|
Рынки в греческих городах.
В греческих городах рынок, или агора, не был местом, предназначенным только для торговли. В Афинах на этой площади находились и важнейшие здания: с. 235высшее правительственное учреждение, суды, храмы; там были устроены превосходные аллеи платанов и тополей, насаженных по распоряжению Кимона21; там же возвышались статуи героев-эпонимов22, на пьедесталах которых вывешивались официальные объявления, и трибуна, откуда глашатай объявлял о различных распоряжениях и судебных приговорах. Среди всех этих зданий и вокруг них располагались торговцы.
Крестьянин, идущий на рынок.
| Для каждого отдельного вида продуктов было отведено особое место, которое и носило наименование продукта, продававшегося здесь; так, существовали части —«сырная», «рыбная», «горшечная», «винная» и т. п. Торговцы размещались: одни — на открытом воздухе, другие — в скромных палатках из материи, третьи — в небольших переносных лавочках, сделанных из сплетенных ветвей или из камыша. У некоторых были и настоящие магазины. С агорой сливались устраиваемые прежде по соседству с. 236 с нею различные мастерские. На самой площади располагались, сидя перед своими конторами (τράπεζαι), банкиры или трапезиты. На некотором расстоянии можно было видеть группы свободных людей или рабов, предлагавших в наем свой труд.
В некоторых городах для рынков воздвигались специальные здания. В Афинах со времен Перикла был построен такой рынок для мучной торговли, в Мегаре — для торговли благовониями. В иных городах, в особенности в Малой Азии, строили настоящие базары, отдельные здания которых разграничивались узкими улочками.
Богатая или состоятельная женщина никогда не ходила на рынок; она не посылала туда даже своих прислужниц, потому что покупкой провизии и отправкой ее домой с посыльным заведовал муж. Он выполнял эту обязанность лично или возлагал ее на своего раба. Нередко можно было видеть воина в полном вооружении, торгующегося из-за сардинок или фиг, или действительно встретить, как это описано в одной комедии Аристофана, офицеров конницы, важно несущих в своих касках вареные овощи.
Феофраст и Поллукс23 упоминают, правда, о женском рынке, но это, конечно, был или рынок, где продавались различные вещи женского обихода или где продавщицами были женщины.
За выполнением полицейских постановлений на агоре следили агораномы. Так, рыбный рынок мог начинать торговлю только после сигнала, подаваемого колоколом. Комические поэты упоминают также о различных подробностях, например, запрещении торговцам рыбой опрыскивать водой несвежую рыбу, продавцам вообще сбавлять с цены, которую они спросили сначала. Но эти подробности, особенно во втором случае, внушают подозрение.
(Caillemer. Dict. des antiq., т. I, стр. 15).
С. 237
Приемы торговцев.
Вот одно место из сочинений Платона, где автор намекает на приемы, к которым прибегали торговцы.
«Каждый человек должен считать равносильным подмен товаров, ложь и обман и признать отвратительным распространенное в народной среде правило, будто бы проступки подобного рода законны, если они совершены при удобном случае.
Пусть никто не будет виновным ни на словах, ни на деле во лжи, обмане, подмене товаров, в особенности, когда боги призываются во свидетели, что обмана нет. Пусть тот, кто продает на рынке, никогда не назначает за товар две цены; если торговец не найдет покупателя на товар за объявленную цену, он должен унести его и вынести на продажу в другой раз, а в один и тот же день он не должен ни повышать, ни понижать объявленной цены. Пусть также продавец воздержится от сопровождаемых клятвами восхвалений своего товара».
(Платон. Законы, XI).
Ярмарки.
Ярмарки в Греции происходили около всех крупных святилищ, которые, как известно, привлекали множество богомольцев и любопытных. Мы получаем понятие о полицейских правилах, действовавших там, по следующим строкам одной пелопоннесской надписи:
«Место, где будет происходить торговля, назначат гиерои. Городской агораном должен следить, чтобы торговцы продавали без обмана и чтобы те меры и весы, которыми они пользуются, согласовались с государственными мерами и весами. Агораном не должен назначать ни цен, ни времени торговли. Он не должен взыскивать с продавцов никаких поборов за место. Торговцы, которые не будут выполнять этих предписаний, с. 238 подвергнутся наказанию кнутом, если они рабы, и штрафу, если они люди свободные».
(Dittenberger. Sylloge inscript. graec. 388, строки 99 и след.).
Торговое законодательство.
Ввоз товаров в Аттику и вывоз из нее оплачивался пошлиной, равняющейся 2 %их стоимости. Но пошлина эта не была покровительственной, а устанавливалась только в интересах государственной казны, так как ею была обложена даже пшеница, местное производство которой было гораздо ниже потребления.
Но в некоторых случаях закон предписывал в высшей степени суровые запретительные меры. Так, был запрещен вывоз хлеба, леса и других земледельческих продуктов. Была запрещена на некоторое время всякая торговля с Мегарой.
В Афинах не было ни монополий, ни привилегированных торговых компаний, и всякий человек, будь он гражданин или метэк24, вел торговлю по своему усмотрению. Однако, это правило нарушалось, если были затронуты общественные интересы. Например, некоторым лицам запрещалось плавание по Геллеспонту или в Ионию; может быть, это вызывалось тем, что они совершили раньше какие-нибудь проступки, вредящие доброму имени Афин. Было запрещено давать деньги под залог корабля или его груза, если судохозяин не брал на себя обязательства привезти в Пирей зерновой хлеб или другие продукты. Чтобы противодействовать барышничеству с хлебом, закон определял то количество его, какое имело право приобрести каждое частное лицо.
Купцам предоставлялись особые льготы. Обыкновенно они освобождались от воинской повинности. В одном с. 239 тексте есть указание на то, что их освобождали и от налога на капитал, но это едва ли вероятно. Нигде с иноземными купцами не обходились так хорошо, как в Афинах. Один закон, приводимый Демосфеном, гласил, «что купцы и капитаны кораблей могли жаловаться фесмофетам25, если им причинена какая-нибудь обида на торговой площади; виновные при этом подвергались заключению в тюрьме до полной выплаты штрафа, наложенного на них».
Тот же автор приводит другой закон, направленный против тех, кто пытался подвести под суд владельцев кораблей и купцов: воспрещалось привлекать к какому бы то ни было судебному процессу подобных лиц, «в случае если доносчик не выказал полной уверенности, что может представить доказательства своих обвинений». В Афинах знали, что время — деньги. Поэтому судебные процессы в IV веке разбирались там в течение месяца, следовавшего за подачей жалобы, и преимущественно зимой, когда навигация прекращалась.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|