Сделай Сам Свою Работу на 5

Метод социального эксперимента





 

Эксперимент в социологическом исследовании — это метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов, называемых переменными. Переменные в эксперименте — это факторы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого объекта. Системой переменных задается и описывается экспериментальная ситуация. Поэтому переменные выступают здесь в качестве категорий анализа. Различают: а) экспериментальные переменные, влияние которых на ход эксперимента подлежит изучению; б) неэкспериментальные (нейтральные) переменные, результаты воздействия которых на ход эксперимента не изучаются. Для того, чтобы воздействие неэкспериментальных переменных не искажало ход и результаты эксперимента, их действие нейтрализуют специальными приемами. Такие приемы получили название выравнивания условий эксперимента.

Социальный эксперимент выполняет две основные функции: 1) достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности (в этом случае социальный эксперимент нацелен на получение практического эффекта управления социальной системой, познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта); 2) проверка научной гипотезы (процедура экспериментирования здесь целиком сосредоточена на познавательном результате).



Основное назначение эксперимента — выявление причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями, их свойствами.

Метод эксперимента предполагает создание экспериментального и контрольногообъектов. На экспериментальный объект воздействуют экспериментальным фактором. Контрольный объект должен быть идентичен экспериментальному по заданным параметрам, разница между ними лишь в том, что в ходе эксперимента контрольный объект не испытывает воздействия экспериментального фактора. Существуют различные методы отбора экспериментальной и контрольной групп, которые тесно связаны с требованием выравнивания условий в эксперименте, причем это требование относится ко всем объектам: экспериментальным и контрольным. В первую очередь выравнивают (путем сопоставления) основные параметры общей социальной ситуации, например, тип поселения, область производства, этническую и культурную среду, временной интервал и другие характерные особенности, равно приложимые ко всем объектам изучаемого процесса. Приемы выравнивания характеристик элементов объекта (изучаемых индивидов, групп) соответствуют различным методам отбора изучаемых объектов.



По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент. В случае линейного эксперимента анализу подвергается одна и та же группа, выступающая вначале в качестве контрольного, а после изменения факторных характеристик (т.е. введения экспериментальных переменных) — в качестве экспериментального объекта. В этом случае надежный результат достигается путем достаточно большого числа повторных опытов с тем расчетом, что по теории вероятностей неконтролируемые факторы при взаимном наложении погашаются и не оказывают влияния на воздействие экспериментального фактора. Такой эксперимент называют еще неконтролируемым.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Логическая модель параллельного эксперимента имеет две разновидности: модель по методу единственного сходства и модель единственного различия[15]. Параллельный эксперимент называют контролируемым. Он характеризуется попыткой получить чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые способны исказить результат влияния экспериментального фактора. Поэтому контролируемый эксперимент может дать более достоверные результаты.



Различают также натурный и мысленный эксперименты. Натурный экспериментпредполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Среди разновидностей натурного эксперимента выделяют искусственно созданный эксперимент, при котором переменная специально вводится экспериментатором, и эксперимент естественный, при котором переменная появляется независимо от экспериментатора, в процессе естественного хода событий. Мысленный эксперимент — это способ манипулирования с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Здесь исследователь имеет дело со свершившимися событиями. При одинаковой логике поиска причинно-следственных связей процедуры натурного и мысленного эксперимента различны.

Ограничения в применении рассматриваемого метода связаны с тем, что проведение эксперимента возможно только по отношению к тем объектам, в которых на основе имеющихся знаний можно выделить структуру факторов, где допустимо введение в объект экспериментальной переменной, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. Это определяет локальность эксперимента, что в свою очередь ограничивает исследователя в возможностях широких обобщающих выводов.

 

Контрольные вопросы, задания и упражнения

► 1. Что такое метод, каковы его основные элементы? Чем отличается метод от методики и процедуры?

► 2. Что такое общенаучные методы? Как они используются в управлении персоналом?

► 3. Приведите классификации методов, используемых в социальных и гуманитарных науках.

► 4. Какие методы сбора информации вы знаете? Каково их место среди других научных методов?

► 5. Какие виды анализа документов вы знаете? В чем состоит особенность контент-анализа?

► 6. В чем отличие научного наблюдения от обыденного? Перечислите виды наблюдения, пригодные для применения в управлении персоналом.

► 7. Какие разновидности опроса вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

► 8. На чем основывается логика социального эксперимента? Что такое факторы в эксперименте?

► 9. Что такое тест и чем он отличается от других видов опросов? Какие виды тестов вы знаете?

