Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура и компоненты политической культуры





 

Политическая культура – явление многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими про­цессами предопределяют её сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию фор­мирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (то есть политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д.

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он выстраивает представление о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной вла­сти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).



На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно про­тиворечивые представления. Причем, отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, не­жели мировоззренческие принципы. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречи­вость.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и спосо­бов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов, регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и др.) группам. Вы­работка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращают политическую культуру в совокупность субкультурных образований власти.

В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влияни­ем могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджа­не). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит.



В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры явля­ются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (прежде всего, не превращать своё общественное положение в способ достижения индивидуальных целей), их профессиональные качест­ва, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

Политический исторический опыт человечества наднациональных и национальных общностей является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных фор­мах: исторических, литературных, научных памятников, политических традициях, обычаях, политической идеологии. Этот опыт в большей или меньшей степени осваивается людьми в процессе их политической социали­зации. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память общества утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.

Важное место среди различных форм политического опыта занимают политические традиции. Они формируются в результате деятельности не­скольких поколений людей, являются одной из наиболее устойчивых основ их жизни и определяют образцы политического поведения. Сохранение и разви­тие политических традиций – одно из условий политической стабильности общества, его прогрессивного развития. Типичным примером в этом отноше­нии является Великобритания, приверженность традициям, внешне выступающая как консерватизм, фактически определяет высокий уровень политической культуры данного общества.



На основе политического опыта многих поколений и политической деятельности людей формируется их политическое сознание – ещё один эле­мент политической культуры.

Политическое сознание – это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются устойчивые политические ориентации людей в отношении политической сис­темы и их места в данной системе.

В политическом сознании выделяют два компонента: идеологиче­ский и эмоционально-психологический. Первый включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения.

По­литические знания – это знание людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Граждане должны иметь такой уровень осведомленности о политической жизни и деятельности правящих структур, который соизмерим с их правами как участников политического процесса.

Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Предпочтение в сторону тех или иных ценностей позво­ляет определить характер политической культуры. Порядок, как ценность политической культуры, ориентирует на поддержа­ние стабильности сложившейся социальной системы, на обеспечение сохранности условий её функционирования. Развитие направляет усилия людей, участвующих в политической деятель­ности, главным образом на обеспечение социальных изменений, на реформирование социальной системы.

Равенством – наиболее важным качеством социальной системы, признается её способность представить каждому одинаковые условия, возможности существования.

Свободой – наиболее важным назначением политики или общества, в целом, считается снятие внешних ограничений деятельности индивида. Равномерное распределение предпочтений общества между порядком и развитием, равенством и свободой является оптимальным для политической культуры. Однако в реальной политической культуре, как правило, нарушен баланс между этими ценностями. Утрата ценностей приводит к тому, что политическая культура перестаёт регулировать поведение людей, при этом начинается поиск новой системы ценностей и политических ориентаций.

Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей. Это представления людей о том, какой должна быть политическая система. Для одних это демократия, для других – социалистическая демократия, для третьих – тоталитарные системы. В этом смысле организационные и процедурные институты политической системы можно рассматривать как инструментальный аспект политической культуры.

С учётом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и форму участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан на:

политические институты и структуры (например, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий институт);

нормативную систему (например, уважение закона, или принебрежительное отношение к нему);

политические события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принятия решения);

отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях с точки зрения лояльно­сти и рациональности и т.п.).

Сюда также входят отношения к конкретным политическим деятелям и отношение гражданина к самому себе, как участнику политического процесса, определение своего места в политической системе. В результате своего представления о политической системе человек формирует ориентации на определённые образцы политического поведения.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уров­нем политического развития в целом, с другой стороны. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаружи­вает их уровень политической культуры на практике. Так, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, он может расценивать деятельность своего правительства, но быть безучастным в поли­тической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсут­ствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

«В сфере поведения, – отмечает Э.Я. Баталов, – политическую культуру характеризуют следующие основные переменные: формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности); формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, несотрудничество); формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями); формы и уровень взаимодействия с другими субъектами политического процесса; тип электорального поведения».

Необходимо отметить, что участие человека в политическом процессе мо­жет быть предопределенным «сверху» (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы) и не оказывать влияния на по­литиков и на принимаемые решения.

Характер политического поведения может варьироваться в диапазоне от деструктивно-отчужденного до инновационно-позитивного. При этом собственно культурный аспект политического поведения задан нормативным механизмом его регуляции. Его ядром будут поведенческие стереотипы, которые в структуре традиции выступают как обычаи политической жизни. Кроме них важную регулирующую роль играют сознательно формулируемые нормы-предписания, призванные очертить идеальные модели политического поведения, как в виде прописанных правовых процедур, так и в форме собственно идеальных поведенческих схем. Вместе с тем важно помнить, что нормативная система соотносится с общественно-политическими ценностями и нуждается в ценностной легитимизации.

