Сделай Сам Свою Работу на 5

Получения социальной информации





МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет

Путей сообщения

(МИИТ)

______________________________________________________

Кафедра «Менеджмент»

 

 

Г.В.ЧЕРНЯЕВА

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

ПЕРСОНАЛА

Часть 1

Москва


МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Московский государственный университет

Путей сообщения (МИИТ)

______________________________________________________

Кафедра «Менеджмент»

 

Г.В.ЧЕРНЯЕВА

Утверждено

редакционно-издательским

советом университета

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

Часть 1

ПОДГОТОВКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИНТЕРВЬЮ

Для студентов специальности

«Управление персоналом»

 

 

Москва


______________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В структуре современной управленческой деятельности все более значительное место занимает работа с персоналом. Персонал во всем цивилизованном мире рассматривается как основной ресурс организации. Аналогичные подходы все более внедряются в практику управления персоналом в России. Важнейшим методом, позволяющим получить базовую информацию о персонале является интервьюирование. Результаты интервьюирования во многих случаях служат основой для принятия управленческих решений — будь то прием на работу (найм персонала), кадровое консультирование, оценка работы, уровня квалификации и перспектив развития персонала, аттестация кадров. Отсюда — то огромное значение знания методов и методик интервьюирования для профессионального управленца вне зависимости от того, идет ли речь о его персональных успехах и карьерном росте или об эффективном управлении персоналом.



От надежности и качества инструментария интервью зависит надежность полученной информации (любых добытых фактов, подтвержденных гипотез, практических выводов, любых социальных прогнозов), а, следовательно, зависят и судьбы многих людей. Именно поэтому представляется особенно необходимым освоение интервьюирования студентами, которые предполагают в будущем заниматься управленческой деятельностью или по роду своей деятельности должны будут профессионально оперировать разноплановой социальной информацией.



Квалифицированный специалист, претендующий на должность и статус руководителя, должен обладать достаточным интеллектуальным и методологическим потенциалом, чтобы удовлетворять требованиям ХХI века. Поэтому ему необходимо овладеть знанием основных принципов функционирования социальной информации в обществе, а также элементарными навыками организации и проведения опросов персонала как наиболее доступных и эффективных способов получения и обработки социальной информации.

Человеку, незнакомому с современными методами социальных и гуманитарных наук, в частности — с методами социологии и психологии — может показаться, что собрать и структурировать социальную информацию, а также провести интервью (собеседование, тестирование и т.д.) не составляет большого труда, однако это далеко не так. В данной сфере деятельности, так же, как и в других, существуют особые системы подготовительных мероприятий, нормативов и правил. Более того, зачастую при проведении эмпирических исследований с применением современных научных методов задействованы не только менеджеры, имеющие различную специализацию, социологи, конфликтологи и психологи разнообразных профилей, но и специалисты по математико-статистическим методам обработки данных до теоретика и современным информационным технологиям. В случае больших кампаний (например, аттестация персонала крупной фирмы) не обойтись и без привлечения вспомогательного персонала, выполняющего отдельные операции: программистов, интервьюеров, анкетеров, машинисток и т.д. Многие кадровые исследования, проводимые организациями, длятся месяцы или даже годы, требуют работы больших коллективов и сопряжены с достаточно большими затратами. Поэтому на организаторах подобных мероприятий помимо социальной, этической, психологической ответственности лежит и материальная ответственность.



Цель данного учебно-методического пособия — подробно рассказать о подготовительных этапах, основных способах разработки инструментария и проведения интервью, дать представление о приемах обработки полученной информации и способах оценки ее качества. По мере изучения представленного в пособии материала, читатель приобретет навыки экспертной оценки применяемых в кадровой работе анкет, бланков интервьюирования и тестовых заданий, что немаловажно и поможет менеджеру по персоналу правильно отбирать, оценивать и корректировать, а также самостоятельно разрабатывать уникальный инструментарий, предназначенный для решения задач, стоящих перед службами персонала.

 

 


______________________________________________________

 

 

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

И ЕГО ВИДЫ

Интервьюирование как метод получения социальной информации.

