Защита войск (сил) от негативного информационно-
психологического воздействия
Как показывает опыт, при выполнении миротворческих задач следует быть готовыми к возможным попыткам массированного негативногоинформационно-психологического воздействия на сознание и психику личного состава как со стороны конфликтующих сторон, так и некоторых общественно-политических движений, партий, организаций, политических и общественных деятелей, средств массовой информации государств-участников ОПМ. Их выступления, комментарии, негативная интерпретация развития событий в ходе ОПМ может негативно сказаться на морально-психологическом состоянии личного состава КСПМ.
Защита войск (сил) (противодействие) от негативного информационно-психологического воздействияпредставляет собой комплекс согласованных мероприятий по предотвращению и нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия на войска (силы) с целью недопущения их деморализации и дезорганизации.
Защита (противодействие) осуществляется по единому замыслу и плану, под единым руководством силами и средствами морально-психологического обеспечения, разведки, огневого поражения и радиоэлектронного подавления соответствующих объектов.
Органы воспитательной работы (по работе с личным составом) осуществляют: сбор, анализ и обобщение данных об информационной обстановке, возможных информационно-психологических акциях, прогнозирование их вероятного характера и последствий; своевременное предупреждение войск (сил) о готовящихся психологических операциях; пресечение распространения дезинформации, слухов, любых проявлений паники и растерянности среди личного состава и населения; оперативный сбор и уничтожение негативных пропагандистских материалов; выявление деморализованных лиц и воинских подразделений, диагностика их состояния и оказание им необходимой помощи, принятие соответствующих организационных решений; своевременную локализацию негативного воздействия на войска (силы) со стороны враждебно настроенного населения.
В части могут создаваться сводные отряды по сбору и уничтожению пропагандистских материалов, распространяемых силами и средствами психологических операций конфликтующих сторон.
Решение этих задач производится в тесном взаимодействии с военными и местными органами безопасности, внутренних дел.
Кроме того, при проведении ОПМ особое значение придается взаимоотношениям структур КСПМ с прессой, другими средствами массовой информации. Целью этой работы является пропаганда надежности системы поддержания мира и содействие развитию хороших отношений с конфликтующими сторонами. Пресса должна показывать важность миротворческих операций в деле обеспечения мира и стабильности.
Работа с каждым из журналистов, аккредитованных при Объединенном командовании ведется индивидуально. В этих целях, в Объединенном командовании создается пресс-служба и назначается представитель Штаба КСПМ по связям с прессой. Ответственными за информацию в подразделениях, как правило, назначаются заместители (помощники) соответствующих командиров по работе с личным составом (воспитательной работе).
Основными их задачами являются: подготовка и предоставление информации в Штаб КСПМ в соответствии с установленным порядком; предоставление, согласованной с пресс-службой Штаба КСПМ информации представителям прессы в ходе их визитов в подразделения Коллективных сил по поддержанию мира; взаимодействие с другими информационными структурами; распространение информации внутри самого подразделения КСПМ.
Основные правила предоставления информации определены в Наставлении по подготовке и проведению Операций по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.
Выпуск печатной продукции, имеющей отношение ко всем КСПМ, может быть сделан только представителем Штаба КСПМ по связям с прессой.
Для должного освещения в СМИ действий КСПМ пресс-службой Штаба Объединенного командования регулярно проводятся пресс-конференции и брифинги, предоставляются журналистам готовые, специально отснятые видеоматериалы с соответствующими комментариями должностных лиц, оказывается им помощь в посещении частей (подразделений), интервьюировании военнослужащих. При этом обязательно необходимо учитывать запросы, поступающие от прессы.
Однако, как показывает опыт, не следует проводить интервью с представителями КСПМ, которые лично принимали участие в боевых действиях. Если все же принято решение о том, что такие интервью необходимы, они должны быть проведены представителем Штаба КСПМ по связям с прессой в присутствии командира подразделения.
Военнослужащим целесообразно четко определить их права и обязанности во взаимоотношениях с прессой. Они должны во время интервью отвечать на вопросы коротко и по существу, освещать проблемы с позиции своего подразделения, всегда помнить, что вся информация записывается на пленку.
Военнослужащие КСПМ должны знать, кому они дают интервью и, в каких целях потом будут использованы их слова. Им рекомендуется всегда обдумывать ответы и не забывать об оперативной безопасности.
Информация о ранениях, контузиях или гибели военнослужащих КСПМ, как правило, не должна становиться достоянием общественности до тех пор, пока об этом не будут проинформированы их родственники.
