной физической нагрузкой и с партнерами, разли­чными по весу, росту и по манере боя, а, следовательно, общему совершенствованию боксера.

Занятия по остальным разделам подготовки боксера про­водятся, главным образом, в подготовительный и переходный периоды; цель этих занятий — поднять уровень общей физи­ческой подготовленности боксеров, освоить ряд военно-прикладных навыков и сдать испытания по комплексу ГТО.

Учебно-спортивная работа секции и сдача норм ГТО планируются специальными графиками, которые составляют­ся руководителем секции, причем принимаются во внима­ние календарные сроки соревнований по боксу и некоторых соревнований по военно-прикладным видам спорта (крос­сы, походы, массовые соревнования и т. д.), времена года, материальная база для занятий и другие местные усло­вия.

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКЕ

Преподаватель-тренер

 

Успех преподавания бокса в дореволюционное время объясняли особым «секретом», которым якобы владел тот или иной преподаватель или тренер. Этому секрету и были будто бы обязаны своими результатами ученики. Теперь мы отлично знаем, что этот «секрет» раскрывается очень просто. Заключается он. во-первых, в личности самого преподавате­ля: он должен знать во всех тонкостях предмет, который преподает, и уметь понятно, толково, коротко и убедительно разъяснить любой из вопросов бокса; во-вторых, в личности занимающегося и в той доле труда, которую он вложит в занятия боксом.

В обязанности преподавателя не входит вести бой со своими учениками наподобие партнера, но он должен уметь показать практически, как производится тот или иной удар, как проводится прием или защита. Этот показ должен быть безукоризненный и четкий. Надо помнить, что ошибки пре­подавателя воспринимаются учеником. Поэтому одной из главных забот даже опытного преподавателя является неустанная борьба с ошибками, требующая пристального внимания, заботливое исправление их.

Преподаватель должен повседневно отдавать себе отчет в том, чего именно он хочет достигнуть на уроке от группы в целом и персонально от каждого ученика. Для этого пре­подаватель прежде всего должен знать своих учеников, знать, что может дать каждый ученик и что можно от него потре­бовать.

В свою очередь, ученик должен хорошо знать своего пре­подавателя, понимать, что тот от него хочет, верить препода­вателю и уважать его. Это достигается не строгостью, окриком, и дисциплинарными мерами взыскания, а результатами работы, проверяемыми на соревнованиях.

Чтобы стать хорошим преподавателем, следует много и усиленно работать, изучая методику и глубоко, детально анализируя все вопросы бокса. Специальное образование и личный боевой стаж могут значительно способствовать деятельности преподавателя, но сами по себе они еще не гарантируют успеха преподавания. Если класс ученика выявляется в процессе соревнований, то класс и квалифика­ция преподавателя определяются, в первую очередь, качест­вами и боевыми результатами его учеников.

Преподаватель должен иметь подробный план и программу обучения и неуклонно следовать им. В плане должны быть предусмотрены все соревнования, в которых примут участие его ученики, а также и такие, в которых они лично не будут участвовать, но посещение которых необходимо в учебных целях.

Наблюдение за боем хороших боксеров приносит огромную пользу. В утверждении, что «выучиться боксу можно, глядя на бой чемпиона», бесспорно есть доля истины.

Чтобы подготовить ученика, пусть даже одаренного, и сделать его боксером высокого класса, необходимо пройти с ним серьезную школу бокса, сообщить ему ряд специальных знаний, выработать и развить особые навыки и качества, обычно не дающие себя знать у человека, не занимающегося этим видом спорта. У людей с выдающимися природными данными должны быть максимально развиты эти качества, отработаны и направлены соответственно требованиям, предъ­являемым боксом.

Без выполнения этих условий высокий класс боксера недостижим.

В курс бокса входят: 1) теория, 2) практическая выработ­ка техники бокса и 3) прикладная часть.

Последняя в свою очередь разделяется на: а) закрепление пройденного материала в учебных боях на ринге и б) общую тренировку.

Цель тренировки—укрепить организм занимающихся спе­циальными и общими гимнастическими и другими упражне­ниями, окончательно выработать и отшлифовать технику, а также закалить молодых боксеров в тренировочных боях, в которых они приобретают боевые навыки, необходимые при предстоящих соревнованиях.

 

Методы обучения

 

Для низовых кружков в первый период обучения мы пред­лагаем использовать синтетический метод. Введенный нами около двадцати лет назад, этот метод дает исклю­чительную экономию сил, средств и времени и весьма полезен при преподавании бокса в кружках и боксерских секциях добровольных спортивных обществ.

Особенно действенен этот метод при работе с детьми и школьниками младших возрастных групп (10—14 лет). Подражательная способность у них исключительно ярко выражена, а точный и эффективный показ настолько захваты­вает юного ученика, что он готов немедленно воспроизвести то, что увидел, со всеми характерными особенностями пока­занного. Было бы необоснованно и нецелесообразно отказы­ваться от использования этой, присущей подросткам, способ­ности подражать и перенимать.

