Общие правила интерпретации
1. При интерпретации понятий обязательно соблюдение логических правил работы с понятиями.
2. В процессе интерпретации преимущественное внимание уделяется анализу необходимых и существенных признаков предметов, описываемых основными (ключевыми, опорными) понятиями.
3. В рамках одного исследования обязательно соблюдение принципа концептуально-методологической целостности и единства всех шагов интерпретации.
4. Основные понятия, эмпирические показатели и индикаторы должны быть адекватны операциональными индикаторам, инструментарию и иным средствам исследования.
5. Интерпретация должна удовлетворять требованию «эмпирической заземленности», т.е. доступности эмпирическому измерению, принципиальной проверяемости и надежности[22].
При разработке программы социологического исследования с использованием методов наблюдения, измерения, моделирования, некоторых форм теоретического анализа операционализацию основных понятий завершает процедура квантификации.
Квантификация — специальная социологическая процедура, позволяющая представить исследуемые параметры предмета социологического исследования (свойства, стороны, отношения, характеристики) в количественной форме. Квантификация является центральной процедурой в тех видах социологических исследований, в которых применяются количественные методы исследования.
Основные этапы квантификации:
1) выявление исследуемых признаков;
2) точное определение исследуемых признаков;
3) выявление границ исследования для каждого признака;
4) выявление и определение переменных, подлежащих исследованию;
5) доказательство качественной однородности исследуемых переменных;
6) выявление условий и границ применения данного количественного метода исследования;
7) определение единиц счета или измерения;
8) определение методик счета или измерения.
Процедура квантификации очень сложна и представляет собой решение увлекательной и чрезвычайно сложной исследовательской задачи. Действительно, как, например, можно квантифицировать такие социальные качества личности как уверенность в себе, симпатия к кому-либо, интерес к чему-либо, желание что-то иметь или добиться чего-то? Как шкалировать эти качества, как их измерить? И как доказать, что эти характеристики личности можно измерить с использованием количественных методов? Наконец, как произвести этот замер, чтобы не снизить качество результатов исследования? Решение этих задач осуществляется через максимальное приближение имеющегося в распоряжении исследователя математического инструментария количественного анализа, философско-социологического и психолингвистического инструментария качественного анализа. Если рассуждать в терминах гегелевской диалектики, то речь идет о применении к изучению конкретных социальных явлений закона взаимного перехода количественных изменений в качественные изменения.
В заключение следует отметить, что операционализация — это необходимая процедура социологического исследования, требующая от исследователя знания логики и тщательного скрупулезного анализа. Для облегчения этой нелегкой и объемной работы обычно максимально используются схемы, таблицы, диаграммы и иные способы систематизации и наглядного изображения материала.
После выполнения теоретической части программы в эмпирическом социологическом исследовании осуществляется разработка инструментария исследования (анкет, вопросников, схем интервью, опросных карточек и т.д.). В основе большинства методов эмпирических социологических исследований используются вопросно-ответные методики. Поэтому не только тем, кто разрабатывает инструментарий интервьюирования необходимо разобраться в способах составления вопросов, основных возможностях того или иного вида вопроса, а также выяснить границы применения различных видов вопросов и способы анализа полученных ответов. А для тех, кто готовит вопросник интервью — это задача первостепенной важности.
Контрольные вопросы, задания и упражнения
► 1. Что называется программой интервью? Какие основные разделы она включает? Какие функции в опросе выполняет программа?
► 2. С какой целью осуществляется выработка единой концепции интервью?
► 3. Какую роль в интервью играет правильная постановка и точная формулировка основной проблемы интервью?
► 4. Перечислите основные типы проблем, которые могут быть предметом интервьюирования.
► 5. Дайте определение понятий «цель интервью» и «задача интервью». Сформулируйте цели (1–2) и задачи (2–3), которые могли бы иметь место при проведении исследования по теме «Факторы, влияющие на адаптацию новых сотрудников в коллективе».
► 6. Кто может являться объектом опроса по теме «Исследование отношения курящих рабочих конвейерного производства к режиму труда»? В каких случаях допустимо опрашивать некурящих сотрудников? Аргументируйте свои ответы.
► 7. Что такое гипотеза? Какую роль гипотезы выполняют в опросе?
