Сделай Сам Свою Работу на 5

Используемые при проведении опросов





 

1. Основание — особенности предмета вопроса[26].

На этом основании различают:

1) вопросы о сфере социальной действительности (о науке, культуре, политике, производстве, экономике, медицине и т.д.);

2) вопросы о мыслях, мнениях, суждениях;

3) вопросы о сфере деятельности (профессии, роде занятий);

4) вопросы, направленные на выявление причинно-следственных связей (о мотивах деятельности, причинах, целях отдельных поступков и др.);

5) вопросы, направленные на выявление социокультурных параметров личности (например, о ценностях личности — нравственных, религиозных, культурных и т.д.);

6) вопросы, направленные ан выявление социокультурной динамики;

7) вопросы о личности респондента (пол, возраст, образование, профессия, специальность, наличие семьи, детей и т.д.);

8) вопросы, направленные на выявление психосоциальных характеристик личности (эмоциональность, темперамент, характер, социальный статус, доминирующие социальные роли и т.д.).

2. Основание — роль, отводимая данному вопросу в опросе.

Основные вопросы — вопросы, играющие главную роль в исследовании и предназначенные для получения информации, направленной непосредственно на подтверждение или опровержение основной гипотезы.



Неосновные (дополнительные) вопросы — вопросы, предназначенные для работы с неосновными гипотезами или направленные на уточнение получаемой информации (уточняющие вопросы). К неосновным вопросам относятся и, так называемые, «лишние вопросы», которые иногда вводятся в анкету со строго определенными целями (например, в целях переключения внимания респондента, для эмоциональной, психологической или интеллектуальной разрядки). Иногда такого вида вопросы используются с целью введения респондента в заблуждение относительно целей, задач и гипотез опроса (однако это допустимо лишь в том случае, если знание респондентом этих элементов программы опроса отрицательно скажется на результатах, объективности, качестве опроса). Но и в таких случаях введение «лишних вопросов в анкету должно быть строго аргументировано и продиктовано исключительно целями и задачами опроса и не должно противоречить сложившимся в обществе нормам общения.



Контрольные (проверочные) вопросы предназначены для выявления факторов, которые могут оказать влияние на результаты опроса. Например, незнание человеком предмета вопроса, непонимание вопроса или употребленного термина), неискренность, желание казаться лучше, невнимательность, необъективность ответов, могут исказить действительную социальную информацию. Чтобы уловить, отследить и учесть при обработке результатов опроса эти возможные девиации и необходимы вопросы данного вида. Чаще всего контрольные вопросы формулируются в косвенной форме, иногда — в игровой форме. Но в любом случае контрольный вопрос имеет двойной смысл. Во-первых, он предназначен для маскировки истинной (контрольной) функции вопроса, так как выполнение контрольных функций всегда вызывает напряжение опрашиваемого, проявляющееся в самых различных формах (от простого тщательно скрытого неудовольствия до прямых отказов отвечать на контрольные вопросы). Во-вторых, контрольные вопросы подразумевают внутренний, глубинный смысл, закладываемый авторами вопросника, и предполагающий решение определенных исследовательских задач. Контрольные вопросы в профессиональном опросе никогда не задаются лишь с целью проверить правдивость респондента или, тем более, уличить его (морализаторская функция). Вопросы такого рода, скорее, предназначены для диагностики возможности принятия результатов ответов данного респондента в качестве достоверных. В силу обозначенных причин конструирование контрольного вопроса представляет собой очень непростую операцию, требующую детального знания логической структуры и основных логических характеристик вопросов, а также знания основ социальной психологии и, разумеется, предмета вопроса. Принципиальная схема конструирования контрольного вопроса сводится к введению небольших неточностей, диспропорций в структурные элементы вопроса, одним словом., к созданию неуравновешенного вопроса. Например., распространенным способом конструирования контрольного вопроса является построение вопроса с нестрого определенным предметом и классом возможных ответов. Ввиду особых его функций, контрольный вопрос требует дополнительного этического, логического, социологического контроля.



