Сделай Сам Свою Работу на 5

Истинно сказано, что земледелие есть мать и кормилица всех других искусств. Если процветает земледелие, процветают и остальные искусства; там же, где оно не развивается, увядают и прочие искусства».





(Ксенофонт. О домоводстве, гл. V).

Крепостное право.

Земля в Греции обрабатывалась то крепостными (сервами или колонами), то свободными фермерами, то непосредственно самими землевладельцами.

Крепостные или колоны существовали во всех аристократических государствах,т. е. там, где закон и нравы запрещали гражданину физический труд. В демократических же государствах, особенно в Афинах, крепостничество исчезло довольно рано.

В Лаконии крепостные носили наименование илотов. Владельцем их в известном отношении было государство, потому что освобождение их могло иметь место только по предложению или с согласия государственной власти; в этом смысле Страбон4 и называет их «общественными рабами». Но это не препятствовало каждому из илотов иметь и своего особого господина.

Было запрещено продавать илота, как обыкновенного раба, за границу; обычно илоты были прикреплены к определенному участку земли, с которого они никогда не сходили и который переходил к их детям. Илот должен был выплачивать ежегодный налог; величина его изменялась, по-видимому, в зависимости от того, жил ли крепостной в Мессении или в Лаконии. В первом случае господин получал половину всего урожая; во с. 213 втором — часть эта была несколько меньше; она устанавливалась раз навсегда с самого начала, и владелец, который пытался увеличить ее, подвергался религиозному проклятию. Это, по словам Плутарха, делалось с целью заинтересовать илота в земледелии, так как только на его долю падала выгода от все возраставшей с течением времени цены на земледельческие продукты. По-видимому, оброк не был особенно тяжел, потому что он давал возможность многим из илотов прикапливать кой-какие деньги. В середине III века до Р. Х. царь Клеомен предложил всем желающим из илотов выкупиться на свободу за пять мин (около 185 руб.) с человека; шесть тысяч человек приняли это предложение.



Илоты должны были нести также и другую повинность: они служили в войске, и не случайно, а несли регулярную воинскую повинность. Правда, в случае доблестного поведения их иногда в награду за храбрость отпускали на волю. Различные писатели сообщают, что с ними обращались с преднамеренной суровостью, но это утверждение, по-видимому, крайне преувеличено. На деле спартиаты боялись их по той причине, что знали их многочисленность и склонность к восстаниям. Поэтому они учредили за илотами очень тщательный надзор и путем многочисленных полицейских мероприятий стремились помешать их тайным собраниям и предотвратить их заговоры; если же вспыхивало восстание, спартиаты проявляли при подавлении его полную беспощадность, за исключением тех случаев, когда были не в состоянии усмирить бунт силой и когда благоразумнее было пойти на уступки.



Положение пенестов в Фессалии, мариандинов в Гераклее Понтийской,кларотов на острове Крите было почти такое же. Закон Гортины5 рисует нам несколько новых подробностей относительно кларотов. Крепостной о. Крита мог вступать в брак и разводиться, не испрашивая на это ничьего разрешения. Жена его должна с. 214 была принадлежать к тому же сословию, но он мог выбирать ее не только среди крепостных женщин своего господина. Как отец, он не пользовался всеми родительскими правами. Ребенок, рожденный от брака крепостных, принадлежал господину мужа, а в случае его отказа — владельцу жены. Крепостной пользовался правом приобретать и владеть, по крайней мере, движимым имуществом и скотом. Но мы не знаем, были ли указанные черты свойственны крепостным всех других греческих государств.

Арендный договор.

Многие владельцы сдавали свою землю в аренду. Приводимый ниже договор может дать понятие об обычных условиях аренды; в этом договоре речь идет об имуществе, принадлежащем одной аттической деме6. Когда землевладельцем был частный человек, срок аренды назначался довольно короткий; но в этом отношении не существовало никаких правил.



«Вот на каких условиях айксонская дема сдает землю Феллеиду из Автоклы и его сыну Автею. Земля отдается на 40 лет за 152 драхмы (около 56 руб.) в год с условием, что арендаторы будут обрабатывать ее, но могут делать это каким угодно способом.