Типология интервью.

Основные этапы интервьюирования.

Интервьюер и его основные функции.

Интервьюирование как метод

получения социальной информации

Неотъемлемой частью современной жизни стало применение так называемых качественных методов исследования. И это вполне закономерно. Качественные методы исследования полифункциональны и их результаты могут использоваться при решении многих актуальных задач и, главное, позволяют получать достоверную объективную социальную информацию, расширять границы социального знания и возможности осуществления социальной практики. Качественные методы исследования хорошо дополняют ставшие в нашей стране очень популярными так называемые количественные методы исследования. А в ряде случаев качественные методы исследования становятся единственно возможными, позволяющими получить информацию, минимально защищенную от искажений.

За период, прошедший с момента выдвижения Огюстом Контом требования развивать принципиально новые, некабинетные методы исследования общества и его закономерностей до разработки современных методик социологических исследований социология не просто подтвердила право на свое существование. Социологии удалось добиться очень высокого статуса в системе современного социально-политического, экономического и гуманитарного знания. Во многом это стало возможным благодаря разработке методов, тщательной отработки и детальному усовершенствованию методик и процедур социологических исследований.

Большую роль в успехах социологического инструментария сыграла общеметодологическая установка на исследование социальных фактов. Социальные факты — это полученные на практике достоверные эмпирические (опытные) знания о событиях, явлениях, процессах, фрагментах социальной действительности, которые имели место. В социологической литературе помимо указанного можно встретить следующее определение социального факта: социальный факт представляет собой единичное общественно значимое событие или некоторую совокупность однородных событий, типических или характерных для данной социальной сферы и данных социальных процессов. К главным признакам социальных фактов обычно относят: 1) объективное, независимое от индивида (и исследователя) существование; 2) способность оказывать на индивида влияние (давление); 3) его принудительную силу (обязательность). Основатель одной из французских социологических школ Эмиль Дюркгейм (1858–1917) среди множества социальных фактов различал морфологические (например, физическая и моральная плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.п.), духовные (нематериальные: религиозные, правовые, моральные и т.п.) и вербальные (словесные: мнения, взгляды, оценки и пр.) социальные факты.

Сложность сбора и изучения социальных фактов связана со спецификой социального бытия. Во-первых, мнения и оценки различных участников одного и того же события могут не только существенно расходиться, но и быть противоположными, так как существует феномен избирательного восприятия. Во-вторых, на восприятие, запоминание и обобщение социальных фактов могут оказывать влияние мировоззренческие и идеологические установки участников событий. В-третьих, одни и те же социальные факты могут быть различным образом интерпретироваться разными исследователями.

Несмотря на сложность исследования социальных фактов (в том числе — сложность установления достоверных фактов, сложность отбора фактов для последующего анализа, а также сложность их интерпретации) социология добилась больших успехов благодаря выработке комплекса требований к проведению социологических исследований, выполнение которых и позволяет обеспечить высокое качество результатов исследований. В сущности этот набор требований представляет собой ничто иное, как реализацию современных представлений о критериях научности знаний.

Принято различать общие и частные критерии научности. Общие критерии научности знания признаются и функционируют во всех науках, как в естественных, так и в социально-гуманитарных, как в фундаментальных, так и в прикладных. Вместе с тем, в каждой из наук существуют особые, дополняющие, общенаучные критерии научности. Их задача — регуляция «дисциплинарных поисковых модусов профессионального знания»[1].

Опираясь на научное исследование социальных фактов, качественным методы исследования позволяют получать и другие виды социальной информации.

Социальная информация — совокупность суждений об обществе и социальных взаимодействиях, предназначенная для снижения степени незнания и неопределенности относительно предмета суждения. Можно различать несколько видов социальной информации (см. схему[2]).

 

 

 


Если социальный факт — это информация о прямо наблюдаемом событии, то слухи — это не напрямую наблюдаемая, непроверенная информация, но она, тем не менее, тоже может представлять собой определенный интерес.

