Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные виды вопросников





В социологических исследованиях применяются различные виды вопросников. Использование вопросника того или иного вида задается параметрами программы, а также методом,

методиками и исследовательскими техниками, применяемыми в данном опросе.

                     
   
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОПРОСНИКОВ
 
 
 
   
 
   
Вопросник-схема, предназначенных для проведения интервью
 
     
Социометриче-ская карточка, предназначенная для проведения социометрического опроса
 

 

 


Поскольку в современных опросах обычно используются комбинированные методики, специалисту в области интервьюирования необходимо знать о тех приемах, которые могут быть им использованы в интервью с применением комбинированных методов.

Анкета. Социологическая анкета — это инструментарий, предназначенный для получения первичной социологической информации, выраженной прежде всего в вербальной форме, представляющий собой систематизированный упорядоченный набор вопросов, который предлагается опрашиваемому для самостоятельного заполнения ответов по заранее указанным правилам. Анкета должна представлять собой целостный документ и, в соответствии с существующей практикой социологических исследований, должна обязательно включать:



1) вступительное обращение к опрашиваемым, которое формулируется в соответствии с общепринятыми и существующими в среде предполагаемых респондентов этическими нормами;

2) указание цели опроса и организации, проводящей опрос;

3) инструкцию или набор советов (правил, рекомендаций, просьб) по заполнению анкеты;

4) скоординированный, построенный строго в соответствии с целью опроса вопросник;

5) заключительную часть с благодарностью за участие в опросе.

Эти элементы анкеты могут быть также рассмотрены как формальные признаки анкеты и могут служить критерием демаркации анкеты и тематической подборки вопросов.

Основные этапы построения анкеты совпадают с этапами построения программы социологического исследования, само построение анкеты является конечным продуктом, следствием, итогом разработки программы опроса. По своей сути построение анкеты является результатом переработки, аналитического переформулирования в вопросно-ответной форме гипотез опроса. Когда эта переформулировка состоялась, из полученного набора вопросов необходимо построить содержательную часть анкеты. Для этого вопросы располагаются в определенном порядке: по темам, функциональным блокам, степени сложности, степени общности или личностности (интимности), предполагаемым способам обработки результатов, степени важности для данного опроса и т.д. Затем конструируются вводная и заключительная части анкеты, после чего полученный документ проходит вес виды контроля и распечатываются первые (пробные) экземпляры. Их просматривают, чтобы избежать грамматических и текстовых ошибок, а также еще раз анализируют удобство использования. Если все в порядке — анкету можно тиражировать и затем проводить пилотаж анкеты.



Пилотаж анкеты — специальная процедура пробного опроса, основной целью которого является апробация анкеты и выяснение ее пригодности и эффективности для планируемого опроса. При этом выясняются понятность, доступность формулировок вопросов и предполагаемых вариантов ответов, достаточность потенциала свободы респондентов при выборе вариантов ответов, четкость и ясность инструкций. Пилотаж анкеты позволяет также выяснить отношение респондентов к анкете, теме опроса, самому факту и форме опроса, исследователям (опрашивающим) и т.д. Информация, полученная в пилотажном (пробном) анкетировании используется для корректировки анкеты, которая после доработки считается апробированной и используется в опросе.



Типичные ошибки, допускаемые при составлении анкет обычно связаны с отсутствием одного из перечисленных выше признаков анкеты, с включением некачественных (в том числе — тенденциозных) вопросов.

Вопросник-схема (путеводитель) интервью. Для проведения интервьюирования. Так же, как и для анкетирования готовится специальный вопросник. Ввиду специфики интервью применяемые при его проведении вопросники должны удовлетворять двум основным требованиям: 1) они должны позволять быстро и легко (по возможности, логично и «плавно») переходить от одного вопроса к другому в зависимости от содержания ответа; 2) если ставится соответствующая задача, вопросник интервью должен позволять точно и быстро фиксировать не только ответы интервьюируемых, но и их реакцию на вопросы (скорость реакции, эмоциональность, эмоциональную окраску, эмоциональные оценки, силу реакции и т.п.).

Поэтому вопросники, применяемые при интервьюировании, обычно включают различного рода графические указания последовательности вопросов, а также содержат большое количество сносок и «заметок на полях». Для удобства и быстроты ориентации в таком вопроснике применяются условные обозначения, которые интервьюеру полагается знать как свои «пять пальцев». Для этой же цели бланки вопросников интервью делаются стандартными; их, помимо прочего, проще анализировать.

Иногда возникает такой вопрос: должен ли вопросник интервью содержать текст вступительного слова, текст обращения с просьбой принять участие в опросе или тексты инструкций?

Ответ на этот вопрос будет однозначным: вопросник интервью обязательно должен содержать эти элементы, более того, в ряде случаев — в нескольких типовых вариантах для респондентов разных категорий. Другое дело, что в ряде случаев интервьюеру разрешается вводную часть не зачитывать, не воспроизводить дословно, а излагать «своими словами», но она должна быть и в случае усталости или иных «сбоев» интервьюера, выполнять функции «шпаргалки».

