ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ МЯСОКОМБИНАТОВ
Технологического оборудования мясокомбинатов насчитывается около 300 типоразмеров, не считая энергосилового, общезаводского и другого оборудования.
Организация правильной технической эксплуатации оборудования оказывает существенное влияние на повышение коэффициента использования оборудования, продолжительность срока его службы на предприятии, снижение стоимости эксплуатации и обеспечение бесперебойной работы, особенно в период массового поступления скота.
Под эксплуатацией оборудования понимают совокупность мероприятий, направленных на технически правильное и рациональное использование производительности машины или поточно-механизированной линии, обеспечение безаварийной работы и безопасности обслуживающего персонала.
В соответствии с этим к эксплуатации оборудования относится:
подготовка машины к пуску, обеспечение необходимого запаса эксплуатационных материалов (смазочные материалы, обтирочные и др.), подготовка необходимого инструмента и мелких запасных частей, которые могут потребоваться во время работы машины;
подготовка рабочею места, проверка наличия сырья или полуфабрикатов для бесперебойной работы оборудования, проверка освещенности рабочего места, работы вентиляции, отопления, осмотр машины, проверка исправности при работе вхолостую, пуск машины под нагрузкой, выполнение технологических операций;
систематическое наблюдение и контроль за работой машины, регулирование скорости, производительности, степени нагрева, устранение мелких неполадок, текущее обслуживание и ремонт, запись в журнале о работе оборудования;
остановка машины поеме окончания смены пли при <чсут-ствни сырья, санитарная обработка машины и рабочего л.оста, отключение производственных коммуникаций.
Эксплуатация оборудования осуществляется основным производственным персоналом (рабочие, бригадиры, мастера, технологи), а ремонт оборудования производится специальными ремонтными рабочими (слесари, механики).
В соответствии с конструкцией и назначением машины требуются различные эксплуатационные материалы и запасные части, поэтому для каждой машины разрабатывают соответствующий перечень и нормативы расхода этих материалов.
Эксплуатационные материалы хранят по возможности в непосредственной близости от данной машины.
В подготовку машины к пуску входит также тщательный осмотр рабочих органов, трущихся деталей, проверка наличия смазки в подшипниках, осмотр рабочего инструмента и инвентаря.
До пуска машины в действие и начала работы приводят в порядок рабочее место, убирают все лишние и ненужные материалы, сырье, тару, освобождают проходы около машины, обеспечивают санитарную обработку полов, проверяют доступ к контрольно-измерительным приборам и регулирующим аппаратам.
После проверки крепления ограждений, натяжения ремней, наличия смазки машину пускают вхолостую сначала на короткое, а затем на более длительное время.
При этом особое внимание уделяют проверке работы блокирующих устройств, наличию заземления всех металлических частей, могущих оказаться под напряжением.
Слушают ход машины, проверяют нагрев деталей, осматривают все коммуникации пара, воды, холода, рассола, газа, электроэнергии.
Затем начинают выполнение технологических операций. Работать на машине разрешают только лицам, прошедшим соответствующий инструктаж и сдавшим обязательный техминимум. Перевод рабочих с машины на машину или допуск к работе с оборудованием необученных лиц не разрешается.
Машина должна работать плавно, корпус (станина) не должен вибрировать.
Загружать сырье надо равномерно, запас сырья не должен быть меньше чем на 2—3 ч работы машины.
Запрещают перегрузку машины сверх установленной паспортной мощности и разрешенной рабочей нагрузки. Во время работы внимательно следят за работой машины и при обнаружении каких-либо ненормальностей отключают оборудование до выяснения и устранения выявленных дефектов.
Скорость выполнения технологических операций и загрузку сырья в машину регулируют с расчетом максимально возможного повышения коэффициента использования машины.
Следят за работой и показаниями контрольных и регистрирующих приборов, за исправностью сигнализации. По окончании производственного цикла машину останавливают, выключают все электропусковые устройства, отключают коммуникации, выключают масленки, тщательно убирают рабочее место, убирают лишнее сырье, остатки продукции, тары и инвентаря, машину закрывают чехлом.
В журнале работы оборудования отмечают время пуска и остановки машины, количество переработанного сырья или полуфабрикатов, режимы работы оборудования, замеченные дефекты и отклонения.
Если оборудование не работает длительное время по причине отсутствия сырья, то производят его консервацию — тщательно очищают, вытирают, смазывают антикоррозийной смазкой (75% машинного и цилиндрового масла, 5% канифоли и 20% технического вазелина), укрывают от сырости, защищают от механических повреждений.
В зависимости от конструкции и назначения основных видов технологического оборудования мясоптицекомбинатов в правилах технической эксплуатации имеются специфические особенности. Например, особенности правила эксплуатации волчка следующие.
