Морально-психологическое обеспечение подготовки оборонительного боя.
Как известно, конкретные боевые действия для военнослужащего это специфический этап (переход) боевой деятельности, который отличается особенностью боевой задачи, условиями ее выполнения, противостоящим противником, обстановкой в позиционном районе и т.д. В силу этого в конкретных условиях боевых действий нельзя решить все проблемы морально-психологического обеспечения в полном объеме, а необходимо решать только те задачи, которые связаны с конкретной боевой обстановкой.
Практика боевых действий показывает, что непонимание этого приводит к тому, что за короткий промежуток времени, отпущенный на подготовку к боевым действиям, командиры и воспитательные структуры пытаются решить массу проблем морально-психологического обеспечения, которые, однако, во-первых, не могут быть решены из-за отсутствия необходимого времени, а, во-вторых, они и не нужны для достижения успеха. В силу этого, те задачи этого вида обеспечения боевых действий, которые действительно надо решать, уходят из поля зрения его организаторов. Поэтому особое значение при подготовке и ведении боевых действий приобретает умение определить основные направления работы по их морально-психологическому обеспечению, рассчитать, таким образом, порядок деятельности органов воспитательной работы, чтобы достичь наивысшего морально-психологического состояния личного состава к моменту начала боя.
Процесс морально-психологического обеспечения конкретной боевой задачи начинается с момента ее получения и заканчивается ее полным выполнением. Этот процесс имеет свои внутренние этапы, которые отличаются содержанием работы, логикой деятельности его субъектов, применяемыми методами, силами, средствами и формами, временными показателями.
Опыт боевых действий, боевой подготовки показывает, что основные усилия морально-психологического обеспечения боя необходимо направлять на решение следующих задач: укрепление боевого духа личного состава; формирование у него высокого морально-психологического состояния, готовности и способности к активным действиям, инициативы, самоотверженности, твердой решимости в достижении победы над противником; создание непрерывности информационно-психологического воздействия на личный состав своих войск (сил), прежде всего тот, который действует на направлении главного удара, выполняет наиболее важные задачи; проведение мероприятий, обеспечивающих постоянное наращивание морального духа войск (сил) в ходе боя; повышение чувства ответственности военнослужащих за сохранение в тайне мероприятий, проводимых в ходе подготовки к бою; строгое соблюдение маскировки и радиодисциплины; организацию информирования личного состава о противостоящем противнике, особенностях тактики его действий, вооружения и военной техники, сильных и слабых сторонах, успехах наших войск (сил) в ходе боя; учет наиболее опасных психотравмирующих факторов для сведения к минимуму психогенных потерь; проведение специальных мероприятий по восстановлению боеспособности войск (сил); поддержание у личного состава резерва постоянной готовности к вводу в бой, разъяснение ему поставленных задач.
Кроме того, как показывает практика контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, содержание и объем мероприятий морально-психологического обеспечения при подготовке к бою зависят от тактической, морально-психологической и информационной обстановки, боевого и морально-психологического состояния своих войск (сил), боевого построения войск (сил), наличия и состояния сил и средств морально-психологического обеспечения, местной полиграфической, радиотелевизионной и культурно-досуговой базы, а также от других факторов.
При этом нельзя забывать, что в любых условиях должна обеспечиваться морально-психологическая готовность личного состава к выполнению поставленных задач.
К важнейшим качествам, характеризующим морально-психологическую готовность личного состава вести боевые действия, относятся: решимость, то есть умение быстро находить решение и уверенно отдавать боевые распоряжения; сила характера, которая выражается в твердом отстаивании собственных убеждений, а также самообладании, то есть, способности подчиняться рассудку даже в момент наиболее бурных волнений; непреклонная уверенность в разгроме врага, основанная на справедливом характере войны в защиту своего Отечества; мужество и героизм; готовность к самопожертвованию; способность переносить тяготы и лишения боевой обстановки; войсковое товарищество, взаимовыручка в бою; психологическая готовность и устойчивость к воздействию противника и др.
Организация морально-психологического обеспечения боя (боевых действий) начинается с получением боевого приказа и распоряжения по морально-психологическому обеспечению.
