Сделай Сам Свою Работу на 5

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых





 

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии.

Подготовке и использованию управленческого персонала в нашей стране в современных условиях уделялось внимание в работах Шаронова А.В., Жураковского В.М., Лушникова О.Г., Чертова Н.А., Евстигнеева В.В., Семенцова С. П., Мишина А.К.,. Хомутова О.И, Беляева В.И.

Рассмотрим более подробно, кого подразумевают под «кадрами управления».

Заслуженный деятель науки РФ Кибанов А.Я. под управленческим трудом понимает вид трудовой деятель­ности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоор­динированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач [1].

Авторы Н.Н. Пушкарев, Е.В. Троицкая, Е.В. Толстоброва в учебном пособии «Кадры управления» дают следующую трактовку понятию: «К кадрам управления относят лиц, которые в системе управления выполняют какие-либо специальные функции. Иначе говоря – это работники, занятые преимущественно умственным трудом, обеспечивающие необходимую направленность, согласованность и эффективность деятельности организации» [2].



Представители Межрегиональной Академии управления персоналом г. Киев В.М. Колпаков и Г.А. Дмитренко дали следующие определение понятию: «кадры управления - работники (служащие), профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций управления и уровень подготовки которых соответствует рабочим местам»[3].

Из выше приведенных формулировок можно сделать вывод, что к кадрам управления относятся те работники, которые осуществляют функции управления.

Мы согласимся с этим мнением, но в тоже время необходимо понимать, что в категорию «кадры управления» не так легко попасть, для этого надо обладать необходимыми знаниями, умениями и личностными качествами, т.е. компетенциями.



Приведем уточненное понятие, которое на наш взгляд более полно раскрывает дефиницию «кадры управления».

Кадры управления – это работники учреждений, предприятий различных отраслей деятельности, занимающие свою должность в соответствии с компетентностными требованиями к ней, что позволяет им эффективно выполнять управленческие функции.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления. К их числу можно отнести: определение целей и планирование, орга­низацию исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обусловливая соответствующие стиль и методы управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческий персонал является главным звеном в деятельности организации. Всестороннее развитие управленцев дает ключевые преимущества для функционирования деятельности организации.

Франк М. Шеелен в книге «Личность лидера» высказал следующую мысль: «Чтобы идти в ногу с требованиями XXI века, недостаточно одной квалификации и эффективных методов труда в сочетании с опробованными стратегиями успеха. Новый век требует и нового уровня компетентности» [4].

Несмотря на многообразие определений компетенции, общепринятым является мнение, согласно которому компетенция описывает стандарт поведения, объединяющий знания, навыки и личные качества человека и определяющий эффективность работы. Компетенцию необходимо понимать как свойство, характеристику сотрудника, которая позволяет ему наиболее эффективно выполнять ту или иную работу, и наблюдается в его поведении.



На основе анализа и соотношения понятий «компетенция» и «компетентность», было выявлено, что синергия компетенций кадров управления характеризует уровень их компетентности.

Под компетентностью понимается уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности.

Развитие управленческих кадров, а в частности развитие управленческих компетенций является одной из приоритетных задач каждой организации.

Американский специалист в области стратегического управления человеческими ресурсами Майкл Армстронг дал следующее определение: «Развитие управленческих кадров – предоставление менеджерам возможности для обучения и развитие их способности вносить существенный вклад в достижение целей компании»[5].

Данное понятие основывается на самостоятельном выборе управленцев, того, что они считают нужным развивать, при этом должен быть запланирован положительный эффект от обучения. С одной стороны возможность самостоятельного выбора является положительным моментом, но человек не робот и присутствующий субъективизм в выборе всегда будет. Следовательно, положительный эффект, может оказаться не таким высоким, как ожидалось.

Джеральд Коул дал следующее определение «развитие управленческого звена – систематический процесс, определяющий, соответствует ли организация текущим и будущим потребностям в эффективных руководителях» [6].

Определение Коула относится больше к диагностике организации на наличие и обеспечение эффективными управленцами. О развитии управленческих кадров речи как таковой в данном определении не идет, больше говорится о развитии организации, в части об обеспеченности кадрами управления.

В 2012 году в рамках исследования по выявлению базовых компетенций кадров управления было проведено анкетирование сотрудников служб управления персоналом организаций города Владимира. В анкетировании участвовали преимущественно женщины в возрастном диапазоне от 35 до 50 лет со стажем работы в управленческой деятельности от 11 до 15 лет, работают они в организациях следующих организационно-правовых форм: ООО, ОАО, ИП.

Для проведения исследования использовался один из методов социологического исследования – анкетирование.

Результатом исследования стал выявленный перечень базовых компетенций, которыми должны обладать управленческие кадры. В список компетенций вошли:

- способность анализировать информацию, определять цели и выбирать пути ее достижения;

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

- владение методами осуществления инновационных идей;

- умение управлять коллективом;

- способность принимать ответственные решения, обосновывать и доказывать их правоту;

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, толерантность к другой культуре, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений.

При анализе понятия «развитие компетенций» управленческого звена, быловыявлено три тенденции в отдаче от проводимых мероприятий:

1. Повышение эффективности работы каждого руководителя;

2. Повышение общего уровня исполнения руководящего состава;

3. Повышение общей эффективности организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие компетенций управленческих кадров способствует повышению эффективности как отдельно взятой управленческой единицы, так и всей организации в целом.

Библиографический список

1. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с.

2. Пушкарев Н.Н., Троицкая Е.В., Толстоброва Е.В. Кадры управления: Учебное пособие для слушателей и студентов Академии / Под общ. ред. к.э.н., проф. Троицкой Е.В. – М.: АП «Наука», 2007. – 152 с.

3. Колпаков В.М., Дмитренко Г.А. Стратегический кадровый менеджмент: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: МАУП, 2005. – 752 с.

4. Брайан Трейси, Франк М. Шеелен. Личность лидера. Пер. с англ. – М.: Попурри, 2008. –288 с.

5. Майкл Армстронг. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – VII, 328 с.

6. Коул Джеральд. Управление персоналом в современных организациях/Джеральд Коул; [Пер. с англ. Н.Г. Владимирова]. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 352 с.

 

 

А. А. Яковлева

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.