Сделай Сам Свою Работу на 5

При разработке инструментария интервью





 

Опросы любого типа опираются на теоретический анализ исследуемой проблемы. Фундаментом, отправным пунктом теоретического анализа являются логические операции с основными понятиями, касающимися темы исследования. К социологическим операциям с понятиями прежде всего относятся операционализация, интерпретация и квантификация основных понятий исследования.

 

Основные виды логического анализа понятий:

1) выявление содержания и объема основных понятий;

2) выявление отношений между основными понятиями;

3) определение понятий;

4) операции с понятиями (деление понятий, классификация, типология).

Логический анализ основных понятий необходим и выполняет ряд важнейших функций при разработке программы и инструментария опроса. Во-первых, без логического анализа понятий невозможно составить четкое представление о предмете исследования и правильно определить (ограничить) его. Во-вторых, без логического анализа основных понятий невозможно правильно и адекватно сформулировать гипотезы опроса. В-третьих, логический анализ является основой важнейшей процедуры составления программы — операционализации основных понятий. В-четвертых, без логической обработки основных понятий невозможно выявление показателей и индикаторов опроса. Помимо этого, применение указанных видов логического анализа чрезвычайно эффективно при отработке вопросов, связанных с определением выборочной совокупности.



Выявление содержания и объема основных понятий[18]

Понятие — одна из форм абстрактного мышления, посредством которой фиксируются существенные и отличительные признаки отдельного предмета (процесса, явления) или класса однородных предметов (процессов, явлений). Существенные признаки предмета — такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а взятый вместе со всеми остальными, представляет достаточное основание для отличия данного предмета от любого другого. Отличительные признаки предмета (единичные) или класса предметов (общие) — это признаки, присущие только данному предмету или классу предметов.

Всякое понятие может быть проанализировано с точки зрения его содержания и объема. Содержание понятия есть совокупность существенных признаков предмета, фиксируемых в данном понятии. Объем понятия — это обозначение класса обобщаемых в понятии предметов. Существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия, согласно которому: чем меньше сведений (информации) о предмете содержится в понятии, тем больше его объем, т.е. тем шире обозначаемый понятием класс предметов и наоборот.



 

1. Виды понятий (на основании различения объемов понятий)
единичные общие универсальные пустые
объем понятия включает один элемент объем понятия включает больше одного элемент объем понятия включает все предметы данного класса понятия с нулевым объемом (пустые множества)
Пример: «сотрудник Иващенко Ю.А.» Пример: «сотрудники отдела маркетинга» конечные (понятийная форма) бесконечные (категориальная форма) Пример: «сотрудник фирмы, не зачисленный в штат»
         

 

В конечных понятиях имеется в виду реальное (действительное или представляемое) принципиально обозримое множество элементов. Например: «государственные служащие России». В бесконечных понятиях мыслятся всеобщие или предельные свойства. характеристики какой-либо большой сферы явлений. Например: «социальное».

 

2. Виды понятий (основание деления — содержание)
конкретные, отражающие предметы; пример: «сотрудники НИИ земного магнетизма» абстрактные, отражающие лишь отдельные признаки предмета; пример: «исполнительность»
относительные, отражающие предметы, существование одного из которых связано с существованием другого; пример: «продавец—покупатель» безотносительные, отражающие предмет, существующий самостоятельно; пример: «взрослый человек»
собирательные, отражающие предметы, мыслимые как целое; например: «инициативная группа» несобирательные, отражающие признаки, которые можно отнести к каждому предмету данного класса; например: «электрический прибор»
положительные, отражающие наличие в предмете признака, качества или отношения; например: «грамотный специалист» отрицательные, отражающие отсутствие в предмете какого-либо признака; например: «недисциплинированный сотрудник»

 



Таким образом, логическая характеристика понятия представляет собой поочередное отнесение характеризуемого понятия к перечисленным видам понятий, различаемым и по объему, и по содержанию.

