Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные рекомендации по применению





Социометрического интервью

 

· Учитывая, что устный ответ может значительно выходить за рамки вопроса, предусматривайте все возможные варианты ответов. К примеру, в приведенном бланке социометрического интервью предусмотрены невыборы и неопределенные выборы, хотя вопросник не включает вопросов относительно невыборов.

· По возможности отмечайте прямо в бланке интервью все необходимые сведения (время начала и окончания опроса, ФИО и должность интервьюера, в примечаниях — особенности данного интервью, особенно — факторы, которые могли оказать воздействие на ответы респондентов).

· По возможности заранее готовьте бланки для каждого опрашиваемого, вписав в него все известные Вам сведения. Это не означает, что не следует задавать соответствующих вопросов, так как Ваша информация может быть не точна или на момент опроса быть устаревшей.

· Старайтесь не вычеркивать фамилии в списках, так как на многих это производит удручающее впечатление, пользуйтесь для этого цветными фломастерами.

· Старайтесь выстраивать вопросы интервью логично, последовательно, чтобы оно производило впечатление обычной беседы.



· Не перегружайте вопросник интервью, в большинстве случаев он не должен быть утомительным для респондентов. Включайте рекреативные вопросы.

· Включайте вопросы об отталкиваниях только в исключительных случаях, когда нет другого способа собрать нужную информацию. Но даже в этом случае следует предусмотреть ситуацию, что кто-то из участников опроса откажется отвечать на вопросы такого рода.

· Даже в случае непродолжительного интервью не забывайте предложить Вашему собеседнику сесть и убедитесь, что ему достаточно удобно (предложенный стул прочен, принесенный посетителем шуршащий пакет лежит в стороне, его колени не упираются в Ваш стол и т.п.).

· Не забывайте поприветствовать своего собеседника, а ходе интервью обращайтесь к нему по имени и отчеству. Тем, кто жалуется на плохую память, следует сразу делать соответствующую запись, размещая ее на видном месте.

· По возможности заполняйте полностью все поля бланка по ходу интервью, сразу после его проведения или — в крайнем случае — через каждые три интервью, заранее отводя для обработки бланков специальное время.



· Включайте текст, который необходимо произнести интервьюеру, в том виде, в каком он должен звучать в ходе интервью. Обращайте особое внимание на падежи.

· Составленный вопросник прочитайте хотя бы один раз полностью вслух еще до первой его апробации и проследите, нет ли в нем труднопроизносимых слов или звукосочетаний. При обнаружении тотчас же замените их, не боясь испортить бланк.

Приведенный выше краткий анализ различных видов вовсе не исчерпывает всех его видов, применяемых в управлении персоналом. Он скорее предназначен для иллюстрации огромного потенциала интервьюирования и как метода получения информации о сотрудниках, коллективе в целом, и как метода решения проблем, и как метода, позволяющего вырабатывать рекомендации для принятия управленческих решений, и для многих других целей.

 

Контрольные вопросы, задания и упражнения

► 1. Подготовьте схему «Виды интервью».

► 2. Опишите основные виды интервью, применяемые в управлении персоналом, в виде таблицы, включающей следующие графы:

1) номер по порядку;

2) название метода;

3) краткая характеристика;

4) применение в управлении персоналом;

5) разновидности метода;

6) специфические особенности;

7) используемый инструментарий;

8) преимущества;

9) ограничения;

10) рекомендуемые дополняющие методы

11) примечания.

► 3. Перечислите основные характеристики биографического интервью и сформулируйте рекомендации интервьюеру по его подготовке и проведению

► 4. Перечислите различные способы фокусировки интервью и придумайте названия для полученных таким образом видов фокусированного интервью.



► 5. Сформулируйте советы и рекомендации интервьюеру, проводящему этнографическое интервью с респондентами, принадлежащими к той же этнокультурной группе, к которой Вы себя относите.

► 6. Интервью с плотным описанием предполагает разностороннее осмысление и описание исследуемого события в терминах его непосредственных участников. Перечислите и дайте краткую характеристику разновидностям интервью с плотным описанием. В каких управленческих ситуациях оно применимо?