Арендная плата вносится в месяце Гекатомбеоне7; если же это не будет выполнено, айксонцы имеют право завладеть урожаем арендуемого участка земли и всяким другим имуществом, принадлежащим арендаторам.

До истечения 40 лет айксонцы не имеют права ни продавать, ни сдавать в аренду свою землю.

Если неприятель помешает обработке земли или произведет разорение, айксонцы получат вместо арендной платы половину всего урожая.

По истечении 40 лет арендаторы должны передать половину земли незасеянной, с тем же количеством с. 215 деревьев, что и в настоящее время. В последние пять лет айксонцы могут воспользоваться правом посылать на эту землю своего виноградаря.

Арендный срок для хлеба начинается с архонтства Эвбула (345—344 г. до Р. Х.); для других растений — со следующего года.

Казначеи демы должны высечь договор на каменных столбах и поставить один из них внутри храма Гебы, другой на портике. Они должны также поставить на земле межевые столбы, по два с каждой стороны, не менее как в три фута вышиной.

Если государство обложит землю каким-нибудь налогом (εἰσφορά), то платить его будут айксонцы; если же его внесут арендаторы, он будет включен в арендную плату.

Запрещается перевозить срытую землю в какое бы то ни было место за пределами данного участка.

Если кто-нибудь предложит произвести изменение в этом договоре до истечения сорокалетнего срока и проведет это изменение, арендаторы имеют право вчинить этому лицу иск об убытках».

(Corpus inscriptionum Atticarum. т. II, 1055).

Мелкие землевладельцы.

Плуг.

В Греции существовал целый класс мелких собственников, которые обрабатывали свою землю сами с помощью своей семьи и нескольких рабов. Гезиод дал нам точную картину их положения, нравов и понятий. Описываемый им землевладелец имеет два плуга, из которых один запасной, пару быков и штат прислуги. Он не довольствуется отдачей приказаний и надзором над своими с. 216работниками; он сам работает среди них, принимая участие в их труде: он сеет, жнет и сам изготовляет рабочие орудия. Он особенно ярко проявляет ту жажду наживы, тот эгоизм, дух порядка и экономии, которые обыкновенно свойственны крестьянину.

«Тот, кто имеет честного соседа, может считаться баловнем судьбы… Не бери в долг у своего соседа слишком много и при отдаче возвращай ему столько же; если можешь, отдавай даже больше, чтобы обеспечить себе помощь в день нужды». «Если малое постоянно прибавлять к малому, то скоро получится много. Если будешь прибавлять к тому, что у тебя уже имеется, можешь наверно избежать голода. То, что хранится у тебя в доме, не причиняет забот. Надежнее хранить свое добро у себя, чем где-нибудь в другом месте. Приятно брать из того, что у тебя есть; тяжело не иметь, откуда взять… Большое имущество требует больших забот, но оно дает и большие выгоды». «Снабжай всегда свое жилище земледельческими орудиями; никогда не занимай их у других: если тебе откажут в них, ты потеряешь удобный момент, благоприятное время для работы. Не откладывай дела до завтра и до послезавтра. Кто боится труда, кто медлит его выполнить, тот никогда не наполнит своей житницы. Работа идет вперед только благодаря прилежанию, а ленивый всегда борется с нуждой».

У многих комических поэтов являлась мысль вывести на сцену афинского деревенского жителя, и нам известно, по крайней мере по названию, множество пьес с подобным содержанием; это служит доказательством, что класс мелких землевладельцев пользовался известным значением в Аттике. К нему принадлежат: Дерсет в пьесе Аристофана «Ахарняне», который жалуется, что беотийцы отняли у него пару быков; Хремил в «Плутосе», который питается тем же диким луком, что и его рабы; Хрем, несомненно заимствованный Теренцием у Менандра, который постоянно возится с какой-нибудь работой, точно у него совсем с. 217 нет работников. К ним можно присоединить Клитона и Геронакса в «Антологии»8, которые говорят такими словами: «Эта маленькая ферма — собственность Клитона; ему же принадлежат эти несколько борозд, которые надо засеять, этот лежащий близ них маленький виноградник и этот маленький лесок, где можно нарубить несколько охапок дров. И в этом маленьком именьице Клитон прожил 80 лет».