Пример: логическая характеристика понятия «сотрудники ООО ВИТЯЗЬ, имеющие высшее образование» — общее, конкретное, безотносительное, собирательное, положительное понятие.

Дополнительно на основании различения возможности учета объема понятия различают регистрирующие (понятия, которые включают конечное и поддающееся учету множество мыслимых элементов) и нерегистрирующие (понятия с неопределенным числом мыслимых элементов) понятия. Выявление регистрирующих и нерегистрирующих понятий очень важно при конструировании вопросов анкеты. Если понятие, при помощи которого Вы хотите выявить какой-либо признак предмета (например, характеристику личности респондента) является нерегистрирующим, то вопрос не должен быть стандартизированным.

 

Выявление отношений между

Основными понятиями

 

По содержанию понятия делятся на несравнимые (не имеющие общих признаков) и сравнимые (имеющие общие признаки). Сравнимые понятия делятся (по объему) на совместимые (объемы которых полностью или частично совпадают) и несовместимые (объемы которых не совпадают). Выявленные несравнимые понятия не анализируются. Дальнейшему логическому анализу подлежат только сравнимые понятия.

Виды сравнимых понятий

Существует две категории сравнимых понятий

Совместимые понятия:

1. Тождество (равнозначность, эквиваленция)

2. Пересечение (перекрещивание)

3. Подчинение (отношение рода и вида, субординация)

Несовместимые понятия:

4. Соподчинение (координация)

5. Внеположенность (контрарность)

6. Противоположность

7. Противоречие (контрадикторность)

 

Определение понятий

 

Определение понятий представляет собой уже более сложную процедуру логического анализа и имеет большое практическое значение.

Определение (дефиниция) понятия — это логическая операция, при которой 1) раскрывается содержание понятия, 2) устанавливается значение термина, 3) предлагаются характеристики (признаки) предмета, 4) указываются критерии отличия обозначаемого понятием предмета от других предметов.

Тем, кто разрабатывает инструментарий опроса, необходимо различать следующие виды определения понятий.

1. Явные определения понятий — вид определений, в которых между определяемым и определяющим существуют отношения эквиваленции, равенства.

К явным определения относят определения через перечисление всех существенных признаков предмета. Такой вид определения понятий, требует от его авторов детального знания определяемого предмета, связано с немалыми временными затратами, не лаконично, затруднительно в запоминании и использовании. Именно в силу перечисленных причин данный вид определения понятий используется крайне редко. Использование неполного (неоконченного) определения, т.е. после перечисления основных существенных признаков предмета и заканчивающееся или подразумевающее в конце этого перечисления многоточие, также затруднительно, т.к. возникает известная опасность, что именно опущенный в таком определении существенный признак окажется важным для исследователей. То есть в результате такого определения основного понятия может быть сформирован вопросник, в котором будут отсутствовать значимые для раскрытия темы исследования вопросы, а следовательно, в итоге опроса будет получена неполная, неточная или даже искаженная информация.

Намного чаще при составлении программ опросов используются определения через ближайший род и видовое отличие, представляющее собой вид явного определения понятий, при котором дается указание на 1) ближайший род, к которому это понятие принадлежит, а также на 2) особые (специфические) признаки, отличающие данный вид предметов от предметов других видов данного рода. Данный вид определения используется при определении реально существующих предметов, процессов, явлений, в том случае, когда выявление их принадлежности к какому-либо виду возможно.

В противном случае используется третий вид явного определения понятий — генетическое определение, т.е. определение, при котором имеет место указание на способ, которым образуется (формируется, создается) данный предмет, процесс или явление. Генетическое определение — очень распространенный вид определения понятий, часто используемый и в учебном процессе, и при составлении исследовательских программ.

2. Неявные определения вид определения понятий, в которых раскрывается содержание понята в рамках определенного контекста. К неявным определениям относятся:

1) контекстуальные определения (в них определяемое, или дефиниендум, не дается непосредственно, а определяется некоторым контекстом, в котором понятие употребляется);

2) аксиоматические определения — определения через указание на аксиомы (неоспариваемые положения), придающие смысл понятию.

