ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
Аналитические материалы
и «сорокафутовые» - рассчитанные на 60 м3 и максимальную загрузку 30т Внутренние размеры: -длина 12 м;
- ширина 2,32 м;
- высота 2,34 м. Дверца:
- ширина 2,30 м;
- высота 2,23 м.
Главными преимуществами контейнерных перевозок можно считать большую сохранность грузов, возможность использования более простой упаковки и сокращение времени погрузки-разгрузки. Если партии соперевозимых грузов совсем небольшие, то допускается использование одного и того же контейнера несколькими отправителями.
Суда, совершающие нерегулярные рейсы (иногда называемые «трамповыми» судами), используются в основном для перевозки большими партиями грузов навалом или наливом (сырьевые материалы и продукты их переработки). В данном случае договор морской перевозки заключается в форме специального договора - рейсового чартера, поскольку грузоотправитель представлен в единственном лице. Судоходные компании, как правило, применяют типовую форму такого договора.
Что же касается фрахтовых ставок, то здесь следует учитывать следующее: на линейные перевозки они выше, чем на нерегулярные рейсы. Это объясняется тем, что во фрахтовые ставки включаются, среди прочего, эксплуатационные расходы судоходной компании, которых в первом случае по объективным причинам значительно больше.
Перед украинским экспортером, заключающим контракт купли-продажи или поставки товара зарубежному партнеру с использованием морской перевозки, возникает ряд вопросов. И одним из первых является выбор и согласование с партнером условий поставки товара. В зависимости от избранных условий поставки и распределяются обязанности сторон по организации морской перевозки товара в ключе реализации внешнеторгового контракта.
Если товар продается на условиях первой группы терминов ИНКОТЕРМС, а именно EXW - «франко-предприятие» («франко-склад» и т. п.), то вопрос морской перевозки продаваемого товара перед экспортером не возникает изначально, т. к. товар передается покупателю непосредственно на предприятии (складе) продавца, а транспортировка товара возлагается на покупателя. Такая схема, часто называемая «самовывоз», упрощает процедуру продажи для экспортера. Однако она практически маловыгодна импортеру-нерезиденту, поскольку влечет ряд технических проблем, которые ему приходится решать при вывозе груза из «чужой» страны, и поэтому редко используется в международной купле-продаже больших партий товара. Исключение могут составлять случаи, когда нерезидент имеет налаженный бизнес в Украине, например, свое представительство, которому поручается решение всех сопутствующих транспортировке товара вопросов.
Чаще же в международной практике используются базисные условия поставки ИНКОТЕРМС, возлагающие на продавца обязанности по транспортировке в той или иной части.
30 — 2-2129
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВИЛА MHKOTEPMC-.19aO/2p|i i
Аналитические материалы
Речь идет прежде всего о тех случаях, когда продавец обязуется доставить товар морскому перевозчику по выбору и указанию покупателя (FCA - «франко-перевоз-чик», FAS - «свободен у борта судна», FOB - «свободен на борту судна»). При этом относительно организации морской транспортировки груза продавец, опять же, обязанностей по определению не несет.
В то же время условия «франко-перевозчик» в отличие от условий «свободен у борта судна» и «свободен на борту судна» прямо допускают в некоторых случаях (по просьбе покупателя либо при отсутствии специальных указаний на то продавца) заключение договора морской перевозки продавцом на риск и за счет покупателя. При этом продавец имеет право отказаться от самостоятельного заключения такого договора, известив об этом продавца. Так или иначе, по условиям «франко-перевозчик» покупатель вправе взять на себя дополнительное обязательство - оказание услуг покупателю по заключению договора морской перевозки.
Отдельно следует отметить, что по своей сути такое обязательство является уже обязательством иного характера - поручения (регулируется главой 34 Гражданского кодекса Украины), фактически сопутствующим договору купли-продажи товара. Сторонами же договора морской перевозки груза будут перевозчик и покупатель, от имени и за счет которого он заключался продавцом. На практике продавцу-экспортеру для заключения договора на перевозку груза (подписания рейсового чартера или получения коносамента) от имени покупателя неизбежно потребуется наличие надлежащим образом оформленной доверенности от продавца. Очевидно, что во избежание недоразумений все вопросы, связанные с действиями продавца по заключению договора на перевозку груза, следует либо специально оговорить в самом контракте, либо закрепить в дополнительном соглашении (по сути, в договоре поручения).
Что касается условий поставки «свободен вдоль борта судна» и «свободен на борту судна», то обязательство по заключению договора на перевозку груза возлагается на покупателя-импортера. С целью выполнения данного контрактного обязательства покупатель самостоятельно либо по рекомендации продавца-экспортера может прибегнуть к услугам специализированной посреднической фирмы, предоставляющей услуги по заключению договора морской перевозки и замыкающей свою деятельность на какой-то конкретный морской торговый порт (как правило, порты имеют свои собственные правила и обычаи относительно обработки грузов). Это позволит оперативно сориентироваться на местном рынке услуг по морской перевозке и выбрать наиболее удобный ее вариант для покупателя.
Следующая группа условий поставки, охватывающая такие термины, как CFR -«стоимость и фрахт», CIF - «стоимость, страхование и фрахт» и СРТ - «фрахт оплачен до», CIP - «фрахт и страхование оплачены до», еще больше расширяет обязательства продавца в отношении действий по организации морской перевозки груза.
На условиях «стоимость и фрахт» покупатель обязан теперь уже за свой счет заключить договор морской перевозки груза в указанный покупателем порт назначения обычным маршрутом на судне, предназначенном для перевозки такого груза. Соответственно и все расходы, возникающие в связи договором перевозки (расходы на погрузку, уплата фрахта и т. п.) ложатся на продавца. В случае же с условиями «стоимость, страхо-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|