На основе уяснения боевой задачи, оценки морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава, а также в соответствиис указаниями командира и вышестоящих органов управления морально-психологическим обеспечением заместитель командира по воспитательной работе принимает решение на морально-психологическое обеспечение боя (боевых действий), которое доводит до аппарата воспитательной работы части.
На основе принятого решения определяются мероприятия, которые необходимо провести немедленно; ставятся задачи подчиненным подразделениям; осуществляется планирование и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения войск (сил); развертываются силы и средства морально-психологического обеспечения, проводится их всесторонняя подготовка; производится пополнение запасов технических средств воспитания и материально-технических средств до установленных норм, проводятся мероприятия по подготовке их к применению; завершается восстановление имеющегося ремонтного фонда; осуществляется прием сил и средств морально-психологического обеспечения, поступающих в часть (подразделение), организуется их защита, охрана, оборона и маскировка, а также проводится контроль готовности к выполнению поставленных задач; осуществляется контроль готовности войск (сил) в морально-психологическом отношении к бою; при необходимости проводятся и другие мероприятия.
Морально-психологическое обеспечение первых боев (боевых действий) организуется заблаговременно и завершается накануне, а иногда и с началом войны.
Заблаговременная подготовка проводится в мирное время скрытно, с особой тщательностью и в возможно более полном объеме. При этом задачи морально-психологического обеспечения доводятся заранее до отдельных подразделений включительно. В соответствие с разработанными планами проводятся занятия с личным составом органов воспитательной работы по уточнению и отработке задач.
Как показывает опыт боевой подготовки войск (сил) при заблаговременной подготовке к боевым действиям необходимо планировать и проводить следующие мероприятия: анализ морально-психологического состояния на индивидуальном и групповом уровнях; психологическая подготовка к действиям в боевых условиях и психологическое слаживание боевых расчетов и смен; составление прогностических расчетов психогенных потерь личного состава и планирование практических мер по их снижению в различных условиях обстановки; анализ и оценка морально-психологической и информационной обстановки в районах дислокации части и подразделений, выработка предложений по ее стабилизации и оперативному реагированию на факторы снижающие боеготовность и боеспособность войск (сил); весь комплекс мероприятий осуществляемых в ходе общей, специальной и целевой психологической подготовки личного состава и др.
Разработанные в ходе заблаговременной подготовки планы морально-психологического обеспечения должны постоянно уточняться и соответствовать изменениям обстановки. С этой целью во всех звеньях органов управления морально-психологическим обеспечением планируются, отрабатываются и уточняются планы морально-психологического обеспечения перевода части (подразделения) с мирного на военное время, поддерживается в постоянной готовности система управления морально-психологическим обеспечением.
Непосредственная подготовкабоя (боевых действий)проводится в полном объеме в угрожаемый период накануне войны с получением боевых приказов вышестоящих органов управления. При этом, как правило, уточняются ранее принятые решения и планы морально-психологического обеспечения боя (боевых действий) и доводятся уточненные задачи до подчиненных органов управления морально-психологическим обеспечением; проводятся мероприятия морально-психологического обеспечения войск (сил) при их отмобилизовании и развертывании; приводятся в готовность к применению технические средства воспитания; осуществляются мероприятия по морально-психологическому обеспечению частей (подразделений), предназначенных для прикрытия Государственной границы, обеспечивается поддержание устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих, выделенных в состав подразделений, предназначенных для уничтожения диверсионно-разведывательных и террористических групп противника и др.
В масштабе объединения для выполнения задач морально-психологического обеспечения соединений, частей и подразделений этого объединения развертываются группировки сил и средств морально-психологического обеспечения, которые, как правило, включают: группировку для обеспечения войск (сил), действующих на главном направлении; группировку для обеспечения войск (сил), действующих на других направлениях. Кроме того, в составе объединения создается группировка, выполняющая задачи в интересах всех сил объединения, и резерв сил и средств морально-психологического обеспечения, часть их может предназначаться для выполнения задач в интересах вторых эшелонов, а также войск (сил), действующих в отрыве от главных сил, морских и воздушных десантов и для решения других задач.
Система морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боя (боевых действий) включает взаимодействующие между собой силы и средства, местные, военные и иные органы, объединения и организации, несущие в пределах своей компетентности ответственность за морально-психологическое состояние личного состава.
