Система управления морально-психологическим обеспечением боя и ее структурные элементы.
Управление морально-психологическим обеспечением является составной частью управления войсками (силами) и заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы и других органов управления по поддержанию боевой готовности сил и средств морально-психологического обеспечения, подготовке их к выполнению задач в ходе боя (боевых действий), повседневной деятельности и руководству ими в мирное и военное время.
Степень воздействия органов управления морально-психологическим обеспечением - субъектов на объект управления определяется тем, насколько полно они учитывают в ходе этого процесса его интересы, используют объективные законы развития, опираются на активность и инициативу всех объектов воздействия, создавая наиболее благоприятные условия для их проявления. Несоблюдение хотя бы одного из указанных требований, как показывает практика, резко снижает эффективность морально-психологического обеспечения.
Создание современной, наиболее рациональной, адекватной требованиям обстановки системы управления морально-психологическим обеспечением занимает видное место в деятельности органов управления войсками (силами). Военная наука в целом, управление морально-психологическим обеспечением, в частности, теснейшим образом связаны с политическими, социальными, экономическими и идеологическими процессами. Научный подход к управлению морально-психологическим обеспечение предполагает обязательный их учет, а также широкое использование достижений не только военной, но и всех других наук. В связи с тем, что отправными положениями в деятельности органов управления морально-психологическим обеспечением являются выводы и требования государственной и военной политики страны, то в управлении морально-психологическим обеспечение необходимо сочетать как административную, так и научные стороны.
В общем плане назначение управления морально-психологическим обеспечением состоит в том, чтобы обеспечить применение его сил и средств в соответствии с поставленными целями и задачами.
Поскольку система морально-психологического обеспечения, в первую очередь, является социально-политической системой, то речь будем вести об управлении (руководстве) социально-политическими процессами, учитывая при этом то, что наука управления социально-политическими процессами - это в значительной степени человековедение, требующее учета политического, социального и психологического облика людей, а также соблюдения в их взаимоотношениях установленных законами правовых норм, правил, принципов морали.
Другой характеристикой системы управления морально-психологическим обеспечением является то, что помимо субъективных в ней действует сложное переплетение объективных факторов: политического, экономического, идеологического и психологического, которые не только разнородны по своему характеру, но и нередко разнонаправлены по своим действиям. В совокупности они образуют объективные условия существования и функционирования системы управления морально-психологическим обеспечением.
Система управления морально-психологическим обеспечением относится к числу целенаправленных и управляемых. Это означает, что ее функционирование осуществляется под постоянным управляющим воздействием органов как государственно-политического, так и военного управления. А управление любой сложной динамической системой есть одно из важных ее свойств. Без управления не может существовать сама система.
Силы и средства морально-психологического обеспечения в целом также являются сложной системой, составные части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. В связи с этим значительно повышается роль правильно и четко организованного управления ими, как основы поддержания их постоянной боевой готовности. Это обусловлено еще и тем, что на состояние боеспособности сил и средств морально-психологического обеспечения сегодня все возрастающее влияние стали оказывать нестабильность политической обстановки внутри страны, кризис в экономике, криминализация общественных отношений и связанные с этим резкое снижение финансирования и ухудшение материально-технического снабжения войск, потеря престижа службы в Вооруженных Силах и т.д. Если в недалеком прошлом влияние этих и других внешних и внутренних факторов при организации управления морально-психологическим обеспечением практически не учитывались, то на современном этапе, как показывает исторический опыт, без учета их влияния и своевременного анализа процесс управления морально-психологическим обеспечением будет носить абстрактный характер.
Система управления морально-психологическим обеспечением как управляемая система, естественно, имеет свои специфические черты, свою цель, присущую ей информацию и т.д. Вместе с тем в ней есть много общих черт с другими управляющими системами. Так, например, непременными элементами структуры управляемой системы являются: объект, субъект и средства управления.
Субъектом управления, носителем управленческой функции в системы управления морально-психологическим обеспечением на государственном уровне выступают федеральные государственные органы власти, ведающие разработкой теории государственной политики в области военной безопасности, а на военном тактическом уровне - командование частей (подразделений).
