|
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
Аналитические материалы
ных интересов грузоотправителей. Характерно, что с точки зрения субъекта предпринимательской деятельности, желающего перевезти купленный товар морем, по большому счету, не имеет значения, судно под чьим флагом или морской порт какой страны будет участвовать в схеме перевозки, если груз будет доставлен адресату вовремя в целости и сохранности. Поэтому понятно, что уменьшение национального тоннажа, уже долгое время являющееся устойчивой тенденцией в Украине, не затрагивает интересы экспортера, который может без особых проблем задействовать в своих целях торговое судно под «удобным» иностранным флагом.
Похожим образом обстоит дело и с портом отгрузки, который выбирается не столько исходя из соображений наибольшей приближенности к основному месту деятельности заинтересованного торгового предприятия, сколько с учетом стоимости услуг по обработке тех или иных грузов, а также величины портовых сборов. Морские торговые порты Украины на современном этапе обрабатывают самые различные типы грузов, ориентируя свою инфраструктуру на особенности и перспективы грузового потока в том или ином районе страны. Экспортеру приходится учитывать аспект порта отгрузки еще и в тех случаях, когда, например, какое-либо государство в целях защиты подведомственных отечественных предприятий проводит политику по типу «свои грузы через свои порты». Поэтому и грузопоток в бассейне Черного моря движется далеко не только через украинские порты. Но это уже вопрос, заслуживающий самостоятельного рассмотрения.
Для правильного понимания роли и места морской перевозки груза в процессе реализации внешнеторгового контракта сначала следует остановиться на том, чем же является договор морской перевозки груза с юридической точки зрения.
Кодекс торгового мореплавания Украины в ст. 133 определяет договор морской перевозки груза как договор, согласно которому перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевезти порученный ему грузоотправителем (фрахтователем) груз из порта отправки в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Грузоотправитель же обязуется оплатить за перевозку установленную плату (фрахт).
Несмотря на использование в договоре морской перевозки таких терминов, как «фрахтовщик», «фрахтователь» и «фрахт», его не следует отождествлять с договором фрахтования судна (регулируется разделом VI КТМУ). По украинскому законодательству договор фрахтования судна по своей сути является разновидностью договора аренды и не имеет прямого отношения к перевозке груза морем по внешнеэкономическому договору купли-продажи. Напротив, договор морской перевозки груза связан с договором купли-продажи, т. к. появляется вследствие правоотношений, возникших между продавцом и покупателем, при которых один из них обязан перевезти товар, составляющий предмет контракта.
Заключение договора морской перевозки грузов подтверждается обычно такими документами, как коносамент (товаросопроводительный документ типовой формы, содержащий все существенные условия договора морской перевозки) или рейсовый чартер (договор, заключаемый при нерегулярных - «чартерных» рейсах). Для перевозки большинства «генеральных» грузов используется схема «один перевозчик - несколько грузоотправителей», т. е. грузы от разных субъектов хозяйственной деятельно-
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС-1990/2000
Аналитические материалы
сти перевозятся одним судном за один рейс. При этом и договоров перевозки заключается столько, сколько есть желающих грузоотправителей. А для такого случая в качестве документов, исполняющих роль договоров морской перевозки, как раз и удобно использовать соответствующее количество коносаментов. Очень часто для небольших партий почти всех разновидностей «генеральных» грузов применяются контейнерные перевозки, функционирующие с использованием так называемого «линейного» судоходства. Суда, работающие на морских линиях, осуществляют регулярные рейсы по четко установленному маршруту между портами с устойчивым грузопотоком, пользующимися наибольшим спросом у грузоотправителей и грузополучателей.
Сложившиеся в торговле модели с трудом поддаются эволюции даже в случаях изменений основания для выбора торгового термина и потребности в его замене. В качестве примера можно привести изменение традиционного способа обработки товара. С начала 60-х годов особые трудности возникли в морской торговле в связи с введением контейнеризации, когда еще до прибытия судна товар подготавливается и укладывается в контейнеры, что сделало полностью непригодным для использования традиционного ключевого пункта термина FOB. Появились высказывания, что термины FOB, CFR и CIF применимы только для случаев передачи товара перевозчику на судно, а именно путем пересечения поручней судна, что вообще не имеет места, когда товар помещен в контейнеры.
Совсем неверно, когда стороны предполагают, что подобные различия в действительности,не имеют значения, и что в любом случае все само собой урегулируется. Продавцу следует быть внимательным, чтобы не нести риска в отношении товара после его передачи перевозчику, избранному покупателем. Это особенно важно для ситуаций, когда продавец не может дать инструкцию по обращению с товаром, например, когда перевозчик обязан следовать инструкциям своего собственного партнера по договору, т. е. покупателя.
При контейнерных перевозках, согласно общепринятой практике, однородные товары размещаются продавцом в контейнеры с тем, чтобы таким образом составить полную отгрузку, что именуется «контейнер с полной загрузкой» (FCL - «full container load»), либо передаются на грузовой терминал, где товары размещаются в контейнерах для последующего поднятия на борт контейнеровоза. Это наблюдается, когда однородные товары не составляют полную отгрузку, что именуется «контейнер с неполной загрузкой» (LCL - «less than fall container load»).
Наиболее распространены два основных типа контейнеров: «двадцатифутовые» - с объемом 30 м3 и максимальной загрузкой 18т Внутренние размеры:
- длина 5,89 м;
- ширина 2,32 м;
- высота 2,23 м. Дверца:
- ширина 2,30 м; -высота 2,14 м,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|