Крестьянин, едущий на рынок.
Разливка вина.

«Деметре, покровительнице веяльщиков, богиням-покровительницам посевов земледелец Геронакс посвящает из своей скудной жатвы эту охапку колосьев и различных овощей. Он возлагает на этот каменный треножник этот скромный дар, уделенный из его скудного урожая; он владеет только самым ничтожным наследием на этом печальном холме».

Крупные землевладельцы.

Ксенофонт в своем сочинении «Домоводство» изображает нам тип богатого землевладельца, который хотя и ведет самостоятельное хозяйство на своих землях, но ограничивается только руководством всеми работами, не принимая в них непосредственного участия. Местожительство Исхомаха — Афины, но он ежедневно посещает свое имение, расположенное недалеко от города. Все работы выполняются там рабами или вольноотпущенниками. Он покупает еще плохо обученных рабов ис. 218 сам старается приучить их к делу. Он знает свое хозяйство в совершенстве; ни одна отрасль земледелия не остается неизученной им. Он отличается не только духовными качествами хорошего агронома, а обладает и всеми техническими знаниями. Убежденный в том, что хозяйский глаз незаменим, он — всегда среди своих работников: то сделает замечание, то похвалит; вместе с тем он сам служит для всех образцовым примером прилежания и усердия; со всеми он обходится по заслугам и владеет, наконец, высшим даром толково распоряжаться.

Не все афиняне обладали такой внимательностью и такой опытностью. Некоторые не питали к земле любви и стремились освободиться от нее. Иные посещали свои хозяйства только через большие промежутки времени, например, в период посева или — жатвы, и возлагали заведывание именьем на управляющего из рабов.

Но наряду с землевладельцами, которых отвлекали от деревни политические интересы, торговые или промышленные дела, или, наконец, их собственные вкусы, не было недостатка в таких, которые находили в сельской жизни много прелести или большую выгоду и принимали горячо к сердцу свое хозяйство. Стрепсиад в комедии Аристофана, человек, который, несмотря на брак с женщиной из хорошего общества, продолжает жить в предместье и от которого по-прежнему пахнет виноградником, сыром и шерстью, — не выдуманное лицо. Ораторы дают указания и относительно других землевладельцев, жизнь которых складывалась более или менее так же. Многие богатые люди, хотя и имели дом в городе, делали местом своего постоянного жительства деревню. В начале Пелопоннесской войны9, когда поселяне должны были бежать перед неприятелем и укрыться в Афинах, переселение в город приняло широкие размеры. Фукидид, очевидец этого зрелища, заявляет, с. 219 что большинство старинных фамилий обыкновенно всегда жили в течение целого года на своих землях; переезд оттуда казался для них настоящим изгнанием.

Феокрит10 своим описанием поместий Авгия дает понятие о земельном строе в Сицилии. В отсутствие хозяина обязанности управляющего выполняет доверенный раб, которому помогает многочисленный штат служащих. Но Авгий входит, насколько возможно, сам в дела своего поместья, думая таким путем извлечь побольше дохода, и рассказ начинается как раз с момента, когда Авгий наблюдает за работами. Ксенофонт изображает нам аристократов Мантинеи; они живут среди своих владений и занимаются сами обработкой их. Филопемену принадлежит прекрасная ферма в окрестностях Мегалополиса; он ездит туда, как только у него находится свободное от общественных дел время; ему доставляет истинное удовольствие видеть своих пастухов и виноделов за работой. Один историк хвалит земледельческое хозяйство на Корцире, красоту деревенских домов, прекрасное состояние сельских построек, многочисленность стад и рабов; все это свидетельствует, что речь здесь идет скорее о системе непосредственной обработки земли владельцем ее, чем о сдаче ее в аренду.

Земледелие.

Сельскохозяйственные работы чаще всего выполнялись рабами; во главе их стоял управитель, который сам был или рабом или вольноотпущенным. Но иногда пользовались для работ и свободными рабочими (μισθωτοί).

(По Guiraud. La propriété en Grèce, кн. III, гл. IV).

С. 220

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.