В широком плане под объектом управления следует понимать силы и средства морально-психологического обеспечения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что система управления морально-психологическим обеспечением боя включает в себя:
субъекты управления: командование, штабы, органы воспитательной работы и другие органы управления войсками (силами);
объекты управления: силы и средства морально-психологического обеспечения;
пункты управления морально-психологическим обеспечением, организационно входящие в состав командных, запасных и тыловых пунктов управления части (подразделения).
Перечисленные элементы образуют замкнутый контур управления морально-психологическим обеспечением, по которому непрерывно движется информация от субъекта к объекту и обратно. Конкретными средствами управления морально-психологическим обеспечением выступают формы и методы управления.
Непременным и важным свойством системы управления морально-психологическим обеспечением является наличие у нее обратной связи. Информация о состоянии управляемого объекта по каналу обратной связи поступает в орган сравнения системы управления, который может внести необходимые коррективы в процесс управления.
Естественно, что создание подобного рода систем управления, связанных с достижением определенного уровня морально-психологического потенциала, требует решения целого ряда теоретических вопросов. Наряду с этим все большее, а в некоторых отношениях и определяющее значение приобретают проблемы системы управления морально-психологическим обеспечением боя. Ведь прежде чем оказывать управляющее воздействие, нужно его сформулировать, всесторонне обосновать, оценить, убедиться самому и убедить «верхи» в том, что оно приведет к успеху обеспечения поставленных задач наиболее рациональным путем.
Причем, управление морально-психологическим обеспечением нельзя сводить только к оказанию управляющего воздействия, его необходимо рассматривать как многогранную деятельность, требующую глубоких специальных знаний, широкого кругозора, практического опыта, системного мышления.
Практика решения задач управления морально-психологическим обеспечением деятельности войск (сил) показывает, что с одной стороны, информационно-психологическое воздействие противника, обстановка опасности, напряженный характер управленческого труда, сложность выработки в этих условиях наиболее целесообразного, обоснованного решения вызывают необходимость проведения мыслительных операций оценочного, расчетного характера, требующих методической работы в спокойной обстановке. С другой - возникающая в этой связи проблема социально-политической ответственности органов управления и сложность решаемых задач накладывают известные ограничения на процесс управления. При этом необходимо отметить, что специфику системы управления морально-психологическим обеспечением составляет их высокий внутренний и внешний динамизм.
Под внутренним динамизмом понимается подвижность, изменчивость конкретных структур системы управления морально-психологическим обеспечением. Эта особенность обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, периодически изменяется организация сил и средств морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). Она приводится в соответствие с новыми способами их применения, новыми взглядами на военное искусство. Во-вторых, принятая в данный момент, организация изменяется в ходе боя (боевых действий) - и в довольно широком диапазоне - сообразно поставленной задаче за счет перераспределения сил и средств, создания временных объектов воздействия и управления. Один и тот же орган управления в различных условиях может объединять действия различного числа управляемых объектов.
Внешний динамизм системы управления морально-психологическим обеспечением проявляется в том, что ее тактические звенья обладают высокой подвижностью и маневренностью, обусловленными характером современных социально-политических отношений. Опыт показывает, что при решении задач управления морально-психологическим обеспечением данное обстоятельство является определяющим, ибо системы управления морально-психологическим обеспечением, не способные отразить и воплотить в себе такой динамизм, т.е. не обладая достаточной оперативностью, они не могут эффективно выполнять свои задачи.
