Сущность управления морально-психологическим обеспечением боя в современных условиях.
Управление, отмечается в философском энциклопедическом словаре, - важнейшее свойство социальной системы, его функция, воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения структуры, присущих ему качеств, специфики, поддержания режима деятельности, совершенствования и развития.
В настоящее время понятие «управление» охватывает широкую область человеческой деятельности, имеющей многоотраслевой характер. В современной отечественной литературе его все чаще заменяет слово «менеджмент».
В последние годы появилось немало публикаций, в которых обосновывается приоритетное значение вопросов управления в Вооруженных Силах, рассматриваются особенности управления людьми, специфика управленческой деятельности в армейских условиях. Под словосочетанием «управление войсками» в них понимается деятельность командиров и начальников, штабов и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке боевых действий и руководству войсками (силами) при выполнении поставленных задач.
Какова же сущность управления морально-психологическим обеспечением? Чтобы это понять обратимся к наиболее общему научному определению этой категории.
Управление морально-психологическим обеспечением представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым являются силы и средства морально-психологического обеспечения. Т.е. управление есть процесс, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс. Таким образом, цель управления морально-психологическим обеспечением состоит в том, чтобы оптимизировать процессы, направленные на координацию действий сил и средств морально-психологического обеспечения, придать им целеустремленность, планомерность и организованность.
В основе управления морально-психологическим обеспечением боя лежат общие законы военного управления:
закон зависимости организационных форм и методов управления от структуры войск (сил), материально-технической базы и условий управления;
закон единства организационно-методологических основ на всех уровнях управления;
закон сохранения оптимальности соотношения всех элементов системы управления;
закон зависимости эффективности решения задач управления от объема используемой информации;
закон соотношения потребного и имеющегося времени при решении задач управления и другие.
Поскольку управление морально-психологическим обеспечением реализуется через управленческую деятельность, то рассмотрим ее основные функции. В данном случае под функцией будем понимать специфические виды управленческой деятельности, основанные на разделении труда и специализации в управлении. Все эти функции могут быть отнесены к одной из четырех основных: планирование; организация; мотивация; контроль.
Под планированиемпонимается процесс прогнозирования возможных результатов морально-психологического обеспечения в различных условиях обстановки боя, проведенный с помощью предвидения на основе анализа объективных данных о морально-психологическом состоянии личного состава противоборствующих сторон, а также обеспечения направления усилий органов управления на достижение общегрупповых и общеорганизационных целей.
Принципиальная модель планирования включает в себя несколько этапов:
объективная оценка состояния морально-психологического обеспечения и определение его возможностей;
определение цели и способов ее достижения;
назначение ответственных должностных лиц и сроков исполнения;
выбор методов оперативного контроля.
Организационная функция заключается в практической реализации намеченных шагов и предусматривает определение обязанностей должностных лиц, задач морально-психологического обеспечения, порядка отдачи организационных указаний, представления донесений и другие мероприятия, которые упорядочивают деятельность управляемых сил и средств морально-психологического обеспечения на всех его иерархических уровнях и позволяют достичь поставленных целей в ходе боя (боевых действий). Практика показывает, что в ходе организации также необходимо определить, какие организационные структуры нужно ещё создать, в отношении кого нужно осуществить делегирование полномочий и т.д.
Мотивацияпредставляет собой процесс стимулирования деятельности личного состава частей (подразделений), направленный на побуждение его к надлежащему исполнению своих конституционных обязанностей в целях безусловного выполнения поставленных задач.
Современный процесс управления морально-психологическим обеспечением осуществляется, как правило, в условиях постоянно изменяющейся военно-политической, тактической, морально-психологической и информационной обстановки и характеризуется различной степенью неопределенности. Достигло ли управляющее воздействие своих объектов, и насколько органы управления приблизились (или достигли) запланированных целей? На эти вопросы дает ответ своевременный контроль, который по опыту должен осуществляться непрерывно и объективно. Самые важные задачи, которые должны быть здесь реализованы - это точное измерение (диагностика) текущих результатов и сравнение их с тем, что должно быть по плану. Эффективный управленческий контроль всегда должен завершаться обратной связью для внесения необходимых корректив в начальные планы.
Каждая рассмотренная управленческая функция, весь процесс управления морально-психологическим обеспечением носят обоснованный характер, если они основаны на познании и использовании соответствующих объективных закономерностей и принципов. Управление морально-психологическим обеспечением строится в соответствии со своими внутренними закономерностями, которые условно можно разделить на две группы.
К первой группе относятся закономерности функционирования и развития субъекта управления: взаимное влияние интересов различных субъектов управления; единство и независимость этих интересов; направленность ответственности субъекта управления и др.
Вторую группу, составили закономерности взаимодействия субъекта и объекта управления: соответствие интересов субъекта и объекта управления; целостность воздействия субъекта на объект; соответствие между уровнем развития объекта и субъекта управления и др.
Из перечисленных закономерностей вытекает ряд принципов, представляющих собой свод определенных правил, нормативных актов, которые регулируют поведение субъекта в процессе управления системой морально-психологического обеспечения и объекта в конкретной морально-психологической и информационной обстановке.
