Сделай Сам Свою Работу на 5

При качественном и количественном подходах





Количественный подход Качественный подход
Теоретико-методологическая база
•Реализм •Достоверное, объективное знание •Описание логических связей между отдельными параметрами •Феноменология •Релятивизм •Описание общей картины события или явления
Фокус анализа
•Общее, генеральное, макроанализ •Классификация путем отождествления событий, случаев •В центре внимания структуры; внешнее, объективное •Особенное, частое, микроанализ •Описание событий, случаев •В центре внимания человек; внутреннее, субъективное
Единицы анализа
•Факты, события •Субъективные значения, чувства
Исследовательские цели, задачи
•Дать причинное объяснение •Измерить взаимосвязи •Интерпретировать, понять наблюдаемое •Концептуализировать
Стиль
•Жесткий, холодный •Систематизация •Мягкий, теплый •Воображение, представление о...
Валидность (надежность)
•Достоверное повторение установленных связей •Реальное насыщение информации
Логика анализа
•Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий •Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т.д. — к концепциям

 



Различение количественных и качественных методов связано с принятым в современной науке различением: признаки, присущие социальным объектам, принято относить к одному из двух классов: количественным или качественным признакам. Особенностью количественных признаков является то, что их можно выразить в числовом масштабе. Например: возраст, стаж работы (в годах), удаленность от культурного центра (в километрах), число строк в тексте и другие.

 

Получив представление о методах научного исследования, применяемых в социальных и гуманитарных науках, студентам следует перейти к подробному изучению основных методов сбора первичной социальной информации. Изучение методов целесообразно осуществлять по следующей схеме:

а) краткая характеристика и назначение метода;

б) область применения метода;

в) разновидности метода;

г) основное содержание (процедуры) и специфические особенности метода;

д) используемый инструментарий;



е) оригинальные методики, процедуры и техники исследования

ж) преимущества метода;

з) ограничения и предупреждение ошибок;

и) «комплементарность» (возможность использования в дополнение или параллельно с другими методами).

 

Измерение социальных показателей

 

Приступая к исследованию социального объекта, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой измерения социальных характеристик объекта исследования. Предположим, изучается проблема взаимоотношения руководителя с подчиненными в неблагополучных коллективах. Для сбора первичных данных исследователь решил прибегнуть к анкетированию сотрудников нескольких таких коллективов. Создание инструментария (анкеты) сразу же ставит массу вопросов. Как измерить отношение руководителя к подчиненным и наоборот? Как выявить содержание и степень неблагополучия межличностных отношений в таких коллективах?

Первый шаг в решении отмеченных проблем — определение основных понятий исследования и определение соотношений между ними. Определенным образом обработанные (конкретизированные, или как говорят социологи, операционализированные) понятия выражают признаки, т.е. свойства, изучаемых объектов, процессов. Затем следует второй шаг, который заключается в определении способов измерения этих признаков.

Измерение — это процедура, с помощью которой исследуемый объект в отношении какого-либо признака сравнивается с некоторым эталоном и ему приписывается некоторое числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерение, таким образом, есть однозначное отображение эмпирической (реально существующей) системы с отношениями между ее элементами в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель некоторых выделенных социологом признаков (сторон) объекта исследования.



Для измерения количественных признаков существуют общепринятые эталоны измерения: один год — для возраста, образовательной подготовки, стажа работы и так далее; один человек — для исчисления размера семьи, одна условная денежная единица — для исчисления заработка.

Качественные признаки не выражаются непосредственно в числовом масштабе — для них не существует общепринятых шкал, нет установленных эталонов измерения. В качестве примера признаков данного типа можно привести следующие: удовлетворенность содержанием труда на рабочем месте, инициативность руководителя, работника; отношение к кандидатуре политического деятеля на выборах; предрасположенность к определенным занятиям в условиях выбора и другие. Эталоны измерения в этих случаях приходится конструировать самому социологу в соответствии с природой изучаемого объекта, руководствуясь конкретными условиями (место, время, ситуация) проведения исследования, а также исходя из целей и задач исследования.

Эталоном измерения является измерительная шкала, которая служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующей исследователя. Шкала устанавливает определенную последовательность индикаторов и позволяет в ходе измерения качественно разнородные данные приводить к сопоставимым количественным показателям.

В целях более точного анализа в социальных и гуманитарных науках используются понятия экстенсивных и интенсивных величин как двух видов характеристик любого объекта (как социально-гуманитарных, так и естественных наук). Экстенсивные величины обладают свойством аддитивности, что означает, что к ним может быть применена операция сложения. Проблемы измерения актуальны для всех наук. Даже в такой точной науке как физика большинство величин не аддитивны. К примеру, температура - признак не аддитивный; температурная шкала — не строго количественная шкала, она построена как шкала связи объема с температурой (изменение объема на определенную величину увеличивает температуру на один градус). Однако, изменение объема физического тела - процесс нелинейный, поэтому возникает необходимость обоснования равенства интервалов шкалы. В социологии эта проблема крайне актуальна, в менеджменте персонала она иногда даже не ставится.

Процедура измерения включает три основных этапа: 1) выделение измеряемых признаков из всего набора возможных признаков; 2) нахождение эталона измерения; 3) соотнесение эталона с измеряемым признаком и получение соответствующей числовой характеристики признака (конкретного значения признака). Этап 1 осуществляется в процессе системного анализа объекта исследования и операционализации понятий, этап 2 составляет основу процедур измерения и этап 3 реализуется посредством применения определенного метода сбора информации при помощи соответствующего инструментария.

На этапе 2 осуществляется конструирование шкалы. Этот процесс состоит из определенных процедур, которые должен знать социолог[9]. Студенту важно лишь понять, что соблюдение этих процедур - необходимая предпосылка надежности будущей шкалы.

Существуют различные виды шкал, приспособленных для измерения признаков того или иного вида. Наиболее распространена классификация, в которой шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям операций с числами. Выделяют четыре вида шкал, два из которых оперируют с количественными признаками (шкала отношений и интервальная шкала) и два других — с качественными (номинальная и порядковая). Каждой шкале соответствуют математические операции, которые допустимо проводить с ее числами и, соответственно, виды математико-статистических показателей (статистик). Все это может быть представлено в виде таблицы.

Таблица

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.