Современная обстановка, условия вооруженной борьбы, информационного противоборства предъявляют к системе управления морально-психологическим обеспечением повышенные требования. К важнейшим из них необходимо отнести:
постоянную боевую готовность систем управления, не уступающую готовности самих сил и средств морально-психологического обеспечения и позволяющую немедленно включиться в действие;
надежность (живучесть) системы в работе, способность обеспечить непрерывное управление силами и средствами морально-психологического обеспечения в любых условиях обстановки;
оперативность, обеспечивающую своевременное решение управленческих задач;
соответствие структуры системы управления организационной структуре сил и средств морально-психологического обеспечения и решаемым задачам;
мобильность и подвижность системы управления морально-психологическим обеспечением, соответствующую мобильности и подвижности сил и средств морально-психологического обеспечения;
универсальность в построении и гибкость в действии, позволяющие без сложных перестроек управлять силами и средствами морально-психологического обеспечения в изменяющихся условиях обстановки;
скрытность в работе, обеспечивающую сохранение в тайне от противника содержание циркулирующей в системе информации и мест расположения системы управления морально-психологическим обеспечением.
Управление - активный процесс, оно всегда, так или иначе, вторгается в естественный, стихийный ход вещей. Его первичная цель - сохранить данную систему, ее целостность и способность к функционированию. Однако в постоянно меняющихся условиях социально-политической среды нельзя сохранить систему, не изменяя в известных пределах ее структуру и функции. Причем эти изменения должны не понижать, а повышать эффективность функционирования системы, ее взаимодействия со средой. Соответственно вторичная и более глубокая цель управления морально-психологическим обеспечением - совершенствовать систему морально-психологического обеспечения, обеспечить развитие ее структуры и функций.
Система морально-психологического обеспечения относится к числу целенаправленных и управляемых. Это означает, что ее функционирование, развитие и совершенствование осуществляются под постоянным воздействием органов управления, в числе которых важнейшая роль принадлежит органам воспитательной работы.
Рассмотрим «классический» цикл управления морально-психологическим обеспечением боя (боевых действий): получив задачи и имея в своем распоряжении результаты анализа внешних и внутренних факторов, данные о морально-психологическом состоянии своих войск и войск противника, заместитель командира части (подразделения) по воспитательной работе принимает решение. Для безусловного выполнения поставленных задач и достижения целей управления он с определенной периодичностью оценивает результаты реализации принятого решения, которые в общем виде представляют данные о морально-психологической готовности войск (сил), и при необходимости, уточняет его с учетом анализа эффективности выбранного метода управления.
Необходимо отметить, что цикл управления может иметь произвольную периодичность, которая зависит от частоты изменения исходных данных. При этом задачи, поставленные старшим начальником, отражают его реакцию на морально-психологическое состояние подчиненных войск (сил).
Внешние факторы, которые необходимо учитывать при выработке решения, представляют собой результат совокупного действия не зависящих от состояния подчиненных войск (сил) процессов, происходящих как внутри страны (районе боевых действий), так и за ее пределами, но способных существенным образом влиять на морально-психологическую стабильность в частях (подразделениях).
Деятельность заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе в ходе перечисленных этапов должна исходить из того, что творческое мышление в процессе решения нетипичных, оригинальных задач управления силами и средствами морально-психологического обеспечения опирается как на формально-логические, так и на интуитивно-эвристические методы, где первые включают в себя известные способы мышления: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, абстрагирование и др., а вторые предполагают способность мышления к воображению, интуитивным скачкам, а также учитывания, что эти методы находятся в диалектическом единстве, и на разных этапах процесса управления те или иные из них получают преобладающее значение.
Первый этап процесса управления необходимо начинать с изучения боевого приказа и распоряжения по морально-психологическому обеспечению вышестоящего органа управления и сопутствующих или предшествующих документов военно-политического характера. Этот этап является почти полностью привилегией творческого мышления заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе. Он перерабатывает полученную информацию и осмысливает основные ее положения. В результате мыслительной деятельности вырабатывается новая информация, задача, поставленная старшим начальником, как бы заново моделируется заместителем командира части (подразделения) по воспитательной работе.
Проблемы целеполагания и целеисполнения приобретают необходимую конкретизацию с учетом личного опыта, знаний, характера, темперамента руководителя. Процесс уяснения полученной задачи связан не только с осмыслением полученной информации, но и с необходимыми обобщениями, постановкой новых проблем.