Следует подчеркнуть, что вопросники интервью могут очень сильно отличаться по внешнему виду, и по набору выполняемых функций. Вопросники, применяемые в так называемом свободном интервью, будут в целом похожи на анкеты, включающие открытые вопросы. Вопросники, используемые в многомерных диагностических интервью, по внешнему виду могут напоминать лабиринты и содержатьдо десяти вертикальных граф, в которых фиксируется параллельно снимаемая информация. Работа с такими вопросниками требует высокого профессионализма.

Тестовый вопросник отличается от других видов структурированных вопросников 1) спецификой подбора вопросов и 2) наличием шкалы оценок или значений.

Подбор вопросов для тестового вопросника так же, как и при проведении других видов опросов, осуществляется в соответствии с программой опроса. Но, в отличие от других методов исследования, в тестах используются по преимуществу стандартизированные вопросы и даже в случае применения вопроса, не содержащего вариантов ответов (что, впрочем, бывает крайне редко), у исследователя обязательно имеется полный набор возможных вариантов ответов, каждому из которых приписывается определенное значение или соответствует определенная оценка.

Составление тестового вопросника требует высокого уровня предметной, логической и практической подготовки, особенно на этапе составления шкал.

Общие принципы построения тестового вопросника (или тестового задания) и шкалы оценок или значений к нему достаточно просты. Для каждого вопроса (задания) формулируется некоторое количество ответов (решений). Первая часть ответов является правильной (желательной). Вторая часть ответов формулируется неполно, неточно и обычно оценивается как достаточная (минимально достаточная или удовлетворительная). И, наконец, третья часть ответов, рассматриваемая как недостаточная (неудовлетворительная, нежелательная), формулируется с серьезными ошибками или включает нежелательные характеристики. В зависимости от целей, гипотез и других элементов программы исследования, от степени желательности (или нежелательности) того или иного ответа, каждому ответу приписывается некоторая оценка, некоторое значение, в наиболее простых методиках — некоторый балл. Далее подсчитываются максимально возможный, минимально возможный и минимально допустимый баллы. Затем составляется общая шкала оценок и, в случае необходимости, формируются дополнительные шкалы.

Пример. Допустим, Вы сформулировали 10 тестовых вопросов приблизительно равной значимости. Подсчитав, получили, что максимально возможный балл, который может получить опрашиваемый — 50, минимально возможный — 0, а минимально допустимый, то есть позволяющий считать, что опрашиваемый справился с заданием — 30. В этом случае самая простая шкала, которую Вы можете построить, будет выглядеть приблизительно так: (41) – 50 баллов — очень хорошо; 30 – (40) баллов — достаточно, (20) – (29) баллов — неудовлетворительно, но «есть шанс»; 0 – (19) баллов — неудовлетворительно.

Все цифры, приведенные в скобках в данном примере, подставлены произвольно. В реальных исследованиях они должны быть специально мотивированы исследователем и рассчитаны в соответствии с оценками тестовых ответов.

Составленная теоретическим или эмпирическим способом шкала должна обязательно пройти апробацию, прежде чем она превратится в тестовую шкалу. Для апробации теста проводят пробное исследование с небольшим количеством тестируемых и определяются их результаты. Далее шкала корректируется в соответствии с полученными результатами. Корректировке могут также быть подвержены вопросы и ответы.

Таким образом, чтобы освоить простейшие методики тестирования, научиться конструировать и проводить первичную экспертизу тестов, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое шкала, какие виды шкал бывают, каковы особенности и границы применения шкалирования. Для составления сложных профессиональных тестов помимо теоретических знаний нужен и практический опыт работы с тестами.

Социометрические карточки используются при проведении социометрических опросов и так же, как анкеты, тестовые вопросники и вопросники интервью, представляют собой инструмент для получения новой социальной информации, в данном случае — информации о межличностных отношениях и — шире — социальных взаимодействиях[29].

Социометрическая карточка содержит целе-структурированную подборку вопросов, ориентированных на выполнение ее основного назначения — фиксацию социальных отношений в малых группах. Основные этапы проектирования социометрических карточек подробно проанализированы в специальной литературе[30] и осуществляются в соответствии с общими принципами построения вопросников.

Социометрические опросы проводятся в малых группах (то есть в группах численностью до 20–25 человек) и обычно применительно к определенной ситуации (конфликт, проблема выбора конкретного лица для выполнения каких-либо особо сложных обязанностей, успех которых зависит от характера межличностных отношений претендента; а также необходимость решения каких-либо иных задач). Это предопределяет и специфические особенности социометрического инструментария, для которого характерны: (1) четкая направленность опроса; (2) небольшое количество вопросов (заданий); (3) сплошное обследование и, (4) как правило, обязательность строгого соблюдения анонимности. Особые требования при конструировании социометрических карточек предъявляются к этической корректности вопросов и опроса в целом.

Внешне социометрическая карточка может выглядеть как мини-анкета или как схема-задание. В случае использования схем особое внимание уделяются составлению инструкции по работе с карточкой: очень точно задаются смыслы всех условных обозначений.

В зависимости от целей и задач социометрического опроса можно применять несколько принципиально различных подходов к составлению социометрических вопросов и заданий. Возможны опросы, построенные на строгом альтернативном выборе; опросы, построенные н свободном выборе-предпочтении; опросы, построенные на ранжирующем выборе, а также аналогичный набор вариантов, построенных на выявлении неприятия (отклонения, невыбора) тех или иных участников обследуемой группы. Возможны также одновременные исследования выборов и отклонений в группе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.