Рекомендуется измельчать мясо, предварительно нарезанное кусками весом до 0,5 кг. Следить, чтобы с мясом не попали кусочки кости, что может повредить режущий механизм, вызвать поломку ножей, сеток и даже шнека.
Перед началом работы не следует полностью заполнять загрузочную чашу волчка. Сперва следует загрузить небольшое количество мяса, включить электродвигатель, начать измельчение и после того, как шнеки наберут поминальную скорость и начнут нормально работать, полностью загрузить чашу кусками мяса.
Большого внимания требует регулировка режущего механизма Чрезмерная затяжка гайки горловины цилиндра может привести к заклиниванию ножей между сетками, нагреву режущего механизма и его поломке, а ослабление затяжки гайки ухудшает условия резания, снижает производительность и качество измельчения сырья.
Ножи и сетки надо хорошо затачивать, лезвия ножей должны плотно прилегать к плоскостям ножевых сеток, при сборке режущего механизма не следует допускать никаких перекосов. Лезвия ножей необходимо затачивать по передним граням систематически, так как и процессе эксплуатации ножи притупляются, сетки следует периодически шлифовать.
Следует избегать работы режущего механизма без сырья, так как работа на холостом ходу ведет к быстрому затуплению ножей. Также не рекомендуется останавливать машину при полной загрузке ее сырьем.
Смазка режущего механизма осуществляется во время работы самим сырьем. Трущиеся детали привода и редуктора смазывают периодически согласно карте смазки.
При пуске машины в действие необходимо следить, чтобы рабочий шнек вращался против хода часовой стрелки (если смотреть со стороны гайки режущего механизма).
После окончания рабочей смены машину разбирают, отвинчивают гайку режущего механизма, вынимают ножи, сетки, шнек промывают горячей водой, вытирают насухо и смазывают тонким слоем пищевого несоленого жира для предохранения от коррозии. Промывают также загрузочную чашу и цилиндр.
Периодически осматривают электропусковую аппаратуру, зачищают пусковые контакты, проверяют исправность заземления.
Смазочное масло в редукторе (автол — 10) заменяют полностью через каждые 6 месяцев, а первый слив масла из корпуса редуктора производят через 10—15 дней после пуска машины в эксплуатацию
Подобные рекомендации должны быть разработаны для всех ответственных машин и аппаратов.
Для однородных машин разрабатывают общие рекомендации и правила эксплуатации.
Подъемно-транспортные машины и механизмы требуют очень внимательного отношения и обслуживания, так как состоят в основном из трущихся деталей (ролики, цепи, валы, втулки, звездочки, пластины, направляющие и т. п.), работающих под большими нагрузками, часто с большими скоростями.
При эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо прежде всего обеспечить правильную и своевременную смазку деталей, направляющих, приводных и натяжных станций.
Смазку осуществляют вручную при помощи масленок (фитильных, капельных, игольчатых) или специальными устройствами для многоточечной смазки под давлением
Для смазки применяют жидкие масла (подшипники, трансмиссии, редукторы) или консистентные смазки (цепи, звездочки, подвесные пути, направляющие) разных марок. Периодичность смазки следующая:
подшипников качения — 1 раз в 6 месяцев консистентной смазкой или при заливке жидкого масла в корпус — 1 раз в неделю;
подшипников скольжения и втулок — ручная смазка 1 раз в смену жидкими маслами;
зубчатых передач, винтов, червяков — ручная смазка 1 раз в смену; жидкими маслами или консистентной смазкой 1 раз в 2—3 дня;
цепей — солидолом 1 раз в месяц или жидким маслом 1 раз в смену;
направляющих, подвесных путей — консистентными смазками 2—3 раза в месяц.
При эксплуатации подъемно-транспортных механизмов необходимо систематически проверять прочность крепления цепей, заменять износившиеся крепежные детали, не допускать перегрузок канатов, тросов, цепей.
Все вращающиеся детали — валы, шкивы, звездочки, шестерни, ролики, барабаны, червяки и др. — должны быть хорошо центрированы, смазаны, свободно и легко вращаться.
Нагрев деталей выше 60° С при работе не допускается. В практике этот нагрев проверяют на ощупь. Не допускаются перекосы направляющих, заедания, задиры, неровности, создающие шум при работе, перегрев, перерасход мощности, опасность при эксплуатации.
При подъемах грузов, спусках, поворотах обязательно наличие предохранительных полосок или ограждений, около стрелок — наличие предохранительных собачек.
Каркасы подвесных путей, путевые балки, станины подъемных механизмов проверяют не реже одного раза в месяц на прочность, наличие креплений, отсутствие вибрации.
Грузовые и пассажирские лифты проверяют, эксплуатируют, ремонтируют и сдают в эксплуатацию в соответствии с правилами Госгортехнадзора. Также ежегодно проверяют и сдают блоки, тали, тельферы и другие подъемные механизмы.
