Расположение материала в уроке и распределение занятий
Б. С. ДЕНИСОВ
Заслуженный мастер спорта
БОКС
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е исправленное издание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ»
Москва 1949
Редактор Л. С. Савельев. Техн. редактор З. Г. Мигачева
Л 79600. Сдано в яроивв. 6/IV 1949 г. Подписано к печати 24/VI 1949 г. Формат 84Х108 1/32- Объем 8,5 п. л. 7,96 авт. листа. 8,17 уч.-изд. листа 38440 зн. в печатном листе. Тираж 20000. Заказ 1318.
16-я типография Главполиграфиздата при Совете Министров СССР.
Москва, Трехпрудный пер., 9
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Организация работы секции бокса в коллективах физкультуры
Краткие сведения по общей методике обучения тренировке
Преподаватель-тренер
Методы обучения
Расположение материала в уроке и распределение занятий
Схема составления урока
Бой на уроке
Подготовка к соревнованиям
Общие основы бокса
Куда нужно в можно наносить удары
Позиция
Перемещения
Передвижения
Закон шага
Дистанция
Удар
Обучение технике ударов и защит
Группа прямых ударов
Прямой удар левой рукой в голову (типовой)
Легкий прямой удар левой рукой в голову
Прямой удар правой рукой в голову (правый прямой)
Прямые удары в туловище
Прямые удары при отступлении
Простейшие комбинации из прямых ударов
Трехударные серии из прямых ударов
Четырехударная серия из прямых ударов
Группа фланговых ударов
«Крюк» («хук»)
Перекрестный удар («кросс»)
Удар с размаха («свинг»)
Удар снизу («апперкот»)
Двухударные комбинации из ударов снизу
Простейшие комбинации из разнотипных ударов
Двухударные серии
Трехударные серии
Четырехударные серии
Ближний бой («инфайтинг»)
Общая и специальная физическая подготовка и тренировка боксера
Бой с тенью
Снаряды и тренировка
Гимнастика
Тактика бокса
Оборудование и инвентарь для занятий секции бокса
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вследствие ограниченного объема книги автор вынужден был отказаться от более подробного пояснения техники бокса, сократить разделы методики преподавания, тактики и стратегии бокса.
Предлагаемый нами способ описания техники бокса несколько необычен, но обосновывается тем, что в боксе тактика совершенно неотделима от техники.
Пояснение техники бокса построено по схеме: а) механика движения того или другого удара (приема), б) методика преподавания его, в) тактическое обоснование приема, г) боевое применение приема.
В большинстве частных случаев указываются и необходимые вспомогательные средства, способствующие закреплению пройденного материала: упражнения на тех или иных снарядах и пр.
Последовательность распределения материала в книге примерно соответствует последовательности прохождения курса бокса на секционных занятиях, построенных по принципу: от простейшего к сложному и от легкого к трудному.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЕКЦИИ БОКСА В КОЛЛЕКТИВАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Секция бокса коллектива физкультуры должна организовать свою работу с таким расчетом, чтобы в течение первого, года обучения новичок стал боксером 3-го разряда и мог совершенствоваться в последующие годы.
Всякий вид спорта, а бокс особенно, требует систематических занятий в течение всего года, причем интенсивность занятий зависит от времени соревнований и от сезона.
Поэтому в течение года работа секции бокса делится на периоды:
а) Подготовительный — продолжительностью в 3—3,5 месяца;
б) Основной — продолжительностью в 6—6,5 месяцев.
За это время должны быть проведены соревнования: первые после окончания подготовительного периода и последующие на открытом ринге, затем квалификационные для повышения разряда и закрепления боевых навыков.
После первого круга соревнований боксеры несколько уменьшают интенсивность тренировки и переходят на некоторое время к другим разделам подготовки, а также к исправлению технических и тактических недостатков, выявившихся в процессе боев.
в) Переходный— продолжительностью в 1—1,5 месяца.
Задача подготовительного периода — организовать работу новой группы новичков, приобщить их к жизни всего спортивного коллектива, привить им новые, непривычные для большинства, навыки, обусловленные внутренней дисциплиной коллектива и требованиями, предъявляемыми к занимающимся боксом. В этом периоде все занятия имеют чисто учебный характер и только под конец его тренировочному элементу в узком смысле слова (в качестве подготовки к предстоящим первичным соревнованиям) отводится некоторое, относительно незначительное, место.