В ходе оценки морально-психологического состояния личного состава своих войск (сил) изучается отношение личного состава к войне и конкретному противнику; степень обученности основных категорий военнослужащих; способность командного состава твердо управлять войсками (силами); степень слаженности войск (сил). При этом критериями оценки являются: реальная готовность и способность личного состава: стойко переносить любые испытания войны; успешно решать поставленные боевые задачи; проявлять стойкость и волю к победе; обеспечить разгром противника в любых условиях обстановки; стойкость к деморализации.
Проводя весь комплекс мероприятий морально-психологического обеспечения подготовки военнослужащих к боевым действиям важно постоянно иметь ввиду значение роли начального периода войны (военного конфликта). Опыт показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап в выполнении боевых задач, от того, как он будет проведен, часто зависит ход (а иногда и исход) дальнейших боевых действий.
Как известно, к основным факторам боевых действий (особенно их начального периода) относятся:
опасность - осознание военнослужащими обстановки как угрожающей их здоровью и жизни;
внезапность - неожиданное для военнослужащего изменение обстановки в ходе выполнения задачи;
неопределённость - отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, о содержании боевой задачи или о противнике и характере его действий.
новизна - наличие ранее неизвестных военнослужащему элементов в условиях выполнения или в самой боевой задаче, которая определяется опытом военнослужащего;
увеличение темпа действий - сокращение времени на выполнение боевой задачи;
дефицит времени - условия, в которых успешно выполнить поставленную задачу невозможно лишь за счет увеличения темпа действий и необходимо изменить содержание или структуру деятельности.
При заблаговременной подготовке к бою (боевым действиям) органы управления морально-психологическим обеспечением обязаны выполнить весь комплекс мероприятий информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы, а также провести мероприятия по защите войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника и обеспечению войск (сил) техническими средствами воспитания.
Основные усилия информационно-воспитательной работы в ходе подготовки к бою (боевым действиям) направляются на своевременное доведение до личного состава: информации о военно-политической обстановке в мире, стране, регионе; тактической, морально-психологической и информационной обстановки в районе предстоящего боя (боевых действий); приказов и директив командования; успехов своих войск (сил); примеров мужества и героизма воинов.
Основной формой информационно-воспитательной работы является информационный час, а также ежедневное боевое информирование всех категорий личного состава.
Необходимость этого доказывает опыт Великой Отечественной войны. С первых дней войны широкое распространение получили коллективные радио слушания передач Центрального радиовещания, которые велись более чем на 70 языках народов СССР и на 28 иностранных языках. В кратчайший срок была решена задача создания массовой прессы для Вооруженных Сил в соответствии с требованиями войны. К началу 1943 года выходило 5 центральных, 19 фронтовых,60 армейских, 3 корпусных и 600 дивизионных и бригадных газет. Свыше 70 газет выходило в Военно-морском Флоте. Особое внимание уделялось информированию военнослужащих на языках народов страны. К 1943 году, например, издавалось 10 газет на казахском, 5 - на грузинском, 6 - на узбекском, 2 - на таджикском, 8 - на татарском и других языках. Кроме того, издавалось более 20 военных журналов, в частности, такие как «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора Красной Армии», «Военный вестник», «Морской сборник» и др. Опыт войны показал, что мощное информационное воздействие на военнослужащих в боевых условиях оказывает наглядная агитация. Наиболее эффективными ее формами были лозунги, плакаты в «Окнах ТАСС», фотовитрины, иллюстрации, боевые листки, листки-молнии, световые газеты и др.
Информационно-воспитательная работа ведется с соблюдением требований тактической маскировки, бдительности и недопустимости преждевременного раскрытия характера предстоящих боевых действий. Она осуществляется по единому замыслу, комплексно, всеми силами и средствами. В этой работе также участвуют силы и средства старшего начальника.
В период подготовки к бою (боевым действиям) офицеры воспитательных структур и активисты готовят необходимые документы, которые формируются в папки (сумки). Среди них могут быть: справка о боевом пути части, бланки боевых листков, листков-молний, памятки, брошюры, материалы для бесед, информирований, занятий в системе общественно-государственной подготовки, выписки из должностных обязанностей по организации информационно-воспитательной работы, канцелярские принадлежности и др.
