Сделай Сам Свою Работу на 5

Греческая комедия дает нам довольно точное понятие о роли и характере рабов.





В древней комедии (т. е. до конца V века) раб выступает еще мало: он не играет в ней главной роли, как не играл ее и в действительной жизни. Он появляется лишь в качестве неизбежной подробности или же в интермедии для того, чтобы развлекать и забавлять публику своими воплями, когда его били. Однако в «Осах» и в «Мире»Аристофана22 рабам отводится уже большая роль в диалогах и в ходе пьесы. В«Лягушках» и в «Плутосе» того же автора они своим присутствием и комическими выходками одушевляют все действие. В «Лягушках» таким лицом является Ксантий со своими грубыми словечками и с. 196 смелыми ответами; он смеется над хвастливыми выходками своего господина и первенствует над ним своей твердостью в минуту опасности. В «Плутосе» в начале пьесы появляется Карион; он сокрушается о печальном положении раба, который связан с судьбой своего господина и фатальным образом вовлекается в последствия его безумств, но пытается исправить случившееся, расспрашивает, советует, проявляет желание вмешаться и действительно вмешивается во все.

Раб Аристофана — всегда один и тот же тип: любопытный и назойливый, беззастенчивый насмешник; он хочет быть на равной ноге со своим господином; это стремление проявляется в вопросах, которые он предлагает господину, и в советах, которые он ему дает; раб как бы соперничает со своим повелителем в авторитете.



Эти черты еще явственнее проявляются в «новой комедии» IV и III веков. Изображая частную жизнь, она естественно должна была отвести больше места и рабу. Чаще всего раб тут является основной пружиной интриг и попадает, таким образом, в самый центр действия; благодаря этому новая комедия сумела выставить в более ярком свете отношения, связывающие его с другими людьми и особенно с господином. Эта комедия не дошла до нас, но мы знакомы с нею по Плавту и Теренцию, которые заимствовали из нее большинство своих сюжетов. Почти у всех рабов Плавта проявляется по отношению к их господам тот легкий и фамильярный тон, который, как общераспространенный обычай, был гораздо более свойствен Афинам, чем Риму. Таковы именно Эпидик и Псевдол в двух пьесах того же наименования: Эпидик утверждает, что он заставит поступать по-своему своего господина и его друга — двух умнейших людей в Совете, и затем встречает их гнев такими откровенными признаниями и дерзкою покорностью, что заставляет их опасаться новой ловушки. Псевдол нагло появляется перед Симоном и, сообщая о своем намерении обмануть его в течение того же самого дня, с. 197 предлагает ему побиться с ним об заклад, что тот не сможет помешать ему; когда же раб одерживает победу, то заставляет Симона положить ему на плечи выигранные им 20 мин.



Таковы также рабы Теренция, которые то беспечно и насмешливо относятся к страданиям своего молодого господина, как Биррий из «Андриенны», то, проникнутые преданностью, берут в свои руки господские дела, как Дав из«Андриенны» или Сир из пьесы «Heautontimorumenos»; один проявляет самоотверженность, которая была вызвана добротой Памфила по отношению к нему, другой — авторитет, который он приобрел благодаря своим заслугам.

(Wallon. Hist. de l’esclavage dans l’antiquité, I, стр. 300—304).

Общественные рабы.

В Афинах и в большинстве греческих городов выполнение некоторых низших общественных должностей возлагалось на общественных рабов. Это были метельщики улиц, палачи, люди, производившие пытки. К этому разряду рабов принадлежали также 300 человек стражи, учрежденной после Саламинской битвы23, а позднее — 1000 и 1200 стражников, составлявших в Афинах нечто вроде жандармерии; по месту их родины они носили название скифов. Один ученый (Böckh) полагает, что их надо было покупать ежегодно от тридцати до сорока человек, ценой от трех до четырех мин (около 110—148 руб.); таким образом, ежегодный расход на них равнялся сумме от полутора до двух талантов (около 3330—4440 руб.); и если предположить, что ежедневно им выдавалось по 3 обола (около 18 коп.), бюджет государства увеличивался благодаря этому на 37—38 талантов (около 82140—84360 руб.). Общественные рабы были приставлены также охранять образцовые меры и весы и следить за тщательным изготовлением тех экземпляров их, с. 198 которые могли понадобиться должностным лицам или частным людям. Иные из этих рабов выполняли обязанности глашатаев, секретарей, писцов и счетчиков. Иные, наконец, были государственными рабочими, например, на монетном дворе.