Всякого рода теоретические доказательства при работе с детьми, как показала практика, мало успешны. Наиболее ценных результатов достигает показ действием. Вот почему в начальном периоде обучения синтетический метод мы счи­таем незаменимым.

В последующие периоды, когда занимающийся уже вырос, получил боевую квалификацию и приступил к выработке мастерства, или в тех случаях, когда преподавателю прихо­дится иметь дело с более взрослой группой, следует перейти к так называемому методу «синтеза — анализа». В этих случаях анализ будет играть большую роль, так как подражательная способность выражена значительно слабее, чем у самых юных из этих групп. Однако показ и исполнение приема в целом останутся основой преподавания, тогда как роль анализа будет только вспомогательной.

Метод «анализ — синтез — анализ» может при­меняться лишь в физкультурных учебных заведениях, тре­нерских школах, на сборах и курсах тренеров и пр.

Преподавание на каждом уроке должно вестись по следующей формуле: 1) показ, 2) рассказ, 3) выполнение, 4) корректура.

1. Показ — четкое воспроизведение преподавателем того или иного приема, причем особое внимание уделяется ею деталям.

2. Рассказ представляет собой краткое обоснование дета­лей приема с указанием на совокупность сил, действующих в нем, тактической целесообразности применения его и пр.

3. Выполнение приема — практическое освоение учениками предложенной и показанной им техники.

Прием выполняется обучающимися неоднократно, вна­чале в замедленном темпе, причем особое внимание обращает­ся на освоение определенной детали приема. Затем выраба­тывается скорость выполнения приемов и сила ударов. После этого постепенно усложняется тактическая обстановка (на боевом передвижении) и окончательно прием закрепляется в учебных боях.

4. Корректура — необходимый педагогический прием устра­нения ненужных, неверных и лишних движений, которые делают ученики при воспроизведении показанных им движе­ний или ударов. Ошибки эти являются следствием либо при­родных свойств учеников, либо приобретенных ими ложных навыков, и поэтому борьба с ними и исправление их иногда бывают очень трудны и кропотливы. В некоторых случаях они весьма обременяют преподавателя и отнимают у него много труда и внимания. Если своевременно не исправлять эти недостатки, то дурные и порочные навыки могут закре­питься на весьма длительное время.

Общая схема урока должна состоять из: а) дора­ботки, шлифовки и закрепления пройденного ранее материа­ла, б) разбора, разработки и детализации материала, намеченного «на сегодня» на предыдущем занятии, в) пока­за материала, предназначенного для ближайшего урока.

Каждый преподаватель, имея детально разработанный план и программу на 5—6 месяцев, должен обеспечить про­хождение за этот срок элементарного курса бокса. В дальней­шем молодые боксеры должны будут закрепить приобретен­ные знания, углубленно проработать серии ударов, приобре­сти боевые навыки и научиться тактически правильным дей­ствиям.

В этот период тренировка преобладает над учебной ра­ботой.

 

Расположение материала в уроке и распределение занятий

 

Основной целью преподавания бокса должно быть дости­жение наибольших результатов в самый краткий срок и при­том «малой кровью». Поэтому разучивание техники ударов и техники способов защиты не должно происходить изолиро­ванно одно от другого. Та и другая разучиваются одновре­менно.

Техника каждого приема или удара должна изучаться от простейшего к сложному и усложняться по мере прохожде­ния курса.

Такой порядок изучения материала даст возможность ученику постепенно освоить сложную технику бокса, повы­сить и выработать такие необходимые боксеру качества, как быстрота вообще и быстрота реакции в частности, без которых изучение техники сложных серий невозможно. Вместе с тем постепенно будет подготовляться сердечно-сосудистая система ученика и улучшаться его общее мышечное раз­витие.

Все технические приемы распределяются, во-первых, по тактической форме, например, удары: атакующие, ответные, встречные; во-вторых, по техническому признаку: «на месте», «под шаг левой ногой», «под при­ставку правой ноги», «с переносом веса тела» на ту или иную ногу, на «поскоке» или другие виды передвижения боксера.

Показ преподавателем того или иного приема, удара далеко не всегда достаточен, чтобы этот прием был правильно и легко воспроизведен учениками. Ценность синтетического метода в том, что он при помощи предварительного, специаль­но формирующего данный удар, упражнения, в котором постепенно нарастают слагающие его элементы, дает воз­можность выполнить требующееся законченное сложное движение.

В большинстве случаев все упражнения, формирующие удар, ведутся в одношереножном строю «на ходу», в затылок друг другу, с дистанцией между учениками в 2 шага.

