Подробности относительно имуществ некоторых афинян.
1. Имущество Стратокла (Исей37. О наследстве Гагния, 42—43).
Земля стоимостью в 2½ таланта (около 5550 руб.), сдающаяся в аренду за 12 мин (около 445 руб.). Дом в Мелите, стоимостью в 30 мин (около 1110 руб.), и дом в Елевзине, ценою в 5 мин (около 185 руб.), сдающиеся внаем оба за 3 мины (110 руб.). 4000 драхм (около 1480 руб.), помещенные из 18 %. Движимость, стада, съестные припасы, стоимостью все в 4900 драхм (около 1725 руб.). Девять мин серебра в кассе (243 руб.). 1000 драхм (370 руб.), отданные взаймы друзьям. Всего около 11 000 руб.
С. 255 2. Имущество Эвктемона (Исей. О наследстве Филоктемона, 33—34).
Земля стоимостью в 75 мин (2765 руб.). Бани — 3000 драхм (1110 руб.). Городской дом — 44 мины (около 1630 руб.). Стадо коз и пастух — 13 мин (около 480 руб.). Две упряжки мулов — 1350 драхм (около 500 руб.). Рабы. Итого более 3 талантов (около 6660 руб.).
Имущество отца Тимарха (Эсхин. Против Тимарха, 97—99).
Городской дом — 20 мин (740 руб.). Земля в Сфете — стоимость неизвестна. Земля в Алопеке — 2000 драхм (740 руб.). 10 рабов-кожевников, доставляющие ежедневно 21 обол (около 1 р. 25 коп.). Ткачиха. Ткач. Векселя. Движимость.
Имущество отца Демосфена (Демосфен. Против Афоба, I, 9—11).
Две мастерских, дающие 42 мины (около 1550 руб.) чистого дохода. Сырые продукты — 150 мин (около 555 руб.). Дом — 3000 драхм (1110 руб.). Движимость — 10 000 драхм (3700 руб.). Капитал — около 11 800 руб. Всего 14 талантов (около 31 100 руб.).
Социализм.
В Греции существовали социалистические теории, но они появлялись только в виде философских учений и, по-видимому, не имели большого влияния. Сам Платон в своем сочинении «Республика»38 высказывается за общность имуществ, но в другом сочинении, «Законы», т. е. в с. 256 труде, в котором он стремился определить учреждения действительно-существующего государства, твердо устанавливает частную собственность.
Однако греки прилагали меньше забот, чем современные народы, для ограждения прав частной собственности. Они не допускали мысли, чтобы общественный интерес мог когда-нибудь отступить на второй план перед интересом частным; таким образом, всякое покушение на право частной собственности казалось им законным, если общество могло извлечь из него какую-нибудь выгоду. Во-вторых, гражданские права были неприкосновенны в их глазах только до тех пор, пока сам гражданин выполнял свои обязанности по отношению к государству; если же какой-нибудь человек был или казался дурным гражданином, то закон переставал оказывать ему покровительство.
Отсюда следует, что в древней Греции богатство было гораздо менее прочно, чем в настоящее время. Такой человек, как Демосфен, который, разумеется, не был революционером, желая добиться конфискации имущества своего противника Мидия, основывался на следующем доводе: богатство делает Мидия надменным по отношению к простому народу. «А так как оно дает ему средства причинять нам оскорбления», говорит он, «то было бы неосторожно оставлять это средство в его руках». Отнять у него богатство значит лишить его «орудия его преступлений». Сверх того, прибавляет оратор, «нет основания особенно жалеть Мидия, если его состояние будет равняться состоянию большинства из вас, которых он теперь оскорбляет и с которыми обращается, как с нищими; нечего жалеть его, когда он лишится тех богатств, избыток которых внушает ему преступную гордость». В Афинах организация налогов и правосудия была такова, что государство могло, не нарушая законности, завладеть частью — и в иных случаях значительной — имущества частного лица и затем обратить его в какой-либо форме в пользу толпы. Во многих с. 257 других государствах-городах прибегали откровенно к насилию.
Хотя жить в Греции было гораздо легче, чем в современных государствах, однако каждый бедный гражданин был скрытым социалистом. Эти люди с простыми и практическими умами не прикрывали своих побуждений никакими теоретическими основаниями; они не придумывали для разрешения подобных важных задач никаких возвышенных систем, изобретенных новейшими народами. Их единственной мыслью было ограбить богатых и занять их место. Для этого они пытались устраивать революции; если революция была успешной, то совершались убийства, побежденные изгонялись, их имущества конфисковались и распределялись среди приверженцев партии победителей. Все в конце концов сводилось к перемене лиц.
История эллинских государств-городов полна событий такого рода. В IV веке Спарта одна могла похвалиться, что избегла этого бича, а Аристотель заявляет, что причиной всех раздоров являются вопросы, связанные с собственностью. К концу царствования Александра Македонского (т. е. в двадцатых годах IV века) на востоке образовалась блуждающая масса людей без роду, без племени, единственным средством существования которых была война. Это были не искатели приключений и не воины по профессии; почти все они являлись изгнанниками, оторванными от своей родины и ввергнутыми в нищету благодаря случайностям революций; их было около 20 000. Александр дал им возможность возвратиться в их отечество; несколько позднее то же самое сделал Полисперхон39, но такие изгнания постоянно повторялись.
