|
III.5. СЕВЕРНАЯ ПРАРОДИНА
19. Языковое исследование календарей [3], в частности, древнерусского северного календаря, доказывает изначальную кодированность языка, его русскую базу, космическое происхождение человеческой цивилизации и первоначальную направленность ее распространения с Севера на Юг. Обсудим ряд наиболее интересных результатов данной работы. Но сначала немного о теории хронологии.
Время
Потребность в измерении времени и в составлении хроники событий изначально присуща цивилизации. Время - самая фундаментальная характеристика нашей жизни. Пока мы не знаем его причину и суть (обсуждение см., например, в [38]). Одно из указаний на его природу содержится в самом этом слове. Бифонема ВР, как уже отмечалось, «движение с повторением». То есть
ВРЕМЯ – «вращающее»,
если более подробно – «вращением рождающее начало». Поверить создателям праязыка, что они отразили в слове существенную черту времени - вращение, достаточно легко : мы измеряем время по периодическим, т.е. повторяющимся, колебательным процессам, а они однозначно связаны с вращением. Если взглянуть на мир, то можно заметить, что все в нем периодично (почти) и вращается : электроны, атомы, планеты, звезды, галактики, …, вселенные. Более того, это явление принципиально, т. к. именно оно, а следовательно, время, обеспечивает стационарность и устойчивость мира : не было бы вращения, создающего центробежные силы инерции, материя под действием притяжения, т.е. гравитации, схлопнулась бы в точку и стала ненаблюдаемой.
Согласно основной идее общей теории относительности гравитационное поле не просто порождается материей, оно и есть материя и «одновременно» воспринимается как искривленное пространство сложной геометрии, куда время входит особым образом в качестве одного из его измерений (в общем случае может быть и нескольких), а его «течение» зависит от кривизны и кручения этого пространства (поэтому обычно говорят : пространство-время).
Следовательно, есть основания чтобы высказать общее утверждение : мир существует благодаря времени. Мало сказать, что «все движется во времени», т.е. время – мера движения. Данное свойство означает, что измерение любых характеристик любых обьектов можно свести к измерению времени. Предложение становится более сильным : время - первопричина этого движения, т.е. генератор кривого пространства и эквивалентной ему материи (здесь можно вспомнить работы астронома Козырева).
Что является причиной самого времени? Если это понятие фундаментально, то его природа должна высвечиваться в самых общих представлениях, без обращения к конкретным математическим моделям. Нельзя ли уловить ее на «бытовом» уровне? Язык математики абстрактен, он говорит сложно о простом. Обычный язык, наоборот, очень ассоциативен и позволяет говорить просто о сложном. Например, нам достаточно произнести одно слово (материя, движение, любовь), чтобы сразу охватить все связанные с ним явления. В математике же, чтобы описать, скажем, движение, надо написать сотни страниц текста.
Будем исходить из того, что природа не только разнообразна (не было бы разнообразия, не было бы и движения), но и универсальна : в любой из ее частей, в любом их состоянии должны отражаться ее общие свойства. То есть часть должна содержать целое.
В последнем утверждении нет противоречия (если находиться не в простейшей бинарной логике). В языке есть подтвержающая этот тезис информация, например, в слове ЕДИНСТВО [20]. С одной стороны, единица – это элемент (часть) любого множества обьектов, с другой стороны, единство – всеобщая связь, первоисточник всего : ОДИН = ODIN – Бог у древних народов; ONE (англ. «один») = ОНЕ – «сущность энергии» (ОН на др.греч. «сущее»).
Ввиду важности для развиваемой логики понимания нетривиальности (непростоты) обсуждаемого утверждения, попробуем поискать для него наглядную аналогию. Рассмотрим, к примеру, клубок ниток. Нить – это образ единого целого («всеобщего»). Недаром древние верования связывают человеческое существование с «нитью жизни», которую прядет богиня Судьбы – др.рус. Великая Праматерь [33]. Нить состоит из плотного одномерного множества ничем не отличающихся друг от друга (тождественных) точек и, будучи запутанной в плотный клубок, сама образует некое пространство, в данном случае – трехмерное. Теперь мысленно рассеките этот клубок какой-нибудь поверхностью. В сечении вы получите двумерное множество хаотически расположенных точек (единиц, частей). Эта двумерная поверхность – образ наблюдаемого нами пространства, заполненного точечными обьектами. Если бы мы были двумерными существами, то с нашей точки зрения эти точки были бы никак не связаны друг с другом. При деформациях клубка точки пришли бы в движение, и мы стали бы изучать эти столкновения, пытаясь выяснить их природу, открывать законы этого движения. Но уже ясно, что первопричина движения точек на поверхности (т.е. в «видимом» пространстве) – деформация клубка – лежит в охватывающем ее пространстве большей размерности (в данном примере – трехмерном) и что обнаружить ее двумерному наблюдателю невозможно – для этого надо выйти в трехмерное пространство «всеобщего» и взглянуть на него «со стороны».
