|
Если подобные идеи провозглашал такой великий ум, как Аристотель, нетрудно догадаться, каковы должны были быть общепринятые взгляды. Греки никогда не сомневались в необходимости и законности рабства.
Источники рабства.
В V и IV веках до Р. Х. рабство пополнялось несколькими различными источниками.
Прежде всего, были рабы, родившиеся в доме (οἰκογενεῖς). Они принадлежали не своим отцам или матерям, которые, как рабы, были лишены права владеть чем бы то ни было, а господину своих отцов или матерей. Число таких рабов вообще было не очень велико.
После каждой войны победитель продавал своих пленников, как рабов. Стоит только просмотреть сочинения Фукидида5, чтобы найти там множество примеров.«Двести платейцев были умерщвлены, а женщины ввергнуты в рабство» (III, 68).«Афиняне обратили в рабство женщин и детей торонейцев» (V, 3). Большая часть афинян, принимавших участие в сицилийском походе, погибли или попали в рабство; таких было не менее 7000 (VII, 87).
Некоторые лица обращали в ремесло похищение людей на море или на суше и продажу их в рабство. Это занятие никогда вполне не исчезало, несмотря на тяжесть наказаний, которые оно влекло за собой. Один афинский закон, стремясь противодействовать этому преступлению, постановлял, «чтобы никто не смел вступать в торговую сделку с продавцом рабов, не истребовав у него предъявления свидетельства, удостоверяющего, с. 185 что продаваемый человек был уже рабом такого-то, названного по имени, господина».
До Солона должник был ответствен за долги своей личностью, и нередко бывало, что в случае несостоятельности он становился рабом; Солон отменил этот обычай. Нищета заставляла иногда взрослого человека жертвовать своей свободой, и закон не мешал этому. Ребенок, от которого отец отказывался при его рождении6, был обыкновенно обречен на рабство, и это явление случалось, надо думать, нередко, потому что в развязках комедий очень часто идет о нем речь. В Афинах отец семьи имел право продать свою дочь, если она вела дурную жизнь.
Наконец, потеря свободы могла быть результатом постановления суда. Так наказывали иностранцев, которые скрывали свое положение и пытались путем обмана проникнуть в число граждан. Гражданин, выкупленный из плена кем-нибудь из своих соотечественников, лишался свободы, если не вносил суммы своего выкупа; но сомнительно, чтобы эта угроза когда-нибудь приводилась в исполнение. Одно постановление, изданное городом Галикарнассом около 457 года до Р. Х., как временная мера, допускает возможность в некоторых случаях продавать людей в чужие края.
Продажа рабов.
Греческий писатель Лукиан7 в своем сочинении, озаглавленном «Распродажа душ» (Βίων πρᾶσις), дает сатирическую картину продажи Зевсом философов, применяя к этому торгу приемы, употреблявшиеся при продаже рабов.
Зевс. — Эй, ты! расставляй скамьи, приготовляй места для приходящих, распредели по порядку различные секты; но сначала позаботься принарядить философов, чтобы они имели хороший вид и привлекли бы много с. 186покупателей. Ты, Гермес, будь глашатаем, сзывай покупщиков; пусть в добрый час они пожалуют на рынок. Мы будем продавать с аукциона философские секты разного рода и различных направлений. Кто не в состоянии заплатить наличными деньгами, пусть представит поручительство.
Гермес. — Кого ты хочешь пустить в продажу первым?
Зевс. — Этого ионийца с длинными волосами; у него вид почтенного человека.
Гермес. — Эй, пифагореец8, сойди сюда и покажись собравшимся здесь.
Купец. — Откуда ты?
Пифагореец. — С острова Самоса.
Купец. — Где ты воспитывался?
Пифагореец. — В Египте, у местных мудрецов…
Купец. — Сними с себя одежду: я хочу видеть тебя обнаженным. В какую сумму он оценен?
Гермес. — В десять мин (около 370 руб.).
Купец. — Вот они; я беру его.
Зевс. — Как имя покупателя и его отечества?
Гермес. — Я думаю, это какой-нибудь италиец из Кротоны или из Тарента.
Зевс. — Пусть он берет купленного, и приведите другого раба.
Гермес. — Не хочешь ли вот того грязного человека родом с Понта?
Зевс. — Хорошо.
Гермес. — Эй, ты! человек с сумой и в тунике без рукавов, поди-ка сюда и обойди кругом это помещение. Кто хочет купить его?
Купец. — На что может быть пригоден такой грязный и обтрепанный человек? Из него можно сделать только землекопа или водовоза.
Гермес. — Сделай его привратником; он будет охранять тебя лучше собаки.
