Сделай Сам Свою Работу на 5

Впрочем, цены могли сильно колебаться по годам и даже месяцам.





Вино.

Хиосское вино (V в. до Р. Х.) около 11 р. 50 к. ведро.
Другое тонкое вино 2 р. 25 к.
Аттическое вино (IV в.) 45 к.
Другое обыкновенное вино 85 к.
Фракийское вино 22 к.

Масло.

В Лампсаке — около 4 руб. ведро.
В Афинах (IV века) — около 90 к. ведро.
На о. Делосе (282 г. до Р. Х.) — 3 р. 50 к. ведро.
В эпоху Сократа ведро маслин стоило около 15 к.

Рыба.

Угри из Копаидского озера в конце V в. — по 3 драхмы (около1 р. 10 к.).
с. 152 Морской угорь — 10 оболов (около 60 коп).
Голавль — 8 оболов (около 48 коп.).
Зубчатка — 8 драхм (около 3 руб.).
3 прекрасных каракатицы — 1 драхма (около 37 коп.).
Особый сорт ракушек для еды — 7 халков (около 5 коп.).
Особый вид моллюсков — 4 обола (около 24 коп.).
Кусок морского ежа — 1 обол (около 6 коп.).
Соленая рыба — 5 халков (около 4 коп.).
Кусок маринованной скумбрии — от 2 до 3 оболов (около 12—18 коп.).

Мясо (даются цены живого скота).

1. Бык. В VI веке обыкновенный бык продавался за 5 драхм (около 1 р. 85 к.). В 410 г. до Р. Х. цена быка равнялась 51 драхме (около 19 р.), а в 374 г. — 77 драхмам 2 оболам (около 28 р. 60 к.). Немного позднее цена поднялась, вероятно, до 100 драхм (около 37 рублей).
2. Баран. В начале VI века баран продавался за 1 драхму (37 коп.); в начале III века небольшой баран ценился в 10 драхм (около 3 р. 75 коп.).
3. Свинья. В 413 году молочный поросенок стоил 3 драхмы (около 1 р. 10 к.).



Дичь и домашняя птица.

Куропатка — 1 обол (около 6 к.).
Блюдо дроздов — 1 драхма (около 37 к.).
Вертел из семи зябликов — 1 обол (около 6 к.).
Сойка — 1 обол (около 6 к.).
Ворона — 3 обола (около 18 к.).

(Составлено по Böckh. Économie politique des Athéniens, книга I, гл. XV—XVII;Caillemer. Mémoires de l’Académie de Caen, 1877 г., стр. 606 и сл., 1878 г., стр. 450 и сл.; и Guiraud. La propriété foncière en Grèce, стр. 559—561).

Цены одежды и мебели.

У Плутарха Сократ говорит, что хитон для рабочих (exomis), оцениваемый в 10 драхм (около 3 р. 70 к.), не дорог. Хламида стоила 12 драхм (около 4 р. 45 к.). Изящный гиматион можно было купить за 20 драхм (около 7 р. 40 к.). Цены на некоторые материи были еще выше. Сократ оценивал, по-видимому, одну ткань, окрашенную в пурпурный цвет, в 3 мины (около 110 руб.). с. 153 Пара красивой мужской обуви продавалась за 8 драхм (около 3 руб.). Маленькая колясочка, предназначенная для детских игр, стоила 1 обол (около 6 коп.). За шесть кратеров44из обожженной глины надо было заплатить только 4 драхмы (около 1 р. 50 к.); за сосуд вроде амфоры, называемый κάδος — 3 драхмы (около 1 р. 10 к.). Кувшин для воды (гидрия) из неизвестного материала стоил 30 драхм (около 11 руб.). Буфет посредственной работы, украшенный фигурами сатиров и бронзовыми головами быков, стоил, согласно одному свидетельству, 30 драхм (около 11 руб.). Небольшая колесница для бегов, по всей вероятности с украшениями из слоновой кости и металла, стоила 3 мины (около 110 руб.). Диоген Лаэртский45 дает указание, что покупная цена статуи в натуральную величину была 3 000 драхм (около 1 110 руб.). (Böckh. Économie politique des Athéniens, кн. I, гл. XIX).



Бюджет афинской семьи.

Афиняне не были расточительны. Они славились в Греции своей воздержанностью и вполне оправдывали это мнение. Они ели очень мало мяса и употребляли в пищу главным образом овощи и рыбу. У них не было тех естественных или искусственных привычек, которые развиваются у нас благодаря климату и любви к удобствам и удовольствиям. Они стремились лишь к самому необходимому для поддержания своего существования и не были от этого ни менее счастливыми, ни менее культурными.

