|
Дом Мидия в Элевсине отличался такой несообразной вышиной, что покрывал своей тенью соседние постройки. Крыша у всех домов была черепичная.
Материалы для построек употреблялись различные: обтесанный камень или песчаник для фундамента, необожженный кирпич и дерево — для стен. Проломить такие стены было очень легко, и в Афинах этим занимался особый род воров (τοιχωρύχοι).
В течение долгого времени украшения домов были очень просты: ограничивались тем, что покрывали стены слоем извести. В IV веке начинает распространяться стремление к роскоши.
В доме Фокиона10 стены были выложены бронзовыми пластинками. Для украшений употребляли также золото и с. 107 слоновую кость. Алкивиад11 украсил свое жилище стенной живописью, вкус к которой быстро распространился: в маленьком городке Танагре она была почти во всех сенях. Галереи внутреннего двора украшались коврами, разнообразными вышивками, а пол был роскошно вымощен. Входы в большинство комнат завешивались портьерами. Потолки со времен Эсхила12 иногда покрывались арабесками13. Коринфяне подали пример делать на верхней части стены лепные украшения, которые часто были настоящими картинами.
Если принять во внимание украшения, расположение и размеры большого греческого дома IV века, то нельзя отказать им в красоте. Но богатые жилища были редки, и мы можем иметь представление лишь об их, так сказать, идеальном плане.
Во всяком городе было множество домов средней руки, занимавших промежуточное положение между бедной, высеченной в скале лавочкой и большим домом с галереями, украшенными колоннами14.
(Monceaux. Dict. des antiquités, II, стр. 343—346).
Обстановка дома.
1. Мебель для сиденья. Дифром назывался низкий табурет без спинки, на четырех ножках, с. 108 расположенных в форме буквы X или стоящих перпендикулярно. В первом случае он легко складывался, потому что сиденье состояло из переплетающихся полос. Во втором он не был складным, так как сиденье и ножки были соединены наглухо. Когда к нескладывающемуся дифру приделывали спинку, получался κλισμός, который был очень похож на современный стул; всякое седалище большой величины, имеющее кроме высокой спинки еще и боковые ручки, носило название тронов (θρόνος). В храмах на тронах восседали боги; в частных домах это было почетное место хозяина и его друзей. Благодаря размерам этот стул было трудно передвигать с места на место, а потому иногда он прикреплялся к стене, тогда как все другие седалища были передвижными. Мебель для сиденья делали обыкновенно из твердого дерева; когда же она предназначалась для богов или для должностных лиц, то материалом для нее часто бывал мрамор. Почти всегда на всех ее частях были богатые украшения. Эти седалища любили покрывать мягкими кожами, коврами и подушками. Чтобы влезть на них, нередко пользовались скамейками.
Стул.
|
Постель.
|
Постели. Остов античного ложа представлял собой не что иное, как удлинение дифра. При этом, если удлинялся дифр с перекрещивающимися ножками, то получалась походная постель; при удлинении дифра на прямых ножках выходило нечто вроде скамейки без спинки. Прибавление к этой скамейке спинок — одной вс. 109 изголовье, другой в ногах и третьей по длине — делало ее похожей на наши кушетки и диваны.
В качестве материала употребляли, кроме обыкновенных сортов дерева, клен и бук; буковая мебель делалась или из цельного дерева или только с фанеркой. Выделка кроватей производилась очень тщательно, особенно в тех частях, которые не закрывались материей, как ножки и спинки. Ножки были изукрашены скульптурной работой или вытачивались, остальные части инкрустировались15 часто золотом, серебром и слоновой костью.
У Гомера нигде нет упоминаний о подушках и других принадлежностях пышного убранства постели. Постель богатого человека состояла прежде всего из ῥηγέα; это были или одеяла, вытканные из шерсти, или же род матраса; поверх них клалисьτάπητες, а под них иногда подстилали овечьи шкуры. Тело покрывали χλαῖναι. Это слово, означающее плащ, указывает, что греки, укладываясь спать, раздевались и укрывались одеждой или же, может быть, особыми шерстяными одеялами.