3. Реальные определения понятий — вид определений, в которых дается определение предметов, процессов, явлений через раскрытие существенных признаков предметов.

4. Номинальные определения — вид определения термина, обозначающего предмет. Номинальные определения, как правило, используются при введении нового термина.

В социологических исследованиях и при разработке проектов кадрового интервьюирования вид используемых определений обычно не указывается. Разумеется, что при использовании определений из словарей, энциклопедий и других справочных материалов такого рода операции излишни. Само наличие определений в словаре свидетельствует об их достаточной разработанности. Но в ряде случаев не только знание, но и указание на вид и способ определения понятий необходимо. Это имеет место прежде всего тогда, когда исследователь имеет дело с мало изученной проблемой и ему приходится давать определения самостоятельно. Такая необходимость, например, может возникнуть в случае, когда исследуется новое социальное явление и его определение еще не нашло отражения в справочных пособиях и теоретических статьях, а также если исследователя по каким-либо причинам не удовлетворяют имеющиеся в его распоряжении определения исследуемого понятия.

Именно по этой причине тем, кто берется за разработку инструментария опроса необходимо помнить и уметь применять правила определения понятий.

1 ПРАВИЛО. Понятие должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия В должен быть равен объему определяющего понятия А (см. рис. 1). Нарушение этого правила влечет за собой возникновение логических ошибок:

1) широкое определение — определение, в котором объем определяющего понятия А больше объема определяемого понятия В (см. рис. 2);

2) узкое определение — определение, в котором объем определяющего понятия А меньше объема определяемого понятия В (см. рис. 3).

3) определение в одном отношении широкое, в другом — узкое.

 

   
 

 

 


2 ПРАВИЛО. Определение должно быть ясным и четким.

3 ПРАВИЛО. В определении не должно содержаться круга. «Кругом в определении» называется такой способ определения, при котором определяемое В определяется через определяющее А, а определяющее А, в свою очередь, уже было определено через определяемое В.

Довольно часто допускается ошибка, называемая тавтологией, которая является разновидностью круга в определении. Тавтология — такой способ определения понятия, при котором определяемое В определяется по сути через него же (В), только выражается при помощи несколько иных слов.

Пример. Определение «эффективный сотрудник — это сотрудник, наиболее эффективно работающий в фирме» содержит явную тавтологию. По той же причине логически ошибочным является и другое определение: «профессиональная адаптация — это приспособление человека к профессиональной деятельности».

При составлении исследовательских программ, в частности, в процессе выполнения процедуры операционализации понятий, круг в определении встречается еще в одной форме — в форме так называемого опосредованного круга. Опосредованный круг — способ определения ряда понятий, при котором они поочередно определяются друг через друга: понятие А определяется через понятие В, понятие В определяется через понятие С, понятие С определяется через понятие А. Эта ошибка не столь очевидна и обнаруживаема лишь при повторном рассмотрении содержания определяемых понятий и их сопоставлении.

4 ПРАВИЛО. Определение не должно быть отрицательным, так как отрицательное определение не раскрывает признаки, принадлежащие предмету. Использование отрицательных определений допустимо лишь в исключительных случаях, когда невозможно дать позитивное определение понятия и должно быть строго аргументировано.

Использование отрицательных понятий для описания социальных событий и проведения опроса тоже должно быть строго аргументировано, и возможно на первых этапах составления программы. Впоследствии по мере изучения исследуемого предмета, определение которого не удалось дать как положительное, осуществляется переопределение понятия.

5 ПРАВИЛО. Определение должно быть достаточно полным и содержать все необходимые и достаточные признаки определяемого предмета.

6 ПРАВИЛО. Определение должно быть понятным исследователю, а также всем, кому надлежит его использовать. Недопустимо определять «неизвестное через неизвестное», это серьезная логическая ошибка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.