Информационный массив представляет собой большой объем различных видов неструктурированной и предназначенной для последующей аналитической обработки информации. Таким образом, информационный массив может включать как первичную, так и вторичную информацию.

Оценки — вид аналитической информации, которая базируется на выборочном сравнительном сопоставлении фактов, слухов и иных видов информации. В силу этого оценочные суждения иногда могут включать неистинную информацию. Часть ошибок, допускаемых в оценочных суждениях, связана с ошибками выборки и ошибками измерения, а часть — с субъективными факторами, например, может возникать вследствие включенных в логику мышления исследователя ошибочных социальных восприятий, штампов и т.д.

Прогнозы — вид социальной информации, представляющий собой предположения о будущем, опирающиеся на выявление гипотетических или закономерных зависимостей.

Обобщения (выводы) — вид аналитической информации, содержащий систему умозаключений, выстроенных по определенным принципам и в определенных целях.

Социальная информация существует только в обществе, в социальных системах. Она связана с высшим уровнем отражения — с человеческим сознанием, обращенным к познанию общества и в этом заключается специфика понятия «социальная информация». По своему смыслу понятие социальной информации близко к понятию «знание», хотя и не тождественно ему. Социальная информация составляет ту часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления, то есть в целях сохранения качественной специфики, совершенствования и развития социума и его элементов. В этом смысле социальная информация — это социально значимое знание.

Поскольку социальная информация может передаваться по различным каналам (персонально, через средства массовой информации или через целевые каналы) и от способов ее передачи зависит ее содержание, то методы исследований не могут не являться одновременно методами исследования специфических особенностей различных способов передачи информации и информационных технологий.

Метод — это способ действий, сложившийся в практической деятельности, который служит соединению намеченной цели со средствами ее достижения и задает наиболее приемлемый, плодотворный путь к успеху в деятельности. Посредством метода элементы способа действий орудия, инструменты, механизмы преобразуются в организованную, устойчивую структуру. Сами действия человека при этом предметно ориентируются, закрепляются в виде приемов, навыков, умений и складываются в процедуры.

Методологией называют систему принципов научного мышления. Она определяет, в какой мере собранные факты могут служить надежным и реальным основанием объективного знания[3].

Методика — это частный, конкретный способ применения метода или совокупности методов. В методике отображается ход использования методов в решении конкретных задач исследования (или другого вида практической деятельности человека). Под техникой исследования понимается совокупность специальных приемов, используемых для эффективного применения какого-либо метода.

Все методы исследования имеют внутреннюю структуру, в которой условно можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную и процедурную.

Нормы — это исходные элементы метода, поскольку они концентрируют в себе оценки действий и тем самым служат средством ориентации и формируют установки исследователя. Основные функции норм: 1) нормы определяют возможные области и условия применения метода, выход за которые недопустим; 2) нормы задают правила действий, способствуют выявлению операционного содержания; 3) при помощи норм очерчиваются необходимые свойства и границы применения используемых средств и инструментов.

Инструментальную часть метода составляют средства, необходимые для достижения поставленных целей. В ходе организации метода происходит инструментализация используемых средств: они конструируются, «технологизируются» и вводятся в процесс работы. В рамках каждого научного метода есть особые, специально созданные для него инструменты. Например, для проведения опросов разрабатываются анкеты, тестовые опросники, «путеводители» интервью, социометрические карточки; для проведения наблюдений — карта и дневник наблюдения дневник. В инструментарий метода также входят специальные технические средства сбора данных, логико-математический аппарат обработки и анализа информации (таблицы и графики, ЭВМ и программы для них и пр.).

Процедура есть строго заданная последовательность конкретных отдельных действий (операций), каждое из которых выполняет строго определенную функцию. Существуют как довольно простые, так и достаточно сложные научные процедуры. К простым процедурам можно отнести регистрацию событий в ходе наблюдения, сбор заполненных анкет, фиксацию результатов стандартизированного интервью; к более сложным — проектирование анкеты, составление вопросника интервью и т.д.

 

Научные методы,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.