Но в данном случае интересно и другое. Сами эти точки («единичное») хранят полную информацию о «всеобщем» - о самой нити : двигаясь от любой точки «перпендикулярно» наблюдаемому пространству вдоль одномерной нити, можно пройти всю нить и вернуться назад в данную точку (если начало и конец клубка склеены). При этом побывав везде. Вот примерно в каком смысле часть содержит целое. Другое дело, что мы, люди, находясь реально в наблюдаемом как минимум трехмерном пространстве, не можем пока настолько овладеть временем, чтобы получить возможность выходить из него «перпендикулярно» и ощутить это «целое».
Вряд ли кто-нибудь будет возражать, что мир многомерен. А мы находимся на одной из его «гиперповерхностей» - в подпространстве меньшего числа измерений. Т.е. суть каких-то вещей скрыта от нас в иных подпространствах. Может, в этом состоит одна из простых причин существования «верхней грани» нашего понимания природы.
Есть две возможности : или мы принципиально не способны выйти в пространство большей размерности, либо найти «одномерный» путь «заметания» всего многообразия (типа нити), или эта ограниченность временна.
Пока единственным намеком на то, что в нас заложена потенциальная возможность достичь большего, является наличие у нас совести – «всеобщей вести».
Таким образом, отношение «единичное - всеобщее» получает еще одно, лишь на первый взгляд парадоксальное решение :
ЕДИНИЧНОЕ = ВСЕОБЩЕМУ.
Отсюда следует, что данный вывод можно распространить и на нашу повседневную жизнь : если мы что-то в наблюдаем в своей практике, то то же самое должно быть присуще всей природе.
Теперь вернемся к сути времени и зададим вопрос : из-за чего все движется в мире, в котором мы живем, и поэтому вынуждены вводить понятие времени и измерять его? И тут же получим удивительный результат : все, что мы видим вблизи нас, движется благодаря ЖИЗНИ, деятельности разума во всех его проявлениях. Мы сами рождаемся, трудимся, рожаем, умираем, сеем рожь, строим города, создаем источники энергии, технику, транспорт, каждый день ложимся спать и ходим на работу, … Движение мы наблюдаем и благодаря другим известным формам жизни : бактериям, клеткам, растениям, животным и т.д..
Теперь вспомним, как мы чисто лингвистически определили жизнь – как замыкание циклов, как РА – «повторение начала», рождение себе подобного, требующее определенных и главное нравственных усилий (см. приложение 1 «Словарь»). То есть жизнь - тоже «движение с повторением» - ВР. Следовательно, с общих позиций замыкание циклов – РА – и есть вращение ВР, т.е. время.
Таким образом, по крайней мере в ближней зоне время порождается жизнью. Чтобы распространить данный результат на всю природу, осталось только понять, что другие видимые формы движения, к которым мы как бы не имеем прямого отношения : звезд, планет, атомов, элементарных частиц,…,- также обязаны жизни. Что породило Солнце, Землю и электрон и заставило их вращаться? «Кто» это сделал и «для чего»?
На эти вопросы легко могут дать ответ верующие : т. к. Бог есть жизнь, то и те, казалось бы не зависящие от деятельности разума движения, также порождены жизнью. При этом Он ставит перед собой нравственную задачу, например, творения себе подобного. Но представление о Боге находится «за верхней гранью» наших знаний о природе. Нельзя ли поискать решение в области, доступной людям?
Что касается планет, намек на положительный ответ есть : спутники, космические станции, которые мы сами делаем и запускаем. Даже в cлучае с электроном у нас уже есть надежный результат : согласно точным частным решениям уравнений ОТО электрон представляет из себя почти замкнутый кривой мир, связанный с внешним пространством узкой горловиной, так что наблюдаемые извне его полная масса, заряд и радиус, как характеристики кривизны пространства вблизи этой горловины, имеют очень малые значения. То есть «внутри» электрона находится некая «вселенная», в которой жизнь может играть такую же регуляризирующую роль, как и в нашей вселенной (см. приложение 2 «Космологический цикл»).
Более того, есть решения уравнений гравитации, которые показывают, что вблизи горловин (особенностей кривизны пространства) время и пространство могут дискретно переходить друг в друга, образуя ячеистые структуры. Это позволяет чисто гравитационно, т.е геометрически, обьяснить квантованность пространства-времени. С другой стороны, понять пространственную сущность времени и времениподобную сущность пространства.
Если в маленьких частичках материи можно хотя бы воображением представить себе «вселенные», то наблюдаемый большой «холодный» мир звезд, галактик, вселенных может, наоборот, вполне оказаться частью чего-то живого. Для этого достаточно взглянуть внутрь себя и согласиться, что «судьба» составляющих вас атомов зависит от вашей воли и вашей жизни.
