Сделай Сам Свою Работу на 5

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.





На главную | Публикации | Государство | Общество и быт

Яндекс.Директ

Saturn ST PS1240 от 129 грн.Напольные весы Saturn. Сравните цены магазинов Украины. Заходите!vcene.ua   Отели Украины онлайн – Харьков114 отелей в Харькове на Booking.com. Бесплатная отмена брони. Выбирайте!booking.com   Детские КонструкторыОтличные конструкторы для детей. Быстрая доставка по Украине!Акции·Кредит·Доставка и оплатаrozetka.com.ua  
  Гиро П. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ.
<<< НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ ВПЕРЕД >>>

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.
Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

Используется греческий шрифт.

С. 181

Глава пятая.

Рабство.

Содержание: 1. Первобытное рабство. — 2. Мнение Аристотеля о рабстве. — 3. Источники рабства. — 4. Продажа рабов. — 5. Стоимость рабов. — 6. Местности, поставлявшие рабов. — 7. Число рабов. — 8. Положение раба. — 9. Характер раба. — 10. Общественные рабы. — 11. Беглые рабы. — 12. Восстание рабов. — 13. Отпущение на волю. — 14. Акт отпущения на волю. — 15. Другой акт отпущения на волю.



Первобытное рабство.

Рабы в Греции назывались δμῶες. Рабом можно было сделаться в силу рождения, войны или запродажной. Геродот1 заявляет, что в первобытной Греции рабство было неизвестно. Тимей2, не заходя так далеко в своих утверждениях, указывает тем не менее, что древние греки не пользовались «рабами, приобретенными за деньги». Однако, достаточно открыть гомеровские поэмы, чтобы убедиться в неправильности этого двойного свидетельства. Справедливо лишь то, что в древнегреческом обществе рабство имело гораздо меньшее значение, чем впоследствии. Ученые сделали подсчет рабов, которыми должен был владеть Одиссей; их оказалось около сотни, причем половина, т. е. пятьдесят, состояла из женщин, занятых работой внутри дома. Эта цифра, разумеется, совсем не так велика, если принять во внимание, что число стад Одиссея достигало 72 и что 24 стада свиней включали тысячу двести голов.

В большинстве богатых домов штат рабов далеко не доходил до таких громадных размеров, и нередко с. 182 случалось, что землевладельцы совершенно не имели рабов. У Одиссея рабы занимались преимущественно присмотром за скотом. В Итаке были, например, пастухи для свиней, коз, волов и овец. Между ними существовала известная иерархия. Так, у Эвмея было четыре подчиненных. Кроме того есть указания на должность главного надсмотрщика над волами и главного пастуха.



Хотя рабы и находились в подчинении у господина, который пользовался по отношению к ним полной властью, положение их было довольно сносно. Они являлись как бы членами семьи, и в большинстве случаев с ними обращались хорошо. Эвмей, пастух Одиссея, воспитывался с дочерью царя Лаэрта, Клименой. «Я с нею, — говорит он, — рос и, почти как она, был любим в их семействе». Когда Климена вышла замуж, Эвмей «был награжден красивой хламидой, новым хитоном, также для ног получил и сандалии». Его отправили в поле, но Антиклея продолжала матерински относиться к нему: она даже «дружелюбнее прежнего стала». Со времени же отъезда Одиссея «все миновалось», говорит Эвмей:

«От моей госпожи ничего уж веселого ныне
Мне не бывает с тех пор…
…Нам же, рабам, иногда так утешно
Было б ее навестить, про себя ей все высказать, сведать
Все про нее и, за царским столом отобедав, с подачей
Весело в поле, домой, на вседневный свой труд возвратиться»3.

Эвмей, которому было поручено ведение самостоятельного дела, жил очень независимо. Для угощения своих гостей и для своего собственного стола он мог пользоваться свиньями, находящимися на его попечении; он, не спрашивая ни у кого разрешения, строил хлевы; у него были деньги, которые дали ему возможность купить раба; он страдал только потому, что боялся смерти Одиссея и расхищения его имущества женихами Пенелопы. Следует отметить, что эта картина отношений не представляет чего-то идеального, исключительного. Всюду раб любит с. 183 своего господина и, в свою очередь, любим им. Рабы принимают участие в печалях и радостях хозяина; их обращение с ним носит характер фамильярности и почтительности, и на его благосклонность рабы отвечают безграничной преданностью.



(Guiraud. La propriété en Grèce, стр. 71—73).

Мнение Аристотеля о рабстве.

Аристотель4 говорит, что семья состоит «из людей свободных и из рабов». Не довольствуясь указанием на этот факт, он провозглашает его законность.«Некоторые люди, — говорит он, — утверждают, что власть господина противна природе; по их мнению, если один человек — раб, а другой — свободный, то это происходит только благодаря установлению закона, по природе же между ними нет никакой разницы, и рабство является результатом не справедливости, а насилия». Аристотель не разделяет этого взгляда. «Человек, — говорит он, — не может обойтись без орудий, даже чтобы добывать лишь необходимое для поддержания жизни. Среди этих орудий одни — одушевленные, другие — неодушевленные. Для кормчего корабля руль — орудие неодушевленное, а матрос, бодрствующий на носу — орудие одушевленное; точно так же всякий предмет владения представляет собой полезное для жизни орудие, а собственность является совокупностью этих орудий. Раб — это одушевленная собственность и самое совершенное из орудий».

Аристотель идет еще дальше. Он охотно признает, что некоторые люди впали в рабство только благодаря случайности (таковыми очень часто были военнопленные), но полагает вместе с тем, что многие созданы быть рабами и в этом — их истинное назначение. Всякое человеческое существо устроено, по его словам, таким образом, что душа повелевает, а тело повинуется; так и человек: «если он стоит ниже себе подобных в такой степени, как тело ниже души или животное ниже человека, то онс. 184 является рабом по природе, и для него же лучше быть в рабстве. Подобными людьми являются все те, кого судьба обрекла добывать себе средства пропитания при помощи своих физических сил и кто не имеет никакой возможности заниматься чем-нибудь лучшим».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.