Вопросы-ловушки тоже выполняют контрольную функцию, но наряду с ней, вопросы-ловушки, как правило, направлены на выявление противоречий в сознании респондента и часто имеют целью демонстрацию респонденту этого противоречия. В этом последнем случае нет надобности использовать косвенную форму вопроса и вопрос формулируется с достаточной прямотой, ясностью и однозначностью. Таким образом, вопрос-ловушка может быть нацелен на создание проблемной ситуации и в этом случае этот же или следующий по порядку вопрос должны содержать варианты выхода из проблемной ситуации. Так же, как и контрольный вопрос, вопрос-ловушка требует дополнительного контроля. При осуществлении логического контроля в случае использования вопроса-ловушки ослабляются или снимаются требования к логической корректности и логической определенности данного вопроса.

Вопросы-фильтры используются для целевого выявления подгрупп респондентов (например, тогда, когда исследователю по тем или иным причинам необходимо подгруппе респондентов, выделенной на основании какого-либо признака, задать ряд дополнительных вопросов, «вопросов не для всех»). Конструирование этого вида вопроса связано с формированием у исследователя представления о неоднородности (или противоречивости) мнений, качеств, позиций респондентов. Чтобы выявить это «особое» мнение качество, позицию, необходимо так построить вопрос, чтобы в результате «фильтрации» была получена мини-выборка определенного качества. Для этого особое внимание уделяется определению соответствующих индикаторов.

Вопросы-фильтры также могут включаться в вопросник интервью, чтобы получить дополнительную информацию по какому-либо из аспектов опроса, которую можно было бы использовать для боле полной и качественной интерпретации результатов опроса или для того, чтобы сформировать определенное отношение к полученной информации.

Вопросы данного вида могут быть широко использованы в пробных, зондажных, экспертных интервью. Поскольку вопросы-фильтры могут выполнять селективную функцию, они часто включаются в интервью в самом его начале с тем, чтобы отобрать подходящих респондентов, обладающих определенными и необходимыми для данного опроса качествами. В том случае, если обнаруживается, что респондент необходимыми качествами не обладает, вопрос-фильтр может быть завершающим вопросом, после которого следует благодарность за участие в опросе. Это обстоятельство необходимо иметь в виду при формулировке вопросов-фильтров.

Вопросы-связки предназначены для смыслового (логического) объединения различных блоков вопросника и могут быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме. Связующие функции могут выполнять сразу два-три вопроса или даже целый блок вопросов (переходная тема). Но в целом имеет место тенденция к сокращению количества связующих вопросов.

Зондажные (зондирующие вопросы) — этоосторожные вопросы, предназначенные для выяснения возможности последующих, более глубоких вопросов. Они включаются в анкету при недостаточном знании объекта и предмета исследования. Иногда вопросы данного вида выполняют подготовительную функцию, ставятся в начале анкеты, а за ними через некоторый интервал (или безинтервала) размещаются вопросы, позволяющие получать более полную, глубокую, существенную, экспертную информацию.

Вопросы-следствия — это вопросы, логически вытекающие из предыдущих вопросов или ответов на вопросы. Вопросы данного вида очень эффективны в случаях, когда в зависимости от выбранного респондентом ответа на предыдущий вопрос, необходимо уточнить, дополнить или получить новую информацию. Данный вид вопроса широко используется во всех видах опросов. Вопросы-следствия требуют дополнительного логического контроля и соотнесения с вопросами-основаниями. Вопросы-следствия очень часто используются при отработке основных вопросов, так как одним из приемов верификации гипотез является выведение всех возможных следствий из гипотезы, последующая их интерпретация и проверка.

Существуют и другие виды функциональных вопросов: ранжирующие вопросы, вопросы-оценки, вопросы-рекомендации, вопросы-подсказки и т.д.

3. Основание — различение форм обращения к опрашиваемому.

Личностные вопросы — вопросы, обращенные непосредственно к опрашиваемому и требующие от него выражения его собственной позиции (мнения)[27].

Личностно нейтральные вопросы — вопросы, не адресованные непосредственно к респонденту и допускающие ответы, не содержащие информации о личных взглядах, принципах, поступках, отношениях и т.д.

4. Основание — различение характера предполагаемой интерпретации ответов.

На этом основании различают прямые вопросы, т.е. вопросы, четко, ясно, однозначно сформулированные, строго соответствующие цели опроса, однозначно направленные на выявление искомого в предмете вопроса и вследствие этого предполагающие прямую интерпретацию ответов.