В задачу основного периода входят учебные занятия по всестороннему овладению техникой и проводятся тренировочные уроки (учебно-тренировочные бои на ринге, снаряды и пр.) для подготовки молодых боксеров к квалификационным боям на открытом ринге.
Переходный период предназначен для отдыха после боев и для исправления тех недостатков (техники и тактики), которые выявлялись в минувших боях.
Выполнение первой задачи — подготовить в секции боксеров-разрядников — находится в прямой зависимости от выполнения второй задачи секции — обеспечить всестороннюю физическую подготовку боксеров, которая основывается на подготовке и сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (в первом году — первой ступени, во втором и третьем году — второй ступени).
В учебную работу секции, помимо изучения техники и тактики бокса, включаются: теоретическая подготовка, легкая атлетика, плавание, лыжи и другие виды спорта, входящие в комплекс ГТО.
При теоретической подготовке предлагаются темы, изучение которых дает знание основ бокса и повышает общую физкультурную грамотность занимающихся: 1. Физкультурное движение в СССР. 2. История бокса. 3. Тактика боя. 4. Тренировка боксера. 5. Гигиена, самоконтроль, основы анатомии и физиологии. 6. Правила соревнований по боксу.
По технике бокса в первом году обучения осваиваются: типовая позиция и все способы перемещения и передвижения, дистанции боя; одиночные и простейшие серийные удары и защита от них, а также все подготовительные к ним и специальные упражнения; приемы работы на простейших боксерских снарядах; приобретается умение вести учебный и вольный бой.
Проверяется эта подготовка в соревнованиях внутри коллектива, в соревнованиях между коллективами, в боях на открытом ринге и завершается участием в первенстве города или соответствующего совета ДСО.
Занятия ведутся три раза в неделю, примерно по 2 часа каждое (12 занятий в месяц или 24 часа в месяц). Принимая во внимание возможные пропуски, план составляют на 10 месяцев или на 240 учебных часов в год.
Руководствуясь данными практики, мы считаем, что при правильно составленной и выдержанной программе большинству занимающихся удастся освоить значительную часть курса в течение первого года обучения.
Второй год обучения посвящается совершенствованию техники бокса, изучению более сложных комбинаций и серий, ведению и закреплению навыков ближнего боя и тренировке с увеличенной физической нагрузкой и с партнерами, различными по весу, росту и по манере боя, а, следовательно, общему совершенствованию боксера.
Занятия по остальным разделам подготовки боксера проводятся, главным образом, в подготовительный и переходный периоды; цель этих занятий — поднять уровень общей физической подготовленности боксеров, освоить ряд военно-прикладных навыков и сдать испытания по комплексу ГТО.
Учебно-спортивная работа секции и сдача норм ГТО планируются специальными графиками, которые составляются руководителем секции, причем принимаются во внимание календарные сроки соревнований по боксу и некоторых соревнований по военно-прикладным видам спорта (кроссы, походы, массовые соревнования и т. д.), времена года, материальная база для занятий и другие местные условия.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКЕ
Преподаватель-тренер
Успех преподавания бокса в дореволюционное время объясняли особым «секретом», которым якобы владел тот или иной преподаватель или тренер. Этому секрету и были будто бы обязаны своими результатами ученики. Теперь мы отлично знаем, что этот «секрет» раскрывается очень просто. Заключается он. во-первых, в личности самого преподавателя: он должен знать во всех тонкостях предмет, который преподает, и уметь понятно, толково, коротко и убедительно разъяснить любой из вопросов бокса; во-вторых, в личности занимающегося и в той доле труда, которую он вложит в занятия боксом.
В обязанности преподавателя не входит вести бой со своими учениками наподобие партнера, но он должен уметь показать практически, как производится тот или иной удар, как проводится прием или защита. Этот показ должен быть безукоризненный и четкий. Надо помнить, что ошибки преподавателя воспринимаются учеником. Поэтому одной из главных забот даже опытного преподавателя является неустанная борьба с ошибками, требующая пристального внимания, заботливое исправление их.