С. 187 Купец. — Я дам за него самое большее два обола (около 12 коп.).
Зевс. — Ведите другого раба. Позови того киренца, разодетого в пурпур и с венком на голове.
Гермес. — Послушайте, обратите все внимание! это превосходный предмет, требующий богатого покупателя.
Купец. — Но какой же благоразумный человек купит такого испорченного и развращенного раба? Как от него несет духами! Какая у него неверная и колеблющаяся походка! А ну-ка ты, Гермес, скажи, каковы его таланты и что он может делать.
Гермес. — Он умеет отлично готовить печенья: это превосходный повар. Получив воспитанье в Афинах, он служил в Сицилии у тираннов, которые очень ценили его.
Купец. — Я не в состоянии купить его.
Гермес. — Боюсь, что он останется непроданным.
Зевс. — Уведи его отсюда и приведи другого.
(Лукиан. Распродажа душ, 1—3).
Стоимость рабов.
Обычную цену рабов, употребляемых при добыче серебра или на самых тяжелых полевых работах, можно определить в две или в две с половиной мины (около 74—93 руб.). Стоимость раба-ремесленника должна была в среднем быть выше — от трех до четырех мин (около 110—148 руб.), иногда она доходила до четырех с половиной мин (около 167 руб.); главные же мастера стоили от пяти до шести мин (около 185—222 руб.). Один грек заплатил за своего управляющего даже талант (около 2200 руб.), но это был случай исключительный.
Стоимость домашних рабов изменялась, как и стоимость рабов-чернорабочих, в зависимости от того, предназначались ли они для самых обыкновенных работ или для должностей, предполагавших большее умственное развитие или известную близость к господам. Демосфен9 с. 188 в одной своей речи упоминает о рабе ценностью в две мины (около 74 руб.), но не указывает его назначения; в другой речи одна рабыня оценена в пять мин (около 185 руб.); эта цифра, получившаяся путем судебной оценки, может рассматриваться как наивысшая в данном случае. Впрочем, цена в пять мин была довольно обычной, если раб отличался каким-нибудь талантом. Рабы, служащие для удовлетворения потребностей роскоши, ценились, разумеется, дороже. Самый плохой повар при найме получал не менее 6 оболов (около 36 коп.) в день.
В надписях, относящихся к актам отпущения на волю, находится множество указаний на цены. Самая обычная цена — от 3-х до 4-х мин (около 110—148 руб.). В одном сборнике надписей (Вешера и Фукарта) упоминается, во-первых, приблизительно о 150 невольниках, из которых половина состояла из мужчин, половина из женщин, проданных по три мины за каждого, и, во-вторых, о 120 — ценою по 4 мины. И выше и ниже этих цен цифры сильно падают или повышаются. Так, 45 рабов — из них 20 женщин — проданы по 2 мины (около 74 руб.), 14 — в большинстве молодые девушки или юноши — по 1 мине с небольшим (около 40 руб.), трое или четверо — менее, чем по мине. С другой стороны, тут указывается, что 40 человек, мужчин и женщин, были проданы по 5 мин (около 180 руб.); 20—25 человек — по 6 мин (около 222 руб.); 1 человек за 7 мин (около 259 руб.); один невольник и один уроженец Сидона — за 8 мин (около 296 руб.); еще один — за 9 мин (около 333 руб.); три женщины, родившиеся дома, — за 7, 8 и 10 мин (около 259, 296 и 370 руб.); еще одна — за 8 мин; другая, флейтистка или изготовительница флейт, — за 10 мин; юноша, родившийся дома, — за 10 мин; женщина, родившаяся дома, — за 15 мин (около 555 руб.). Варвары продаются иногда также по самой высокой цене. Из пяти человек, оцененных по 10 мин, два были фракийцы и один уроженец Галаты. Стоимость одного армянина достигает 18 мин (около 666 руб.).
С. 189 Следует прибавить, что отпущения на волю этих рабов были обставлены тяжелыми условиями и что для многих из них к денежному выкупу присоединялись другие обязательства: то вольноотпущенник вынужден был оставаться на определенное время или на всю жизнь у продавца, то должен выплачивать этому продавцу, или за него — какому-нибудь другому лицу, известный оброк; подобные условия составляли как бы дополнительную плату, которая неизбежно должна была уменьшить основную сумму.
Кроме того, надо отметить, что среди упомянутых документов некоторые относятся к римской эпохе и ни один не древнее македонского периода10. Они составлены, следовательно, в то время, когда деньги сделались менее редкими, что повысило цену различных предметов. Таким образом, для IV века эти цифры должны быть немного понижены.
(Wallon. Histoire de l’esclavage, т. I, стр. 210—218; 2-е изд.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|