|
При качественном и количественном подходах
Количественный подход
| Качественный подход
| Теоретико-методологическая база
| •Реализм
•Достоверное, объективное знание
•Описание логических связей между отдельными параметрами
| •Феноменология
•Релятивизм
•Описание общей картины события или явления
| Фокус анализа
| •Общее, генеральное, макроанализ
•Классификация путем отождествления событий, случаев
•В центре внимания структуры; внешнее, объективное
| •Особенное, частое, микроанализ
•Описание событий, случаев
•В центре внимания человек; внутреннее, субъективное
| Единицы анализа
| •Факты, события
| •Субъективные значения, чувства
| Исследовательские цели, задачи
| •Дать причинное объяснение
•Измерить взаимосвязи
| •Интерпретировать, понять наблюдаемое
•Концептуализировать
| Стиль
| •Жесткий, холодный
•Систематизация
| •Мягкий, теплый
•Воображение, представление о...
| Валидность (надежность)
| •Достоверное повторение установленных связей
| •Реальное насыщение информации
| Логика анализа
| •Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий
| •Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т.д. — к концепциям
|
Различение количественных и качественных методов связано с принятым в современной науке различением: признаки, присущие социальным объектам, принято относить к одному из двух классов: количественным или качественным признакам. Особенностью количественных признаков является то, что их можно выразить в числовом масштабе. Например: возраст, стаж работы (в годах), удаленность от культурного центра (в километрах), число строк в тексте и другие.
Получив представление о методах научного исследования, применяемых в социальных и гуманитарных науках, студентам следует перейти к подробному изучению основных методов сбора первичной социальной информации. Изучение методов целесообразно осуществлять по следующей схеме:
а) краткая характеристика и назначение метода;
б) область применения метода;
в) разновидности метода;
г) основное содержание (процедуры) и специфические особенности метода;
д) используемый инструментарий;
е) оригинальные методики, процедуры и техники исследования
ж) преимущества метода;
з) ограничения и предупреждение ошибок;
и) «комплементарность» (возможность использования в дополнение или параллельно с другими методами).
Измерение социальных показателей
Приступая к исследованию социального объекта, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой измерения социальных характеристик объекта исследования. Предположим, изучается проблема взаимоотношения руководителя с подчиненными в неблагополучных коллективах. Для сбора первичных данных исследователь решил прибегнуть к анкетированию сотрудников нескольких таких коллективов. Создание инструментария (анкеты) сразу же ставит массу вопросов. Как измерить отношение руководителя к подчиненным и наоборот? Как выявить содержание и степень неблагополучия межличностных отношений в таких коллективах?
Первый шаг в решении отмеченных проблем — определение основных понятий исследования и определение соотношений между ними. Определенным образом обработанные (конкретизированные, или как говорят социологи, операционализированные) понятия выражают признаки, т.е. свойства, изучаемых объектов, процессов. Затем следует второй шаг, который заключается в определении способов измерения этих признаков.
Измерение — это процедура, с помощью которой исследуемый объект в отношении какого-либо признака сравнивается с некоторым эталоном и ему приписывается некоторое числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Измерение, таким образом, есть однозначное отображение эмпирической (реально существующей) системы с отношениями между ее элементами в числовую систему с соответствующими отношениями между числами. В итоге формируется числовая модель некоторых выделенных социологом признаков (сторон) объекта исследования.
Для измерения количественных признаков существуют общепринятые эталоны измерения: один год — для возраста, образовательной подготовки, стажа работы и так далее; один человек — для исчисления размера семьи, одна условная денежная единица — для исчисления заработка.
Качественные признаки не выражаются непосредственно в числовом масштабе — для них не существует общепринятых шкал, нет установленных эталонов измерения. В качестве примера признаков данного типа можно привести следующие: удовлетворенность содержанием труда на рабочем месте, инициативность руководителя, работника; отношение к кандидатуре политического деятеля на выборах; предрасположенность к определенным занятиям в условиях выбора и другие. Эталоны измерения в этих случаях приходится конструировать самому социологу в соответствии с природой изучаемого объекта, руководствуясь конкретными условиями (место, время, ситуация) проведения исследования, а также исходя из целей и задач исследования.
Эталоном измерения является измерительная шкала, которая служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующей исследователя. Шкала устанавливает определенную последовательность индикаторов и позволяет в ходе измерения качественно разнородные данные приводить к сопоставимым количественным показателям.
В целях более точного анализа в социальных и гуманитарных науках используются понятия экстенсивных и интенсивных величин как двух видов характеристик любого объекта (как социально-гуманитарных, так и естественных наук). Экстенсивные величины обладают свойством аддитивности, что означает, что к ним может быть применена операция сложения. Проблемы измерения актуальны для всех наук. Даже в такой точной науке как физика большинство величин не аддитивны. К примеру, температура - признак не аддитивный; температурная шкала — не строго количественная шкала, она построена как шкала связи объема с температурой (изменение объема на определенную величину увеличивает температуру на один градус). Однако, изменение объема физического тела - процесс нелинейный, поэтому возникает необходимость обоснования равенства интервалов шкалы. В социологии эта проблема крайне актуальна, в менеджменте персонала она иногда даже не ставится.
Процедура измерения включает три основных этапа: 1) выделение измеряемых признаков из всего набора возможных признаков; 2) нахождение эталона измерения; 3) соотнесение эталона с измеряемым признаком и получение соответствующей числовой характеристики признака (конкретного значения признака). Этап 1 осуществляется в процессе системного анализа объекта исследования и операционализации понятий, этап 2 составляет основу процедур измерения и этап 3 реализуется посредством применения определенного метода сбора информации при помощи соответствующего инструментария.
На этапе 2 осуществляется конструирование шкалы. Этот процесс состоит из определенных процедур, которые должен знать социолог[9]. Студенту важно лишь понять, что соблюдение этих процедур - необходимая предпосылка надежности будущей шкалы.
Существуют различные виды шкал, приспособленных для измерения признаков того или иного вида. Наиболее распространена классификация, в которой шкалы упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям операций с числами. Выделяют четыре вида шкал, два из которых оперируют с количественными признаками (шкала отношений и интервальная шкала) и два других — с качественными (номинальная и порядковая). Каждой шкале соответствуют математические операции, которые допустимо проводить с ее числами и, соответственно, виды математико-статистических показателей (статистик). Все это может быть представлено в виде таблицы.
Таблица
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|