Типология политической культуры
Вполне естественно, что в ходе исторического развития различных стран и народов у них сформировались особые, отличающиеся друг от друга типы национальной политической культуры. В результате для них характерны преобладание различных политических ценностей и установок (покорность либо стремление к свободе, коллективизм либо индивидуализм), различающееся отношение к государству и различные формы отношения к власти. Различия в политической культуре предопределяются целым рядом политических обстоятельств, среди которых – национальные и религиозные особенности, открытый или закрытый характер общества, господство в нем определенной идеологии и характер политического режима.
Вопрос о типах политической культуры обусловлен многообразием политических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, социальных общностей, личностей.
Как уже было отмечено, политическая культура любой общности формируется под воздействием многочисленных факторов. Это обстоятельство, очевидно, предопределяет и многообразие типов политической культуры.
Однако из всего существующего многообразия можно выделить основные модели политической культуры – тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культурыхарактеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:
политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство;
политическое информирование общества дозировано и одноканально, монопольно регулируется властями, активно практикуется политическая цензура;
политический язык стандартизирован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая);
политическая культура общества формируется «сверху» на безальтернативной основе;
уровень политической культуры большей части общества невысок, политико-культурный прогресс малодинамичен.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самоизолированностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.
В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.
В то же время необходимо отметить, что внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либерально-демократические элементы.
Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.
Этой модели присущи следующие характерные черты:
политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников;
согласно им уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан;
основными ценностями являются: права человека, свобода, плюрализм (т.е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;
политическое информирование общества многоканально и альтернативно, прямая политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального, экстремистского толка;
существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен и зависит от финансовых возможностей источников политической информации,их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;
политический язык обширен и нестандартен, непрерывно совершенствуется и обогащается, а политическая символика многовариантна, развивается в режиме модернизации;
политическое поведение многообразно;
политическая культура общества находится на достаточном уровне, ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляющийся технико-технологическим прогрессом.
Названные характерные черты в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.
Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие.
В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т.п.) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т.п.
Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и ее типы, которые различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию. Охарактеризуем основные типы политической культуры:
«Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентации. Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.
«Открытый» тип. Восприимчив к инокультурному опыту. Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности. Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демократической модели политической культуры.
Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления политической системы. У людей-носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность, разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях. Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.
Подданическая политическая культура. Носители этого типа предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении. Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.
Активистская политическая культура. Отличительной чертой этого типа является отчетливая ориентация гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.
Патриархально-подданическая политическая культура; подданическо-активистская политическая культура; патриархально-активистская политическая культура, являются смешанными типами политических культур.
«Культура гражданина». Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократических политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы других типов политической стабильности. Способствует конструктивному функционированию соответствующих политических режимов.
Фрагментарная политическая культура – наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую «ломку». В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.
Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна и харизматичность, т.е. ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальных групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями». Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью, он может как усиливать в обществе чувство изолированности и разногласия между социальными группами, так и нарушать политическое равновесие и гражданское согласие.
Интегрированный тип политической культуры отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.
В политической науке существуют и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культурах.
В тоталитарной политической культуре доминируют следующие признаки: дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги; отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни; отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов; сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы; доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае; фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.
Для авторитарной политической культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.
Характерные признаки демократической политической культуры: толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения; склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов; согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.
Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры. Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»). Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других социальных субъектов и нации в целом. Политические субкультуры порождаются социально-экономической, социально-этнической, институциональной, социально-территориальной и собственно культурно-статусной стратификацией общества.
Традиционно в этой связи выделяются политико-культурные особенности элиты, среднего класса, низших страт, маргинальных слоев. Тем не менее, политологи пытаются выделить собственно специфические субкультурные комплексы, которые могут быть поняты в своей особой логике, не сводящейся к обычно фиксируемым сторонам социальной стратификации. Так, американский исследователь Д.Элазар считает, что американская политическая культура – это синтез трех политических субкультур: «индивидуалиста», «моралиста» и «традиционалиста», каждая из которых особым образом адаптирует базовые концепции всеамериканской политической культуры – «рыночной площади» и «содружества».
К числу наиболее важных и ярко выраженных изних относятся следующие:
Политическая субкультура Запада. Ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политических пристрастий. Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентацией, отличается многообразием. Эта политическая субкультура является базовой основой либерально-демократической модели политической культуры.
Политическая субкультура Востока. Ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического выбора. Харизматична. В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной. Распространена передача власти по наследству и ее элитарность.
Региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-государственным признакам. По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США[8] и России[9], ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т.п. Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств[10]. С учетом регионального фактора, возможно, также различать городскую и сельскую политические субкультуры.
Религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики[11]. Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан.
Этнополитические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав. В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие. Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется.
Молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь. Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения. Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, т.е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений. Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе. Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил. Немаловажно и то, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.
Необходимо также отметить, что в современных условиях можно вести речь и об так называемой общечеловеческой политической культуре, которая медленно, но неуклонно становится реальностью. Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универсалий» означает всеобщий»).
Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур.
К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий ученые относят следующие:
Общечеловеческие политические ценности и принципы.Они признаются как минимум декларативно в масштабах всего международного сообщества. Кним относятся, например, мир, свобода, правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равноправие в международных отношениях и многое другое.
Международный политический язык. В нем отражены общечеловеческие политические ценностии их содержание, а также наиболее значимые для всего человечества направления глобального политического процесса. Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др.
Международная политическая символика. Она тесно связана с политическим языком. Но эта универсалия обладает настолько ощутимым эмоционально-психологическим воздействием, что есть все основания для ее выделения. В международной политической жизни такая символика представлена, например, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимается всеми людьми. Так, изображение земного шара символизирует единство человечества и уникальность, хрупкость мира, в котором мы живем. Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и насилия. Определенной символичностью в мире политики обладают и некоторые цвета. Голубой цвет – символ миротворчества, защиты. Белый цвет – символ помощи, чистоты помыслов и действий. Зеленый цвет – символ жизни, экологии, общности человека и природы.