Преподаватель должен повседневно отдавать себе отчет в том, чего именно он хочет достигнуть на уроке от группы в целом и персонально от каждого ученика. Для этого преподаватель прежде всего должен знать своих учеников, знать, что может дать каждый ученик и что можно от него потребовать.
В свою очередь, ученик должен хорошо знать своего преподавателя, понимать, что тот от него хочет, верить преподавателю и уважать его. Это достигается не строгостью, окриком, и дисциплинарными мерами взыскания, а результатами работы, проверяемыми на соревнованиях.
Чтобы стать хорошим преподавателем, следует много и усиленно работать, изучая методику и глубоко, детально анализируя все вопросы бокса. Специальное образование и личный боевой стаж могут значительно способствовать деятельности преподавателя, но сами по себе они еще не гарантируют успеха преподавания. Если класс ученика выявляется в процессе соревнований, то класс и квалификация преподавателя определяются, в первую очередь, качествами и боевыми результатами его учеников.
Преподаватель должен иметь подробный план и программу обучения и неуклонно следовать им. В плане должны быть предусмотрены все соревнования, в которых примут участие его ученики, а также и такие, в которых они лично не будут участвовать, но посещение которых необходимо в учебных целях.
Наблюдение за боем хороших боксеров приносит огромную пользу. В утверждении, что «выучиться боксу можно, глядя на бой чемпиона», бесспорно есть доля истины.
Чтобы подготовить ученика, пусть даже одаренного, и сделать его боксером высокого класса, необходимо пройти с ним серьезную школу бокса, сообщить ему ряд специальных знаний, выработать и развить особые навыки и качества, обычно не дающие себя знать у человека, не занимающегося этим видом спорта. У людей с выдающимися природными данными должны быть максимально развиты эти качества, отработаны и направлены соответственно требованиям, предъявляемым боксом.
Без выполнения этих условий высокий класс боксера недостижим.
В курс бокса входят: 1) теория, 2) практическая выработка техники бокса и 3) прикладная часть.
Последняя в свою очередь разделяется на: а) закрепление пройденного материала в учебных боях на ринге и б) общую тренировку.
Цель тренировки—укрепить организм занимающихся специальными и общими гимнастическими и другими упражнениями, окончательно выработать и отшлифовать технику, а также закалить молодых боксеров в тренировочных боях, в которых они приобретают боевые навыки, необходимые при предстоящих соревнованиях.
Методы обучения
Для низовых кружков в первый период обучения мы предлагаем использовать синтетический метод. Введенный нами около двадцати лет назад, этот метод дает исключительную экономию сил, средств и времени и весьма полезен при преподавании бокса в кружках и боксерских секциях добровольных спортивных обществ.
Особенно действенен этот метод при работе с детьми и школьниками младших возрастных групп (10—14 лет). Подражательная способность у них исключительно ярко выражена, а точный и эффективный показ настолько захватывает юного ученика, что он готов немедленно воспроизвести то, что увидел, со всеми характерными особенностями показанного. Было бы необоснованно и нецелесообразно отказываться от использования этой, присущей подросткам, способности подражать и перенимать.
Всякого рода теоретические доказательства при работе с детьми, как показала практика, мало успешны. Наиболее ценных результатов достигает показ действием. Вот почему в начальном периоде обучения синтетический метод мы считаем незаменимым.
В последующие периоды, когда занимающийся уже вырос, получил боевую квалификацию и приступил к выработке мастерства, или в тех случаях, когда преподавателю приходится иметь дело с более взрослой группой, следует перейти к так называемому методу «синтеза — анализа». В этих случаях анализ будет играть большую роль, так как подражательная способность выражена значительно слабее, чем у самых юных из этих групп. Однако показ и исполнение приема в целом останутся основой преподавания, тогда как роль анализа будет только вспомогательной.
Метод «анализ — синтез — анализ» может применяться лишь в физкультурных учебных заведениях, тренерских школах, на сборах и курсах тренеров и пр.
Преподавание на каждом уроке должно вестись по следующей формуле: 1) показ, 2) рассказ, 3) выполнение, 4) корректура.