 

Основные этапы интервьюирования

 

Условно интервьюирование принято разделять на три основных этапа, каждый из которых связан с реализацией определенных функций:

1. Подготовительный этап.

2. Коммуникативный этап (собственно интервью).

3. Аналитический этап.

 

Подготовительный этап

 

Первый этап интервьюирования является исключительно значимым, так как именно на этом этапе закладываются основные качественные характеристики будущих результатов интервью. Качественная подготовка интервью существенно повышает надежность получаемой информации, в значительной мере облегчает процедуру опроса, позволяет сделать менее трудоемкой последующую интерпретацию результатов и формулировку практически значимых выводов.

Подготовительный этап интервью насыщен различными научными процедурами и предполагает большое разнообразие всевозможных видов работ. Это теоретические исследования, аналитические обзоры, поиски источников информации и литературы, моделирование концептуальных схем и многочисленные операции с категориальным аппаратом, а также методологические и методические разработки и организационные мероприятия.

Очень важно продумать концепцию, логику опроса в целом, отшлифовать формулировки тем, целей и задач опроса, сконструировать основные предположения, подлежащие проверке в его ходе. Все эти действия в итоге воплощаются в отбор исходных методических материалов и разработку методологических принципов, предназначенных для создания инструмента для сбора первичной информации — опросного листа (бланка интервью).

Следует также предусмотреть материально-техническое и организационное обеспечение интервьюирования, спланировать его основные этапы, определить ресурсную базу и имеющиеся резервы для оперативного решения возникающих проблем.

Чтобы упорядочить все эти и другие многочисленные действия и достойно подготовиться к проведению интервью, следует особое внимание уделить разработке программы интервью, а также составлению плана мероприятий по подготовке интервьюеров и отработке техники проведения опроса.

Программа интервью обычно разрабатывается по определенным правилам и включает строго определенные этапы, реализуемые в определенной последовательности. Выполнение правил разработки программы обеспечивает высокую результативность интервью и позволяет пошагово продумать и скоординировать все действия, необходимые для разработки качественного инструментария.

План мероприятий по подготовке интервьюеров и отработке техники проведения опроса предназначен для того, чтобы «не подкачать» непосредственно в ходе сбора информации, то есть обеспечить высокое качество работы на втором этапе.

 

Коммуникативный этап

(собственно интервью)

 

Если по каким-либо причинам в ходе первого этапа не удалось подготовить интервьюеров, то это обязательно реализуется в начале второго этапа. Подготовка интервьюеров обязательно включает:

1) ознакомление их с темой, целями, задачами, основными гипотезами интервью;

2) детальное ознакомление с содержанием вопросов и (при наличии) вариантов ответов;

3) ознакомление и даже запоминание последовательности вопросов и вариантов ответов;

4) формирование представления о конструкции вопросника (функциональных блоках и функциях каждого вопроса в рамках блока);

5) запомнить (в некоторых случаях — самостоятельно построить) сценарий (путеводитель, маршрутный лист, схему) интервью;

6) адаптировать сценарий с учетом своих особенностей восприятия, запоминания и воспроизведения информации (то есть сделать его удобным в использовании, чтобы исключить сбои по «техническим причинам»);

7) особенно тщательно отработать технику воспроизведения сложных вопросов (прежде всего — дихотомические вопросы-следствия и вопросы следствия из вопросов с множественным выбором);

8) проговорить несколько раз вопросы интервью и варианты ответов;

9) написать, распечатать, несколько раз озвучить (желательно в присутствии других) вступительную и заключительную части интервью;

10) отработать технику фиксации результатов интервью, апробировать технические средства записи, подготовить резервные средства (ручки, кассеты, дискеты, бумагу, бланки и т.п.);

11) по возможности, составить представление о предполагаемых респондентах;

12) осмотреть и, по возможности, апробировать помещение, в котором предполагается проведение интервью;

13) получить консультации о рекомендуемом стиле одежды, прически, аксессуаров интервьюера;

14) хотя бы раз ответить самому на все вопросы интервью, чтобы составить представление о возможных психофизиологических состояниях респондентов и продолжительности интервью;

15) уточнить свои полномочия;

16) продумать и, по возможности, предусмотреть способы реакции на нестандартные состояния респондентов и формы поведения в нетипичных обстоятельствах (обмороки, учащенное сердцебиение, отказ от участия в интервью, неврозы, нежелание общаться с конкретным респондентом, предложения об отложенном интервью и т.п.).