Большое значение имеет цензура. Офицеры, сопровождающие журналистов, должны следить за тем, чтобы они в репортажах не раскрывали конфиденциальных сведений, могущих отрицательно повлиять на ход Операции по поддержанию мира, обострить обстановку, создать угрозу жизни и здоровью местного населения военного и гражданского персонала КСПМ.
В целях нейтрализации негативного информационно-психологического воздействия необходимо постоянно отслеживать и анализировать ее основные потоки и направленность, прогнозировать возможные последствия, обобщать данные о возможностях конфликтующих сторон и их сторонников по его осуществлению, проводить собственные информационно-пропагандистские акции.
Ни одно негативное выступление СМИ не должно оставаться без соответствующего комментирования, раскрытия личному составу их истиной сущности. С помощью организационных и технических мер перекрываются каналы поступления негативной информации. С личным составом проводятся специальные занятия по ознакомлению с возможностями отдельных экстремистских группировок проводить информационно-психологические акции, используемых ими приемах и средствах. Осуществляется сбор и ликвидация подбрасываемых в расположение части (подразделений) провокационных материалов, глушение звуковещательных средств, пресекаются попытки проникновения в воинские коллективы посторонних лиц с целью склонения военнослужащих от выполнения миротворческих задач.
Целесообразно организовать подготовку специальных информационно-пропагандистских отрядов и групп для проведения разъяснительной работы среди местного населения, представителей конфликтующих сторон. В их состав обычно включаются специалисты психологической борьбы, структур по работе с личным составом (воспитательной работы), этнологи, религиоведы, военные юристы, социальные психологи, журналисты и др.
Особое внимание следует уделять преодолению такого негативного явления, как слухи, которые могут быть не только объективно обусловлены, но и целенаправленно сфабрикованы конфликтующими сторонами. Для их профилактики необходимо своевременно, полно, объективно и убедительно восполнять дефицит информации о событиях, инцидентах, проблемах КСПМ, связанных с проведением ОПМ.
Практика проведения миротворческих операций показывает, что работу по противодействию негативному информационно-психологическому воздействию и защите войск (сил) от него следует вести непрерывно, постоянно ее наращивать, вносить соответствующие коррективы в зависимости от складывающейся обстановки.
Связи с государственными органами, общественными
объединениями и религиозными организациями
Эта задача приобретает особое значение в ходе ОПМ и имеет своей целью мобилизацию общественности на поддержание миротворческих усилий КСПМ, оказание шефской помощи, более полное и своевременное решение социальных вопросов, объективное освещение в местных СМИ хода ОПМ, участия в ней национальных воинских контингентов, проявленных военнослужащими КСПМ образцах мужества и героизма, их благородных поступках и действиях.
Практика данного взаимодействия показывает, что основные деловые контакты обычно организуются с органами власти принимающего (принимающих) и посылающих государств, руководством конфликтующих сторон, общественных ветеранских, молодежных, родительских организаций и религиозных объединений, средств массовой информации, коллективами предприятий, учебных заведений, местным населением.
Периодичность и формы контактов осуществляются исходя из практической целесообразности.
При этом взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями (объединениями) организуется по вопросам: взаимного информирования об обстановке; проведения совместных воспитательных мероприятий с личным составом; обеспечения необходимых социально-бытовых условий для размещения частей и подразделений КСПМ; порядка выделения и использования информационно-полиграфической, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной инфраструктуры в интересах морально-психологического обеспечения ОПМ, нейтрализации негативных факторов, отрицательно сказывающихся на морально-психологическом состоянии личного состава и населения, реализации, установленных законами и соглашениями социальных гарантий и прав военнослужащих, членов их семей; осуществления мер по оказанию помощи больным и раненым, проведения благотворительных, гуманитарных и других мероприятий для личного состава.
Особое внимание уделяется отношениям сместным населением,которое, как правило, изначально хорошо относится к личному составу КСПМ.Они должны носить корректный характер и учитывать национальные обычаи.
Сильный воздействующий эффект на местное население имеет внешний вид военнослужащих КСПМ. Они должны быть всегда аккуратно подстрижены, в элегантной форме одежды, с яркими и запоминающимися знаками отличия.
В целях завоевания доверия и дружбы местного населения с военнослужащими КСПМ, обеспечения их личной безопасности организуется изучение наиболее употребительных слов и фраз на языке (языках), используемых в районе действий подразделений, местных обычаев и традиций, а также обеспечение личного состава соответствующими словарями-разговорниками.
Уважительное отношение к местному населению необходимо формировать у всех категорий личного состава, а не только у тех, кто с ними постоянно контактирует. Например, водителям предписывается соблюдать минимальные скорости в населенных пунктах не только с целью недопущения аварий и жертв, но и для уменьшения потока брызг из-под колес, которые могут испачкать прохожих.
