Сделай Сам Свою Работу на 5

Морально-психологическое обеспечение ведения оборонительного боя.





Морально-психологическое обеспечение ведется в течение всего периода боя (боевых действий) и строится ис­ходя из поставленных задач, морально-психологического состояния личного состава и степени напряженности информационно-психологического противоборства.

С началом и в ходе ведения боя (боевых действий) особое внимание уделяется: непрерывному наращиванию морально-психологического состояния войск (сил); поддержанию постоянной готовности сил и средств морально-психологического обеспечения к применению; непрерывному сбору и обобщению данных о тактической, морально-психологической и информационной обстановке, морально-психологическом состоянии и обеспеченности войск (сил); их анализу и подготовке выводов; постоянному поддержанию высокой боеспособности, быстрому восстановлению и бесперебойному восполнению максимального количества вышедших из строя войск (сил), сил и средств морально-психологического обеспечения, их защите от оружия массового поражения, систем высокоточного оружия и целесообразному маневру; поддержанию устойчивого и непрерывного управления морально-психологическим обеспечением.



Основные задачи морально-психологического обеспечения в ходе ведения боя (боевых действий): поддержание высокого морально-пси­хологического состояния войск (сил), мобилизация их на ведение решительных боевых действий в любых условиях обстановки; сосредоточение основных усилий в подразделениях первого эшелона, действующих прежде всего на направлениях главных ударов противника; активная морально-психологическая подготовка войск (сил) вторых эшелонов и резервов к быстрому маневру и нанесению по противнику контрударов и контратак; сохранение организованности и предупреждение паники; развитие у всего личного состава высоких волевых качеств, инициативы, самостоятельности и творчества, способности правильно и быстро оценивать обстановку, без колебаний принимать обоснованные и смелые решения и настойчиво проводить их в жизнь; поддержание среди личного состава крепкой воинской дисциплины, организованности и правопорядка, четкого исполнения приказов командиров и начальников, высокой бдительности, исключающей проникновение в расположение своих войск (сил) шпионов и диверсантов; защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.



Заместитель командира по воспитательной работе в зависимости от складывающейся обстановки в короткие сроки организуют: выдвижение (перемещение) и развертывание сил и средств морально-психологического обеспечения; использование местных промышленной и культурно-досуговой базы, радиотелевизионных средств; восполнение запасов технических средств воспитания до установленных норм (размеров), в первую очередь в войсках (силах) первого эшелона; защиту, охрану и оборону сил и средств морально-психологического обеспечения и управление ими.

Информационно-воспитательная работа в ходе боя (боевых действий) направляется на поддержание высокой морально-психологической стойкости, активности и упорства войск (сил) при ведении боя, готовности к решительным действиям по уничтожению противника.

Главной задачей информационно-воспитательной работы в ходе боя (боевых действий) является: целенаправленное разъяснение личному составу важности выполняемых задач; непрерывная и разносторонняя информация об обстановке и ее разъяснение всеми формами и средствами; острое реагирование на паникерские проявления относительно способности к победе, недостатков техники, оружия, преимуществ противника, проявления тревоги перед трудностями; сохранение бодрости и твердости духа, выработка хладнокровия, стойкости, умения преодолевать страх.

Основными формами информационно-воспитательной работы в ходе боя (боевых действий) являются: боевое и оперативное информирование; прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действий, доведение до них сведений о зверствах врага на временно захваченной им территории; обмен опытом военнослужащих, ранее участвовавших в боевых действиях; пропаганда проявлений образцов мужества, отваги и стойкости; индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство во время боевых действий; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, невыполнение боевого приказа и т.д.



Так, например, в ходе второй Чеченской кампании особое внимание в информационно-воспитательной работе уделялось укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях Объединенной группировки, воспитанию у лич­ного состава законопослушания, понимания необходимости беспрекословного подчинения приказу командира. В этих целях организовывались и специальные юридические информации, встречи воинов с работниками военной прокуратуры. Личному составу разъяснялись положения Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за воинские преступления, прежде всего такие, как неповиновение, совершенное в военное время или в боевой обстановке, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, добровольная сдача в плен, мародерство, насилие в отношении населения и др.

Психологическая работа в ходе боя (боевых действий) направляется на достижение высокой боевой активности войск (сил), формирование способности переносить нервно-психические нагрузки с целью сохранения боеспособности при выполнении боевых задач.