► 10. Что изучает социометрия, каковы возможности ее применения в управлении персоналом?

► 11. Какую роль в исследовании играет измерение? Какие из признаков, присущих социальным объектам, подлежат измерению?

 


Типология интервью

 

Интервью представляет собой достаточно гибкий способ получения социальной информации и поэтому существует множество видов интервью.

Обычно при типологии интервью прежде всего обращают внимание на количество интервьюируемых. На этом основании мы можем различать групповое (коллективное) и индивидуальное интервью.

Групповое интервью проводится с группой людей. Необходимость в такого рода интервьюировании сразу нескольких человек возникает в самых различных случаях, например, если невозможно провести индивидуальное интервью. Интервью в группе возможно и эффективно при соблюдении одного очень важного условия — при наличии у участников интервью известной общности или сходства, в частности, при наличии общих характеристик, интересов, проблем, условий жизнедеятельности, сходных особенностей и т.д. Часто групповое интервью применяется для выявления и решения проблем, возникающих в процессе группового взаимодействия. Речь здесь идет о реально функционирующих малых группах. К примеру, групповое интервью может быть очень действенным, а в ряде случаев — единственным инструментом диагностики и анализа социально-психологического климата в студенческих группах, малых трудовых коллективах, спортивных командах.

Считается, что наиболее эффективное групповое интервью можно организовать при средней численности его участников (около 15 человек). В интервью вполне допустимо участие и большего количества человек, но при организации такого интервью следует иметь ввиду, что увеличение числа участников интервью требует от интервьюера очень высокого профессионализма. Дело в том, что с ростом числа участников интервью увеличивается социально-психологическое напряжение и у интервьюера, и в группе. Помимо этого следует заметить, что при интервьюировании группы, численность которой превышает тридцать человек, снижается управляемость группой, затрудняется фиксация результатов, возрастает опасность возникновения конфликтов между участниками интервью. Поэтому для проведении группового интервью интервьюер иногда приглашает ассистентов или предлагает выполнять некоторые из своих функций кому-либо из участников группы. В частности, это могут быть функции контроля времени, контроля за ходом обсуждения (за соблюдением тематики, за эмоциональным состоянием интервьюируемой аудитории, за участием «галерки» и т.д.). Это вовсе не означает, что ответственный за проведение интервью полностью устраняется от выполнения этих функций: он лишь частично разгружает объем своего внимания для более полного участия в обсуждаемых вопросах.

Групповое интервью имеет ряд преимуществ: оно является сравнительно дешевым методом сбора информации, мобильно; позволяет исследователю отслеживать групповые межличностные взаимоотношения в динамике, причем в реальной (а не в идеальной, как в условиях эксперимента или деловой игры) ситуации; позволяет получить такую информацию, которую невозможно отследить в процессе индивидуального общения; позволяет воздействия группы на личность повысить продуктивные, эвристические и креативные способности участников. Вместе с тем, групповое интервью имеет и ряд недостатков: в группе действуют механизмы торможения индивидуальной деятельности (проявляются феномены групповой лености, делегирования активности лидерам группы, «группового оглупления» и некоторые другие).

Индивидуальное интервьюпроводится с одним человеком и представляет собой наиболее распространенный вид интервью. Это связано с рядом обстоятельств: простотой проведения, легкостью организации, дешевизной, гибкостью, мобильностью, возможностью реализации широкого диапазона целей и задач исследования, высокой психологической комфортностью для участников, высокой эффективности за счет реализации потенциальной возможности максимального расширения поля внимания и проч.

Индивидуальное интервью проводится обычно одним интервьюером, но возможно участие и нескольких интервьюеров. К примеру, при проведении интервью с высококвалифицированным специалистом возможно задавание вопросов, «отслеживание» и фиксация ответов респондента поочередно двумя интервьюерами. Такая форма индивидуального интервью возможна и тогда, когда возникает необходимость одновременного анализа получаемой информации разными специалистами (например, интервьюером–психологом и интервьюером–менеджером).

К недостаткам индивидуального интервью прежде всего можно отнести его высокую «времязатратность». Например, чтобы провести часовое интервью с 30 респондентами необходимо потратить только для его непосредственного осуществления как минимум 60 человекочасов. А если приплюсовать к этому времени временные затраты на разработку программы интервью, его подготовку и организацию, анализ и доведение результатов до участников интервью, то получится достаточно сложная картина.

Типология интервью может быть проведена и с учетом числа измерений.

Однократное интервью проводится один раз, после чего его результаты подвергаются обработке и анализу, на основе чего и делаются выводы о результатах исследования. Это наиболее распространенный вид интервью.