В последующую эпоху непосредственно на решетку кровати клали матрас, называемый κέφαλον, τυλεῖον или τύλη, который состоял из смеси шерсти и перьев, набитых в полотняный или шерстяной мешок. На этот матрас клали одеяла. Набитые шерстью подушки дополняли постельный прибор.
При чтении, письме и еде греки возлежали на особых ложах, которые покрывались мягкими пушистыми тканями, отличавшимися тонкостью и яркой окраской; одна или две туго набитых подушки поддерживали тело человека в полусидячем положении или служили опорой для его левой руки.
Столы. Столы служили только для установки необходимой при еде утвари. То квадратные, то круглые или овальные, на трех или на одной ножках, столы эти были подобны нашим, с той разницей, что они были ниже и что их верхняя доска едва достигала высоты ложа. Ножки с. 110 были отделаны с большим вкусом. Им любили придавать форму ног животных или заканчивали их копытами. Эта мебель делалась главным образом из бука, а в более позднюю эпоху — из бронзы, благородных металлов и слоновой кости.
4. Сундуки. Греки хранили свою одежду в сундуках разного размера16. Едва ли в глубокой древности были известны комоды с выдвижными ящиками или стоячие шкафы с дверцами. Они встречаются только в памятниках более поздней эпохи. Довольно часто упоминаемые Гомером сундуки, в которые складывались платья, имеют несомненно некоторое сходство с нашими старинными сундуками. Греческие сундуки были покрыты различными фигурами и скульптурными украшениями или инкрустацией из металла и слоновой кости. Изображения таких сундуков редко встречаются на древних памятниках, но на них довольно легко найти рисунки маленьких переносных шкатулок, куда прятались туалетные принадлежности и драгоценные вещи.
Большой сундук.
|
В гомеровскую эпоху роль замка играла тесьма из материи. Впоследствии концы этой тесьмы стали с. 111 скреплять сырой глиной или воском и прикладывать в виде печати кольцо. Придумали даже запирать сундуки замками.
Домашняя утварь. Среди утвари, служащей для сохранения съестных припасов, первое место по величине занимал пит. Это был глиняный с выпуклыми боками сосуд без ножки, иногда с острым, иногда с плоским дном. В первом случае он делался сравнительно небольшой величины; чтобы он мог держаться в равновесии, его зарывали в землю; во втором — он бывал больших размеров и имел широкое отверстие сверху.
Пит (πίθος).
| Στάμνος походил на пит, хотя был меньшей величины. К тому же разряду относится βῖκος. Во всех этих сосудах хранили вино, масло, фиги, соленье.Амфорой называлась ваза с двумя ручками, у которой были выпуклые бока овальной формы, более или менее длинная шейка с отверстием, пропорциональным ширине боков. Часто амфора делалась на ножке, но не менее часто она заканчивалась остроконечным дном; в этом случае ее надо было приставлять к стене или ставить на особую подставку.
Разновидность амфоры называлась κάδος. Гидрия была родом кувшина с третьей ручкой, приделанной ниже, на выпуклости бока; эта ручка давала возможность погружать гидрию в воду и сейчас же подымать ее, чтобы поставить на голову. Κώθων употреблялся в путешествии, особенно был в ходу между солдатами во время походов; это была бутылка с узким горлышком, с ручками и довольно выпуклыми боками; она изготовлялась из особой глины, имевшей свойство очищать воду от грязи. К этому же разряду относился βομβυλιός, с. 112 из которого жидкость выливалась по каплям с некоторым бульканьем.
Лекифами назывались сосуды продолговатой формы на ножке, с ручкой; в них хранились благовония. Ἀλάβαστρον был маленький цилиндрической формы флакончик, слегка суживающийся к шейке и снабженный двумя ушками, на которых иногда делались дырочки; его можно было подвешивать, продевая через них шнурок. Этот сосуд также предназначался для благовоний и для духов.