В районах, где высока вероятность инфекций, следует предостерегать личный состав от пользования местной пищей и напитками. Необходимо предпринимать профилактические меры по предупреждению попыток дачи взяток и подкупа личного состава, которые предпринимаются в основном с целью компрометации КСПМ.
Органы по работе с личным составом (воспитательной работы) КСПМ обычно активно используют в целях создания благоприятной морально-психологической обстановки в районе проведения ОПМ различные формы информационно-психологического воздействия на местное население и конфликтующие стороны: радиопропаганда, печатная пропаганда (распространение листовок, буклетов, плакатов, газет, журналов), устная пропаганда (встречи и беседы с местным населением, со старейшинами, представителями власти конфликтующих сторон, организация звуковещания и др.).
Важнейшее место в деятельности органов по работе с личным составом (воспитательной работы) занимают живые контакты с жителями городов и сел в зонах ответственности войск. Обычно, в пунктах оказания гуманитарной помощи, на строительстве и восстановлении объектов жизнеобеспечения, жилищ, местах проведения полевых работ и т.п. специалистами морально-психологического обеспечения во взаимодействии с помощниками командиров по гражданским делам и многонациональными координационными центрами разворачиваются в специальной палатке “Гражданско-военные информационные центры”. В них круглосуточно дежурят офицеры и другие военнослужащие, владеющие языком местного населения. В этих центрах жители и личный состав могут получить консультации по различным вопросам миротворческой операции, среди них распространяется различная печатная продукция (листовки, буклеты, журналы, газеты и т.п.), проводятся беседы, организуется прослушивание радиопрограмм, просмотр телепередач и художественных фильмов, пропагандирующих миссию мира Коллективных сил в зоне вооруженного конфликта. Местные жители заблаговременно предупреждаются о планируемых действиях и передвижениях контингентов КСПМ. Это позволяет не допускать паники и ненужных эксцессов.
При проведении мероприятий морально-психологического обеспечения органы по работе с личным составом (воспитательной работы) и другие структуры КСПМ должны: постоянно напоминать, что миротворческие силы не являются оккупантами, а лишь вынужденно находятся на территории принимающего государства на период, определенный мандатом Совета Безопасности ООН и Советом глав-государств СНГ; высказывать равное отношение ко всем конфликтующим сторонам; не допускать различные высказывания или действия, которые могут оскорбить этнические традиции, культурные обычаи, нравственные и религиозные ценности местного населения.
В гарнизонах постоянной дислокации, откуда отправлены воинские контингенты, целесообразно для оказания помощи семьям военнослужащих КСПМ создать специальные оперативные группы. Они организуют “горячую линию“ для постоянной связи членов семей с военнослужащими, находящимися в районе проведения ОПМ, проводят правовые консультации для них, отслеживают обстановку, регулярно получают сведения о судьбе каждого военнослужащего, ведут справочно-информационную работу с общественностью, населением и родственниками.
Особое внимание следует уделять работе с родителями военнослужащих. Она направляется на предотвращение их массового выезда в район проведения ОПМ. Для этого им необходимо давать полные и исчерпывающие ответы на запросы о судьбе конкретных военнослужащих, предоставлять возможность оперативно связаться со своими сыновьями и другими родственниками.
В Объединенном командовании, национальных воинских контингентах выделяются офицеры по взаимодействию с родительской общественностью в случае их приезда в район вооруженного конфликта. Они должны быть готовы к их устройству, организации встречи с командирами, а также родными и близкими, доведению объективной информации об их судьбе, проведению с ними разъяснительной работы, их отправке в обратный путь.
Проведение социологических, психологических,
правовых и других исследований
Одним из специфических средств морально-психологического обеспечения ОПМ являются социологические, психологические, правовые и другие исследования, опросы общественного мнения с целью выявления объективно существующих настроений, мнений, нужд и запросов личного состава, всего персонала КСПМ, выявление тенденций их развития, факторов, негативно влияющих на морально-психологическое состояние войск (сил), снижение их боеготовности и боеспособности.
Данные, полученные в ходе этих опросов, могут послужить основой для принятия необходимых и своевременных решений по корректировке планов морально-психологического обеспечения.
Исследования проводятся постоянно, на всех этапах операции, с учетом складывающейся обстановки. При этом изучаются проблемы, связанные с отношением личного состава КСПМ, местного населения, конфликтующих сторон к применению миротворческих сил в зоне вооруженного конфликта, степень уверенности различных категорий военнослужащих в себе, своих командирах, сослуживцах из национальных воинских контингентов, уровень сплоченности воинских коллективов и воинской дисциплины в них, другие проблемы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|