Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1





/2000

Аналитические материалы

вание и фрахт» к обязательствам продавца добавляются еще и действия по страхованию груза за свой счет (уплата страхового взноса), причем таким образом, чтобы покупатель при наступлении страхового случая имел право обращаться непосредственно к страхо­вой компании. Иначе говоря, в данном случае речь идет о заключении договора страхо­вания в пользу третьего лица, по которому его сторонами будут продавец и страховая компания, а получателем страхового возмещения - покупатель (что допускается как Гражданским кодексом Украины, так и Законом Украины «О страховании»).

Условия поставки «фрахт оплачен до» и «фрахт и страхование оплачены до» в це­лом схожи с условиями «стоимость и фрахт» и «стоимость, страхование и фрахт» и не содержат существенных отличий в контексте договора морской перевозки. Первые лишь дополнительно предоставляют продавцу право самому выбрать конкретный пункт доставки груза в указанном месте назначения, если он специально не определен покупателем, в то время как вторые подобной оговорки не содержат.

И, наконец, четвертая группа условий поставки ИНКОТЕРМС относится к ситуациям, когда продавец обязан нести все расходы и все виды риска по пути следования груза вплоть до его доставки в место назначения, т. е. здесь фактически полностью охватыва­ется временная сфера действия договора морской перевозки. Эта группа применительно к договору морской перевозки груза объединяет такие термины, как DES - «поставка франко-судно», DEQ - «поставка франко-причал», а также в некоторых случаях DDU -«поставка без уплаты пошлины» и DDP - «поставка с уплатой пошлины». И хотя данной группой терминов предусмотрен наибольший объем обязательств продавца-экспортера в целом по сравнению со всеми предыдущими группами, ситуация с договором морской перевозки остается прежней (как в случае с CFR, CIF, СРТ и CIP): продавец за свой счет заключает договор морской перевозки товара обычным маршрутом до места назначения с четким указанием пункта доставки груза или без такового. В последнем случае прода­вец доставляет груз в пункт разгрузки в пределах места назначения на свое усмотрение.



В некоторых случаях, когда морская перевозка товара является ключевым звеном во всей цепи операций по реализации внешнеэкономического контракта, решение кон­трагентами вопроса о том, на каких условиях поставлять товар морем, может приоб­рести приоритетный и определяющий характер. По большому счету, при существова­нии четырех групп условий поставки ИНКОТЕРМС в отношении договора морской перевозки, прежде всего, следует определить и оговорить в контракте, кто из партне­ров, будет заключать данный договор за свой счет, т. е. выступать в нем стороной-гру­зоотправителем. Если в качестве грузоотправителя предполагается покупатель, то в распоряжении сторон условия поставки второй группы - FCA, FAS и FOB, если же продавец, то третьей - CFR, CIF, СРТ и CIP или четвертой - DES, DEQ, DDU и DDP.



То есть, с точки зрения договора морской перевозки как существенного условия внешнеторгового контракта купли-продажи, ИНКОТЕРМС можно было рассматри­вать как две большие условные группы: первая, содержащая положение «обязанность заключения договора морской перевозки на покупателе», и вторая, соответственно, -«обязанность заключения договора морской перевозки на продавце».

С позиции украинского экспортера наиболее приемлемым представляется вариант FAS или FOB, поскольку в большинстве случаев фирме-резиденту, которая может луч-

30*

ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1

ПРАВИЛА tiHkOTEPMC-i9S

Аналитические материалы

ше сориентироваться на местном рынке транспортно-экспедиционных услуг, решить вопрос о доставке товара в порт до борта или на борт судна значительно проще. А рас­ходы по такой транспортировке могут быть возмещены путем их включения в цену контракта. При этом покупатель-импортер за свой счет обеспечивает морскую пере­возку приобретенного им товара. Таким образом, в данном случае отношения по мор­ской перевозке как бы отделены от продавца-экспортера.



В то же время продавцу-экспортеру может быть выгодно выполнение дополнитель­ных обязательств по организации морской перевозки груза в интересах и за счет поку­пателя, как в случае с FCA. Такой вариант может представлять интерес либо при нали­чии хорошо отработанной схемы сотрудничества с местной транспортно-экспедитор-ской фирмой, специализирующейся на организации подобного рода операций, либо если сам продавец имеет право вести хозяйственную деятельность по предоставлению подобного рода услуг и соответствующие технические и прочие возможности.

Участие в экспортной операции специализированной транспортно-экспедиторской фирмы-посредника еще более желательно в тех случаях, когда применяются такие тер­мины, как CFR, CIF, СРТ и CIP или, тем более, DES, DEQ, DDU и DDP, и перед экс­портером-продавцом возникает необходимость перевезти груз морем за свой счет. Как свидетельствует практика, посредническая фирма такого профиля способна в значи­тельной степени облегчить задачу продавца-экспортера и сориентировать его на того морского перевозчика, который сможет произвести доставку товара на наиболее вы­годных для продавца условиях. Поскольку подобные посреднические операции имеют наибольшую эффективность тогда, когда осуществляются в тесном контакте не только с судоходными компаниями, но и с морскими портами и государственными таможен­ными органами, продавец в лице посредника может рассчитывать на получение всего комплекса услуг, необходимых для реализации внешнеэкономического контракта на тех или иных условиях поставки ИНКОТЕРМС.

В Украине процесс исполнения любого внешнеэкономического контракта во всех отношениях зависит от своевременного решения многочисленных технических вопро­сов, требующих соответствующего документального оформления. И не на последнем месте находится вопрос четкого и подробного описания обязательств сторон по орга­низации морской перевозки товара в самом контракте в зависимости от выбранных ус­ловий поставки ИНКОТЕРМС, а также обеспечения полного соответствия выбранных условий поставки условиям, фактически вносимым в соответствующие положения до­говора морской перевозки груза, независимо от формы его заключения.

КАЧУРЕНКО Виктор - юрист, специалист по морскому праву

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.