► 8. На какие элементы программы ориентирована гипотеза? Как осуществляется логическая связь различных элементов программы?
► 9. В виде схемы изобразите пути реализации логической функции гипотезы в социологическом исследовании.
► 10. Перечислите дополнительные, специфические функции гипотез в учебном опросе.
► 11. Дайте определение гипотезы. Перечислите основные признаки гипотезы.
► 12. Дайте определение рабочей гипотезы. Чем отличается рабочая гипотеза от других видов гипотезы? Определите основания отличия рабочих гипотез от других видов гипотез.
► 13. Сформулируйте в письменном виде определение следующих терминов: «обыденная гипотеза», «гипотеза-прогноз».
► 14. Дайте определение конкурирующей гипотезы. Приведите примеры конкурирующих гипотез.
► 15. Заполните таблицу.
№№
п/п
| Гипотеза
| Конкурирующая гипотеза
| Противоречащая гипотеза
| 1.
| Социализация личности в фирме зависит от ее профессиональных качеств
|
|
| 2.
| Число конфликтов между сотрудниками в рабочее время зависит от работы менеджера по персоналу
|
|
|
► 16. Переформулируйте приведенные далее гипотезы таким образом, чтобы они представляли собой утверждение о зависимости между двумя переменными.
1) «Возможно, что в ХХХ веке каждый человек, который не будет лениться, будет иметь средство передвижения».
2) «Если сотрудник выдержал конкурс на замещение вакантной должности и после зачисления на работу стал качественно выполнять свои обязанности, он сделает успешную карьеру».
3) «Низкая производительность труда и ошибки в работе объясняются либо недостаточно развитым трудолюбием, либо недостаточной квалификацией, либо слабой мотивацией к труду».
► 17. Исправьте замеченные Вами ошибки в приведенных в предыдущем задании формулировках гипотез.
► 18. Устраните ошибки, имевшие место при формулировке следующих гипотез:
1) «Обеспечение выпускника вуза персональной машиной способствует повышению его профессиональной подготовленности»;
2) «Отношение к руководству у сотрудников плохое»;
3) «Если профессионал следит за новинками по специальности, то это, как правило, результат производственной необходимости»;
4) «Профессиональный рост менеджера зависит от наличия свободного времени, места жительства, заинтересованности».
► 19. Определите, соответствуют ли требованиям, предъявляемым к гипотезам, следующие гипотезы:
1) «Узнать, как сотрудник относится к своему здоровью»;
2) «Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе»;
3) «Каковы семейные проблемы сотрудников и как они влияют на их производственные достижения»;
4) «Оценки, полученные сотрудниками в период аттестации персонала, н связаны с их интеллектуальными способностями»;
5) «Финансовое положение фирмы влияет на заработную плату персонала».
► 20. Решите задачу.
Дано:
1. Гипотеза-основание А.
2. Все возможные гипотезы-следствия: В, С1, С2, Д.
3. При интерпретации получены индикаторы (соответственно) в, с1, с2, д.
4. Обнаружено, что имеют место социальные факты, соответствующие индикаторам в, с1; социальные факты, соответствующие индикаторам с2 и д1 не обнаружены.
Требуется: определить степень подтверждения гипотез А, В, С1, С2, Д. Оговорите дополнительные условия подтверждения гипотез.
► 21. Приведите пример, соответствующий условиям предыдущей задачи. Попробуйте определить степень и условия верификации сформулированных Вами гипотез.
► 22. Рассуждая по аналогии, перечислите основные виды фальсификации. Дайте письменное определение каждого вида фальсификации.
► 23. Дайте логическую характеристику следующим понятиям: 1) «претендент на должность менеджера», 2) «слушатель курсов профессиональной переподготовки», 3) «сотрудник Иванов И.И., уволенный с работы 22.02.1998 г.», 4) «персонал МВД», 5) «Карпов И.Н., неформальный лидер сектора продаж».
► 24. Приведите примеры нерегистрирующих понятий. Сконструируйте вопросы с применением нерегистрирующих понятий.
► 25. Приведите собственные примеры всех 7 видов отношений между объемами сравнимых понятий. Приведите также примеры несравнимых понятий.