Есть и чисто языковая информация о связи материи и жизни. Мы привыкли под материей понимать нечто «бездушное», относя все духовное («дышащее», значит, живущее) к некому «идеальному» миру. Но как правило забываем при этом, что МАТЕРИЯ – аксиоматическая исходная категория, имеющая внутреннее смысловое значение «рождающая» [20]. То есть рождение – фундаментальное свойство материи (ср., например, англ. matter – «материя» и mather – «матерь». Как и в русском – одно и то же слово). Но рождение же является, как уже было отмечено выше, основным признаком и определением ЖИЗНИ – рождения себе подобного, «повторения начала» = РА.
Есть также и физико-математическое подтверждение этой тесной связи. Логика такова. Рождение – всегда творческий процесс появления нового, которое не сводится к простой сумме порождающих его частей (ребенок отличается от отца и матери). То есть новое не равно суперпозиции старого. В математике это находит прямое отражение в том, что уравнения, описывающие любой процесс рождения (генерации колебаний, периодических движений), являются нелинейными. Отрицание принципа суперпозиции, собственно, и составляет в математике основу определения нелинейности. К этому осталось только добавить, что главная идея общей теории относительности, связывающая материю с искривленным ПРОСТРАНСТВОМ-ВРЕМЕНЕМ, реализуется через нелинейные уравнения. Любое самодействие (действие системы на себя) – всегда нелинейно. Поэтому, например, гравитационное поле, как результат действия материи на себя, по определению нелинейно.
Таким образом, рождение – это то реальное общее, а нелинейность – то абстрактное общее, что связывает материю и жизнь.
Итак, из общих лингвистических и физических соображений получает обоснование весьма простое представление о том, что вся материя живая. По крайней мере, можно показать, что жизнь во вселенной в целом выполняет вполне определенную, главное, положительную функцию, имеет принципиальное значение для самого факта ее существования.
Основанием для такого утверждения является прежде всего уже отмеченная в связи с обсуждением понятия времени наблюдаемая глобальная стационарность всех процессов в природе, имеющих периодический характер : электроны вращаются вокруг своей оси и вокруг ядер атомов; планеты вокруг солнц, звезды вокруг центров галактик; клетка рождает себе подобную; зеленые растения осуществляют круговорот кислорода в атмосфере Земли; женщины, рождая детей, обеспечивают непрерывность жизни человечества, несмотря на ограниченность времени жизни каждого человека и т.д.
Эта наблюдаемая глобальная стационарность, замыкание циклов в условиях наличия хаотизирующих, деструктивных, диссипативных процессов возможна, согласно физическим представлениям, только при совершении определенной работы по замыканию этих циклов. На совершение такой упорядочивающей деятельности, т.е. на организацию антиэнтропийных потоков способна только “живая материя”, и не просто живая, а разумная. Более того, разумная созидающая, т.е. нравственная. Строго говоря, данное свойство замыкать циклы и есть определение разумной жизни.
Таким образом, мы приходим к выводу : сам факт существования вселенной говорит о том, что разумная жизнь принципиально важна для природы и является ее универсальным свойством, обеспечивающим ее равновесие и устойчивость. А в общем – и сам факт ее существования.
Вторым не менее значимым наблюдательным фактом, проясняющим смысл жизни и роль разума во вселенной, является универсальность строения вселенной : элементарные частицы, атомы химических элементов, клетки органических форм и т.п. - одинаковыв любой точке вселенной. Этот факт свидетельствует о наличии единого универсальногокода, по которому осуществляется воспроизводство материи.
Одной из возможных причин, обеспечивающих одинаковость кодов, может быть наличие информационных потоков, пронизывающих вселенную [37]. А создание, хранение и распространение информации есть еще одно фундаментальное свойство разумной жизнии никакой другой.
Следовательно, мы приходим к таким выводам :
· существование, стационарность и универсальность вселенной может обеспечиваться разумной жизнью;
· определяющими признаками разумной жизни являются генерация информации и работа по замыканию природных циклов.
Подводя итог данным рассуждениям, выскажем окончательное предложение : категории времени, пространства, материи, жизни настолько взаимосвязаны, что их можно отождествить :
ВРЕМЯ = ПРОСТРАНСТВО = МАТЕРИЯ = ЖИЗНЬ = РА,
- и искать их суть «одновременно» (см. также раздел II.5, слово ХРОНОС; раздел III.8, обсуждение Рис.3).
Ясно, что такое резкое упрощение задачи, получаемое в том числе и семантически, достигается переходом на более обьемлющий уровень осмысления реальности, на котором обычное деление мира на материю и пространство-время, на микромир и макромир, на мир «материальный» и «идеальный», на мир «живой» и «неживой» теряет свой абсолютный смысл.
А сама проблема (времени, жизни,…) сводится к самой общей : в чем причина и цель существования мира. Представления о Боге, о «вечной и бесконечной» Вселенной, о рождении ее «из хаоса» и т.д. – лишь отображают ее в доступных нам образах. Но не решают. Пока она «за верхней гранью». Как логики, так и языка. Вполне может оказаться так, что для решения ее нам потребуется более совершенный язык (человек способен различать и воспроизводить несколько сотен звуков), который, кстати, не обязательно будет звуковым, а также более мощная логика, которая не обязательно должна быть дискретной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|