Как показывает опыт, качество принятого решения во многом зависит от результатов деятельности заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе в ходе второго этапа, во время которого он должен проводить анализ имеющейся и поступившей информации.
Под сбором, систематизацией и анализом морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава понимается деятельность, основанная на совокупности методов, средств и процедур, позволяющая получать систематизированные данные о событиях, которые впоследствии подвергаются различным видам обработки.
Прогнозирование морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава - это специально организованный комплекс исследований, направленный на получение достоверной опережающей информации об обстановке.
Практика управления морально-психологическим обеспечением в ходе мероприятий боевой подготовки войск показывает, что наиболее часто встречается такая ошибка в деятельности органов управления морально-психологическим обеспечением, как отсутствие пролонгирования возможности выполнения поставленных задач по его организации имеющимися силами и средствами. В результате запланированные мероприятия остаются нереализованными, поставленные цели выполняются не полностью.
Таким образом, оценивая обстановку, заместитель командира части (подразделения) по воспитательной работе должен стремиться предвидеть весь ход ее дальнейшего развития с начала боя (боевых действий) до его завершения, обращая внимание на те элементы обстановки, которые в решающей степени оказывают влияние на ход и исход боя (боевых действий).
Третьим этапом является принятие решения на морально-психологическое обеспечение, которое рождается в ходе творческого познавательного процесса умственной деятельности заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе и является основой всего процесса управления морально-психологическим обеспечением. Если цель не может быть достигнута с помощью какого-то одного акта, то для проведения этого действия требуются новые решения. Решение заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе часто также могут быть связанны с определенными предпосылками.
Так, в частности, Наполеон, в своем «Мемориале», написанном на острове Св. Елены, утверждал: «Нет ничего труднее, но в то же время и ничего ценнее, чем принять решение».
Принятие решения в большинстве случаев заключается в оценке возможных альтернатив и выборе оптимальной. Известная степень неопределенности здесь всегда остается, что обусловлено объективной неполнотой знаний руководителя по решаемой проблеме.
Наибольшую эффективность, как показывает опыт боевой и мобилизационной подготовки войск (сил), управление морально-психологическим обеспечением достигает в том случае, если в своем решении заместитель командира части (подразделения) по воспитательной работе определяет следующие положения:
что необходимо сделать в первую очередь, исходя из выводов и анализа морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния противоборствующих сторон;
направление сосредоточения основных усилий;
основные направления информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной, культурно-досуговой работы, защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника;
порядок обеспечения войск техническими средствами воспитания и проведения военно-социологических исследований;
организацию взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения;
расстановку сил и средств морально-психологического обеспечения, порядок восполнения их потерь;
организацию управления морально-психологическим обеспечением, порядок оказания помощи войскам (силам), контроль и проверку исполнения отдельных распоряжений по морально-психологическому обеспечению.
После принятия решения начинается четвертый этап управления - процесс планирования морально-психологического обеспечения и доведение задач до войск (сил). Планирование должно стать основой организаторской деятельности заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе и своей главной целью иметь определение целесообразного порядка выполнения мероприятий для достижения заданного уровня морально-психологического состояния личного состава.
Практика планирования морально-психологического обеспечения в ходе мероприятий боевой подготовки войск (сил) показывает, что его сущность и конечная цель состоит в определении заместителем командира части (подразделения) по воспитательной работе следующих положений: последовательности, сроков и способов выполнения органами воспитательной работы полученной задачи; в установлении необходимого количества сил и средств морально-психологического обеспечения, характера их маневра и взаимодействия, а также в определении мероприятий управления.
В ходе пятого этапа необходимо осуществлять постановку задач по морально-психологическому обеспечению войскам (силам), которая должна осуществляться приказами (распоряжениями) командования части (подразделения).
Определив порядок выполнения решения, и поставив задачи, заместитель командира части (подразделения) по воспитательной работе приступает к непосредственной реализации плана морально-психологического обеспечения.