Заполните следующую таблицу
Виды сравнимых понятий
| Виды отношений объемов понятий
| Круговые диаграммы видов отношений
|
Примеры
|
► 26. Изобразите при помощи круговых схем (кругов Эйлера) отношения между основными понятиями, описывающими тему: «Неэкономическая мотивация персонала».
► 27. Внимательно ознакомившись с правилами определения понятий, найдите и исправьте ошибки в следующих определениях:
1) «Бюрократ — это человек, который не является коммерсантом, не является производителем, не является деятелем науки и искусства»;
2) «Работодатель — человек, который дает людям работу»;
3) «Корпоративная стагнация — это ситуация отсутствия производственного и экономического роста»;
4) «Совесть — это человеческое качество, представляющее собой осознание человеком ответственности и долга перед самим собой».
► 28. Определите виды деления понятий, допускающие, чтобы объемы членов деления находились в отношении пересечения.
► 29. Выявите 5–6 оснований для деления понятия «персонал организации». Конкретизируйте это понятие и осуществите его деление до 4-го или 5-го уровня.
► 30. Выявите 5–6 оснований для деления понятия «межличностный конфликт». Осуществите его деление до 4-го или 5-го уровня.
► 31. Что такое операционализация понятия? Какие функции она выполняет при составлении программы опроса? Дайте письменное определение этого понятия, включающее перечень основных функций.
► 32. Дайте определение понятия «интерпретация». На каких этапах опроса производится интерпретация понятий? Какие функции она выполняет в опросе?
► 33. Составьте, пожалуйста, схему «Виды интерпретации понятий в интервью».
► 34. Перечислите правила выполнения процедур интерпретации.
► 35. Составьте и заполните таблицу «Типичные ошибки, возникающие при формулировке гипотез интервью» по следующей форме:
Типичная ошибка
| Прием, используемый
для ее предупреждения
|
► 36. Произведите деление следующих понятий:
1) «государственный служащий»;
2) «эксперт»;
3) «мотивация персонала»;
4) «профессиональные ошибки»;
5) «профессиональные достижения»;
6) «этапы жизненного пути»;
7) «качество продукции».
► 37. Какие из описанных в данном разделе методических приемов, процедур и техник применимы при подготовке и проведении биографического интервью?
► 38. Как следует поступить в следующих ситуациях:
1) Вы вынуждены проводить интервью, программа которого Вам не известна;
2) Вы не знаете основных гипотез исследования;
3) Вы имеете дело с вопросом, в котором заметны логические ошибки, допущенные при конструировании вопроса?
4) интервьюируемый обратил Ваше внимание на ошибки используемого Вами инструментария;
5) бланк интервью содержит вопросы, которые на Ваш взгляд, не подлежат последующей интерпретации;
6) варианты ответов содержат сленговые выражения?
______________________________________________________
СОСТАВЛЕНИЕ
ВОПРОСНИКА ИНТЕРВЬЮ
Понятие, логическая структура и основные характеристика вопроса.
Основные виды вопросов, применяемых в интервью.
Вопросник как целостный документ. Виды вопросников.
Сценарий интервью как вид вопросника.
Конструирование вопросника — это один из наиболее ответственных этапов подготовки любого опроса, в том числе, интервью. Вопросник является непосредственным инструментом, позволяющим собирать эмпирическую социальную информацию при проведении интервью. Именно через вопросник реализуются цели, задачи, гипотезы интервью и от того, насколько качественен этот инструментарий, зависит качество исследования в целом.
Вопросник является инструментом, открытым для исследователя, но он является также инструментом, достаточно открытым для респондентов и других людей, к которым он попадает в руки. Иногда вопросник сравнивают с медицинским инструментом. И действительно, отношение к неряшливо, неграмотно, непрофессионально составленному вопроснику немногим лучше отношения людей к некачественному, негигиеничному инструменту в руках повара, парикмахера, врача. Речь идет не только об этической стороне дела, но и о профессиональной. Неграмотно составленный вопросник — это не только форма негативной профессиональной и личностной презентации. Некачественный вопросник может приносить социальный вред, если полученные с его помощью некачественные результаты будут в той или иной форме учитываться в реальной социальной практике. Именно поэтому ответственность автора вопросника очень высока даже при проведении пилотажного или учебного исследования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|