По возможности при подготовке к боевым действиям и в ходе них в части создаются пункты информирования. Их цель - обеспечение необходимых условий для ведения информационно-воспитательной (в том числе справочно-информационной) работы и культурного досуга военнослужащих.
Для функционирования пункта информирования выделяется палатка, в которой могут находиться: радиоприемник, магнитофон (видеомагнитофон), книги (брошюры), газеты, журналы, папки со справочными материалами, настольные игры, музыкальные инструменты, установка для показа кинофильмов.
На съемных щитах оформляется наглядная информация: боевой путь части, символика Российского государства, материалы об ответственности военнослужащих за воинские преступления, политическая карта мира, карта Российской Федерации и т.д. Один из офицеров-воспитателей постоянно находится на этом пункте и организует на нем работу. Систематически на пункте ведется обновление материалов.
В роте и во взводе для проведения информационной работы обычно имеетсяпереносной комплект наглядной информации, который может включать планшеты: "Государственные символы России", "Россия на пути реформ", "Вооруженные Силы России" (Виды Вооруженных Сил), "Дни воинской славы России", "Нам завещали великие предки", "Сыны Отечества", "Боевой путь части", "Льготы военнослужащим и членам их семей", "Воин! Соблюдай требования безопасности", "Знай вероятного противника" и другие, а также карты мира и Российской Федерации, папку со справочными материалами, боевые листки и т.д.
Для обеспечения информационно-воспитательной работы в боевых условиях в части и подразделениях создаются: ротная библиотека (рота, батарея) – 50-60 экз. книг и брошюр; 3 географические карты.
В целях своевременного доведения информации расширяется сеть активистов, внештатных информаторов, принимаются меры по увеличению снабжения командиров, штабов, органов воспитательной работы, личного состава газетами, журналами, листовками, памятками, информационно-справочными материалами и другими изданиями о действиях воинов в бою.
Боевые действия в Афганистане практически подтверждают данные положения. Так, например, в информировании личного состава ограниченного контингента советских войск упор был сделан на активизацию агитации и пропаганды при главенствующей роли агитации. Первостепенное внимание уделялось подбору, расстановке и подготовке агитаторов подразделений. Они были назначены во всех подразделениях. Это давало определенный эффект. В частности, в 101 мсп 5 гв. мсд благодаря возросшему с 1982 г. по 1986 г. участию актива в информационно-воспитательной работе в 1,6 раза удалось за это период добиться сокращения потерь личного состава по причине беспечности и благодушия на 32 %. В 40 армии 3 раза в неделю издавалось 5 газет разовым тиражом 7,5 тыс. экз. Активно проводилось политическое и боевое информирование личного состава.
Психическая напряженность, возникающая у воинов в различных ситуациях боя, может являться результатом влияния любого из названных выше факторов или нескольких из них. Однако основным (первичным) определяющим психологическую специфику боя, выступает фактор опасности. Все остальные воздействия вторичны и они как бы преломляются через "призму опасности". Одни при этом усиливаются, другие ослабевают, что в свою очередь может дезорганизовать действия неподготовленных военнослужащих. Фактор опасности, воздействуя на мотивационную сферу воинской деятельности, придает иное значение составляющим ее действиям, меняет ее внутреннее содержание.
Например, в июне 2000 года психологами Северного флота были протестированы около 300 военнослужащих, вернувшихся с после выполнения боевых задач на территории Северного Кавказа, на предмет выявления наличия и уровня боевых посттравматических стрессовых расстройств, агрессивности, суицидального риска и адаптивности в коллективе. Среди протестированных у 15,9% были выявлены признаки расстройств средней и легкой степени; у 29,3% - выявлена повышенная агрессивность; у 4,6% - повышенный суицидальный риск.
Психологическая работа в ходе подготовки к ведению боя (боевых действий) направляется на воспитание у личного состава психологической устойчивости и готовности к выполнению поставленных задач.
Основными задачами психологической работы при этом являются: выявление психологических особенностей предстоящих действий, их влияния на психику военнослужащих, определение требований к нравственным, интеллектуальным и волевым качествам воинов, сплоченности воинских коллективов; психофизиологическое обследование и социально-психологическое изучение прибывающего пополнения, оказание помощи органам управления в его рациональном распределении; выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью и осуществление реабилитационных мероприятий; психологическая подготовка личного состава к предстоящему бою (боевым действиям).
