Сделай Сам Свою Работу на 5

Кто обладает наилучшей подготовкой для управления страной?





Какую политику следует избрать правительству в качестве наилучшей?

Ответы на эти вопросы могут быть найдены на разных уровнях абстракции. Более конкретные уровни иногда определяют как область прикладной политики. Оптимальные политические решения не обязательно “самые лучшие”, они представляют собой наилучшие из возможных решений при данных обстоятельствах.

Характер индивида определяется его оценкой окружающего мира и своего положения в нем. С точки зрения абстрактного мышления оценки будут одинаковыми независимо от того, оцениваются ли альтернативные политические системы в сфере теории политической философии или принимается оптимальное политическое решение в конкретной ситуации.

Некоторые принципиальные виды оценок, определяющих решения, приводятся Р. Далем:

выбор решения зависит от того, существует ли выбор политических курсов (если возможен лишь один политический курс, невозможно принять решение);

характер решения основывается на возможных последствиях каждого из альтернативных курсов;

в сомнительной ситуации выбор решения зависит от предположения относительно возможности достижения определенных результатов;



в сомнительных ситуациях характер принимаемого решения зависит от психологической подготовки к риску, учета фактора неопределенности, спекуляций.

Особенностью гражданского общества является правомерность принимаемых политических решений. В условиях авторитарных политических режимов, в экстремальных гражданских состояниях (войны, революций и т.д.) решения зачастую не имеют должной правовой основы, нарушают установленные законом нормы, опираются на так называемую «целесообразность» – волюнтаристически запланированный результат действий.

Можно дать следующую типологию политических решений:

по направленности и характеру воздействия – стабилизационные, упреждающие, корректирующие, радикальные – консервативные, прессинговые, ударно-силовые или мягкие, либеральные;

по срокам действия – оперативные, ограниченные средней перспективой, стратегические;

по масштабности – всеобщие, локальные;

по уровню организации – местные (муниципальные), региональные, центральные;



по субъекту власти – персонифицированные – коллегиальные; государственные – общественные.

Процессы реализации решения складываются под влиянием политических стратегий, находящихся в арсенале власти. Менее всего сегодня используются в современном российском обществе стратегии гражданского сотрудничества и партнерства. К сожалению предпочтительными становятся политические стратегии силового воздействия: косвенные и прямые угрозы, физическая расправа, подтасовка, «навешивание» ярлыков, создание образа врага. Силовые стратегии делают политические решения неэффективными, вызывают противодействие, отторжение власти и новаций.

Эффективное использование решений предполагает надежность, обоснованность, высокое качество самого решения и четкость действий по его реализации. Важную роль в реализации политического решения играет принцип «обратной связи», который позволяет получить информацию о последствиях управленческих действий, об изменениях в состоянии объекта.

Английский социолог П. Геддс в своей работе «Города в процессе эволюции» сформулировал два существенных принципа обратной связи в ходе выработки решений, касающихся городского развития:

принцип двойного информирования (специалисты информируют граждан о целях разрабатываемых планов городского развития – жители городов информируют специалистов об условиях жизни в городах и о своих запросах);

принцип взаимодействия в проектировании (специалисты разрабатывают базовые варианты проекта – жители оценивают эти варианты и выдвигают альтернативные предложения). Ясно, что в этом случае имелось в виду право граждан участвовать в формировании их жизненной среды, защищая таким образом свои насущные интересы от произвола властей и капитала.



В условиях стабильного, интегрированного общества политические решения, основанные на стратегиях социального партнерства или конкуренции, могут сохранять адресность, принудительную силу, но они не вызывают остро конфликтной реакции тех групп населения, чьи интересы оказались обойдены или несколько ущемлены. Апробированная временем процедура снятия и предупреждения напряженности позволяет вносить поправки, корректировать ход исполнения решения, амортизировать его отрицательные последствия.

 

 
 

 

 


Тема 6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ

 

«Развитие политического процесса отражает не что иное, как нарастание сложности и структурированности его содержания, ведущее к повышению адаптивности властных структур к внешним социальным условиям»

Т. Парсонс

1. Политический процесс: сущность и содержание. 2. Субъекты политического процесса. 3. Типология политических процессов.
4. Политическая стабильность как цель политического процесса. 5. Выборы как форма политического процесса. 6. СМИ как фактор политического процесса

 

1. Политический процесс: сущность и содержание

 

Политика в любом обществе не есть нагромождение различных политических событий и явлений, она представляет собой достаточно упорядоченный и последовательный процесс их возникновения, протекания и дальнейшего развития.

Эта взаимосвязанная и определенным образом направленная последовательность явлений и событий выстраивается не в соответствии с теоретическими представлениями политической элиты или ученых-политологов, а выступает совокупным результатом взаимодействия различных типов и проявлений политического поведения на личностном, групповом и социальном уровнях организации политической жизни. Изучение этого взаимодействия позволяет глубоко уяснить функциональную целостность политической жизни того или иного общества.

Термином «процесс» обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

В то же время словосочетание «политический процесс» часто используется не только политологами, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. Например, в России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п.

При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова «политический процесс» используют, прежде всего, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа, более сложной по содержанию и смыслу.

Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия социально-политических сил – участников политического процесса. Именно субъекты-участники своими действиями производят изменения в отношениях власти, передвижения в персональном составе органов, принимают политические решения, нормативно упорядочивают общественную жизнь и ведут борьбу за наиболее благоприятные политические условия реализации своих интересов.

Политическая действительность образуется деятельностью людей, групп или институтов (иными словами – субъектов), связанной с реализацией властных интересов и целедостижением. В процессе деятельности эти субъекты взаимодействуют с другими субъектами. Иногда взаимодействия политических субъектов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны.

В результате совершения подобных «ожидаемых» действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т.д., т.е. создаются и воспроизводятся политические институты. Действия и взаимодействия политических субъектов осуществляются во времени и в пространстве – в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл. Такая последовательность может быть обозначена термином «политический процесс».

Таким образом, политический процесс в широком смысле – это «совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели, а в узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений».

В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, т.е. совокупность субпроцессов или микропроцессов.

В теории политического процесса существует и другой способ интерпретации приведенных выше определений, отражающий два различающихся в современной политологии методологических подхода: системно-функциональный и процессуально-динамический.

С позиций первого подхода категория «политический процесс» выглядит лишь как некая производная функция базового концепта политической системы, хотя во второй части приведенного определения и присутствует попытка ввести характеристику «смены состояний». Но все же функциональный стереотип доминирует в этом определении, выражая прежде всего моменты статической устойчивости и консервативной адаптации системной модели в условиях циклического воспроизводства ее неизменной матрицы.

Второй подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля. Данный подход более адекватно выражает известное соотношение между относительностью покоя и абсолютностью движения, расставляя акценты в пользу анализа смены состояний, а не только их воспроизводства. Например, П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность», понимал под социальным процессом вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификации его характеристик.

Анализ сущности политического процесса позволил политологам выявить его центральную проблему, суть которой заключается в принятии, реализации и коррекции на постоянной основе политических решений, призванных интегрировать интересы граждан и выражении их в политической воле общества и государства через институты политической системы.

Мировой опыт также показывает, что важное значение на ход событий оказывают особенности внешнего воздействия. Итак, систематизировав вышеизложеное, можно сказать, что политический процесс это:

ход развития политических явлений, совокупность действий различных политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления определенных политических целей;

форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей как в пространстве, так и во времени;

один из общественных процессов, в отличие от правового, экономического и др.;

обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.).

Как и любой процесс, политический процесс также имеет свои внешние и внутренние характеристики.

К внешним характеристикам политического процесса относятся:

временные характеристики (время возникновения и развития политических систем, партий, организаций, движений; степень постоянства или периодичности их функционирования; затяжной или быстротечный характер существования);

пространственные характеристики (центральные или периферийные; общегосударственные, общенациональные или местные; в отдельных сферах жизнедеятельности общества или в отдельных организациях).

К внутренним характеристикам политического процесса относятся:

качество связи участников политического процесса (сотрудничество или противоборство);

направленность развития процесса (прогрессивное, регрессивное);

роль объективных условий и субъективного фактора;

стихийность и сознательность происходящих событий.

Таким образом, сущность политического процесса заключается в производстве и воспроизводстве, с одной стороны, различных компонентов политической системы, человека политического; структур, институтов и средств политического властвования и политического участия, политической культуры и норм, а с другой стороны, производство посредством политической системы определенного социального порядка и социальных изменений.

В то же время содержание политического процесса включает в себя: социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса; субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия; политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии; взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

В политической науке выделяются два способа реализации политического процесса: консервативно-рутинный и радикально-реформаторский. Характерным признаком первого способа является то, что данный процесс направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные организации, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политический режим). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции. В результате политическая система становится маловосприимчивой к нововведениям.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

Отмечая различия этих двух способов политического процесса, следует подчеркнуть, что, во-первых, в реальной жизни они переплетаются и взаимодополняют друг друга, а, во-вторых, в различные периоды на первый план может выходить либо радикально-реформаторский, либо консервативно-рутинный.

Политическая система общества таким образом находится в постоянном движении, т.е. одно ее состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся в свою очередь фрагментами политического процесса, его звеньями. На грани двух политических ситуаций разворачиваются политические события (съезд политической партии, выборы и т.д.).

Возникновение того или иного события может быть концом старой или началом новой политической ситуации. Поэтому в самом общем виде политический процесс можно представить как переход от одного политического события к другому (от съезда к съезду партии, от выборов к выборам, от одной политической кампании к другой, от одного политического решения к другому). И это правильно. В то же время реформы и революция, восстание, бунт, мятеж, путч, политический кризис, прямое действие в политике (митинг, демонстрация, забастовка), конфликт и сотрудничество. Все это своего рода тоже политические события. Таким образом, политический процесс это реальная политическая деятельность.

Политические процессы наиболее зримо раскрываются с точки зрения участвующих в них субъектов. Понять реальные политические процессы можно лишь выяснив, кто обладает властью, каким образом эти люди пришли к власти и как они ее используют. В связи с этим при анализе того или иного политического процесса необходимо знать, какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.