|
Необходимость погребения.
Душа, не имевшая могилы, по понятиям греков, оставалась без пристанища и становилась блуждающей. Тщетно стремилась она к покою, который должен был казаться ей желанным после волнений и трудов земной жизни; она была обречена на вечное скитание в виде привидения или призрака, который нигде не останавливается, нигде не получает необходимых жертвоприношений и пищи. Душа была несчастной и вскоре становилась злобной. Она начинала причинять мучения живым людям, насылая на них болезни, уничтожая их жатвы и пугая их зловещими видениями, чтобы принудить их похоронить ее тело и ее саму. Отсюда произошла вера в с. 168 привидения. Весь древний мир был убежден, что без погребения душа чувствовала себя несчастной и что похороны доставляли ей вечное блаженство; погребальные церемонии устраивались в древности не для того, чтобы выставить на показ скорбь живых, а с целью дать покой и счастье умершему.
По произведениям древних авторов можно видеть, сколько мучений причинял человеку страх при мысли, что после его смерти по отношению к нему не будут выполнены похоронные обряды. Это был источник жгучего беспокойства. Смерти боялись меньше, чем лишения погребения, так как этот обряд был связан с вечным покоем и счастьем.
Мы не должны слишком удивляться, что афиняне казнят военачальников, пренебрегших после морской победы обязанностью похоронить мертвых. Эти военачальники, ученики философов, вероятно, отличали душу от тела, и так как они не думали, что судьба первой зависит от судьбы второго, то им казалось довольно безразличным, будут ли трупы разлагаться в земле или в воде. Они не стали рисковать возможностью попасть в шторм из-за пустой формальности собирания и погребения убитых. Но толпа, которая даже в Афинах продолжала питать привязанность к старым верованиям, обвинила своих военачальников в нечестии и обрекла их смерти. Своей победой они спасли Афины, но благодаря их небрежности погибли тысячи душ. Родственники умерших, проникнутые мыслью о долгих мучениях, которым должны были подвергнуться эти души, явились в траурных одеждах в суд и потребовали мщения.
В государствах древности важные преступники присуждались законом к наказанию, которое считалось ужасным, — к лишению погребения. Этим способом наказание падало на самую душу и обрекало ее почти на вечную муку.
(Фюстель де-Куланж. Гражданская община древнего мира, стр. 10—12).
С. 169
Двоякий способ погребения.
С гомеровских времен в Греции и в ее колониях применялось и сжигание и зарытие в землю мертвых. В некрополе Мирины50 оба эти способа погребения употреблялись одновременно. Зарытие в землю трупа применяется чаще; это было естественно, потому что такой способ стоил дешевле. Но были обнаружены и обожженные кости, особенно в саркофагах. Сжигание трупа должно было совершаться вне могилы и только в более редких случаях происходило в самой могиле, стены которой в этих случаях носят следы огня. Сожженные останки покоятся на дне ящика из песчаника или саркофага; иногда они заключены в глиняную или металлическую вазу; различные мелкие вещицы, погребавшиеся вместе с умершими, находятся тут же вперемежку с этими костями. Иногда случается, что в одной и той же могиле обнаруживают оба способа погребения и что зарытые в землю скелеты лежат рядом с обожженными костями.
Положение зарываемого в землю трупа почти всегда одинаково: он лежит на спине на дне гроба с вытянутыми вдоль тела руками. Это положение видоизменяется, когда вместе погребалось несколько трупов, что случалось довольно часто. Во многих гробницах находили по два и по три тела, лежавших в противоположных направлениях, а иногда находившихся одно на другом и как бы перепутавшихся между собой. Во многих местах могилы представляют собой как бы настоящий склад костей, нечто вроде общей ямы, где кости, перемешанные между собой и с осколками грубой глиняной посуды, едва покрыты землей.
Наличность таких общих могил для членов определенной семьи, положенных в одну гробницу, или для с. 170 бедных, которых бросали в одну и ту же яму, заставляет нас думать, что религиозные обряды греков не запрещали им снова отрывать могилы, чтобы похоронить там постепенно нескольких лиц; предположение же что все эти трупы были положены туда одновременно, совершенно недопустимо.
Похороны.
|
Одна найденная гробница еще определеннее свидетельствует о таком двояком погребении, совершенном в разное время: один мертвец лежит вместе с некоторыми предметами на дне могилы, а сверху него положены два других, которые отделены от первого слоем перегноя. Очевидно, могила была раскопана вновь, земля вынута до известной глубины, а тела положены в гробницу, где уже покоился член той же семьи. Впрочем, было запрещено класть в общую могилу тело постороннего человека.
У многих скелетов при раскопках не находят головы. Иногда не хватает только головы, иногда головы и ног; в иных случаях подвергалось сожжению все тело, за исключением головы, которая оставалась неприкосновенной, или наоборот: вся верхняя часть тела обращена в пепел, а целыми оставались только кости ног. Таким образом, двоякий способ погребения — сожжение и зарытие в землю, — применявшийся к одному и тому же трупу, с. 171 является фактом вполне удостоверенным и, как он ни странен, его надо иметь в виду при изучении похоронных обрядов древнего мира.
(Pottier et Reinach. La Nécropole de Myrina, т. I, стр. 73—75).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|