Особое внимание следует уделять таким важнейшим задачам морально-психологической подготовки, как преодоление страха и паники.
Как показывает опыт боевых действий, особенно в Афганистане и Чечне предупреждение и предотвращение страха и паники достигаются: целеустремленным и оперативным доведением до личного состава международной, военно-политической и тактической обстановки; пропагандой умелых и решительных действий в экстремальных условия боевой обстановки; непрерывным и твердым руководством личным составом, четкими командами и указаниями; энергичными действиями офицеров, их личным примером самообладания, храбрости, выдержки; выявлением каналов проникновения панических настроений и их перекрытием; выявление лиц, склонных к панике, проведение с ними индивидуальной работы; обучение военнослужащих способам сохранения самообладания.
Одной из форм психологической подготовки военнослужащих в ходе подготовки к ведению боя может стать проведение тренировки по мысленной отработке действий в отдельных боевых эпизодах (идеомоторная тренировка) с последующим разбором совершенных ошибок и мысленным повторением алгоритма правильных способов решения боевых ситуаций.
В ходе подготовки боевых действий психологическая работа ведется в форме психологической поддержки и помощи (психологического сопровождения) с целью сохранения психологической устойчивости войск (сил), снижения психогенных потерь.
При наличии сил и средств создаются мобильные группы психологической помощи, которые действуют в соответствии с решением командира. Особое место в ведении психологической работы отводится пункту психологической помощи и реабилитации части.
Практика показывает, что важным средством создания морально-боевого настроя войск накануне боевых действий является решение социальных проблем военнослужащих, осуществление мероприятий по соблюдению социальных гарантий и прав военнослужащих и членов их семей, установленных на военное время.
В ходе подготовки войск (сил) к ведению боевых действий органы воспитательной работы организуют и проводятвоенно-социальную работу, которая организуется в интересахсоздания необходимых социальных условий для успешной деятельности войск (сил).
Основными задачами военно-социальной работы являются: разъяснение законов военного времени и международных правовых норм ведения боевых действий, гуманного обращения с военнопленными и гражданским населением, прав и обязанностей военнослужащих в условиях ведения войны, их ответственности за выполнение своего воинского долга; анализ и прогнозирование социальной обстановки в войсках (силах) и ее влияния на успешное выполнение поставленных задач.
Основные усилия военно-социальной работы в ходе подготовки к бою (боевым действиям) сосредотачиваются на решении возникающих социальных проблем в связи с ранениями, заболеваниями, гибелью и пленением военнослужащих, а также, в случае если они объявляются без вести пропавшими. Могут также решаться наиболее острые, не терпящие отлагательства жалобы и заявления военнослужащих.
Мероприятия военно-социальной работы гуманитарного характера совместно с органами местного самоуправления проводятся также среди беженцев, местного населения и военнопленных.
Культурно-досуговая работа проводится с целью поддержания и восстановления морально-психологических и физиологических сил личного состава и его мобилизации на успешное решение боевых задач.
Основными задачами культурно-досуговой работы являются: воспитание у военнослужащих любви к своей Родине, верности воинскому долгу, славным боевым традициям Вооруженных Сил, мужества, отваги, смелости, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах; снятие отрицательных эмоциональных состояний у военнослужащих; организация отдыха и досуга военнослужащих с учетом условий конкретной обстановки.
Основные усилия культурно-досуговой работы в период подготовки боя (боевых действий) направляются на организацию выступлений в войсках (силах) ансамбля песни и пляски фронта (концертных ансамблей), отдельных концертно-художественных бригад; проведение встреч личного состава с участниками боевых действий, организацию выпуска радиогазет и радиожурналов, демонстрацию патриотических кино- и видеофильмов.
В ходе планирования применения клубных машин заместителю командира по воспитательной работе необходимо учитывать, что, например, развертывание автоклубов ПАК-89М вместе с палаткой (УП на 100 человек) из походного положения в рабочее при достаточно тренированном экипаже автоклуба составляет около 1,5 часа.