В отличие от прямых вопросов, косвенные вопросы формулируются многозначно и позволяют выявлять дополнительную информацию о предмете вопроса. Интерпретация ответов строится на основе анализа той части предмета вопроса, которая не представлена респонденту как основная. Дело заключается в том, что обычно мы анализируем смысл (предмет) вопроса, учитывая контекст, в котором задан вопрос. Если же нам в вопросе предложено несколько смыслов, то мы выбираем смысл, который соответствует контексту, в котором задан вопрос. Но если для человека второй смысл, не предложенный как основной вопроса в данный момент (или принципиально) важнее, значимее, то он может моментально переключиться на второй смысл вопроса. В непосредственном личностном общении (в ходе интервью)это переключение может осуществляться гораздо быстрее и даже быть необратимым, т.к. увлекаясь содержанием ответа, собеседники успевают забыть о вопросе. Это только один из механизмов «работы» вопросов, предназначенных для последующей непрямой интерпретации косвенных вопросов.

5. Основание — различение количества одновременно интерпретируемых вопросов. На этом основании можно различать одиночные вопросы и соотносимые вопросы. Соотносимые вопросы — вопросы, которые предполагают интерпретацию лишь при сопоставлении результатов ответов на него с ответами на другой вопрос. Например, вопросы-ловушки обычно являются соотносимыми вопросами и поэтому при их интерпретации обязательно даются ссылки на соотносимые вопросы.

6. Основание — наличие предварительно сформулированных ответов.

 

 
 

 


Открытые (неструтктурироавнные, нестандартизированные, свободные) вопросы — вопросы, не содержащие вариантов ответов и предполагающие ответ, формулируемый респондентом самостоятельно. При этом респондент самостоятельно определяет и содержание, и объем, и форму ответа.

Пример: «Как Вы относитесь к реорганизации фирмы?...........................................».

Стандартизированные (структурированные,закрытые,) вопросы — вопросы, включающие полный набор стандартизированных ответов. Закрытые вопросы бывают двух видов: дихотомические, содержащие 2 варианта ответов и закрытые вопросы с множественным выбором, содержащие более двух вариантов ответов. Наконец, дихотомические вопросы, в свою очередь, делятся на простые дихотомические вопросы , содержащие два варианта ответов, но допускающие выбор респондентом обоих вариантов и альтернативные вопросы, содержащие 2 варианта ответа и требующие выбора только одного из предложенных вариантов ответов.

Пример 1. «Как Вы относитесь к реорганизации фирмы? 1. Положительно. 2. Не знаю, не задумывался. 3. Отрицательно.» — Перед нами стандартизированный вопрос с множественным выбором.

Пример 2. «Как Вы относитесь к реорганизации фирмы? 1. Положительно. 2. Отрицательно.» — Альтернативный вопрос.

Пример 3. «Как Вы относитесь к реорганизации фирмы? 1. Я считаю, что реорганизация фирмы необходима. 2. Я считаю, что реорганизация фирмы может принести вред.» — Простой дихотомический вопрос.

Нетрудно заметить, что разница между простыми дихотомическими и альтернативными вопросами не очень велика и задается двумя способами: специальной инструкцией (указанием) к вопросу или контекстом. Первый способ более жесткий, второй — более мягкий и неопределенный.

Одной из задач опроса является, по возможности, быстрое получение искомой социальной информации. Поэтому вопросы закрытого типа находят широкое применение, т.е. позволяют получать достаточно точную информацию и ускорять обработку результатов. Использование вопросов закрытого типа значительно упрощает также обработку результатов с применением компьютерных средств.

Вопросы закрытого типа совершенно незаменимы в тестировании, так как именно стандартизация вариантов ответов позволяет стандартизировать и сделать более объективной процедуру оценки результатов тестирования.

Стандартизация вариантов ответов

Процедура стандартизации вариантов ответов представляет собой определение набора возможных вариантов ответов на предлагаемый вопрос и осуществляется через логическое деление содержания и объема основных понятий, при помощи которых может быть описано или объяснено искомое. Таким образом, чем лучше известны исследователю признаки искомого и границы искомого, чем лучше знает исследователь предмет вопроса, тем легче осуществление стандартизации.

