Расчет противодеформационных конструкций по условию обеспечения несущей способности глинистых грунтов земляного полотна
Согласно ЦПИ-24 /73/ минимальная толщина H слоя балластных и дренирующих материалов над глинистыми грунтами может быть установлена по данным таблицы 8.3.
Для глинистых грунтов, характеризующихся влажностью на границе текучести WL > 0,35, необходимо выполнить расчет по условию обеспечения их несущей способности.
На ремонтируемом участке отсутствуют грунты с WL > 0,35, поэтому расчет выполняется для участка с WL = 0,22 находящегося на 683 километре.
Таблица 8.3 – Минимальная толщина H слоя балластных и дренирующих материалов
Вид пучинистых
грунтов земляного
полотна
| Минимальная толщина слоя Hmin, м, при сумме градусо-суток отрицательных температур W, оС сут.
| менее
|
|
|
|
|
и более
| Суглинки и глины
| 0,9
| 1,1
| 1,2
| 1,3
| 1,4
| 1,4
| Супеси
| 0,8
| 0,9
| 1,0
| 1,1
| 1,2
| 1,2
| Крупнообломочные с глинистым заполнителем при близком залегании грунтовых вод (УГВ £ Zпр + 1 м)
| 1,2
| 1,4
| То же, при глубоком залегании грунтовых вод (УГВ > Zпр + 1 м)
| 1,1
| 1,4
| Примечание: величина W и глубина промерзания Zпр соответствуют многолетним средним данным; величина H определяется от верха балластного слоя.
|
Для предотвращения пластических сдвигов в верхней части толщи глинистых грунтов должно быть выполнено условие равенства несущей способности Ркр и суммарного напряжения s от поездной нагрузки и веса грунта
Ркр= s. (8.5)
Напряжение в земляном полотне s определяется от расчетной нагрузки четырехосного грузового вагона.
Зависимость напряжений s от глубины залегания расчетного уровня принимается согласно данным /60/.
Исходными данными для расчета являются характеристики грунтов, приведенные в таблице 8.1.
Показатель текучести грунта определяется по следующей формуле
(8.6)
Плотность сухого грунта определяется по следующей формуле
(8.7)
Интенсивность пучения грунта f определяется по данным инженерно-геологического обследования (табл. 8.1).
Для рассматриваемого километра f =0.
Коэффициент пористости грунта с учетом интенсивности пучения вычисляются по формуле
(8.8)
Нормативные значения прочностных характеристик грунта в талом состоянии СТ и φТ принимаются в соответствии с показателями текучести IL и коэффициентом пористости е0 по СНиП /74/.
Для рассматриваемого километра (683 км) IL имеет отрицательное значение, для которого в /67/ отсутствуют нормативные значения CТ и φТ.
Расчетное значение сцепления оттаивающего грунта находится по формуле
, (8.9)
где – коэффициент снижения сцепления грунта при динамическом воздействии после оттаивания; B– коэффициент, учитывающий снижение прочности грунта при морозном пучении.
Так как нормативное значение CТ отсутствует, то расчет Ср по формуле (8.9) не выполняется.
Также расчетное сцепление можно определить по эмпирической зависимости
(8.10)
В связи с тем, что для рассматриваемого километра IL = –0,429, то Ср принимается равным 0.
Из двух значений сцеплений, полученных по выражениям (8.9-8.10), для дальнейшего расчета принимается наименьшее.
Расчетное значение угла внутреннего трения принимается на 2о меньше нормативных величин , которые определяются по /74/, а также по формуле
(8.11)
Из двух значений φр в качестве расчетного принимается наименьшее значение.
Полученные величины Cр и используются для нахождения Pкр (при этом толщина слоя h балластных и дренирующих материалов задается с соблюдением условия h < 2 м).
, (8.12)
где Cр - удельное сцепление, 105 Па (кгс/см2); - угол внутреннего трения, рад; - плотность грунта, г/см3.
(8.13)
Расчет Pкр выполняется для двух любых значений h (h1 = 0,6 м, h2 = 1,2 м). Далее строится зависимость Pкр= f(h) и сопоставляется с расчетным напряженным состоянием этих грунтов /67/. До глубины Hр, на которой обеспечивается равенство Pкр = σ, глинистые грунты должны быть заменены на более прочные дренирующие грунты.
На этом участке Pкр < 100 кПа, это свидетельствует о том, что прочностные характеристики грунтов недостаточны, поэтому Hр принимается равным 2 м.
По результатам расчета заполняется таблица 8.4, в которой приводятся сведения по каждому сечению пути о толщине слоя дренирующих материалов после ремонта Hпр, о минимальной толщине слоя Hmin по /74/ для рассматриваемых климатических условий и о расчетной толщине Hр по условию обеспечения несущей способности глинистых грунтов.
Для ремонтируемого участка Hmin составляет 1 м при ∑W = –2000 градусо-суток.
Таблица 8.4 – Результаты расчета толщины слоя балластных и дренирующих материалов
Местоположение
| Hпр, м
| Hmin, м
| Hр, м
| Геотекстиль
| Оценка мероприятий
| километр
| пикет
|
|
| 1,02
|
|
| укладывать
| достаточны
|
Расчет несущей способности глинистых грунтов основной площадки показал, что мощность защитного слоя достаточна (Hпр > Hр) для исключения пластических сдвигов верхней толщи грунта, и достаточна (Hпр > Hmin) для исключения промерзания глинистых грунтов.