1. Показ — четкое воспроизведение преподавателем того или иного приема, причем особое внимание уделяется ею деталям.
2. Рассказ представляет собой краткое обоснование деталей приема с указанием на совокупность сил, действующих в нем, тактической целесообразности применения его и пр.
3. Выполнение приема — практическое освоение учениками предложенной и показанной им техники.
Прием выполняется обучающимися неоднократно, вначале в замедленном темпе, причем особое внимание обращается на освоение определенной детали приема. Затем вырабатывается скорость выполнения приемов и сила ударов. После этого постепенно усложняется тактическая обстановка (на боевом передвижении) и окончательно прием закрепляется в учебных боях.
4. Корректура — необходимый педагогический прием устранения ненужных, неверных и лишних движений, которые делают ученики при воспроизведении показанных им движений или ударов. Ошибки эти являются следствием либо природных свойств учеников, либо приобретенных ими ложных навыков, и поэтому борьба с ними и исправление их иногда бывают очень трудны и кропотливы. В некоторых случаях они весьма обременяют преподавателя и отнимают у него много труда и внимания. Если своевременно не исправлять эти недостатки, то дурные и порочные навыки могут закрепиться на весьма длительное время.
Общая схема урока должна состоять из: а) доработки, шлифовки и закрепления пройденного ранее материала, б) разбора, разработки и детализации материала, намеченного «на сегодня» на предыдущем занятии, в) показа материала, предназначенного для ближайшего урока.
Каждый преподаватель, имея детально разработанный план и программу на 5—6 месяцев, должен обеспечить прохождение за этот срок элементарного курса бокса. В дальнейшем молодые боксеры должны будут закрепить приобретенные знания, углубленно проработать серии ударов, приобрести боевые навыки и научиться тактически правильным действиям.
В этот период тренировка преобладает над учебной работой.
Расположение материала в уроке и распределение занятий
Основной целью преподавания бокса должно быть достижение наибольших результатов в самый краткий срок и притом «малой кровью». Поэтому разучивание техники ударов и техники способов защиты не должно происходить изолированно одно от другого. Та и другая разучиваются одновременно.
Техника каждого приема или удара должна изучаться от простейшего к сложному и усложняться по мере прохождения курса.
Такой порядок изучения материала даст возможность ученику постепенно освоить сложную технику бокса, повысить и выработать такие необходимые боксеру качества, как быстрота вообще и быстрота реакции в частности, без которых изучение техники сложных серий невозможно. Вместе с тем постепенно будет подготовляться сердечно-сосудистая система ученика и улучшаться его общее мышечное развитие.
Все технические приемы распределяются, во-первых, по тактической форме, например, удары: атакующие, ответные, встречные; во-вторых, по техническому признаку: «на месте», «под шаг левой ногой», «под приставку правой ноги», «с переносом веса тела» на ту или иную ногу, на «поскоке» или другие виды передвижения боксера.
Показ преподавателем того или иного приема, удара далеко не всегда достаточен, чтобы этот прием был правильно и легко воспроизведен учениками. Ценность синтетического метода в том, что он при помощи предварительного, специально формирующего данный удар, упражнения, в котором постепенно нарастают слагающие его элементы, дает возможность выполнить требующееся законченное сложное движение.
В большинстве случаев все упражнения, формирующие удар, ведутся в одношереножном строю «на ходу», в затылок друг другу, с дистанцией между учениками в 2 шага.
На следующем этапе обучения пройденный удар осваивается уже в двух шеренгах, в формах: 1) атакующей, 2) ответной, 3) встречной (последняя форма применяется не всегда), причем одновременно разучивается и применяется основная защита против этого удара. Так, если одна шеренга изучает «атакующую» форму удара, то другая разучивает защиту против этого удара, а преподаватель исправляет грубые ошибки учеников.
Затем группа разбивается на пары для совершенствования пройденного удара.
После освоения учениками удара и защиты в двух шеренгах, пары прорабатывают этот удар уже при соответствующем боевом передвижении, а преподаватель вносит детальные поправки индивидуального характера. В то же время можно заняться разучиванием вариантов защит.