Интересны данные, которые были опубликованы в США во время войны во Вьетнаме. «...Выраженный страх испытывают 80-90% участников боя. Из них у 25% наблюдается рвота, а у 10-20% потеря контроля мочеиспускания и дефекации... Часто чувство страха мешает солдату применять оружие... . Лишь около 25% применяют оружие в бою... Причем эта цифра практически неизменна со Второй мировой войны». Ряд зарубежных и отечественных психологов и психиатров считают, что частота реактивных состояний составит 25% и более. По американским данным, во второй мировой войне от боевых стрессов пострадало около 1 млн. человек, причем 450 тыс. из них были уволены с психическими заболеваниями, что составило 40% от общего количества уволенных по болезням и из-за травм.

Исходя из этого при активном взаимодействии с мобильными группами психологической помощи организуется психологическая поддержка и сопровождение войск (сил), направленные на предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, пресечение паники и других негативных явлений (слухи, пораженческие настроения и т.д.).

Как показывает боевой опыт, наращиванию психологической активности личного состава способствуют: передача боевой информации; нахождение офицеров в боевых порядках; личный пример командиров и актива; пропаганда боевых успехов и героических поступков военнослужащих; поощрение отличившихся; сообщение о фактах жестокого обращения противника с гражданским населением и военнопленными; выявление и перекрытие каналов проникновения панических настроений; своевременное выполнение воинами приёмов психологической саморегуляции и волевой мобилизации; оказание экстренной психологической помощи психотравмированным военнослужащим и др.

Особое внимание уделяется контролю усталости личного состава, которое осуществляется с целью предотвращения неожиданного снижения боеспособности личного состава подразделений. Контроль осу­ществляется командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе. Связано это с тем, что усталость, незаметная в первые дни, может внезапно и остро проявиться в ходе последующих боев (боевых действий). Так, например, через сутки без сна резко снижа­ется мыслительная деятельность человека, через двое бессонных суток воз­можны грубые ошибки в принятии решения, импульсивные действия, через трое суток без сна - человек теряет сознание.

Основные усилия военно-социальной работы в период ведения боя (боевых действий) сосредотачиваются на реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих, особенно тех, кто получил ранения, увечья, контузии и т.п., оказании им всесторонней социально-правовой помощи и поддержки.

Защита войск (сил) от информационно-психо­логического воздействия противника проводится в целях нейтрализации психологической обработки противника, недопущения деморализации и морально-психологического подавления войск (сил), изменения в свою пользу соотношения морально-психологической устойчивости войск (сил) противоборствующих сторон и поддержания ее на уровне, необходимом для ведения боя (боевых действий).

Культурно-досуговая работа в ходе боя (боевых действий) организуется и проводится преимущественно в войсках (силах), расположенных во вторых эшелонах (резерве), а также не принимающих активного участия в боевых действиях и в районах восстановления боеспособности войск (сил). В проведении мероприятий основную часть времени занимает информирование о ходе боя (боевых действий), событиях в стране, на ТВД и районе ведения боевых действий, прослушивание и просмотр теле,- радиопередач.

В основном культурно-досуговая работа ведется традиционными формами и методами.

Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания осуществляется за счет запасов технических средств воспитания, созданных в отделениях хранения технических средств вещевых складов объединения (соединения).

В ходе боя (боевых действий) запасы технических средств воспитания в войсках (силах) поддерживаются в пределах установленных норм, обеспечивающих решение поставленных войскам (силам) задач и возможность ведения последующих боев (боевых действий) без оперативных пауз. Восполнение потерь технических средств воспитания и ЗИП в первую очередь осуществляются в войсках (силах), ведущих боевые действия на главном направлении и выполняющих наиболее важные задачи.

Передвижные ремонтные мастерские объединения (соединения) в ходе боя (боевых действий) направляются для работы в районы наибольшего выхода технических средств воспитания из строя. Продолжительность работы передвижных ремонтных мастерских в одном районе в ходе боя (боевых действий) определяется объемом ремонтных работ и складывающейся обстановкой.

Походные технические средства воспитания на автомобильной базе, подлежащие капитальному ремонту, эвакуируются, как правило, средствами объединения на станции (в порты, на пристани) погрузки для отправки на ремонтные предприятия.

Походные технические средства воспитания на автомобильной базе безвозвратных потерь эвакуируются средствами объединения и попутным транспортом для последующей разборки (разбраковки) в соответствии с указаниями довольствующих органов. Остальные походные технические средства воспитания безвозвратных потерь разбираются (разбраковываются) на месте, узлы и агрегаты используются для восстановления или проведения ремонта боеспособных средств.