На ремонтируемом участке земляное полотно представлено супесями непучинистыми, что не способствует образованию пучин. Однако как показали расчеты, что при влажности грунтов равной влажности приведенной в таблице 8.1 возможно пучение. Для предотвращения этого необходимо в качестве дренирующего слоя укладывать один слой геотекстиля типа «Спандбонд».
Расчет выправки кривой
Рассматривается расчет выправки расстроенной в процессе эксплуатации кривой, основанный на теории нормалей /4/.
Эпюра проектных и натурных стрел в этом случае будет иметь вид, представленный на рис. 8.1.1 /4, рис. 50/.
L
fi Fi
LI
0 C I
L1 Lc
Рисунок 8.1.1 – Эпюра проектных и натурных стрел
Предварительные расчеты.
Исходными данными для проведения расчета являются: измеренные с шагом а натурные стрелы fi , угол поворота кривой φ в градусной мере, пикетажное значение начальной точки измерения стрел, средняя Vср и максимальная Vmax скорости движения поездов в данной кривой.
Расчеты проводятся в табличной форме, /4, табл. 13/, где в гр.1 заносится пикетажное значение точки кривой, в которой измерялась натурная стрела, в гр.2 – номер этой точки, в гр.3 записываются измеренные натурные стрелы fi, а в гр.4 - исправленные натурные стрелы fi испр. Следует помнить, что нумерация точек начинается с нуля; номер последней точки измерения стрел – N.
Проверка правильности измерения натурных стрел проводится по формуле
, (8.1.1)
где φ – угол поворота кривой, радиан; a – шаг деления кривой, мм (обычно принимается a =10000 мм); S'теор – первая теоретическая сумма натурных стрел, мм.
Из формулы (8.1.1) определяем S'теор
В таблице вычислений первая сумма измеренных натурных стрел (S'изм) равняется сумме значений измеренных натурных стрел в гр.3.
Погрешность измерения стрел (δ S') не должна превышать величину:
δ S' <=1,5√N+1 , где N+1 – количество измеренных стрел.
т.е. δ S' = |S'изм – S'теор|<=1,5√N+1
Если полученная погрешность удовлетворяет данному условию, исправляем значения измеренных натурных стрел (меняем значение стрелы в данной точке не более, чем на 1 мм), доводя сумму их значений до величины S'теор. Исправленные значения натурных стрел заносятся в гр.4. Далее все расчеты ведутся с исправленными натурными стрелами.
Подсчитываются первые (S') и вторые (S'')суммы натурных исправленных стрел и записываются соответственно в гр. 5 и гр.6. При этом сумма значений гр.4 должна быть равна значению S' в последней строке гр.5, а сумма значений гр.5 - значению S'' в последней строке гр.6. Сумма значений S'' гр.6 представляет собой тройную сумму натурных исправленных стрел - S'''.
Определение положения характерных точек.
Находим расстояние от начальной точки измерения стрел до центра тяжести эпюры натурных стрел (Lc):
. (8.1.2)
Вычисляем значение квадрата радиуса момента инерции эпюры натурных стрел
. (8.1.3)
Длину переходной кривой назначаем из условия обеспечения нормативного уклона отвода возвышения наружного рельса:
, (8.1.4)
где l – длина переходной кривой, м; h – возвышение наружного рельса, мм; ih – уклон отвода возвышения наружного рельса, ‰.
Согласно /СТН Ц 01-95/, нормативное значение ih = 1‰.
Возвышение наружного рельса в кривой определим как максимальное из условия равномерного износа рельсов (8.1.5) и условия комфортабельного движения пассажиров (8.1.6):
; (8.1.5)
, (8.1.6)
где R – радиус круговой кривой, м;
Определяем длину круговой кривой (L) при nср = 0
. (8.1.7)
г) Определяем проектную стрелу в пределах круговой кривой
(8.1.8)
и соответствующий ей радиус
. (8.1.9)
д) Расстояние от последней точки I до начала выходной переходной кривой
. (8.1.10)
е) Определяем пикетажные значения характерных точек:
;
(8.1.11)
Все длины и пикетажные значения характерных точек вычисляются в дам с точностью до 0,001 м.
Определение проектных стрел.
а) Рассчитываем проектные стрелы для точек в пределах переходных кривых:
первой
, =1,2,3,…
второй
(8.1.12)
б) Проектные стрелы заносятся в графу 7 и корректируются так, чтобы
.
Расчет сдвигов.
а) Находим разность проектных и натурных стрел в каждой точке деления fi = fi – Fi и записываем в графу 8.
б) В столбец 9 записываются удвоенные разности стрел со сдвигом на одну точку вперед по ходу нумерации точек.
в) В графу 10 записываем сумму удвоенных разностей, а в графу 11 сумму сумм удвоенных разностей. Следовательно в графе 11 запишется величина сдвига со своим знаком. Напомним, что знак минус показывает сдвиг внутрь, а плюс – наружу кривой.
Так как , то нормаль в последней точке должна быть равна нулю.
г) Полученную невязку распределяем на все точки.
Невязка в последней точке возникает из-за округления проектных стрел до 1 мм.
Невязку, в зависимости от её абсолютной величины, можно распределять по линейному или параболическому закону.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|