Многократное (повторное, панельное) интервью применяется гораздо реже, но позволяет преодолеть главный недостаток одноразового интервью: оно позволяет отслеживать социальные объекты в динамике.

Мониторинговое интервью предпринимается с целью диагностики тенденций. Оно предполагает использование одного и того же инструментария для многократных повторных замеров, поэтому используется как метод сбора информации в относительно стабильных организациях. Учитывая, что опрашиваемые могут помнить и просто по памяти, не задумываясь, воспроизводить свои предыдущие ответы на вопросы, мониторинговое интервью рекомендуется проводить не чаще, чем один раз в полгода. В кадровых службах мониторинговое интервью может применяться для различных целей и в самых разнообразных формах. Однако применение данного вида интервью требует особой кропотливости при анализе результатов.

Помимо перечисленных выше оснований, интервью можно классифицировать по степени формализации его процедур - оно дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервьюконструкция вопроса схожа с тем же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемуся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос, замедлить или ускорить темп интервью. Однако все это делается в строгом соответствии с жесткой инструкцией. Формализованное интервью приближается к анкетированию, интервьюер здесь как бы озвучивает анкету. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет собой противоположную разновидность интервью: в нем присутствуют и «вольные» (свободные, то есть сформулированные экспромтом, в индивидуализированном стиле, часто — повторяя речевые элементы, используемые интервьюируемым) вопросы, и свободные ответы, которые могут как тщательно фиксироваться интервьюером, так и кратко отражать лишь суть ответа.

Нарративное интервью. Если можно так выразиться, «наиболее свободное» нестандартизированное интервью называют нарративным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. При этом сам интервьюер в таком интервью уже выступает как исследователь, а не просто как представитель вспомогательного персонала, выполняющего организационные функции. Его главная функция состоит в том, чтобы задать импульс и основное направление беседы, а далее он должен своими репликами, вопросами или невербальными коммуникативными средствами лишь стимулировать поток сознания респондента. Тем не менее, роль интервьюера в нарративном интервью очень велика. От того, как интервьюер сумел расположить к себе собеседника, от того, как задан нарративный импульс и каким образом он поддерживается и стимулируется, напрямую зависит не только сам ход беседы, но и ее результат. Социологи часто говорят, что найти открытого, разговорчивого, талантливого (в общем, нужного) собеседника — это большая удача. В психологии и в управлении персоналом проблема формулируется принципиально иным образом: помочь раскрыться, разговорить, увидеть способности и реализовать потенциал собеседника — это показатель высокого профессионализма.

Готовя нарративное интервью, часто даже высококвалифицированные интервьюеры заранее готовят и записывают тематические вопросы, которые предположительно могут быть использованы в его ходе. Имеет смысл также готовить и иметь при себе (перед глазами) типовые конструкции так называемых побудительных и уточняющих вопросов, которые могут потребоваться для выполнения соответствующих функций. Опытные интервьюеры стараются воспроизводить заранее подготовленные вопросы по памяти с учетом контекста ситуации, менее опытные — в начале интервью располагают их в поле зрения и время от времени пользуются своими записями.

Поскольку в ходе нарративного интервью не принято останавливать, перебивать или как-то торопить собеседника во время ответов, а задавать очередной вопрос рекомендуется лишь после того, как опрашиваемый самостоятельно полностью завершил ответ, отличительной чертой такого интервью является сравнительно большая продолжительность.

Между этими двумя крайними видами интервьюирования располагаются промежуточные виды интервью. Это - свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов интервьюирования имеет свои особенности, область применения, инструментарий[16].

Глубинное интервью отличается внешней непринужденностью и свободой общения «на равных», для чего особое внимание уделяется созданию определенной благоприятной психологической атмосферы беседы. Интервьюер при этом на самом деле продолжает руководить коммуникативными процессами, но активно имитирует равенство коммуникативных позиций. Это, как правило, длительные интервью, требующие специальное выделение времени для его проведения, поэтому планируемые заранее.

Само название данного вида интервью свидетельствует об основной цели — получения достаточно подробной, детальной информации по определенной теме. Отсюда — необходимость тщательной тематической подготовки интервьюера. Ему необходимо не просто заранее заготовить вопросы, но и, по возможности, предвидеть логику развития мыслей собеседника, подготовиться к погружению в один или несколько ракурсов ее рассмотрения.