В процессе управления войсками (силами) в ходе боя (боевых действий) основные усилия морально-психологического обеспечения направляются на поддержание четкого выполнения функциональных обязанностей органов управления. Главной задачей является воспитание офицеров в духе высокой личной ответственности за подготовку и своевременное доведение до войск (сил) планирующих и распорядительных документов, контроль и проверка исполнения приказов и распоряжений командира, поддержание инициативы, оперативности и четкости в работе, способности глубоко анализировать ход боя (боевых действий), развитие событий, делать обоснованные выводы и предложения.

Особое внимание при этом уделяется обеспечению скрытого управления войсками (силами), маскировки, охраны и обороны пунктов управления, созданию нормальных условий для работы и отдыха их личного состава.

В ходе проведения мероприятий по снижению эффективности ядерных и огневых ударов противника, основные усилия морально-психологического обеспечения сосредотачиваются в подразделениях ракетных войск и артиллерии, авиации, разведки, РЭБ с целью обеспечения умелого применения ими всех возможных средств и способов для выявления и уничтожения (радиоэлектронного поражения) важнейших объектов противника.

Содержание морально-психологического обеспечения в этих подразделениях включает: воспитание у личного состава глубокого понимания особой важности выполняемых боевых задач; мобилизацию воинов на достижение высокого боевого мастерства; поддержание вооружения и военной техники, а также средств управления в постоянной готовности к боевому применению; обеспечение высокой бдительности боевых дежурных смен и расчетов, непрерывного и устойчивого управления войсками (силами) в любой обстановке, особенно в условиях РЭБ и непрерывного информационно-психологического воздействия противника; обеспечение надежной охраны и обороны элементов боевого порядка.

Защита, охрана и оборона сил и средств морально-психологического обеспечения в ходе боя (боевых действий) усиливаются с учетом возможного воздействия радиоактивного заражения и сильнодействующих ядовитых отравляющих веществ в результате разрушения АЭС и предприятий химической промышленности. При применении противником оружия массового поражения силы и средства морально-психологического обеспечения выводятся из зон заражения (районов пожаров, разрушений, затоплений) в безопасные районы. Действия их в зонах радиоактивного и химического заражения должны организовываться так, чтобы максимально уменьшить дозы облучения (заражения), а с выходом из этих зон они были способны выполнить поставленные задачи.

Восстановление потерь органов воспитательной работы осуществляется за счет перераспределения внутри части, а также резерва вышестоящих органов воспитательной работы.

Морально-психологическое восстановление боеспособности войск (сил) осуществляется по мере выполнения боевых задач при наличии оперативной паузы. Оно включает: дальнейшее наращивание (восстановление) морально-психологического превосходства над противником; поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, необходимом для успешного ведения последующих боев (боевых действий); повышение (восстановление) психологической устойчивости войск (сил); психологическую реабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы; организацию культурного досуга и полноценного отдыха военнослужащих, решение их социально-правовых проблем.

Боеспособность сил и средств морально-психоло­гического обеспечения восстанавливается обычно в их прежней организационной структуре и включает: восстановление нарушенного управления; сбор и изучение информации о морально-психологическом состоянии и степени боеспособности сил и средств морально-психоло­гического обеспечения; уточнение задач органам воспитательной работы, сохранившим боеспособность по поддержанию психологической устойчивости войск (сил); своевременное восполнение потерь среди личного состава органов воспитательной работы и технических средств воспитания.

Взаимодействие в интересах морально-психологи­ческого обеспечения боя (боевых действий) организуется и осуществляется с учетом особенностей обстановки, морально-психологического состояния войск (сил) по поставленным задачам на всю глубину боя (боевых действий) и включает: выработку единого понимания в оценке всех видов обстановки; согласование целей, задач, направлений совместных действий при организации морально-психологического обеспечения; разностороннюю пропаганду примеров мужества, отваги, боевых успехов; объединение усилий в проведении защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Наиболее детально прорабатываются вопросы взаимодействия при нанесении первого ядерного удара, удара по первоочередным объектам, массированного огневого удара, при проведении контрподготовки, ведении боевых действий за удержание первого (главного) оборонительного рубежа (тактической зоны обороны), а также при нанесении контрударов.

Управление морально-психологическим обеспечением, как правило, осуществляется отдельными распоряжениями, постановкой задач начальниками подчиненным лично, по техническим средствам связи или через своих представителей, которые при необходимости могут выезжать в наиболее важные районы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.