Греческие вазы.
| Сосуды для смешивания вина с водой при трапезах и возлияниях носили общее наименование кратеров. Кратер имел выпуклые бока, широкое отверстие, две ручки по бокам и ножку, которая давала ему устойчивость; впрочем, форма кратера могла быть очень разнообразной17.
с. 113 Среди посуды для черпания и разливания были: арабилл, расширявшийся книзу и суженный к шейке, — «как кошелек со стянутыми шнурами», говорит Атеней18; энохея, хус и прохус, которые представляли некоторое сходство с нашими кружками; котил, употреблявшийся в качестве меры емкости, служил также при жертвенных возлияниях и при трапезах для чистого вина;киаф — род ковша с длинной ручкой, благодаря которой им можно было черпать из другого сосуда, не погружая в жидкость пальцев.
Роспись греческой вазы.
| |
Кратер.
| Сосуды для питья были следующие: фиал (φιάλη) — плоская чаша без ручки и без подножки, с немного вогнутым дном; κύλιξ — чашка с двумя ручками, на чрезвычайно грациозной подножке; σκύφος — большая чаша с двумя ручками, иногда плоскодонная, иногда — остродонная; κάνθαρος — чаша с большими ручками и на высокой ножке; καρχήσιον — продолговатая со слегка выпуклыми с. 114 боками чаша, с ручками, доходящими до низу; наконец, ῥυτόν, или κέρας, который имел форму рога.
Что касается кухонной утвари, то, кроме нескольких блюд, от нее не осталось почти никаких следов. Χύτρα назывался котел с двумя ручками, в котором варили овощи и мясо. Иногда он делался на трех ножках, но обыкновенно его ставили на треножник. Λέβης — обычно медный сосуд, очень похожий на предшествующий. В музеях есть образчики греческих блюд; они все — массивной работы; на их назначение достаточно ясно указывают изображения рыб, которыми они расписаны; отсюда происходит и их наименование «рыбных» — ἰχθύαι19.
Калатом называлась тростниковая или камышовая с. 115 плетеная корзина, снизу довольно узкая и постепенно расширяющаяся кверху; в нее клали шерсть для вязания и вышивания. В нее можно было также класть цветы, фрукты, колосья, продукты жатвы и виноградного сбора. Во время еды хлеб и нежные печенья подавались в довольно низких круглых или продолговатых корзинках с ручками (κάνοῦν). Эти предметы употребляли также в качестве приношений богам; в процессии на панафинейском празднике участвовали девушки, носящие названиеканефор.
6. Факелы и светильники. Для освещения и нагревания комнат у греков уже со времен Гомера были у входа жаровни, стоявшие на высоких подставках и наполнявшиеся щепками, сухими поленьями или смолистыми кусками дерева. У них употреблялись также смолистые факелы из длинных и тонких кусочков дерева, связанных жгутами из коры тростника или папируса. Позже придумали приспособление, состоящее из особой металлической или глиняной трубы с гладкой поверхностью, внутрь которой клались смолистые вещества; трубки эти называлисьфанами (φανός) и обыкновенно прикреплялись в середине глиняного горшка, куда падали уголья или стекала смола. Фан на подножке назывался λυχνοῦχος. Неизвестно с точностью, когда в Греции вошли в обычай масляные светильники; во всяком случае, в конце V века они были известны.
Лампа в виде лодки.
|
Эти светильники делались из обожженной глины или из металла и имели самую разнообразную форму; в них делались два отверстия: в одно вливалось масло, с. 116в другое вставлялся фитиль. Для того, чтобы освещать перед собой улицу ночью, употребляли факелы или фонари, состоящие из светильника, вставленного в прозрачный рог. Огонь зажигали угольками, тлевшими в золе очага; впрочем, его умели зажигать и быстрым трением двух кусков дерева, один из которых, заостренный в виде сверла, вставлялся в другой.
(Guhl und Köner).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|