Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок организации морально-психологического обеспечения





миротворческих операций

Морально-психологическое обеспечение миротворческих операций планируется и осуществляетсяна основе решения командующего КСПМ, а также указаний вышестоящих органов воспитательной работы (по работе с личным составом) с учетом особенностей региона (района) и действий на территории другого государства, форм и способов ведения ОПМ, реального состояния КСПМ.

Организация морально-психологического обеспечения миротворческих операцийосуществляется командующим, штабом и органом по работе с личным составом (воспитательной работы) Объединенного командования.

В случае возложения руководства войсками (силами) на органы военного управления одного из государств в структуру органов воспитательной работы КСПМ выделяются представители от воспитательных структур вооруженных сил государств - участников.

За морально-психологическое состояние и организацию работы по его укреплениюнепосредственно отвечают командиры и должностные лица по работе с личным составом воинских контингентов посылающих государств.

Директивы и распоряжения по морально-психологическому обеспечению воинским формированиям посылающих государств могут даваться соответствующими структурами их вооруженных сил с обязательным информированием по этим вопросам командующего КСПМ. Эти документы не должны противоречить решению Совета Глав Государств СНГ и Мандату на проведение Операции по поддержанию мира.



Командующийопределяет цель, основные задачи морально-психологического обеспечения, основные сроки и порядок проведения соответствующих мероприятий, рассматривает и утверждает предложения по этим вопросам, план морально-психологического обеспечения, лично участвует в наиболее важных мероприятиях, проводимых в органах управления КСПМ и в войсках (силах), определяет порядок и сроки предоставления докладов о морально-психологической и информационной обстановке и морально-психологическом состоянии личного состава.

Штабпри подготовке и в ходе операции учитывает выводы из оценки морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава, организует согласование усилий родов войск и служб в интересах морально-психологического обеспечения, организует размещение органов по работе с личным составом (воспитательной работы) на пунктах и в органах управления, обеспечивает их средствами связи и транспортом, определяет силы и средства для охраны и обороны объектов морально-психологического обеспечения.



Заместитель (помощник) командующего КСПМ по воспитательной работе (по работе с личным составом) либо начальник соответствующего органа воспитательной работы (по работе с личным составом) Объединенного командования на основании решения командующего на операцию и его указаний: анализирует и оценивает морально-психологическую и информационную обстановку, соотношение морально-психо­логического состояния своих войск (сил) и конфликтующих сторон; вносит согласованные с органами воспитательной работы (по работе с личным составом) национальных воинских формирований предложения по морально-психоло­гическому обеспечению операции и разрабатывает план морально-психо­логического обеспечения операции; координирует деятельность воспитательных структур, участвующих в операции, организует взаимодействие и оказание практической помощи при выполнении согласованных мероприятий; осуществляет связи с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями (объе­динениями), действующими в регионе (районе) коллективной безопасности; непосредственно руководит силами и средствами морально-психологического обеспечения, имеющимися в составе Объединенного командования, докладывает командующему о выполнении поставленных задач.



Заместители (помощники) командующих, начальники органов воспитательной работы (по работе с личным составом) воинских формирований государств-участников на основании решения командующего на операцию и указаний органа воспитательной работы (по работе с личным составом) Объединенного командования, а также действующих в вооруженных силах государств-участников нормативных документов оценивают, морально-психологическую и информационную обстановку в районе ОПМ, соотношение морально-психоло­гического состояния своих войск (сил) и конфликтующих сторон, докладывают свои предложения командующему; планируют мероприятия морально-психологического обеспечения и организуют их выполнение; отдают указания и доводят задачи по морально-психологическому обеспечению до войск (сил), контролируют их выполнение, организуют взаимодействие с органами воспитательной работы (по работе с личным составом) КСПМ, государственными, местными, общественными и религиозными организациями (объединениями); осуществляют управление морально-психологическим обеспечением при подготовке и в ходе операции; непосредственно руководят силами и средствами морально-психологического обеспечения, докладывают своему командующему и с его разрешения начальнику органа воспитательной работы (по работе с личным составом) Объединенного командования о выполнении поставленных задач и согласованных мероприятий морально-психологического обеспечения.

