К вопросам стандартизированного вида
1. Максимальная полнота ответов.
2. Максимальная вариабельность ответов.
3. По возможности, включение нежестких (некатегоричных) ответов.
4. Уравновешенность количества отрицательных и количества положительных ответов.
5. К вопросам с множественным выбором — включение нейтрального варианта ответа.
6. Ценностная (качественная) уравновешенность вариантов ответов (соразмерность ценностей).
7. Каждый вариант ответа должен представлять собой полное законченное высказывание (т.е. правильное, логичное, не противоречащее смыслу вопроса высказывание).
8. Все варианты ответов должны быть сформулированы в одном языковом стиле.
Наиболее типичные ошибки при составлении вопросов закрытого типа, встречающиеся не только у начинающих исследователей, чаще всего связаны с нарушением правил 1, 4, 7.
После подготовки достаточного количества вопросов исследователь должен еще раз уточнить цель, задачи, предмет, объект, основные гипотезы опроса и перейти к составлению вопросника. В зависимости от применяемого метода это будет вопросник интервью, тестовый опросник (тестовый лист, тестовый бланк) или опросный лист (анкета).
Вопросник как целостный документ.
Виды вопросников
Вопросник представляет собой целостный документ, выполняющий строго определенные функции и имеющий свою, задаваемую целями и задачами исследования структуру, включающую вводную, основную и заключительную части.
Чтобы составить вопросник, необходимо выполнить следующие шаги:
1) из списка предварительно составленных вопросов, имеющих отношение к теме исследования и накопленных исследователями в процессе разработки программы, осуществить отбор вопросов, которые войдут в вопросник и будут предъявлены опрашиваемым;
2) расставить эти отобранные вопросы в определенной последовательности;
3) откорректировать форму и конструкцию каждого отобранного вопроса в соответствии с его функцией и местом в вопроснике;
4) составить вступительную и заключительную часть, отработать и включить все необходимые инструкции;
5) осуществить все необходимые виды обязательного и дополнительного контроля;
6) провести пробный опрос;
7) откорректировать вопросник в соответствии с результатами пробного опроса;
8) провести итоговый контроль;
9) произвести оформление вопросника и, в случае проведения раздаточного анкетирования, анкетного интервью, раздаточного тестирования, егораспечатку.
На осуществлении некоторых из этих шагов следует остановиться особо.
Отбор вопросов — процедура выбора вопросов, производимая на основании определенных критериев. Такими критериями могут являться: важность вопроса (значимость в реализации целей и задач опроса), функция вопроса, конструкция, информационная емкость, в некоторых случаях — особая оригинальность или актуальность вопроса и в принципе любая другая характеристика вопроса. Для профессионального опроса важно, чтобы отбор вопросов осуществлялся не столько интуитивно, сколько рационально аргументировано. Начинающим исследователям также очень полезно перед осуществлением процедуры отбора вопросов строго аргументировать количество вопросов, которые следует включать в вопросник данного типа, используемый именно для конкретного опроса, так как им обычно очень сложно расставаться с плодами своего труда и у них есть тенденция включать абсолютно все разработанные вопросы.
Последовательность вопросов в вопроснике задается посредством составления плана вопросника. При этом могут быть отдельно выделены функциональные вопросы (функциональный блок), тематические вопросы (тематический блок). Отдельно может быть выделен блок вопросов, касающихся личности респондентов (вопросы о возрасте, поле, профессии и т.д.). Дополнительно могут быть сгруппированы вопросы, «работающие» на различные задачи или гипотезы.
Общие принципы построения вопросника широко известны: 1) переход от более простых вопросов к более сложным; 2) от общих вопросов — к вопросам частным и, наконец, вопросам личного характера (деликатным вопросам).
Структура вопросника представляет собой соотношение и взаимодействие элементов вопросника. Можно различать, по крайней мере, три вида структур вопросника: содержательную, функциональную и логическую.
Пример 1. Функциональная структура.
1. Преамбула: — тема опроса;
— цель опроса;
— обращение к респондентам.
2. Общая инструкция по работе с вопросами.
3. Вопросы по теме исследования (25 вопросов).
4. Вопросы о личности респондента (5 вопросов).
3. Заключение: — обращение к респондентам;
— благодарность за участие в опросе;
— приглашение к участию в следующих опросах.
Пример 2. Функциональная структура.
1. Преамбула, включающая инструкцию.
2. Блок 1: вводные вопросы (№№ 1-3).
3. Блок 2: вопросы, предназначенные для проверки гипотезы № 1 (№№ 4–10).
4. Блок 3: предназначенные для проверки гипотезы № 2 (№№ 11–20).