Пилы, дробилки, мельницы и другие машины для механического измельчения продукта или сырья, помимо требований правильной и своевременной смазки всех трущихся деталей, должны содержаться в постоянной исправности, особенно в части рабочего органа машины (нож, полотно пилы, зуб дробилки, молоток, пила и т. п ).
Рабочий орган должен быть прочно закреплен, заточен, заправлен, по возможности огражден защитным кожухом.
Машины для механического измельчения, особенно быстроходные, должны находиться под постоянным наблюдением и контролем.
При выборе смазочных материалов учитывают конструкцию и назначение машины, характер работы, нагрузку, колебания скорости, влияние температуры. Машины должны быть хорошо отрегулированы и отбалансированы, не должны вибрировать при работе; станины прочно закрепляют.
При перегреве или при появлении стуков машину отключают и устраняют неисправности. Регулярно проверяют все блокирующие устройства, которые должны действовать безотказно.
Пусковые устройства и механизмы для отключения должны находиться в непосредственной близости or рабочего места.
Машины для тепловой обработки, как правило, не имеют вращающихся или трущихся частей, поэтому эксплуатация этих машин состоит главным образом в соблюдении установленных тепловых режимов обработки продукции. Машины для тепловой обработки продукции, работающие под давлением, должны иметь достаточно прочный корпус, исправную рубашку и теплоизоляцию. Машины должны быть снабжены необходимыми приборами для контроля давления и температуры, предохранительными клапанами, смотровыми стеклами, запорной арматурой. Без наличия контрольных приборов работа запрещается. Все тепловые аппараты, работающие под давлением свыше 0,7 атм, в обязательном порядке ежегодно осматривают, проверяют и сдают инспекции Госгортехнадзора.
Эксплуатация тепловых машин заключается в правильном использовании теплоносителя (пар, горячая вода, нагретый воздух, газ) и наибольшей экономической эффективности. Все потери тепловой энергии должны быть устранены (неисправные коммуникации, запорная арматура, неисправная изоляция), установленный тепловой режим должен строго соблюдаться при помощи приборов. Вспомогательные механизмы — насосы, вентиляторы, мешалки и другие — в тепловом оборудовании обслуживаются обычным порядком.
Давление или температура в тепловых аппаратах, выше допустимых или установленных, категорически запрещается.
Подача теплоносителя в рубашку теплового аппарата или включение трубопровода, работающего под давлением, должны осуществляться осторожно, путем постепенного открывания запорной арматуры и медленного повышения давления, при отсутствии конденсата, во избежание гидравлического удара. При пуске и дальнейшей эксплуатации необходимо следить за прочностью всех соединений трубопроводов, прокладок, заглушек, набивкой сальников, не допускать никаких утечек пара, воды, воздуха или газа.
При пуске аппаратов в эксплуатацию их нагревают постепенно, избегая быстрого повышения температуры или давления.
Слой термоизоляции рассчитывают так, чтобы температура па поверхности изоляции при работе аппарата не превышала 40° С. Изоляция должна быть исправной, защищенной снаружи oт механических повреждений. Запорная арматура должна быть исправной и обеспечивать в случае необходимости полное отключение рабочего аппарата от коммуникаций, находящихся под давлением. В правила эксплуатации входит также точное соблюдение установленных параметров тепловой обработки продукции и недопущение перерасходов тепловой энергии.
Электрооборудование мясокомбинатов — электродвигатели, сигнализационные устройства, пускатели, распределительные щиты, трансформаторы, электросети и другое — в условиях производства (большая относительная влажность, резкие колебания температуры, производственный шум и др.) представляет значительную опасность для обслуживающего персонала.
Главная опасность состоит в поражении электрическим током напряжением 220 и 380 в, которое в условиях большой влажности может иметь очень серьезные последствия.
Поэтому основное требование ко всем электрическим машинам и устройствам — наличие сети заземления. Заземление должно быть подведено ко всем металлическим частям машины, станин, рам, каркасов, подвесных путей, которые могут оказаться под напряжением.
Без наличия исправной сети заземления пуск и эксплуатация электрооборудования запрещаются. Электродвигатели должны работать без перегрева. Не допускаются задевания ротора за обмотку статора, искрение, нарушение обмотки, непрочное крепление к салазкам или фундаменту. Силовая подводка к электродвигателям должна быть хорошо защищена от сырости и механических повреждений. Открытая проводка и воздушные сети должны быть исправны. Не допускается повреждение роликов, провисание проводов, повреждение изоляторов и изоляции.
Распределительные силовые и осветительные щитки следует хорошо укрепить, контакты зачистить, ножи рубильников установить точно против гнезд. Кнопки магнитных пускателей не должны заедать.
На всех электропусковых устройствах, сетях, электромашинах полагается устанавливать предохранители, соответствующие рабочему напряжению и силе тока.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|