Предложения командующему по организации морально-психологического обеспечения Операции по поддержанию мира готовятся на основе оценки морально-психологической и информационной обстановки и морально-психологического состояния личного состава КСПМ и конфликтующих сторон, выводов из нее. При этом указываются: районы, где соответствующая обстановка благоприятствует выполнению поставленных задач и районы, где есть угроза противодействию КСПМ; морально-психологическое состояние КСПМ и конфликтующих сторон, степень возможных психогенных потерь, необходимые сроки по восстановлению морально-психологического состояния личного состава; необходимые меры по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию и защите КСПМ от него; расстановка сил и средств морально-психологического обеспечения.

Планированиеморально-психологического обеспечения осуществляется во всех звеньях по задачам и этапам операции во взаимодействии со штабом, начальниками родов войск, специальных войск и служб, органами воспитательной работы (по работе с личным составом) воинских формирований, входящих в коалицию.

План оформляется на карте (графическая часть) с приложением пояснительной записки.

В пояснительной записке отражается: цель и задачи морально-психологического обеспечения; основные мероприятия при подготовке и в ходе операции, сроки их выполнения; привлекаемые средства и порядок их использования; организация взаимодействия; расстановка офицеров органа по работе с личным составом (воспитательной работы) на пунктах управления и в подразделениях; мероприятия по восстановлению морально-психологического состояния личного состава, порядок восполнения некомплекта офицеров-воспитателей и подготовки их к работе с учетом складывающейся обстановки; организация взаимодействия, контроля и помощи органам и должностным лицам подразделений в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения; порядок и сроки докладов о проводимой работе и морально-психологическом состоянии личного состава.

На карте (графической части) плана наносится: общее положение части (подразделений) и местоположение конфликтующих сторон, бандформирований, диверсионно-террористических групп; силы и средства негативного информационно-психологического воздействия на личный состав, направленность потоков и содержание распространяемой негативной информации; характеристики морально-психологического состояния личного состава подразделений (части), расчеты возможных психогенных потерь, порядок и сроки их восстановления; пункты размещения органов и основных средств морально-психологического обеспечения, их задачи; необходимые справочные данные (национальный и религиозный состав местного населения, памятники истории и культуры, культурные, спортивно-оздоровительные центры, телерадиовещательные станции, издательско-полиграфические центры и др.).

Задачи морально-психологического обеспечения доводятсяраспоряжениями начальника штаба и заместителя командира по работе с личным составом (воспитательной работе).

В распоряжении указываются: краткие выводы из обстановки; цели, задачи и мероприятия морально-психологического обеспечения, сроки и порядок их проведения; порядок восстановления морально-психологического состояния личного состава; организация взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения, порядок предоставления соответствующих докладов.

Взаимодействиепри организацииморально-психо­логического обеспечения миротворческих операций организуется в интересах достижения единого понимания задач морально-психологического обеспечения, способов и сроков их выполнения, определения привлекаемых для их решения сил и средств, согласования порядка действий, взаимного информирования о складывающейся обстановке в районе проведения операции, морально-психологическом состоянии войск (сил) и мерах по его укреплению.

Могут согласовываться и другие вопросы, непосредственно влияющие на эффективность морально-психологиче­ского обеспечения.

Взаимодействие с органами власти государств-участниковорганизуется по вопросам взаимного информирования об обстановке, проведения совместных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию личного состава и населения, нейтрализации негативных факторов, отрицательно влияющих на настроения и поведение военнослужащих и населения региона (района), реализации установленных межгосударственными соглашениями и национальными законодательными актами социальных гарантий и прав военнослужащих и членов их семей, осуществления мер по оказанию помощи больным, семьям погибших и тяжело раненных, проведения совместных культурно-досуговых и благотворительных мероприятий для личного состава, использования местной информационно-полиграфической базы, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений.

Взаимодействие с руководящими органами средств массовой информации организуется по вопросам информирования населения и войск (сил) об обстановке, складывающейся в регионе (районе) коллективной безопасности и действиях КСПМ, объективного освещения политических целей ОПМ, необходимости применения КСПМ, пропаганды их боевых успехов и героических подвигов личного состава, противодействия негативному информационно-психологическому воздействию конфликтующих сторон.