Ошибки, встречающиеся при стандартизации вариантов ответов имеют 3 основных источника: 1) незнание исследователем признаков и границ искомого; 2) незнание исследователем предмета вопроса; 3) незнание исследователем правил логического деления понятий или совершение ошибок при осуществлении логических операций. Стандартизация ответов считается правильно выполненной, если она прошла логический контроль на полноту и непротиворечивость, а также контроль на выявление вида отношений между полученными вследствие логического деления понятиями (они не должны быть несравнимыми или перекрещивающимися).

Однако при проведении некоторых опросов возможно выдвижение таких целей и задач, которые требуют использования таких вопросов, в которых имеют место целевые нарушения отдельных логических правил. Например, при составлении контрольных вопросов и контрольных тестов.

Разновидностью стандартизированных вопросов является вопрос-шкала. Вопрос-шкала представляет собой вопрос, содержащий набор вариантов ответов, стандартизированных посредством применения техники шкалирования (составления шкалы).

Под шкалой в социологии и психологии, использующих приемы составления шкал, понимается расположение в определенной последовательности (по убыванию или по возрастанию) определенных индикаторов (характеристик), описывающих анализируемое качество или исследуемый признак. В опросниках применяются самые различные виды шкал, наиболее распространенными являются, так называемые, пятиступенчатые и семиступенчатые шкалы. Количество «ступеней» шкалы соответствует количеству выбранных индикаторов.

Пример 1. Пятиступенчатая шкала:

1. Абсолютно доверяю. (++)

2. Доверяю. (+)

3. Не знаю. (нейтральный ответ)

4. Не доверяю. (–)

5. Совершенно не доверяю. (– –)

Пример 2. Семиступенчатая шкала:

1. Полностью согласен.

2. В основном согласен.

3. Согласен в некоторой мере.

4. Не могу определиться.

5. Частично не согласен.

6. В основном не согласен.

7. Полностью не согласен.

Необходимо обратить внимание, что в приведенных примерах количество и ценность положительных и отрицательных ответов уравновешены. Это хорошо видно из анализа ответов в пятиступенчатой шкале, который специально приведен в скобках и очень помогает составителю вопросника проконтролировать уравновешенность ответов не только по числу положительных и отрицательных ответов, но и по их интенсивности (силе).

В опросах применяются и другие виды шкал,в том числе непрерывные шкалы, т.е. такие шкалы, в которых не выделяются группы качеств и интервалы между ними не фиксируются. Обычно для введения непрерывных шкал используются графические приемы.

Пример. «Используя предложенную Вам шкалу, отметьте, пожалуйста, те периоды. Когда Вы особенно остро чувствовали свой статус сотрудника нашей фирмы.

 

Написание резюме для нашей фирмы  
Отборочное тестирование  
Собеседование с менеджером по персоналу  
Собеседование с руководителем отдела  
Извещение о принятом решении о зачислении Вас в качестве сотрудника  
Оформление документов  
Получение служебного удостоверения и пропуска  
Первый рабочий день  
Первый месяц работы  
Получение первой заработной платы  
Первый год работы  

 

Использование вопросов-шкал очень эффективно и создает все необходимые условия для корректного, быстрого, легко фиксируемого и легко анализируемого опроса. Особенно широко шкалирование применяется при тестировании. В устных опросах возможности применения шкал ограничены возможностью человека держать одновременно несколько параметров оценивания в уме, но поскольку в практике применения интервьюирования сейчас широко внедряются комбинированные методики опроса, то и в этом виде опроса возможно их широкое использование.

Полустандартизированные (смешанные, полуоткрытые, полузакрытые) вопросы — это вопросы, которые содержат стандартизированные варианты ответов, но эти варианты дополняются вариантом свободного ответа. Для варианта свободного ответа могут быть использованы самые различные вербальные формулировки, в том числе: «другое», «свой ответ», «Ваше мнение», «я думаю так:», и т.п.

Пример. «Как Вы относитесь к авторитарным методам управления персоналом? 1. Считаю, что их применение необходимо. 2. Не знаю, не думал. 3. Считаю, что без них можно обойтись. 4. Иначе (как именно?).».