Стражник-скиф.

В одном отчете о расходах, произведенных в 329—328 году, упоминалось о 17 рабах, употреблявшихся при строительных работах. Государство расходовало на человека в день около трех оболов (около 18 коп.); одежда их также покупалась на государственный счет, потому что упоминается о 17 шляпах (πῖλοι) ценою около 5 драхм (около 1 руб. 85 коп.) и о подшивке новых подметок у 17 пар обуви, ценой по 4 драхмы (около 1 руб. 50 коп.) за пару; государство доставляло им также и их инструменты. Нам неизвестно, много ли рабочих такого рода было в Афинах. В Эпидамне, в Иллирии, общественные работы были в их руках.

Положение этих людей, по крайней мере некоторых, было гораздо лучше положения частных рабов. Те из них, которые служили по административной части, пользовались известным почетом. Демосфен утверждает даже, что на рабах, называвшихся δημόσιοι и приставленных к должностному лицу, которое заведовало государственным казначейством, в значительной мере лежала обязанность контролировать действия этого последнего.

Скифы были расквартированы в палатках, разбитых сначала на агоре24, а впоследствии перенесенных на Ареопаг25. Другие рабы жили, где хотели; у них были свои дома, движимость и свое хозяйство. Их небольшие с. 199 сбережения составляли их собственность. Поэт Эсхин26 рассказывает об одном рабе, который был богат и вел широкий образ жизни. Но мало вероятно, чтобы эти рабы пользовались правом являться в суд. Если им приходилось вести процесс, они должны были обращаться к посредничеству гражданина, бывшего их патроном. Они допускались к религиозным церемониям, и государство доставляло им все необходимое, чтобы они могли присутствовать там с честью. В одной надписи перечисляются следующие расходы: за одну жертву, которую общественные рабы принесли во время одного праздника (χοαί), — 23 драхмы (около 8 руб. 50 коп.); за посвящение двух общественных рабов в малые мистерии27 — 30 драхм (около 11 руб.).

(Caillemer. Dict. des antiq., II, стр. 91—93).

Беглые рабы.

Нередко бывало, что раб убегал от своего хозяина, несмотря на все предосторожности, которые принимались по отношению к подозреваемым в недобром намерении, т. е. несмотря на ножные кандалы, цепи на руках, ошейники на шее, а иногда клейма на лбу. Рабы пользовались для побега малейшими неурядицами, переживаемыми государством — войнами или внутренними волнениями; некоторые не ожидали даже и таких случаев. Владельцы стремились поймать их, потому что всякий раб представлял собой известный капитал, который никому не хотелось утрачивать. За рабами отправляли погоню; требовали их выдачи от государств, в которых они скрывались бегством; делали объявления, обещающие приличное вознаграждение тому, кто приведет их обратно. Вот образчик подобного объявления; оно найдено в Египте, но написано по-гречески и касается раба из Александрии, города вполне греческого.

«Один раб Аристогена, сына Хризиппа из Алабанды с. 200 (в Малой Азии), скрылся из Александрии. Зовут его Гермон, но он носит также прозвище Нилоса; он родом сириец, из города Бамбика; ему около 18 лет; он среднего роста, без бороды, со стройными ногами; на подбородке у него ямочка, около левой ноздри родимое пятно; пониже левого угла рта — шрам; на правой руке изображены варварские буквы.

В момент его бегства на нем был пояс с тремя золотыми монетами ценою в одну мину и 10 жемчужин; у него было железное кольцо с лекифом28 и скребницей; одеждой ему служили хламида и передник.

Доставивший его получит 2 таланта медью и 3000 драхм; тот же, кто только укажет его убежище, получит 1 талант и 2000 драхм, если беглец находится в священном месте; если же он скрывается в доме состоятельного человека, подлежащего взысканию, то — 3 таланта и 5000 драхм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.