Посмотрим, каковы могли быть ежегодные расходы бедной семьи, состоящей из трех человек.

1. Пища. Одно действующее лицо комедии Аристофана утверждает, что на 3 обола (около 18 коп.) он сам, его жена и ребенок могут просуществовать целый день; и в этом нет ничего преувеличенного. Нам известно, что афинянин потреблял ежедневно около 1 литра муки и не более ¼ литра вина, так как он никогда не пил его с. 154 не разбавленным водой. Это все стоило несколько больше 2 коп., а на трех человек — около 7 коп. в день. Остается еще 11 коп. на остальную провизию, и этой суммы было, вероятно, достаточно, если вспомнить о низких ценах на пищевые продукты. Таким образом, пропитание этой семьи стоило в год около 66 рублей.



2. Квартира. Жилища бедняков были в высшей степени скромны. Древние греки заботились гораздо меньше нас о том, чтобы иметь удобное помещение, потому что они почти все время проводили вне дома. Некто Эратосфен, человек с некоторым достатком, потому что у него была рабыня, жил в одноэтажном домике, в котором было, по-видимому, только четыре комнаты. Один путешественник, посетивший Афины в конце IV века до Р. Х., рассказывает, что дома там имели по большей части очень жалкий вид; и если такой человек, как отец Демосфена46, обладавший доходом от 1900 до 2300 рублей в год, тратил на наем квартиры только около 130 руб., то можно думать, что жилище бедняков оплачивалось не более десятой части этой суммы, т. е. 13 рублями.

Одежда. Если считать на трех человек три туники по 3 р. 25 коп., три пары сандалий по 40 коп. и три плаща по 3 р. 25 к., которые могут носиться по крайней мере 4 года, то таким образом получится цифра около 21 рубля, и цифра эта будет, конечно, выше действительной.

Различные расходы. Трудно указать, что мог вписать в эту графу своего бюджета афинянин низшего класса. Он пользовался удовольствиями, но они были бесплатными. В течение года он очень часто присутствовал на великолепных празднествах; но все эти зрелища, процессии, конские скачки, бега колесниц, борьба атлетов, гонки судов, концерты, драматические представления — не стоили ему совершенно ничего. Нередко случалось, что в эти дни он и ел на счет богатых с. 155людей. Он купался и занимался гимнастикой, также не делая никаких затрат, потому что в Афинах существовали открытые для всех учреждения для спорта такого рода. Если он заболевал, то его бесплатно лечил общественный врач. Если у него являлось желание совершить паломничество в Олимпию или в другое место, он шел туда пешком. Кроме того, путешествия стоили совсем недорого, по крайней мере морем, если верно, что за провоз целой семьи из Египта в Пирей брали не более 75 коп. Родители были обязаны давать своим детям хотя бы самое ограниченное первоначальное обучение, но школа не была ни публичной, ни бесплатной, и за обучение в школе надо было платить около 4 р. 50 коп. в год. Но мы здесь не принимаем этого в расчет, так как предполагаем, что семья, о которой идет речь, состоит из трех взрослых людей.

Исходя из такого расчета, можно прийти к выводу, что предполагаемое бедное семейство могло довольствоваться бюджетом около 100 рублей, а считая непредвиденные расходы — около 110 рублей. Разумеется, на эти деньги можно было вести только очень скромный образ жизни, но не испытывая нужды.

Конечно, чтобы жить в довольстве, надо было тратить значительно больше. В одной из речей Демосфена человек, получивший наследство в 45 мин (около 1680 рублей), заявляет, что приходится очень стесняться в средствах, если довольствоваться доходами с подобного капитала, т. е. суммой около 200 рублей. Другой же утверждает, что он мог прокормиться и получить воспитание на 240 руб. в год. Сам Демосфен, его младшая сестра и их мать получали ежегодно 7 мин (около 260 руб.) и не должны были платить за квартиру; кроме того, расходы по образованию Демосфена считались отдельно. Лизий47 думает, что при широкой расценке 1000 драхм (около 370 руб.) ежегодного расхода на двух маленьких с. 156мальчиков и одну маленькую девочку при двух молодых служанках — вполне достаточная сумма.

Что касается тех, кто ставил дом на более широкую ногу, то эти люди с трудом могли обойтись капиталом около 20 000 руб., дающим доход в 2300 руб. (Ксенофонт. О домоводстве, гл. 2). Правда, им приходилось платить довольно тяжелые налоги.

Медицина.

