Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура», её роль в обществе





 

Политическая культура – один из важнейших элементов политической сис­темы общества. Уровень её развития свидетельствует о качестве самой этой системы. Политическая культура, отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их поли­тическое поведение, оказывает большое влияние на формирование политических и государственных институтов, придаёт значимость политиче­ским процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества. Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. Политическую культуру можно понять лишь как по­стоянно изменяющееся явление, реагирующее на все изменения окружающего мира.

Политика как деятельность, тем более как профессия, предполагает опреде­ленную культуру, технологию осуще­ствления такого рода деятельности. Однако в современной научной литературе понятие «политическая культура» ещё не получило должного освещения. В настоящее время существует самый широкий спектр мнений и позиций в его трактовке. В частности, нередко её отождествляют с образовательным и культурным уровнем человека, его способностью соответствующим образом вести себя на публике, умением четко и ясно излагать свои политические по­зиции и т.д.



Иногда можно услышать, что у такого-то нет политической культуры, а у другого – высокий или низкий уровень политической культуры. Некоторые полагают, что политическая культура может быть только у образован­ных людей, а у людей с низким образованием её нет. Её часто путают с политической системой или политическим поведением. В настоящее время различают несколько десятков определений политической культуры. Кроме того, все политологи обращают внимание на то, что к политической культуре относятся наиболее устоявшиеся, наиболее типичные для данной общности ориентации в отношении политической системы, модели поведения субъектов политики и модели функционирования политических институтов.

Подходить к рассмотрению данного понятия целесооб­разно на основе предварительного уяснения более общего понятия – культура. Этот термин имеет латинское про­исхождение, и изначальный его смысл – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Авторы фи­лософского энциклопедического словаря культуру опреде­ляют, как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­дуктах материального и духовного труда, в системе соци­альных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.



Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поко­ления к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни.

В широком смысле этого слова культура включает в себя всю совокупность моделей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Наиболее важная из этих моделей – социокультурная, ведь общество как социальная система воспроизводится через особый ценностно-нормативный механизм солидарности. А поскольку политическая деятельность занимает центральное место в интеграции общества, то политическая культура также будет в центре совокупного механизма общественной интеграции.

По своему происхождению политическая культура непосредственно связана с появлением политических отношений. Так, в Древнем Риме постоянно обращались к идеалу доблестного прошлого с его суровым самоограничением и воинствующей смелостью, имея в виду, что эти качества являются наиважнейшим условием величия и успехов созданной державы. Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.



Классическое определение политической культуры, данное Г. Алмондом и С. Вербой, гласит: «Политическая культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического актора».

Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х гг. ХХ в. (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев).

Отечественный исследователь Э.Я. Баталов, обобщивший многочисленные интерпретации изучаемого явления, предложил свой вариант определения. В упрощенном виде (для дидактических целей) оно будет звучать следующим образом: политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса.

Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры:

это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;

это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;

это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;

это реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.

Таким образом, политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций, которые явля­ются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включа­ет в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения.

Политическая культура – неотъемлемая часть общенациональной культу­ры. Это, прежде всего, политический опыт человечества, больших и малых социальных групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их политических ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение людей.

Так, основные черты политической культуры США включают в себя индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в том числе и от правительства; защита идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю – они борются за свободу (как на своей, так и на чужой территории). Защита свободы и избранность американского народа лежат в основе внешнеполитической доктрины США. Наоборот, в политической культуре России доминирует идея защиты земли, ее территориальной целостности, правовой нигилизм.

Суровость природных условий жизни предопределила тягу народа к солидарности, к общему коллективному труду, что выразилось в длительном существовании в России общинной формы организации жизни. В крестьянской общине лежат истоки доминирования коллективного сознания над индивидуальным. Ряд исследователей полагают, что специфика социоприродного бытия России обусловила более высокую степень централизации государственной власти, нежели в других странах.

Государство должно было обеспечить защиту от внешней угрозы, постоянное приращение эффективных для хозяйственной жизни территорий, а также централизованное распределение ограниченных средств к существованию ради выживания России как целого. Это предопределило такую особенность политической культуры, как этатизм и патернализм. Этатизм (от франц. еtat – государство) проявляется в утверждении главенствующей роли государства в организации жизни общества. Патернализм проявляется в создании образа главы государства как отца, хотя и строгого, но справедливого ("Царь-батюшка", "Заступник"). Именно эти особенности политической культуры стали питательной почвой тоталитарного режима в СССР. И сегодня политическая культура постсоветской России определяется противоречивым сочетанием элементов прошлого с элементами демократической культуры.

Отмеченные в вышеприведенном определении три взаимосвязанных понятия – политический опыт, политическое сознание и политическое поведение – со­ставляет основные, структурные элементы политической культуры.

Три важнейшие стороны политической культуры определяют ее видовые формы: культуру политического мышления, правовую культуру, культуру политической деятельности и управления и т.д. А так как политическая культура это не только процесс, но и результат, то мы можем отметить такие формы бытия культуры, как «опыт политического управления», «уровень политических знаний», «зрелое политическое поведение», «наследие прошлой политической культуры» и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.