На втором этапе важно уточнить время проведения интервью, скорректировать план проведения опросов с учетом конкретных обстоятельств работы персонала и организации в данный период времени, продумать и согласовать с линейными руководителями организационные вопросы интервью, приготовить достаточное количество бланков и т.д.

После первых интервью зачастую не лишним бывает собрать интервьюеров и обратить их внимание на первые результаты и типичные проблемы, возникающие в ходе интервью. Очень важным направлением работы на втором этапе является тщательное своевременное заполнение бланков и, по возможности, организация предварительных обсчетов результатов. Необходимость в предварительном анализе результатов возникает в основном в двух случаях:

— при проведении массовых опросов (с целью корректировки инструментария, а также отработки технологий и методик обработки результатов);

— при использовании неапробированного инструментария опроса.

 

Аналитический этап

 

Третий, аналитический этап или этап интепретации результатов, осмысления и анализа полученной информации и результатов проведенного опроса завершается написанием отчета. В отчете на основе анализа собранного эмпирического материала и обсчета полученных данных подводятся итоги проведенного исследования. Обычно наиболее практически значимыми являются те разделы отчета, которые включают выводы, содержат новую информацию, применимые на практике рекомендации, прогнозы и концептуализированные обобщения, переработанный инструментарий интервью и эмпирически обоснованные методики его применения.

Анализ результатов и их интерпретация обычно представляют собой довольно сложную часть исследовательской работы. В ряде случаев приходится заново возвращаться к вопросам теории, уточняя используемые понятия. Однако при этом сама программа опроса обычно не корректируется. Все новации и дополнения вносятся в результирующую часть.

Помимо анализа собственно результатов интервью аналитический этап предполагает детальнейший анализ использованного инструментария (рабочих гипотез, вопросника, технических приемов проведения, методик опроса и т.п.). В профессионально выполненном интервью практически значимым итогом является создание нового инструментария по данной теме, что предпринимается в целях фиксации опыта и устранения недочетов и ошибок впоследствии.

Главная трудность аналитического этапа заключается в том, что при проведении некоторых видов интервью в качестве ретранслятора информации выступает интервьюер с его языковыми, стилистическими и интонационными особенностями. Данная и многие другие проблемы анализа и интерпретации снимаются еще на этапе подготовки программы исследования.

Значительную трудность часто составляют подготовка рекомендаций по итогам интервью и поиск формы доведения информации до заинтересованных сторон. Так, при проведении аттестации персонала возникает проблема информирования об отрицательных результатах собеседования. В интервью при приеме на работу эта проблема несколько сглаживается за счет обычно практикуемого переноса сроков доведения оценочной информации, но все-таки не снимается полностью.

Характер работы на заключительном этапе проведения интервью во многом зависит от успехов первых двух этапов и, прежде всего, от того, насколько удалось уложиться в отведенные для них сроки. В случае невыполнения плана или значительных задержек возникает авральная ситуация и отчет готовится в спешке. Часто сбои возникают по объективным причинам. Поэтому опытные интервьюеры при планировании третьего этапа иногда используют простейший прием «умножим на два», выделяя на составление отчета время, вдвое превышающее представляющееся необходимым.

Иногда на аналитическом этапе привлекаются «дополнительные свежие силы» аналитиков, которые, во-первых, не устали от предыдущих мероприятий, во-вторых, не «зациклились» на сложившемся понимании проблем и ожидаемых результатах, и, в-третьих, психологически свободны и не несут ответственности за ошибки инструментария и поэтому, в ряде случаев способны объективнее оценивать результаты.

Идеальным завершением аналитического этапа является публикация методических материалов, практико ориентированных инструкций, аналитических сборников, статей в профильных журналах и т.п., то есть речь идет о закреплении опыта и использовании его в практической деятельности.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.