Если требуется, преподаватель в индивидуальном порядке совершенствует с учеником нужный удар на «лапах». Так «ставятся» на «лапах» правильные удары и исправляются порочные.
«Поставленный» и выверенный удар закрепляется на соответствующих снарядах. Эта часть работы ученика должна также проверяться преподавателем. Упражнение со снарядом помогая ученику выработать ряд ценных качеств и усовершенствовать тот или иной удар или серию, вместе с тем может вызвать и закрепить некоторые недостатки: ученик, нанося удары по снаряду, безнаказанно атакует его и, не встречая угрозы и возмездия, забывает о страховке, опускает руки и, предоставленный в эти моменты самому себе, вообще «разбалтывается:».
Совершенствование разученных ударов в парах в формах атакующей, ответной и встречной при боевом передвижении дает несравненно более ценные результаты. По указанию преподавателя партнер по паре обязан «наказать» товарища легким ударом за всякую неряшливость позиции, раскрытие, опускание рук, отсутствие страховки и пр. Кроме того, такой метод создает обстановку, сходную с условиями учебного боя на ринге.
Непосредственно после разучивания каждого удара или приема в парах при боевом передвижении, по возможности в тот же урок, этот удар должен быть применен в учебном бою на ринге. В тех случаях, когда ученик не находит соответствующего момента для применения его в учебном бою, следует сейчас же превратить учебный бой в условный и понудить ученика применить заданный удар несколько раз подряд.
Предусмотреть точно, сколько времени нужно для изучения каждого приема всей группой, невозможно. Это зависит от состава группы, способностей занимающихся, от самого преподавателя и метода преподавания.
Время от времени преподаватель должен предлагать своим ученикам принять участие на открытых соревнованиях.
Первые выступления обычно приурочиваются к окончанию двух-трехмесячной учебы, причем принимается во внимание степень готовности того или иного ученика. Здесь, конечно, нужен индивидуальный подход. Преждевременные бои открытого типа могут нанести непоправимый ущерб молодому боксеру, разочаровать его и оттолкнуть от дальнейших занятий боксом. Преподаватель должен твердо усвоить, что результатами этих выступлений он проверяет не только своих учеников, но и свой метод преподавания.
Схема составления урока
Нагрузки, налагаемые занятиями боксом, значительны и потому должны строго регулироваться преподавателем.
Уроком при занятиях боксом называется такого рода занятие, при котором преподаватель в понятной форме и в необходимой последовательности излагает очередной материал, а обучающиеся знакомятся с основами бокса и осваивают их.
Учебные бои на ринге являются неотъемлемой частью педагогического процесса и не должны принимать чисто-боевой характер.
С того момента, когда определенный комплекс знаний получен и освоен и боксер готовится к предстоящим боям, название «учебный урок» вряд ли может быть сохранено. С этого момента занятия принимают другую форму — «тренировочного урока». Это существенно различные периоды в спортивной деятельности боксера и его руководителя.
Графическое изображение занятий боксера ясно показывает разницу между уроками учебными и тренировочными (см. рис. 1). На этой схеме даны кривые нагрузок и указано отведенное для них время.
Обычно урок делится на четыре части: а) вводную, б) подготовительную, в) основную и г) заключительную. Для различных групп занимающихся и содержание урока по боксу будет различно (см. рис. 1).
Урок для группы новичков
Вводная часть — 15 мин. Построение, проверка, перестроения, повороты.
Вводная часть при занятиях с группой новичков совершенно необходима, так как она дает возможность преподавателю «взять в руки» обычно еще недостаточно дисциплинированную группу.
Подготовительная часть — 35 мин. Разогревание организма, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег.
Основная часть — 60 мин. Освоение техники бокса и все способы совершенствования в ней. Сюда же входят и все специальные, формирующие технику, упражнения. В основную часть для новичков включается и бой условный или учебный (2 раунда по 2 мин.).
Заключительная часть — 10 мин. Успокаивающие упражнения с целью привести организм в состояние относительного покоя.
Всего урок занимает 120 мин., включая в это время все виды отдыха и неизбежные перерывы. Уроки этого типа проводятся в не быстром темпе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|