Зло особенно возросло в III и во II веках. Полибий40 в нескольких словах дает нам объяснение этого явления: «Подобные факты», говорит он, «происходят и вс. 258 городах и в отдельных семействах, когда они испытывают нужду». Греция в то время очень обеднела, и естественно, что неимущие классы сделались еще жаднее, чем раньше. Спор теперь велся не о власти; настоящим предметом борьбы партий было богатство и особенно — земельное, а властью стремились завладеть только для того, чтобы наложить руку на чужое имущество. «Каждый государственный переворот», говорили тогда, «ознаменовывался конфискацией или насильственным возвращением награбленного раньше».
Жестокости и насилия были постоянными спутниками этих конфискаций. Арат41вызвал удивление своих современников, когда после падения сикионского тиранна удовлетворил собственников, которые должны были уступить место изгнанникам. Обыкновенно в таких случаях не стеснялись ничем, и происходил настоящий разгул грабежа. Многие демагоги подражали некоему Мольпагору Киосскому, который убивал или изгонял состоятельных людей, а их имущество раздавал народу. Многие города, как, например, Кинефа в Аркадии, в течение долгого времени переживали постоянные потрясения благодаря убийствам, преследованиям и грабежам.
Простонародье постоянно жаждало овладеть имуществом богатых и осуществляло это желание при малейшем поводе. Аристократы, со своей стороны, охотно давали друг другу клятву «всегда быть врагами народа и насколько возможно причинять ему вред». Короче говоря, богатство было причиной глубокой ненависти и постоянных волнений и в тех случаях, когда хотели охранить его и когда стремились завладеть им.
Агора в Афинах. (Проект восстановления).
| <<< НАЗАД
| ОГЛАВЛЕНИЕ
| ВПЕРЕД >>>
| Современная беговая дорожка не займет много места. beg-dorozhki.ru
|
Стр. III IV V VI VII VIII 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684
Для печати
ПРИМЕЧАНИЯ
1Гезиод — греческий поэт VIII в. до Р. Х.
2Фемистокл — см. стр. 41, прим. 2.
3Перикл — см. стр. 13, прим. 4.
4Страбон — см. стр. 97, прим. 1.
5Гортина — см. стр. 61, прим. 1.
6Демы — см. стр. 88, прим. 1.
7Гекатомбеон — см. стр. 18.
8Антология — см. стр. 128, прим. 1.
9Пелопоннесская война — 431—404 гг.
10Феокрит — греческий поэт III в. до Р. Х.
11Диодор — греческий историк I в. до Р. Х.
12Плиний — см. стр. 13, прим. 3.
13Эврипид — см. стр. 3, прим. 3.
14Дикеарх — см. стр. 12, прим. 1.
15Филохор — греческий историк III в. до Р. Х.
16Андротион — греческий историк, живший в IV в. до Р. Х.
17Эрехтейон — храм в афинском акрополе.
18Парфенон — храм богини Афины в афинском акрополе.
19Гиперид — афинский оратор IV в. до Р. Х., ученик Платона.
20Т. е. Ксенофонт.
21Кимон — см. стр. 52, прим. 1.
22Герои-эпонимы — те герои, именем которых обозначались аттические филы,т. е. группы населения, состоящие из нескольких родственных родов.
23Феофраст — см. стр. 92, прим. 2. — Поллукс — см. стр. 31, прим. 1.
24Метэки — лично свободные, но не имеющие гражданских прав жители Аттики. В этот класс входили чужеземцы, переселившиеся в Аттику, и вольноотпущенники. При Клисфене (в VI в. до Р. Х.) им были дарованы права граждан.
25Фесмофет — судья в Афинах.
26Филипп Македонский — царь Македонии (359—336 г. до. Р. Х.).
27Исократ — см. стр. 102. прим. 2.
28Агиррий — вождь афинской черни в конце IV века.
29Т. е. отец знаменитого оратора (см. стр. 3, прим. 3).
30Тимофей — афинский полководец IV в.
31Великая Греция — см. стр. 125, прим.
32Варрон (Марк Теренций) — римский ученый (116—27 г. до Р. Х.).
33Атеней — см. стр. 31, прим. 3.
34Критовул — один из учеников Сократа.
35Тридцать Тираннов — олигархи, захватившие власть в Афинах после Пелопоннесской войны в 404—403 г. до Р. Х., ознаменовавшие свое правление казнями и захватом имуществ богатых людей.
36Эпикрат — поэт аттической комедии IV века.
37Исей — см. стр. 53, прим. 2.
38«Республика» Платона — см. стр. 143, прим. 2.
39Полисперхон — один из военачальников Александра Македонского; после смерти последнего он одно время управлял Македонией и Грецией.
40Полибий — греческий историк II в. до Р. Х.
41Арат Сикионский — греческий политический деятель III века до Р. Х.
|