Сделай Сам Свою Работу на 5

Типология политических процессов





Различные страны мира имеют совершенно разные характер и уровень динамичности, а также направленность политических процессов. Более того, на практике часто возникают ситуации, когда в одном макрополитическом процессе действуют два и более разнонаправленных и неоднородных субпроцесса. Например, на территории одной из самых стабильных стран мира, Великобритании, долгие годы происходил бурный этноконфессиональный конфликт между англичанами и ирландцами, протестантами и католиками, отголоски которого время от времени отзывались взрывами в тихом Лондоне, организованными террористами Ирландской республиканской армии (ИРА). Тем не менее, при помощи определенных критериев в политологии выделены основные разновидности политических процессов. Рассмотрим их.

Демократический и недемократические процессы.Главным достижением современного внутриполитического процесса является его демократизм, т.е. осуществление политики с позиций общенародных интересов и ненасильственными методами. Основными принципами современного демократического политического процесса являются: конституционность и легитимность политического процесса; приоритет интересов большинства социальных групп населения; правовая защита интересов социального меньшинства; корректность взаимоотношений между правящей властью и оппозицией; гражданский контроль деятельности органов государственной власти; правовое обеспечение невозможности концентрации и централизации власти в обществе; приоритетность прав человека и гражданина.



Локально-региональные и глобальные процессы. Первые оказывают свое воздействие на об­щий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но следует учитывать, что нередко результат того или иного локального про­цесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Нередко результат того или иного локального или регионального процесса может воздействовать и на общий ход мировой политики. Например, этнополитический конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами, который вначале был внутренним делом бывшей Югославии, перерос в политический процесс, масштабы которого до сих пор влияют на дестабилизацию общеевропейской политики. В то же время типичным локальным процессом, затрагивающим интересы лишь местного сообщества, являются выборы в муниципальные органы власти и управления.



Стабильные и кризисные процессы. В политике нередко острые кризисные ситуации переходили в революционные взрывы, а серии реформ тех или иных правительств обеспечивали стабильную эволюцию, как это было в эпоху «нового курса» Ф. Рузвельта в США в 30-е годы XX в. Но, тем не менее, и реформа, и революция могут быть способами разрешения политического кризиса. Так было в Германии, когда после кризиса Веймарской республики, господства фашистов и поражения во Второй мировой войне в стране в период правления К. Аденауэра была осуществлена модель стабильного политического процесса в ФРГ.

Революция – это такая форма социального движения, которая ликвидирует старое качество сразу, непосредственно, без промежуточных ступеней, целиком. Революция не только быстро и радикально разрешает кризисы, но и требует от общества очень высокую социальную плату (например, Гражданская война после революции 1917 г. в России). Эпоха социального переворота может состоять из цикла политических революций, сменяющихся контрреволюциями, т.е. реставрацией старых порядков и возвращением к власти прежних властителей. Это будет продолжаться до тех пор, пока не утвердятся социальные слои, способные обеспечить выход страны из кризиса.



Другим видом политического процесса, более типичным для последней трети ХХ в., стала реформа. Реформы являют собой лишь частичные изменения, призванные смягчить развертывания кризиса, либо разрешить его в пользу господствующих классов, сохраняющих рычаги власти в своих руках. Реформа осуществляется постепенно, эволюционно. Однако серия крупных реформ нередко имеет результатом глубокие социально-экономические и политические преобразования. Главное достоинство реформы состоит в том, что удается сохранить определенный баланс сил, их некоторое равновесие. Борьба интересов и идей осуществляется в рамках гражданского согласия, через взаимные уступки.

Практика развертывания социально-политических процессов последней трети XX века выявила возросшую взаимосвязь между революцией и реформой. В новых исторических условиях возникает новый тип общественных преобразований, который невозможно втиснуть в рамки привычных понятий «реформа» и «революция». Немецкий политолог Т. Эш в этой связи даже придумал оригинальный термин «рефолюция». Другой специалист в этой области – Х. Фишер ввел в научный оборот новое понятие «эволюционная революция» (или «революционная эволюция»).

Вторая примета нынешнего времени – все более усиливающаяся потребность в согласии и общественной интеграции, решении всех спорных вопросов на путях переговоров, компромиссов, консенсусов (например, в Испании – пакт Монклоа 1977-1978 гг., в Великобритании – «Социальный контракт» 1974-1977 гг.). Это обстоятельство особенно важно для обществ переходного типа, поскольку без такого согласия невозможна социальная стабильность, а, следовательно, невозможно осуществление структурных реформ.