Принцип общественного характера управления.Субъектом управления морально-психологического обеспечения боя может быть только человек, а управление начинается с определения цели. Руководитель любого ранга должен определять цели, соответствующие потребностям различных категорий военнослужащих.
Принцип объективности требует учета объективных закономерностей и особенностей их проявления в конкретных условиях. Этот принцип отражает зависимость любого управленческого акта от того, насколько представления о реальностях адекватны самим реальностям. В управлении духовной сферой он представляет собой конкретизацию научного подхода к организации морально-психологического обеспечения боя.
Принцип гуманности. Управление морально-психологическим обеспечением боевой деятельности войск (сил) имеет смысл и значение лишь в том случае, когда оно осуществляется с учетом интересов человека. Этот принцип предполагает глубокое понимание значимости человеческой жизни, роли человеческого фактора, создание системы мотивов и стимулов воинской деятельности в бою, органическое сочетание интересов военнослужащего с интересами всего воинского коллектива.
Принцип эффективности управления. Суть его заключается в том, чтобы при наименьшей затрате сил и средств получить наилучший результат. Реализация этого принципа в управлении морально-психологическим обеспечением боя требует поиска наиболее предпочтительного варианта действия. Эффективность управления определяется достижением конечной цели, ценой победы в бою.
Принцип целесообразности, который содержит два взаимосвязанных требования к любому руководителю: безошибочно определять цели и обеспечивать соответствие средств намеченным целям. Ошибка в выборе средств сказывается на достижении целей. В практике управления морально-психологическим обеспечением боевой деятельности войск (сил) надо исходить из того, что способы, средства и методы воздействия должны соответствовать закономерностям развития объектов управления.
Принцип профессионализма. Управление морально-психологическим обеспечением боя требует профессионально подготовленных для управленческой деятельности офицеров. Реализация этого принципа управления позволяет успешно осуществлять морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск (сил).
Практика боевой и мобилизационной подготовки войск (сил) показала, что помимо общих принципов управления, которые изложены выше, в ходе управления морально-психологическим обеспечением целесообразно широко использовать и, так называемые, специальные принципы, такие как: структурно-функциональный; централизации; согласованности и комплексности планируемых мероприятий.
Структурно-функциональный принцип требует построение организационной структуры органов управления морально-психологическим обеспечением производить в соответствии с возложенными на них функциональными обязанностями. Сложившаяся к настоящему времени в войсках (силах) система органов воспитательной работы построена в соответствии с организационной структурой Вооруженных Сил России. Основными ее звеньями являются: Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил; управления воспитательной работы видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов, флотов; отделы воспитательной работы армий, флотилий, корпусов, эскадр; отделения воспитательной работы дивизий, бригад; аппараты воспитательной работы полков; заместители командиров подразделений по воспитательной работе.
Как показывает практика, такая система органов воспитательной работы в целом позволяет охватить своим влиянием личный состав всех звеньев военного организма снизу доверху. Однако наличие органов воспитательной работы еще не предопределяет успех их деятельности в области морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). Необходимо еще наличие в составе этих органов соответствующих подразделений и должностных лиц, отвечающих за конкретные участки морально-психологического обеспечения: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную, культурно-досуговую работу, защиту войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания. Иными словами, необходимы вполне определенная внутренняя структура органов воспитательной работы и наличие в их составе соответствующих органов управления, способных охватить своим влиянием все сферы деятельности в области морально-психологического обеспечения.
Принцип централизации управлениявыступает наиболее актуальным на этапе согласования действий сил и средств, действующих в интересах морально-психологического обеспечения, но принадлежащих другим ведомствам. В результате проведенного реформирования воспитательных структур Вооруженных Сил СССР был нарушен этот один из важных принципов управления, суть которого состоит в том, что органы и должностные лица, организующие морально-психологическое обеспечение в масштабе Вооруженных Сил должны обладать всеми полномочиями и правами в сфере политического, духовно-нравственного и психологического воздействия на сознание военнослужащих.
Как показывает опыт организации морально-психологическим обеспечением в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов, несоблюдение этого принципа, изъятие у воспитательных структур части полномочий и прав в области морально-психологического обеспечения и передача их другим органам управления породили безответственность в этом деле, привели к распылению сил и средств, что, в конечном итоге, отрицательно сказалось на моральном духе и психологической стойкости войск (сил).
Принцип согласованностивступает в силу на этапе организации морально-психологического обеспечения и заключается в согласованном применении государственных и военных сил и средств морально-психологического обеспечения по заранее спланированному плану в четко определенное время.
Принцип комплексности планируемых мероприятийзаключается в том, что при планировании морально-психологического обеспечения необходимо учитывать все силы и средства воздействия на морально-психологическое состояние личного состава, находящиеся на «вооружении» как армии и флота, так и государства в целом. Данный принцип требует полного охвата всех возможностей субъектов морально-психологического обеспечения, независимо от ведомственной принадлежности и выполняемых задач.