В частях и подразделениях вторых эшелонов с разрешения соответствующих командиров проводятся выступления профессиональных артистов, встречи с родителями и земляками военнослужащих. В подразделениях укомплектовываются и активно используются в интересах личного состава ротные и батальонные библиотечки. При наличии исторических памятников проводятся митинги военнослужащих и ритуалы отдания воинских почестей павшим в сражениях. Организуется работа по доведению до личного состава материалов периодической печати, трансляции радио- и, по возможности, телепередач.
Защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника проводится в целях повышения их морального духа и недопущения деморализации, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния.
Например, 24 февраля 2000 года разведгруппа морских пехотинцев Северного флота, выполняющая боевые задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, обнаружила оставленные противником: танк Т-72. БМП-1, БМД, самоходную гаубицу 2С9 "Нона", автомобиль ГАЗ-66 с кузовом, приспособленным для пыток, склад боеприпасов и документы (журнал учёта личного состава, денежные ведомости, ведомости выдачи оружия, методическая литература, конспекты занятий боевиков). Техника была замаскирована и законсервирована. Полученные свидетельства умело использовались офицерами-воспитателями ОГВ (с) для развенчания мифа о "справедливом характере войны чеченского народа против России", для воспитания у личного состава ненависти к врагу, решительности и готовности выполнить поставленную задачу.
Кроме того, в интересах защиты военнослужащих одшб Северного флота от информационно-психологического воздействия противника командованием батальона каждому морскому пехотинцу был доведён "Кодекс поведения военнослужащих объединённой группировки войск Вооружённых Сил Российской Федерации". Выпускались листки-предостережения, призывающие к усилению бдительности, рассказывающие о примерах жестокости и коварства врага.
Основными задачами защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника являются: анализ информационной обстановки в районе дислокации части (подразделений), характера проводимых противником психологических операций, степени их влияния на личный состав и население; проведение мероприятий, направленных на противодействие и ликвидацию негативного информационно-психологического воздействия противника.
Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитанияпроводитсяна основе решения заместителя командира по воспитательной работе, при этом: ставятся задачи начальнику вещевого склада части и начальнику клуба части; осуществляется планирование обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания, пополняются их запасы до установленных норм, проводятся мероприятия по поддержанию их в исправном состоянии и в готовности к применению; завершается восстановление имеющегося ремонтного фонда; проводится всесторонняя подготовка вещевого склада части и клуба к выполнению боевых задач, организуется их защита, охрана и оборона, контроль готовности к выполнению поставленных задач в ходе боя (боевых действий); организуется взаимодействие и управление; при необходимости проводятся и другие мероприятия.
Основные усилия сосредотачиваются на обеспечении техническими средствами воспитания войск (сил), действующих на главных направлениях и в наиболее важных районах; возможности гибкого маневра техническими средствами воспитания и их готовности к решению внезапно возникающих задач, а также возможности наращивания усилий по обеспечению войск (сил).
Создание установленных запасов технических средств воспитания, их эшелонирование, хранение, подготовка к применению организуются и осуществляются органами снабжения войск (сил) техническими средствами воспитания в соответствии с решением командира на бой (боевые действия), установленными нормами, возможными потерями и порядком поступления их в ходе боя (боевых действий).
Запасы технических средств воспитания, культурно-досугового имущества в войсках (силах), хранящиеся на вещевом складе части, в клубе части должны обеспечивать потребность войск (сил) в ходе боя (боевых действий).
Резерв технических средств воспитания может создаваться за счет отпускаемого старшим начальником ресурса на боевые действия.
Истребование недостающего количества технических средств воспитания осуществляется по заявкам в вышестоящие довольствующие органы. Заявки на восполнение боевых потерь и доукомплектование техническими средствами воспитания направляются заместителю командира соединения (части) по воспитательной работе. Распоряжение заместителя командира по воспитательной работе на восполнение потерь и доукомплектование войск (сил) техническими средствами воспитания по средствам связи передаются на ТПУ соединения (части) начальнику довольствующего органа.
Технические средства воспитания приводятся в готовность к их применению при подготовке боя (боевых действий) начального периода войны, как правило, в пунктах постоянной дислокации, районах сосредоточения в соответствии с планами перевода войск (сил) с мирного на военное время.