Легальные и «теневые» процессы. Всякий политический процесс включает в состав своих основных компонентов ценности и нормы доминирующей политической культуры, а также отдельных субкультур. Эти ценности определяют правила политической игры, границы дозволенного и недозволенного, официального и неофициального, легального и нелегального. К примеру, восстание и переворот, террор и путч во всех странах выносятся за рамки дозволенных конституцией и другими законами форм политической жизни.

Тем не менее, политический процесс в реальности оказывается шире рамок правового, правила политической целесообразности порой выше, чем нормы конституционной законности. Это связано также и с дефицитом информации, законспирированностью некоторых фрагментов политического поля, любовью профессиональных политиков к закрытой для масс «подковерной» политике. Даже в таком относительно развитом правовом государстве, как США, время от времени выходят на поверхность незаконные «теневые» акции, как Уотергейтское дело, повлекшее за собой отставку президента США Р. Никсона.

Существуют и другие типологии политических процессов. Например, Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический про­цесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.

1. В незападных обществах нет четкой границы между по­литикой и сферой общественных и личных отношений.

2. Политические партии склонны претендовать на выраже­ние мировоззрения и представительство образа жизни.

3. В политическом процессе преобладают клики.

4. Характер политических ориентаций предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значи­тельная свобода в определении стратегии и тактики.

5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.

6. Политический процесс характеризуется отсутствием ин­теграции среди участников, что является следствием отсутст­вия в обществе единой коммуникационной системы.

7. Политический процесс отличается значительными мас­штабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.

8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.

9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств поли­тического действия.

10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений.

11. Отличительной чертой политического процесса являет­ся высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.

12. В политическом процессе слабо влияние организован­ных групп интересов, играющих функционально специализи­рованные роли.

13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.

14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более опреде­ленных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных во­просов и общих проблем.

16. Велика роль харизматических лидеров.

17. Политический процесс обходится в основном без уча­стия «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процес­са выделяют технократический, идеократический и харизматичес­кий политический процесс.

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и меха­низмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом техноло­гического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из поли­тической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модерни­зации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отно­шении которой имеется (достигается или декларируется) общенаци­ональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государ­ственного устройства, принципы и механизмы формирования и обнов­ления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс харизматического типа характеризует­ся всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические инсти­туты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направ­ленность политического процесса.

Особый интерес представляет взаимосвязь функций политического процесса с его этапами. Это связано с тем, что политический процесс относится к числу сложных, синтетических феноменов, природа которых связана с функционированием динамичных систем. Например, Г. Алмонд и Г. Пауэлл (США) выделяют пять основных функциональных фаз развертывания политической динамики и соответствующих им носителей в виде институтов, преимущественно связанных с осуществлением той или иной функции в политическом процессе.

На первой фазе артикуляции индивидуальных и групповых интересов носителем функции их выражения выступают групповые объединения («группы интересов»). Например, в отечественной политике таковыми могут выступать объединения бизнесменов и профсоюзы, выражающие нередко весьма отличные интересы предпринимателей и наемных работников по одним и тем же проблемам экономических реформ.

Следующая стадия и соответствующая ей функция агрегирование интересов связана уже в основном с деятельностью политических партий. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции довольно разнородных интересов различных индивидов и групп. Довольно ярко это проявляется, например, в деятельности социал-демократов, которые пытаются объединить интересы и требования городских рабочих и служащих, фермеров и предпринимателей в согласованной партийной платформе.

На этапе выработки политического курса интегрирующую роль играют представительные и законодательные институты, которые формируют коллективные решения. Например, в британском парламенте выработка и принятие ключевых для всей нации решений осуществляются в известной степени институционально согласованно депутатами и консервативной, и лейбористской партиями.

Этап реализации принятых решений связан главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. В практике государственной политики случается, что за непродуманные решения, принятые одними лицами, расплачиваются их исполнители, как это произошло, например, в 1979 г. в СССР, в связи с решением о вводе советских войск в Афганистан.

Этап контроля и арбитража в рамках политического процесса относится к деятельности институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе признанных всеми норм.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.