На следующем этапе обучения пройденный удар осваи­вается уже в двух шеренгах, в формах: 1) атакующей, 2) от­ветной, 3) встречной (последняя форма применяется не всег­да), причем одновременно разучивается и применяется основ­ная защита против этого удара. Так, если одна шеренга изу­чает «атакующую» форму удара, то другая разучивает защиту против этого удара, а преподаватель исправляет грубые ошибки учеников.

Затем группа разбивается на пары для совершенствования пройденного удара.

После освоения учениками удара и защиты в двух шерен­гах, пары прорабатывают этот удар уже при соответствующем боевом передвижении, а преподаватель вносит детальные поправки индивидуального характера. В то же время можно заняться разучиванием вариантов защит.

Если требуется, преподаватель в индивидуальном порядке совершенствует с учеником нужный удар на «лапах». Так «ставятся» на «лапах» правильные удары и исправляются порочные.

«Поставленный» и выверенный удар закрепляется на соот­ветствующих снарядах. Эта часть работы ученика должна также проверяться преподавателем. Упражнение со снарядом помогая ученику выработать ряд ценных качеств и усовер­шенствовать тот или иной удар или серию, вместе с тем может вызвать и закрепить некоторые недостатки: ученик, нанося удары по снаряду, безнаказанно атакует его и, не встречая угрозы и возмездия, забывает о страховке, опускает руки и, предоставленный в эти моменты самому себе, вообще «раз­балтывается:».

Совершенствование разученных ударов в парах в формах атакующей, ответной и встречной при боевом передвижении дает несравненно более ценные результаты. По указанию преподавателя партнер по паре обязан «наказать» товарища легким ударом за всякую неряшливость позиции, раскрытие, опускание рук, отсутствие страховки и пр. Кроме того, такой метод создает обстановку, сходную с условиями учебного боя на ринге.

Непосредственно после разучивания каждого удара или приема в парах при боевом передвижении, по возможности в тот же урок, этот удар должен быть применен в учебном бою на ринге. В тех случаях, когда ученик не находит соответ­ствующего момента для применения его в учебном бою, сле­дует сейчас же превратить учебный бой в условный и пону­дить ученика применить заданный удар несколько раз под­ряд.

Предусмотреть точно, сколько времени нужно для изу­чения каждого приема всей группой, невозможно. Это зависит от состава группы, способностей занимающихся, от самого преподавателя и метода преподавания.

Время от времени преподаватель должен предлагать своим ученикам принять участие на открытых соревнованиях.

Первые выступления обычно приурочиваются к оконча­нию двух-трехмесячной учебы, причем принимается во вни­мание степень готовности того или иного ученика. Здесь, конечно, нужен индивидуальный подход. Преждевременные бои открытого типа могут нанести непоправимый ущерб моло­дому боксеру, разочаровать его и оттолкнуть от дальнейших занятий боксом. Преподаватель должен твердо усвоить, что результатами этих выступлений он проверяет не только сво­их учеников, но и свой метод преподавания.

 

Схема составления урока

 

Нагрузки, налагаемые занятиями боксом, значительны и потому должны строго регулироваться преподавателем.

Уроком при занятиях боксом называется такого рода занятие, при котором преподаватель в понятной форме и в необходимой последовательности излагает очередной мате­риал, а обучающиеся знакомятся с основами бокса и осваи­вают их.

Учебные бои на ринге являются неотъемлемой частью педагогического процесса и не должны принимать чисто-боевой характер.

С того момента, когда определенный комплекс знаний получен и освоен и боксер готовится к предстоящим боям, название «учебный урок» вряд ли может быть сохранено. С этого момента занятия принимают другую форму — «трениро­вочного урока». Это существенно различные периоды в спор­тивной деятельности боксера и его руководителя.

 

 

Графическое изображение занятий боксера ясно показы­вает разницу между уроками учебными и тренировочными (см. рис. 1). На этой схеме даны кривые нагрузок и указано отведенное для них время.

Обычно урок делится на четыре части: а) вводную, б) под­готовительную, в) основную и г) заключительную. Для раз­личных групп занимающихся и содержание урока по боксу будет различно (см. рис. 1).

 

Урок для группы новичков

 

Вводная часть — 15 мин. Построение, проверка, перестроения, повороты.

Вводная часть при занятиях с группой новичков совершен­но необходима, так как она дает возможность преподавателю «взять в руки» обычно еще недостаточно дисциплинированную группу.

Подготовительная часть — 35 мин. Разогре­вание организма, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег.

Основная часть — 60 мин. Освоение техники бокса и все способы совершенствования в ней. Сюда же входят и все специальные, формирующие технику, упражнения. В основ­ную часть для новичков включается и бой условный или учебный (2 раунда по 2 мин.).

Заключительная часть — 10 мин. Успокаива­ющие упражнения с целью привести организм в состояние относительного покоя.

Всего урок занимает 120 мин., включая в это время все виды отдыха и неизбежные перерывы. Уроки этого типа про­водятся в не быстром темпе.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.