В процессе управления морально-психологическим обеспечением одно из важных мест принадлежит выбранному методу управления. В практике управления морально-психологическим обеспечением успешно применяются следующие методы управления: административные; экономические; социально-психологические; правовые; исследовательские. Совокупность применения методов управления морально-психологическим обеспечением позволяет обеспечить: целеустремленность; организованность; четкость и слаженность работы; оперативность и своевременность решений; распорядительность, гибкость, и инициативность.
Несмотря на небольшой срок функционирования морально-психологического обеспечения, как самостоятельного вида обеспечения деятельности войск (сил), на настоящем этапе уже сложился определенный порядок, сформулированы пути, формы, методы и способы управления морально-психологическим обеспечением в различных условиях обстановки и вариантах их применения.
Из каких же элементов, этапов складывается управленческая деятельность процессом организации морально-психологического обеспечения боя (боевых действий)? Академик В.М. Глушков пишет: «... система управления с точки зрения технологии ее функционирования решает три основные задачи. Это сбор и передача информации об управляемом объекте, переработка информации и, наконец, выдача управляющих воздействий в той или иной форме». Нетрудно заметить, что в управляемой системе непрерывно циркулирует информация. Поэтому с чисто технической стороны управление морально-психологическим обеспечением может быть представлено в виде информационного процесса, который по своему содержанию включает значительное число действий и различных по своему характеру форм деятельности. Эти действия в совокупности образуют в две группы.
Первую группу составляют действия, проводимые органами управления морально-психологическим обеспечением до начала боя (боевых действий): поддержание постоянной боевой готовности сил и средств морально-психологического обеспечения, сбор и оценка данных об обстановке, принятие решения и планирование применения сил и средств морально-психологического обеспечения; доведение задач до подразделения и организация их взаимодействия; подготовка сил и средств морально-психологического обеспечения к применению; организация самого процесса управления морально-психологическим обеспечением; контроль за готовностью сил и средств морально-психологического обеспечения к выполнению поставленных задач с оказанием им необходимой помощи.
Вторую - действия по руководству силами и средствами морально-психологического обеспечения в ходе боя (боевых действий). По своему общему содержанию они, на первый взгляд, мало отличаются от действий при подготовке к бою (боевым действиям). Ведь и в ходе боя (боевых действий) остается, например, в силе задача поддержания боеготовности сил и средств морально-психологического обеспечения. Только здесь ее выполнение будет связано, прежде всего, с сохранением сил и средств от массовых потерь, с восстановлением их боеспособности. Основное содержание процесса управления морально-психологическим обеспечением в ходе боя (боевых действий) составляют следующие мероприятия: непрерывный сбор и изучение текущих данных об изменяющейся обстановке; принятие частных решений, обеспечивающих выполнение или уточнение и даже принципиальное изменение ранее принятого общего решения; постановка новых (уточненных) задач силам и средствам морально-психологического обеспечения и поддержание их взаимодействия; контроль за ходом применения сил и средств морально-психологического обеспечения и выполнением ими поставленных задач.
В самом процессе управления морально-психологическим обеспечением также необходимо выделить определенные фазы (этапы). Практика морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) показывает, что прежде чем поставить задачи силам и средствам морально-психологического обеспечения (управляемым объектам) органу управления морально-психологическим обеспечением необходимо: знать задачу, которую поставил вышестоящий орган управления; собрать сведения об обстановке (о морально-психологическом состоянии противника и своих войск, местности, социально-политической характеристике района боевых действий и т.д.); обобщить, оценить и проанализировать полученные сведения с точки зрения задачи, поставленной вышестоящим органом управления.
Цель деятельности в этой фазе управления заключается в выработке решения, соответствующего данной конкретной социально-политической и информационной обстановке. На основе принятого решения планируется морально-психологическое обеспечение, отдаются необходимые распоряжения, осуществляется всесторонняя подготовка к его организации. В ходе этой работы со стороны органа управления постоянно осуществляется контроль за действиями личного состава, сил и средств морально-психологического обеспечения. В сущности, это также процесс получения информации с последующей ее обработкой и принятием уточняющего решения. В процессе управления эти фазы постоянно повторяются, т.е. налицо циклический процесс.
Таким образом, управление морально-психологическим обеспечением боя (боевых действий) представляет собой комплекс согласованных по замыслу, месту и времени мероприятий, проводимых органами управления по выработке и принятию решений, планированию, организации, контролю и руководству силами и средствами морально-психологического обеспечения в интересах поддержания высокого уровня морально-психологического состояния личного состава части (подразделения) и безусловного выполнения поставленных задач.
Смысл и цель управления силами и средствами морально-психологического обеспечения состоят в таких изменениях их организационной структуры, состояния, способов действий, размещения, которые обеспечивают максимальную эффективность сохранения и повышения боеспособности войск (сил), выполнение задач по поддержанию и наращиванию их морально-психологического состояния.
Следовательно, сущность управления морально-психологическим обеспечением заключается в наилучшем использовании потенциальных возможностей управляемых сил и средств морально-психологического обеспечения в конкретных условиях обстановки их применения в интересах успешного выполнения поставленных задач.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|