Фокусированное интервью чаще всего связано с целевым изучением характера, форм, содержания и скорости реакции опрашиваемого на определенные внешние воздействия (стимулы). Оно используется сравнительно редко, требует серьезной подготовительной работы. Основные трудности данного вида интервью связаны с созданием строго определенной коммуникативной ситуации, для которой характерны высокий уровень стандартизации условий и высокий уровень внимания участников к происходящему. При этом могут возникать определенные трудности с фиксацией и интерпретацией результатов.

Метод фокус-групп также может быть отнесен к методам интервью, так как в его основе лежит все та же вопросно-ответная форма получения информации. Данная форма коллективного интервью (оптимальная численность варьируется в пределах 5–15 человек) управляется интервьюером или группой интервьюеров, называемых модераторами. Главные функции модераторов сводятся к управлению ходом коллективного диалога, созданию (моделированию) ситуаций, способствующих разностороннему конструктивному обсуждению проблемы и выработке коллективных представлений, решений, позиций. Метод также позволяет выявить различия в позициях участников, фокусировать внимание присутствующих на индивидуальных особенностях, причинах расхождений, особенностях аргументации и т.д. В этом смысле метод имеет широкое применение. Ограничением метода является ограничения в возможностях подбора участников: группы с высоким разбросом мнений, случайные, не имеющие сходств и нерепрезентативные группы могут не дать результатов.

Диалоговое интервью — это интервью с равными коммуникативными позициями собеседников, свободный и равноправный обмен мнениями по ряду вопросов. Данное обстоятельство не означает, однако, что интервьюер не должен готовиться к интервью. Наоборот, готовиться необходимо особенно тщательно именно потому, что знания, авторитет, жизненный опыт, умение аргументировать свою позицию, коммуникативная экспансия и другие качества интервьюируемого могут помешать успешному завершению интервью: интервьюер может сам оказаться в роли интервьюируемого. Поэтому в данном случае интервьюеру нужно постараться не только достаточно хорошо разобраться в теме, но и подготовить так называемые функциональные вопросы, которые будут в ряде случаев способствовать реализации цели интервью. К примеру, возможно использование конфронтационных вопросов, стимулирующих усиление аргументации собеседника, а также может возникнуть необходимость акцентировать внимание собеседника на противоречиях в его позиции или, наоборот, продемонстрировать полное согласие с его точкой зрения, высказанной ранее в его книгах или предшествующих интервью.

Биографическое интервью широко применяется в управлении персоналом. Оно представляет собой беседу о личности, жизненном пути, профессиональном становлении, этапах жизненного пути интервьюируемого. Поэтому оно часто вызывает чувство удовлетворения у респондента. Однако, возможны и, так называемые, трудные респонденты, которые в данной ситуации не склонны, не умеют или по принципиальным соображениям не хотят говорить о себе. Начало такого интервью требует огромных побудительных усилий со стороны интервьюера. Обычно биографическое интервью полуструктурировано: в его структуре есть свободные вопросы, есть и четко сформулированные, есть и тематические направления.

Этнографическое интервью предназначено для выявления этнический и социокультурных особенностей, традиций , нормативов и правил поведения собеседников, принадлежащих к определенной этнокультурной группе. Необходимость в такого рода исследованиях возникает не только в науке, но и в практике управления многонациональными коллективами. Проблемы подготовки интервьюера в таком интервью прежде всего связаны: с поиском и осмыслением информации об этнокультурных особенностях той или иной общности; с усвоением специфических терминов и сленговых выражений по теме исследования (то есть с освоением специфики смешанного языка, на котором, как правило, изъясняются представители малых этнических групп, проживающих на территориях с преобладанием других этносов); с необходимостью особого конструирования вводной части интервью (в том числе — обращения к респондентам); с поисками форм взаимодействия в ходе беседы. Возникают трудности и с интерпретацией результатов такого интервью. Тем не менее, необходимость в этнографических мини-исследованиях в работе с кадрами может возникать в целом ряде ситуаций: при наличии межнациональных напряжений и конфликтов; при подготовке корпоративных моральных кодексов; при планировании корпоративных мероприятий (праздников, выборов, торжеств); при определении оптимальных ритмов работы и отдыха и т.д. Проведение этнографического интервью требует особой деликатности, осторожности и соблюдения правовых и этических норм: оно ни в коем случае не должно стать поводом для разногласий на национальной почве.

Социометрическое интервью— это комплексный метод сбора информации, представляющий собой вид опроса, сочетающего интервьюирование и социометрический опрос. Данный вид интервью предназначен для выявления характера взаимоотношений в коллективе, в котором участники знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Социометрическое интервью сочетает себе как преимущества, так и ограничения обоих составляющих его методов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.