Но поскольку сами общественно-политические ценности являются квинтэссенцией социально-приемлемых человеческих потребностей и интересов, постольку политическая нормативная система призвана также «репрессировать» те социально-негативные стороны человеческой активности, которые несут в себе разрушительные импульсы индивидуального и коллективного бессознательного: анархический негативизм, воинствующий ретризм, узкогрупповой эгоизм и т.д.

Реальное политическое поведение есть некоторый интеграл вышеназванных сторон, оно ситуационно, контекстуально, имеет личностное основание и коллективные формы выражения. Последние, собственно, и являются политическими институтами. С точки же зрения институционального уровня политической культуры можно выделить следующие коллективные формы политической практики: способы управления политической системой, закрепленные в государственном строе; методы принятия политических решений; характер проведения их в жизнь; методы разрешения социально-политических конфликтов; тип электорального процесса; характер межпартийных отношений; способы лоббирования корпоративных интересов и т.д. Политико-культурное значение имеет и характер межинституционального взаимодействия, который выражается в иерархии прерогатив того или иного института при принятии наиболее важных политических решений, а также в ценностной легитимизации данной иерархии.

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, кото­рые проявляются в политическом поведении людей: вовлеченность в политическую деятельность, позитивную активность и рациональность.

Участвуя в политическом процессе, и гражданин, и общество в целом, обре­тают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение людей несёт ответственность за сохранение политической культуры общества, и ее обога­щение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать человек, поскольку основой и условием прогрессив­ного развития является именно высокая политическая культура личности.

Другой необходимый компонент политической культуры – это информированность ее носителей. Богатство информации и ее доступность формируют важное качество политического реализма, освобождающего чело­века от подчинения мифологизированным представлением, ложной статистике и т.д.

Необходимым элементом политической культуры являются нормы. Имен­но благодаря нормам возможен переход от ценностей и идеалов политической деятельности к практически факторам ее регулирования. Различают нормы-обычаи и нормы-предписания. Нормы-обычаи – это, например, неписаные правила отношений между чиновниками, нормы дипломатического этикета. Нормы-предписания – это уставы политических организаций, программы партий, регламенты деятельности органов власти, международные договоры и т.д. Нормы-предписания играют доминирующую роль в политике, так как они спе­циально установлены для регулирования политических отношений.

Специфическим видом норм являются политические символы – условные образы важнейших политических идеалов, средства их пропаганды и утвер­ждения, выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. К политической символике относятся гербы, эмблемы партий, фла­ги, ордена и т.д.

На основе норм возникают и функционируют политические институты: партии, государственные службы и органы, правосудие, СМИ и др.

К политической культуре относятся, кроме всего выше перечисленного, еще и средства, которые используются для достижения, реализации политиче­ских идеалов. Выбор средств определяется политической ориентацией.

По отношению к различным видам политической деятельности выделяют следующие политические ориентации: политическое отчуждение, политиче­ски пассивное поведение, политически активное поведение. Политическое отчуждение – это неприятие всего, что связано с политикой, Отстранение от проблем общего политического характера. При политически пассивном поведении осуществляется чисто принуди­тельный контакт с политической властью, социальные перемены рассматриваются как происходящее как бы сами по себе, без активных усилий субъекта. Преобладание такой политической ориентации в обществе приводит к утрате возможности влияния на социально-политические процессы и собы­тия. Политически активное поведение осуществляется как в рамках традицион­ных политических организаций и структур, так и вызывает формирование новых политических объединений.

Политические ориентации, можно также различать по отношению к сред­ствам политической деятельности. Здесь выделяют политический радикализм и реформистскую ориентацию. Радикализм – склонность к решительным действиям, стремление к быстро­му и простому пути решения любых проблем, уверенность в своей правоте Стремление к быстрому решению всех проблем приводит к выбору жестких средств политического действия, а это может привести к разрыву целей и средств. Реформистская ориентация характеризуется приверженностью постепен­ным, поэтапным изменениям. Ну, и, наконец, политические ориентации различают по отношению к ти­пам политических изменений: консервативная и революцинаристская ориентации. Сторонники консервативной ориентации стараются сохранить то, что уже есть, максимально используя политический опыт и уровень развития. Революционеры, наоборот, считают, что в политике наиболее приемлемы решительные и постоянные изменения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.