5. Блок 4: вопросы, предназначенные для выработки предложений и рекомендаций (№№ 21–25).
6. Блок 5: вопросы, предназначенные для выявления характеристик респондентов (№№ 26–30).
7. Заключение.
8. Сведения об авторах вопросника.
Структура вопросника может быть очень сложной, особенно сложной она бывает, если в вопроснике использовано много косвенных и контрольных вопросов, а также в случае, если вопросник сформулирован по двум и более темам.
Специфика конструкции вопросника может задаваться как основными компонентами программы опроса, так и применяемыми исследовательскими техниками. Например, в том случае, если опрос проводится сразу по двум темам и применяются перекрестные и параллельные техники конструирования вопросника. Перекрестная техника конструирования вопросника предполагает, что вопросы их обеих тем чередуются в определенной последовательности, например, выстраиваются поочередно. Параллельная техника конструирования предполагает включение таким образом сконструированных вопросов, что каждый из них нацелен на обе темы опроса. Иногда одна из тем опроса (это может быть и главная тема) не только не обозначается в преамбуле вопросника, но вовсе вуалируется, скрывается от респондентов. Этот прием используется в особых случаях, когда есть убедительные доказательства невозможности получить искомую социальную информацию обычным открытым способом. В этом случае скрываемая тема прячется в предпосылках вопросов и в ответах. Разумеется, это значительно усложняет конструкцию вопросника.
В случае использования сложных по конструкции вопросников для удобства последующего анализа в программе опроса может быть заранее указано как, в какой последовательности вопросы подлежат интерпретации. Такое указание может оказаться особенно необходимым в случае, если между разработкой программы и анализом результатов опроса проходит достаточно много времени или тогда, когда разрабатывают программу одни исследователи, а реализуют ее и анализируют результаты — другие исследователи.
Составление вопросника – это базовая социологическая операция и выполняется очень тщательно, так как является завершающим этапом работы над программой и этот последний штрих может стать «ложкой дегтя в бочке с медом» и не только из-за небрежности, но и вследствие «чрезмерного старания», например, когда исследователю очень хочется получить какой-то определенный результат.
Речь идет об очень грубой, но, к сожалению, нередко встречающейся в учебных опросах ошибке — тенденциозности вопросника. Тенденциозность вопроса или вопросника — это их преднамеренная или непреднамеренная направленность, провоцирующая создание определенной ориентации респондентов при выборе ответов. Формирование этой ориентации осуществляется посредством подбора терминологии и конструкции вопроса через демонстрацию определенных социальных ожиданий, в ответ на которые респондент подчас невольно несколько корректирует свои ответы.
Тенденциозность вопроса чаще всего проявляется в форме вопроса-подсказки (или ответа-подсказки), сформулированных с целью получения желаемого результата. При тенденциозной постановке вопроса достаточно ясно демонстрируются цели, задачи, установки и желаемые результаты опроса; ответы как бы навязываются респонденту. Многие вопросы-подсказки имеют специфическую лексическую структуру: «Не скажете ли Вы, что...?»; «Не считаете ли Вы...?»; «Не утверждаете ли Вы...?»; «Не думаете ли Вы...?». Аналогичные (с частицей «ли») вопросы всегда должны быть объектом особого контроля на тенденциозность. Тенденциозность отдельного вопроса обычно легко улавливается при осуществлении специального контроля на тенденциозность и устраняется через изменение инструкции, формы вопроса, последовательности и содержания ответов. Иногда сами респонденты, уловив тенденциозность вопроса, корректируют свои ответы с тем, чтобы авторы вопросника не «сбили их с собственной мысли».
Но есть и более сложные приемы, выявляемые только в контексте вопросника. Тенденциозность вопросника — характеристика вопросника, подчеркивающая наличие в вопроснике определенной направленности на получение некоторой (желаемой) информации. Но в данном случае речь идет не о поиске объективной информации, а об осознанном или неосознанном поиске информации «на заказ». В отличие от тенденциозного вопроса, тенденциозность вопросника может быть определена только при рассмотрении суммы смыслов и последовательности вопросов в целом. Тенденциозность вопросника значительно хуже считывается респондентом, практически не может быть им устранена и всегда оказывает сильное влияние на ответы респондентов и, таким образом, на результаты исследования. В любом случае информация, полученная в результате опроса, в котором использован тенденциозный вопросник, является ложной и значительно искаженной. Устранить возможность получения необъективных результатов можно только при помощи специального контроля.
Основные функции контрольных процедур:
1. Выявление и устранение возможных ошибок.
2. Повышение объективности результатов опроса.
3. Повышение эффективности опроса.
4. Повышение качества опроса.
Основные формы контроля
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|