Полустандартизированные вопросы удачно сочетают в себе преимущества вопросов, сформулированных в стандартизированной форме с возможностями открытых вопросов. Основные преимущества полустандартизированных вопросов: 1) возможность свободного (по форме, содержанию, стилю, терминологии) выражения респондентами своего мнения (настроения, позиции, отношения и т.д.); 2) следовательно, возможность получить дополнительную информацию о респонденте (о его уровне культуры, уровне и формах полученного образования, эмоциональном настрое и многом другом); 3) возможность учета всех имеющихся и высказанных респондентами мнений; 4) возможность выявления мнений, которые не оказались в поле внимания исследователя (о существовании которых исследователь и не подозревал); 5) возможность быстрого анализа и интерпретации результатов исследования; 6) полифункциональность, возможность их использования практически без ограничений в любых видах опросов.

К вопросам полустандартизированного вида предъявляются те же требования, что и к вопросам стандартизированным (закрытым). При конструировании вопросов данного вида дополнительно следует обратить внимание на формулировку варианта свободного ответа. В студенческих опросах очень частой ошибкой является использование формулировок свободного вопроса, не содержащих уточняющую часть. Иными словами, используется ответ-констатация (ответ-утверждение), а не ответ в форме уточняющего вопроса. Представьте, что Вы в своем вопросе о чем-либо в качестве одного из вариантов ответа указали «иное». Таким образом, Вы предложили не свободный вариант ответа, а лишь создали его видимость, иллюзию. На самом деле Вами использован очередной стандартизированный вариант ответа: «иное». Поскольку ответ в такой форме не содержит никакой дополнительной инструкции, большая часть респондентов даже не задумается о возможности не просто наличие у них иного мнения, а выразить это иное мнение в развернутой форме. Поэтому включение такого варианта ответа из-за его низкой информативности нецелесообразно. Если же в результате исследования по какому-либо вопросу получено свыше 10% ответов «иное», «другое» и т.п., не содержащих никакой дополнительной информации, то можно считать, что содержательная интерпретация этого вопроса затруднительна, если же этот процент будет выше 50 — невозможна. В этом случае потребуется проведение нового или дополнительного опроса.

Поэтому правильный вариант свободного ответа в полустандартизированном вопросе будет выглядеть примерно так:

«4. Я думаю иначе (как именно?).............................» или:

«4. У меня на этот счет свое мнение: .............................». В письменных опросниках для свободного выражения собственного мнения специально оставляют свободное место, в устных — при помощи невербальных коммуникативных средств демонстрируют ожидание ответа или прямо спрашивают о наличии особого мнения.

К какому бы типу и виду не относился вопрос, он должен удовлетворять ряду общих обязательных требований и только после специального контроля на выполнение этих требований вопрос можно рекомендовать к включению в вопросник интервью, тестовый вопросник или в анкету.

 

Основные требования, предъявляемые к вопросам,

используемым в социологических опросах

1. Строгое соответствие теме и предмету исследования.

2. Логическая самостоятельность, логическая отдельность.

3. Однозначность смысла вопроса и варианта ответа, отказ от использования «штампов», стереотипов и т.д.

4. Ясность, четкость смысла вопроса и варианта ответа.

5. Лаконизм, максимальная краткость вопрос аи ответа.

6. Понятность, минимальное использование редко употребляемых слов и выражений, узкоспециальных терминов, или терминов, несущих дополнительную контекстную нагрузку. При необходимости включения таких терминов необходимо (или по крайней мере, желательно) предварительно знать и учитывать отношение к ним предполагаемых респондентов.

7. Адекватность терминов. Смысл употребляемого термина должен быть точно известен исследователю.

8. Определенная информационная ценность.

9. Соответствие целевой функции в социологическом исследовании.

10. Нейтральность по содержанию. Вопрос не должен содержать подсказки или внушать опрашиваемому содержание ответа.

11. Этическая и аксиологическая нейтральность.

12. Языковая грамотность.

13. Этическая и лексическая корректность, использование вежливых общепринятых форм обращения.

14. Адекватность языку и уровню интеллектуального и социокультурного развития предполагаемых респондентов.

15. Вопрос должен быть снабжен четкой инструкцией, описывающей порядок и правила выбора или составления ответа[28].

Выполнение перечисленных требований является предпосылкой высокой результативности опроса. Однако, при постановке некоторых специальных целей и задач возможна корректировка требований, которая обязательно должна быть оговорена в соответствующем разделе программы опроса и строго обоснована.

 

Дополнительные требования, предъявляемые

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.