В ходе шестого этапа организуется взаимодействие между силами и средствами морально-психологического обеспечения соседних подразделений (частей). При этом, исходя из практики, в ходе этого процесса особое внимание необходимо обращать на взаимодействие между органами воспитательной работы и штабами по проблемам: единого понимания задач морально-психологического обеспечения, способов и сроков их выполнения; определения привлекаемых для их выполнения сил и средств и согласования порядка их действий; установления порядка взаимного информирования о складывающейся обстановке, морально-психологическом состоянии личного состава и проводимых мероприятиях по его укреплению.
Особое значение имеет взаимодействие органов воспитательной работы со СМИ. Исходя из опыта контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, наиболее целесообразно его организовывать по вопросам: информирования населения и личного состава войск (сил) об обстановке в районе боевых действий; объективного освещения целей войны; противодействия психологическому и информационному воздействию противника; использования материально-технической базы СМИ в интересах морально-психологического обеспечения, пропаганды героических подвигов воинов и др.
Практика морально-психологического обеспечения показывает, что его эффективность и действенность во многом обусловливается хорошо организованным взаимодействием органов воспитательной работы с общественными и религиозными объединениями. Кроме того, принципиально новым в организации взаимодействия является согласование действий и усилий воспитательных структур частей (подразделений) силовых министерств и ведомств.
Важная роль принадлежит систематическому, действенному контролю и проверке исполнения- седьмому этапу управления, главный смысл которого состоит в достижении единства принятого решения и его исполнения, предупреждении возможных ошибок и недостатков в организации морально-психологического обеспечения, создании благоприятных условий для выполнения поставленных задач.
Наиболее целесообразно эту составляющую процесса управления морально-психологическим обеспечением разделять на три группы мероприятий:
Первая группа: сбор информации. Этот процесс обеспечивает аналитическую работу заместителя командира части (подразделения) по воспитательной работе по определению реального уровня морально-психологического состояния личного состава. При этом основными источниками получения информации являются: ежедневные донесения от нижестоящих органов управления, установленные доклады должностных лиц аппарата воспитательной работы части (подразделения), постоянная обновляемая база данных в аналитических справках по видам морально-психологического обеспечения, непосредственная работа в войсках (силах).
Так, например, опыт организации информации о политико-моральном состоянии войск, выполнении боевых задач, накопленный в годы Великой Отечественной войны, в определенной степени использовался федеральными войсками при ведении боевых действий в Чеченской Республике (1994 - 96 гг.). Были установлены очередность и сроки представления донесений из подразделений и частей в вышестоящие воспитательные структуры о ходе боевых действий, политико-моральном и психологическом состоянии личного состава, боевых потерях, материально-бытовом обеспечении войск и по другим вопросам. К сожалению, эта информация не всегда была объективной. Порой в донесениях замалчивались недостатки в морально-боевом и психологическом состоянии личного состава, занижались боевые потери. На начальном этапе боя в войсках недоставало правдивой информации о морально-психологическом состоянии личного состава, вооружении и боевой выучке незаконных вооруженных формирований, отношении местного чеченского населения к действиям войск (сил), что, в конечном итоге, отрицательно отразилось на ходе боевых действий и их результатах.
Опыт показывает, что система сбора и обобщения информации - тот основной элемент обратной связи, который обеспечивает устойчивость системы управления морально-психологическим обеспечением в целом.
Вторая группа: оказание помощи подчиненным органам управления морально-психологическим обеспечением. Основной целью этого процесса является обучение подчиненных методам выполнения поставленных задач и своих функциональных обязанностей, а также решению конкретных вопросов по наращиванию морально-психологического состояния личного состава.
Третья группа: организация контроля выполнения поставленных задач в подчиненных войсках. Основная цель - своевременное информирование командира части (подразделения) о реальном состоянии дел в подчиненных войсках и создание условий для безусловного выполнения принятого решения посредством его оперативной корректировки.
В зависимости от форм и методов контроля условно можно выделить несколько его видов: предварительный, сопроводительный, окончательный; личный и через подчиненных; контроль по средствам связи и непосредственный в войсках; контроль исполнения документов и контроль выполнения указаний и поставленных задач.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|