Подготовка технических средств воспитания к применению заключается в проведении необходимого технического обслуживания, настроечных, выверочных и регламентных работ и восстановлении ресурса, обеспечивающего их надежную работу в ходе боя (боевых действий).
Доставка газет в войска (силы) осуществляется управлением фельдъегерско-почтовой связи через свои узлы и станции.
Доставка киновидеофильмов в войска (силы) осуществляется силами походных фильмопрокатных пунктов отделения киновидеопроката склада (центра) технических средств объединения. Доставку киновидеофильмов планирует начальник довольствующего органа.
Ремонт технических средств воспитания в войсках (силах) осуществляется передвижными ремонтными мастерскими, входящими в состав склада (центра) технических средств объединения. График выезда в войска (силы) передвижных ремонтных мастерских составляет начальник довольствующего органа и утверждает у заместителя командующего объединением по воспитательной работе.
Защита, охрана, оборона и маскировка сил и средств морально-психологического обеспечения части (подразделения) организуется и осуществляется в целях максимального ослабления воздействия на них противника, сохранения их боеспособности и обеспечения безопасности выполнения поставленных им задач.
Решение этих задач достигается проведением мероприятий по защите сил и средств морально-психологического обеспечения от оружия массового поражения и высокоточных систем обычного оружия, противовоздушной и наземной обороне, охране, противопожарной защите и проведением спасательных работ в очагах поражения. В интересах этого должны приниматься все возможные меры для быстрейшего сбора сведений об обстановке, потерях, разрушениях, затоплениях, пожарах, действиях разведывательно-диверсионных групп противников в районах размещения сил и средств морально-психологического обеспечения.
Защита сил и средств морально-психологического обеспечения от оружия массового поражения включает комплекс мероприятий, в том числе инженерного обеспечения и радиационной, химической и биологической защиты. Основными среди них являются: рассредоточение и маскировка сил и средств морально-психологического обеспечения, периодическая смена и инженерное оборудование районов их размещения (развертывания); использование защитных и маскирующих свойств местности; предупреждение о непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, разрушениях предприятий атомной энергетики и химической промышленности, а также о своих ядерных ударах; оповещение о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении местности, атмосферы и о районах пожаров, завалов, разрушений и затоплений; противоэпидемические, санитарно-гигиенические и специальные профилактические медицинские мероприятия; выявление последствий применения противником оружия массового поражения и разрушения предприятий атомной энергетики и химической промышленности; обеспечение безопасности и защиты личного состава при действиях в зонах заражения, районах разрушений, пожаров и затоплений; ликвидация последствий применения противником оружия массового поражения.
Рассредоточение (смена районов размещения) сил и средств морально-психологического обеспечения производится решением заместителя командира по воспитательной работе по согласованию со штабом части. Исходными данными, определяющими степень рассредоточения, являются: характер выполняемых задач и укомплектованность личным составом; ожидаемая мощность ядерных ударов, которые может нанести противник; возможности сил и средств морально-психологического обеспечения по использованию укрытий и защитных свойств местности.
Периодическая смена силами и средствами морально-психологического обеспечения районов размещения (развертывания) осуществляется скрытно и в короткие сроки под руководством их начальников на основании распоряжений заместителя командира по воспитательной работе по согласованию со штабом. Запасные районы должны быть заранее разведаны (проведена рекогносцировка) и по возможности подготовлены в инженерном отношении.
Маскировка сил и средств морально-психологического обеспечения заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, раскрывающих характер выполняемых задач. Это достигается: использованием маскирующих свойств местности, естественных укрытий с учетом времени года и суток; применением табельных маскировочных средств и местных материалов, а также аэрозолей (дымов); окрашиванием техники под фон местности; строгим соблюдением правил скрытого управления войсками (силами); постоянным проведением мероприятий по радиосветовой, тепловой, звуковой, оптической и другим видам маскировки.
Инженерное оборудование районов размещения (развертывания) сил и средств морально-психологического обеспечения, как правило, осуществляется самостоятельно. При необходимости по решению вышестоящего начальника для этих целей могут выделяться дополнительные силы и средства. В зависимости от выполняемых задач и наличия времени оборудуются фортификационные сооружения открытого и закрытого типов для личного состава, техники и запасов материальных средств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|