Взаимодействие с общественными и религиозными организациями (объединениями)организуется с целью проведения совместных воспитательных мероприятий, акций милосердия и благотворительности, оказания помощи раненым и семьям погибших.

Кроме того, организуется взаимодействие с правоохранительными органами и структурами воспитательной работы (по работе с личным составом) пограничных, внутренних и других войск (сил) в регионе (районе) коллективной безопасности.

Взаимодействие с органами воспитательной работы других вооруженных формирований (пограничные и внутренние войска, МЧС, ФСБ и т.п.), не входящих в состав КСПМ, осуществляется в интересах взаимного обмена информацией о морально-психологической и информационной обстановке в районе проведения операции, о приготовлении возможных провокаций, информационно-психологических акциях конфликтующих сторон против КСПМ, проведении совместных мероприятий по повышению морально-психологической устойчивости войск (сил) и местного населения.

Анализ и оценка морально-психологической и информационной обстановки в ходе Операции по поддержанию мира осуществляется непрерывно. Выводы и предложения докладываются в установленном порядке командиру, доводятся до других должностных лиц и войск (сил), в части их касающейся.

Управление морально-психологическим обеспечением осуществляется с пунктов управления морально-психологического обеспечения, организационно входящих в состав командных, запасных командных и тыловых пунктов управления. При этом максимально используются возможности существующей инфраструктуры.

Рабочее место для заместителя командира по воспитательной работе на командном пункте выделяется по указанию начальника штаба и оборудуется средствами связи.

Должностные лица органа по работе с личным составом (воспитательной работе) находятся, как правило, в местах выполнения миротворческих задач подчиненным личным составом.

Опыт планирования и организации морально-психологического обеспечения

Миротворческой операции

Содержание, характер и последовательность работы по морально-психологическому обеспечению миротворческих операций рассмотрим на примере одной из частей, подразделения которой принимали участие в разрешении военных конфликтов.

Анализ морально-психологической готовности личного состава батальона к выполнению миротворческих задач позволил выявить следующие факторы, оказывающие на нее существенное воздействие:

офицерский коллектив батальона в основном состоял из представителей одной воинской части, что предопределяло четкую организацию деятельности в период формирования подразделений, закладывало основу успешного выполнения задач в зоне конфликта;

выделение достаточного времени (до двух месяцев) для слаживания подразделений, изучения личного состава, организации занятий по боевой подготовке в соответствии с программой миротворческих сил, внесения корректив в воспитательный процесс, выделив его из общего воспитательного процесса части.

При формировании и слаживании батальона миротворческих сил деятельность командования начиналась с создания отборочных комиссий по первичному изучению личного состава. Как показал опыт, в состав комиссии целесообразно ввести: заместителя командира части по воспитательной работе, психолога полка, медицинского работника, офицера штаба части, командиров формируемых подразделений, офицера технической части.

В ходе первичного отбора членами комиссии изучались следующие вопросы: личное желание проходить службу в миротворческих силах, уровень профессиональной подготовки, состояние здоровья, семейное положение. В этих целях проводились беседы с военнослужащими, анализировались учетно-послужные карточки, служебные характеристики, служебные карточки, медицинские книжки и другие документы.

После зачисления военнослужащих в состав миротворческого батальона принимались меры по более глубокому изучению деловых и морально-психологических качеств воинов. В ходе бесед в повседневной деятельности, анализа независимых характеристик сослуживцев выявлялись отклонения от норм поведения: определенные странности, медлительность, слабое овладение программой миротворческих сил и т.д.

Заместители командиров рот и батальона по воспитательной работе совместно с психологами проводили комплексное тестирование, по результатам которого делались выводы о морально-психологическом состоянии военнослужащих, корректировался процесс индивидуально-воспитательной работы. Например, в частях ЛенВО при формировании миротворческого батальона за период с 20 сентября по 10 ноября 1993 г. тестирование прошли 89 (23%) военнослужащих, в результате чего 17 военнослужащих были откомандированы в свои части, 34 чел. взяты на контроль офицерами подразделений, опасения в отношении остальных были сняты.