Существование и функционирование международных политических организаций. Их деятельность во многом способствует утверждению общечеловеческой политической культуры, координации глобальной политической жизни.
Международное право. Оно во многом регулирует отношения между государствами и другими объектами международных отношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политической культуры и исторический опыт политических взаимоотношений.
Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединённых усилий всего человечества.
Глобальная распространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный «фундамент» человеческой цивилизации.
Политический абсентеизм (негативная универсалия), – т.е. политическая пассивность, аполитичность, политическое равнодушие.
Политический регионализм (негативная универсалия). Он существует как бы «параллельно» глобальной политической интеграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоречив. Он состоит из множества государств. Аих внешняя политика строится с первоочередным учетом интересов своих граждан («национальных», «жизненных»). Несовпадение интересов массы современных государств побуждает их искать и объединяться с потенциальными союзниками. Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множество регионально-политических (Европейский Парламент, Организация Американских государств, Лига Арабских государств, Организация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НАТО и др.) организаций и блоков.
Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжении всей его истории. Его питательной средой является столкновение несовпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере, косвенное политическое насилие – в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязывания определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, – будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несовпадение политических интересов людей.
5. Политическое сознание: общая характеристика, роль и функции
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание. Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.
Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет.
Особо необходимо отметить, что политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане оно имеет три источника. Первый источник – семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина. Второй источник – это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио). Третий источник – это личный опыт индивида. Он опровергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.
Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому «Я» анализировать мир политики и определяться по отношению к нему. При этом знания, полученные от семьи, могут быть представлены как опыт, накопленный различными поколениями, но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков. Информация тоже может быть как истинной, так и ложной. Да и жизненный опыт человека, представляющий для него богатство пережитого, может оказаться нетипичным и не отражать политическую реальность. В любом случае человек сам преобразовывает эти факторы в единую более или менее ясную и духовно структурированную политическую систему.
У большинства людей этот процесс происходит стихийно, случайно и даже отвлеченно. Более того: большинство людей склонные повторять те политически ориентированные рассуждения, которые им преподавали или которые они узнали из других внешних источников. Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Например, рабочий предприятия, оказавшийся в тяжелом состоянии, считает, что хорошие решения по исправлению ситуации те, которые не предусматривают увольнений. Активист правящей партии полагает, что экономическая ситуация ухудшится, если к власти придет оппозиция. Если политический деятель обвиняется в коррупции, то его считают виновным в зависимости от собственной политической окраски. Следовательно, действительность оценивается через политическое сознание, а не сама по себе. Ее восприятие зависит от предшествующих убеждений и интересов людей.
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует также с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями.
Многие политические учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе, мировоззренческое значение. Поэтому они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом. В то же время реально несовпадение тех или иных позиций политического сознания в процессе политической деятельности отдельных государств и их объединений, общественных классов, наций, партий. Однако важно, чтобы обусловленная этим идеологическая и политическая борьба не перерастала в вооруженное противоборство, носила мирный, цивилизованный характер.
Рассматривая структуру политического сознания, следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.). В частности, политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.
По своей направленности политическое сознание бывает демократическим, авторитарным, традиционным, современным, верноподданническим, лояльным, бунтарским и иным.
По субъектам можно выделить социально-групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивидуальное и другие виды сознания. Многообразие видов политического сознания увеличивается при рассмотрении его по отношению к конкретным объектам и субъектам политических процессов: к глобальным проблемам (войне, миру, окружающей среде и т.д.).
Весьма актуально рассмотрение структуры политического сознания по критерию властного потенциала его носителей в диапазоне субъект (властвующий) – объект (подвластный).
Структура политического сознания может рассматриваться и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные” показатели, те, что построены на одновременном учете различных признаков содержания, организации, функционирования. С этой точки зрения структура, например, политического сознания в США, по мнению отечественных ученых Ю. Замошкина и Э. Баталова, включала следующие его типы: либерально-технократический, либерально-реформистский, либеральный, традиционалистский, неоконсервативный, радикально-либеральный, радикально-этатистский, правопозитивистский, радикально-демократический, радикально-бунтарский, радикально-романтический, радикально-социалистический и др.
Политическое сознание классифицируется и по качественно-содержательным параметрам. У различных его носителей оно может быть более или менее развитым, доминировать в структуре общественного и индивидуального сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия.
Интенсивная политизация общественного сознания связана с периодами кризисно-революционных ситуаций, со сменой политических режимов, персональных носителей власти, реконструкцией политических систем, концептуальных основ политического поведения.
Как показывает мировой опыт, политизация общественного сознания, как правило, начинается с низших и верхних слоев социальной структуры. В меньшей степени политизации подвержены средние слои общества.
Политическое сознание относительно самостоятельно. Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным неполитизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, что сознание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и проявлениях единое основание – социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства.
Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата, выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.
Анализ политического сознания позволил политологам выделить его основные функции:
Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений. С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок «верхов » зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований.
Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься – политика «займется» ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она «проникает» в людей в виде политической информации. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.
Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам. Люди таким образом делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности различных политических явлений и событий. Именно на основе оценки политической действительности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.
Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни. В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др.
В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов:включенность субъектов сознания в систему политических отношений, политизация личности, социальной группы, общества; зарождение политических ориентаций; накопление политических знаний; политическое самоопределение; осознанные политические действия.
К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический, социальный характер, плюралистичность, многокомпонентность, многоуровневость, диалектичность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|