В Греции было два вида медицины: одни врачи пользовались заклинаниями и магическими словами; другие занимались наблюдениями и применяли средства, основанные на опыте. Первый вид врачевания господствовал, по-видимому, во времена Гомера и даже в течение долгого времени после него; но постепенно он вытеснился вторым.

Одно место из сочинений, приписываемых Гиппократу (врачу V и VI веков), указывает, как заботливо относились врачи к правильному определению болезни:«Мы определяем болезни на основании общей природы вещей и свойств каждого отдельного человека: при этом мы принимаем во внимание признаки болезни, положение больного, то, что было ему предписано…, а также общее состояние атмосферы и состояние ее в каждой отдельной стране, привычки больного, его образ жизни, обычные занятия, возраст, речи, нрав, молчаливость, мысли, сон, бессонницу, род и время сновидений, движения рук, зуд, слезы, пароксизмы, испражнения, урину, мокроту, рвоту. Следует также собрать сведения о поте, ознобе, дрожи, кашле, чихании, икоте, дыхании, отрыжке, бурчании в животе, кровотечении, геморрое; надо исследовать, каковы следствия и значение этих признаков». (Трактат об эпидемиях, кн. I, гл. 3, § 10).

Врачи придавали большое значение влиянию среды: «Кто хочет заниматься медициной, должен поступать так: прежде всего необходимо исследовать действие разных времен года, потому что они не только не похожи одно на другое, но имеют большие отличия, и каждое из них с. 157 подвержено различным колебаниям; во-вторых, надо иметь в виду теплые и холодные ветры, в особенности те из них, которые свойственны всем странам, затем те, которые дуют только в каждой отдельной стране. Равным образом, надо подвергнуть исследованию свойство вод, потому что различие во вкусе и весе ее свидетельствует и об отличии ее качеств.

Если врач переезжает в новый город, он должен узнать, каково положение этого города относительно ветров и восхода солнца… Ему следует ознакомиться с тем, обнажена ли и суха ли земля в этой местности или покрыта лесом и сыра, находится ли город в котловине и напоен удушливо-горячим воздухом, или расположен на возвышенности в прохладном месте. Наконец, врач должен изучить тот образ жизни, какой наиболее по вкусу жителям; он узнает, любят ли они выпить и хорошо поесть и ленивы ли они, или, наоборот, увлекаются гимнастическими упражнениями, не боятся усталости, обладают хорошим аппетитом и пьют мало». (Трактат о воздухе, водах и местностях, гл. I).

Врачи-жрецы.

Первыми врачами в Греции были жрецы при храмах Асклепия, бога здоровья. Некоторые из этих храмов были очень древни. Впоследствии они делались все более многочисленными, и Павсаний48 насчитывает их не менее шестидесяти трех.

«Эти святилища возводились обыкновенно в некотором расстоянии от городов, в возвышенной и здоровой местности, поблизости к чистым ручьям, среди священных лесов, свежая зелень которых радовала глаз. Они обслуживались жрецами, которые, занимаясь медициной, были как бы истолкователями велений бога. История греческой медицины сливается в начале с историей святилища Асклепия; право на искусство врачевания находилось сначала в исключительном пользовании с. 158жреческих семей, которые передавали по наследству от отца к сыну секреты, скрываемые от непосвященных. Правда, в довольно древнее время эти жрецы,асклепиады, вышли из храмов, чтобы лечить больных, и приняли в свои школы учеников, не входящих в их касту. Но это не мешало больным толпами стекаться для лечения в наиболее знаменитые асклепии.

Прежде, чем приобрести право доступа к божеству в его храм для получения совета, больной подвергался многочисленным церемониям, из которых одни, как, например, пост, обмывания, ванны, были просто гигиеническими мерами, другие, как очищения и жертвы, имели религиозный характер. После этих приготовлений больной допускался в храм, где должен был пробыть ночь на шкуре того животного, которое он пожертвовал, или на одной из постелей, поставленных у статуи Асклепия: это называлось инкубацией. Там, в тиши и полутьме святилища, видя, как ручные змеи извивались на полу в длинные кольца, больной чувствовал себя в присутствии бога, и воображение его приходило в сильное возбуждение. Во время сна к нему являлся или приближался бог и указывал лекарства, которые должны были излечить его. На другой день он рассказывал виденное или слышанное жрецам, которые истолковывали эти видения и применяли к нему предписанные богом меры. Те, которые получали исцеление, подвешивали в храме обещанные приношения, бросали золотые и серебряные монеты в священный ручей и вырезали на особых досках и колоннах свое имя с указанием своих болезней и принимавшихся лекарств».

(Decharme. Mythologie de la Grèce antique, стр. 296—297; 2-ое изд.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.