Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1





Аналитические материалы

ных интересов грузоотправителей. Характерно, что с точки зрения субъекта пред­принимательской деятельности, желающего перевезти купленный товар морем, по большому счету, не имеет значения, судно под чьим флагом или морской порт какой страны будет участвовать в схеме перевозки, если груз будет доставлен адресату во­время в целости и сохранности. Поэтому понятно, что уменьшение национального тоннажа, уже долгое время являющееся устойчивой тенденцией в Украине, не затра­гивает интересы экспортера, который может без особых проблем задействовать в своих целях торговое судно под «удобным» иностранным флагом.

Похожим образом обстоит дело и с портом отгрузки, который выбирается не столь­ко исходя из соображений наибольшей приближенности к основному месту деятель­ности заинтересованного торгового предприятия, сколько с учетом стоимости услуг по обработке тех или иных грузов, а также величины портовых сборов. Морские торго­вые порты Украины на современном этапе обрабатывают самые различные типы гру­зов, ориентируя свою инфраструктуру на особенности и перспективы грузового пото­ка в том или ином районе страны. Экспортеру приходится учитывать аспект порта от­грузки еще и в тех случаях, когда, например, какое-либо государство в целях защиты подведомственных отечественных предприятий проводит политику по типу «свои гру­зы через свои порты». Поэтому и грузопоток в бассейне Черного моря движется дале­ко не только через украинские порты. Но это уже вопрос, заслуживающий самостоя­тельного рассмотрения.



Для правильного понимания роли и места морской перевозки груза в процессе ре­ализации внешнеторгового контракта сначала следует остановиться на том, чем же яв­ляется договор морской перевозки груза с юридической точки зрения.

Кодекс торгового мореплавания Украины в ст. 133 определяет договор морской пере­возки груза как договор, согласно которому перевозчик (фрахтовщик) обязуется перевез­ти порученный ему грузоотправителем (фрахтователем) груз из порта отправки в порт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Грузоотправитель же обязуется оплатить за перевозку установленную плату (фрахт).



Несмотря на использование в договоре морской перевозки таких терминов, как «фрахтовщик», «фрахтователь» и «фрахт», его не следует отождествлять с договором фрахтования судна (регулируется разделом VI КТМУ). По украинскому законодатель­ству договор фрахтования судна по своей сути является разновидностью договора аренды и не имеет прямого отношения к перевозке груза морем по внешнеэкономиче­скому договору купли-продажи. Напротив, договор морской перевозки груза связан с договором купли-продажи, т. к. появляется вследствие правоотношений, возникших между продавцом и покупателем, при которых один из них обязан перевезти товар, со­ставляющий предмет контракта.

Заключение договора морской перевозки грузов подтверждается обычно такими документами, как коносамент (товаросопроводительный документ типовой формы, содержащий все существенные условия договора морской перевозки) или рейсовый чартер (договор, заключаемый при нерегулярных - «чартерных» рейсах). Для перевоз­ки большинства «генеральных» грузов используется схема «один перевозчик - не­сколько грузоотправителей», т. е. грузы от разных субъектов хозяйственной деятельно-

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1

ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС-1990/2000

Аналитические материалы

сти перевозятся одним судном за один рейс. При этом и договоров перевозки заключа­ется столько, сколько есть желающих грузоотправителей. А для такого случая в каче­стве документов, исполняющих роль договоров морской перевозки, как раз и удобно использовать соответствующее количество коносаментов. Очень часто для небольших партий почти всех разновидностей «генеральных» грузов применяются контейнерные перевозки, функционирующие с использованием так называемого «линейного» судо­ходства. Суда, работающие на морских линиях, осуществляют регулярные рейсы по четко установленному маршруту между портами с устойчивым грузопотоком, пользу­ющимися наибольшим спросом у грузоотправителей и грузополучателей.



Сложившиеся в торговле модели с трудом поддаются эволюции даже в случаях из­менений основания для выбора торгового термина и потребности в его замене. В каче­стве примера можно привести изменение традиционного способа обработки товара. С начала 60-х годов особые трудности возникли в морской торговле в связи с введени­ем контейнеризации, когда еще до прибытия судна товар подготавливается и уклады­вается в контейнеры, что сделало полностью непригодным для использования тради­ционного ключевого пункта термина FOB. Появились высказывания, что термины FOB, CFR и CIF применимы только для случаев передачи товара перевозчику на суд­но, а именно путем пересечения поручней судна, что вообще не имеет места, когда то­вар помещен в контейнеры.

Совсем неверно, когда стороны предполагают, что подобные различия в действи­тельности,не имеют значения, и что в любом случае все само собой урегулируется. Продавцу следует быть внимательным, чтобы не нести риска в отношении товара по­сле его передачи перевозчику, избранному покупателем. Это особенно важно для ситу­аций, когда продавец не может дать инструкцию по обращению с товаром, например, когда перевозчик обязан следовать инструкциям своего собственного партнера по до­говору, т. е. покупателя.

При контейнерных перевозках, согласно общепринятой практике, однородные това­ры размещаются продавцом в контейнеры с тем, чтобы таким образом составить пол­ную отгрузку, что именуется «контейнер с полной загрузкой» (FCL - «full container load»), либо передаются на грузовой терминал, где товары размещаются в контейнерах для последующего поднятия на борт контейнеровоза. Это наблюдается, когда однород­ные товары не составляют полную отгрузку, что именуется «контейнер с неполной за­грузкой» (LCL - «less than fall container load»).

Наиболее распространены два основных типа контейнеров: «двадцатифутовые» - с объемом 30 м3 и максимальной загрузкой 18т Внутренние размеры:

- длина 5,89 м;

- ширина 2,32 м;

- высота 2,23 м. Дверца:

- ширина 2,30 м; -высота 2,14 м,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.