Полный комплекс мероприятий по отбору личного состава, четкое планирование, учеба офицеров, знание особенностей региона (история, географическое положение, традиции, обычаи, национально-психологические особенности, быт, культура, общественно-политическая обстановка), предстоящей боевой задачи позволили организовывать процесс воспитания военнослужащих по конкретным направлениям.

Первое направление – сплочение воинского коллектива батальона, с учетом прибывшего в подразделения личного состава. Оно предусматривало:

выявление и формирование межличностных отношений, составление социально-психологических характеристик отдельных взводов, рот, батальона в целом;

изучение общественного мнения, упреждение негативных процессов;

организацию встреч офицерского состава, прапорщиков и членов их семей с командованием;

создание общественных формирований батальона (суд чести офицеров и прапорщиков, совет сержантов, совет военнослужащих по контракту);

организацию выступлений председателя совета ветеранов части, настоятеля православной церкви;

проведение вечеров чествования лучших офицеров, прапорщиков совместно с членами семей, командованием.

Второе направление – воспитательная работа по совершенствованию огневой и специальной подготовки миротворцев. С учетом того, что определенная часть военнослужащих прибывала на должности, не имея достаточных навыков владения оружием, был организован интенсивный процесс их обучения, который включал одиночную подготовку, боевые стрельбы отделений, взводов, полевые 3-х суточные выходы на миротворческую базу в составе рот с использованием вертолетов, штатного вооружения.

Заместители командиров рот по воспитательной работе организовали соревнование на «Лучшего по специальности», проводили утренники ратной славы, встречи с офицерами, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане, с военнослужащими, ранее выполнявшими миротворческую миссию в Приднестровье, Южной Осетии, Таджикистане и других местах. По завершению формирования батальона миротворческих сил было принято обращения, проведен строевой смотр подразделений, митинг по случаю отправки, на котором присутствовали представители Министерства обороны Российской Федерации и военного округа.

Комплекс воспитательных мероприятий позволил подготовить сознание и психику военнослужащих, сплотить коллективы, нацелить их на выполнение сложных и ответственных задач в специфических условиях конкретного вооруженного конфликта. При этом было учтено, что на организацию морально-психологического обеспечения деятельности в зоне выполнения миротворческих функций оказывают влияние следующие факторы:

общественно-политическая обстановка в регионе;

значительное удаление миротворческих сил от воинских гарнизонов Вооруженных Сил Российской Федерации;

полная автономность существования батальона, рот, взводов;

разобщенность подразделений одного батальона в интересах выполнения миротворческих задач (заставы, контрольно-пропускные пункты, патрульные наряды и т.д.);

выполнение обязанностей с применением оружия, боеприпасов, в том числе в густонаселенных районах.

Учитывая перечисленные факторы и национально-психологические особенности местного населения, по прибытии к месту назначения и после размещения подразделений на заставах, контрольно-пропускных пунктах было организовано морально-психологическое обеспечение, которое включало следующие мероприятия:

изучение региона, обычаев, традиций местного населения; установление официальных контактов с командованием миротворческих сил других стран;

определение системы информационно-психологического воздействия на личный состав применительно к выполняемым задачам;

социально-правовую работу с личным составом по недопущению случаев травматизма, бесчинств по отношению к местному населению, преступлений;

обеспечение личной примерности офицеров, воспитание гордости личного состава за принадлежность к миротворческим силам.

В интересах выполнения главной задачи – недопущения боевых действий противоборствующими сторонами – проводился целый комплекс мероприятий:

индивидуально-воспитательная работа;

инструктажи различных категорий военнослужащих;

встречи с местным населением и обмен мнениями после их завершения;

изучение традиций местного населения;

организация боевого и правового информирования, взаимодействия с прессой;

подъем Государственного флага России на заставах и КПП;

чествование лучших воинов;

смотры-конкурсы на лучшую заставу;

шефство над домами-интернатами и оказание помощи местным жителям, и, прежде всего ветеранам Второй мировой войны;

доставка газет, писем, кинообслуживание, обеспечение художественной, военно-мемуарной и другой литературой.

Таким образом, анализ опыта организации морально-психологического обеспечения показал, что оно должно носить комплексный характер, быть ориентировано на конкретные условия с учетом особенностей вооруженного конфликта и задач, решаемых миротворческими силами и воинскими контингентами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.