|
Эволюция в истории развития представлений о природе и обществе
Идея эволюции долго пробивала себе дорогу в истории человеческой мысли. Очень долгое время взгляд как на природу, так и на общество был метафизическим, т. е. предполагал, что и природа, и общество являются неизменяющимися, стационарными по своей природе[259]259
Противоположная позиция называется диалектической. Диалектика – учение о всеобщем развитии; в данном случае понятия «диалектический метод» и «эволюционный метод» можно понимать как синонимичные друг другу.
Такие представления сформировались во многом под влиянием религиозного мировоззрения и теологической догматики, утверждавшей, что с тех пор как Бог создал мир, он остается неизменным и стабильным. Что-то изменить радикально в нем просто невозможно – это не под силу ни человеку, ни самой природе, и количество сущностей, созданных актом творения в начале мира, в принципе, оставалось точно таким же и к концу существования этого мира.
Впервые идею эволюционного метода внесли в науку греческие философы: в первую очередь, это были Гераклит Эфесский, Демокрит, Горгий, Платон и Аристотель. «Борьба есть отец всего и царь всего», – утверждал Гераклит, и впоследствии данный принцип был с успехом применен в отношении органической природы Чарльзом Дарвином. Гераклиту также принадлежит другое знаменитое изречение, иллюстрирующее принцип эволюции: «Этот мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, он был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим». Софист Горгий пошел дальше Гераклита и утверждал, что мир в такой степени охвачен быстронесущимся развитием, что мы совершенно не способны постичь этот мир в его сущности и даже в существовании: «Ничего не существует, а если и существует, то непостижимо, а если и постижимо, то невыразимо словами, а если и выразимо словами, то будет непонятно для другого (человека. – АО.)». Демокрит рассуждал о вселенной как о совокупности движущихся в пространстве миров; он, а также Анаксимандр и Эмпедокл разработали первые теории происхождения жизни; Платон построил учение об «идеальном государстве» как модели, к которой должны были двигаться все ныне существующие государства; Аристотель использовал эволюционный метод в построении своей физической, биологической и социальной доктрины, хотя и оставался в значительной степени на метафизических позициях.
Принцип эволюции после многих веков господства метафизического мышления был возрожден в эпоху Нового времени, в XVI–XVIII вв. Наибольший вклад здесь внесли такие философы и ученые, как Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Ньютон, Г. Галилей, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, П. Лаплас, Ж. Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Лайель и др. Кант и Лаплас, например, разработали первую в мире космогоническую гипотезу о происхождении Солнечной системы, Кювье и Ламарк создали первые крупные учения о происхождении органического мира, Локк и Гоббс предложили теорию развития общества от «естественного», первобытного состояния к «гражданскому» состоянию и т. д.
В XIX в. идея эволюции стала практически общепризнанной, и ее активно стали использовать в своих трудах экономисты. Не случайно также, что впервые эволюционный принцип как принцип выживания сильнейших в борьбе за существование использовал в своем научном труде еще на заре столетия известный английский экономист Томас Р. Мальтус (1766–1834). В своем «Опыте о законе народонаселения» (1817) он сформулировал следующие основные положения: а) народонаселение нашей планеты растет в геометрической прогрессии; б) рост средств существования (в первую очередь продуктов питания) не может идти быстрее, чем в арифметической прогрессии; в) неограниченный рост народонаселения представляет собой угрозу для планеты и должен быть ограничен ростом средств существования; г) для ограничения роста народонаселения необходимо «нравственное обуздание» (предупреждение ранних браков, ограничение количества детей и т. п.) низших классов, поскольку именно они вносят наибольший процент в этот рост, а если это не помогает, то полезны сами по себе нищета, бедность, пороки, поскольку они сдерживают рост народонаселения бедных слоев. Таким образом, Мальтус de facto разработал идею борьбы за существование между бедными и богатыми классами, согласно которой богатые классы стабилизируют свою численность и выживают, а бедные классы теряют значительное число своих членов, и хотя как социальный слой бедные сохраняют свое существование, но каждому бедняку это гарантировано быть не может вследствие недостатка средств существования, приходящихся на низшие классы.
Примерно в это же время немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) разработал свое знаменитое учение о диалектике как методе исследования природы с точки зрения принципов всеобщего развития. Вся существующая реальность, с точки зрения Гегеля, пронизана противоречиями и борьбой противоположностей, а решающую роль в понимании этой реальности должны сыграть три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно и, наконец, закон отрицания отрицания. Согласно первому из этих законов в отношении любых процессов природной и социальной действительности можно увидеть действие двух противоположных друг другу сил и тенденций, причем, как правило, одна из них стремится сохранить существующий процесс или состояние, а вторая пытается его уничтожить. Обе силы (или тенденции) не существуют друг без друга, каждая из них дополняет свою противоположность и одновременно стремится элиминировать ее действие. Второй закон утверждает свое действие через постепенное накопление количественных изменений: рано или поздно оно рождает качественные перемены, а также резкое изменение в качественном состоянии ведет к изменению количественных характеристик рассматриваемых процессов или тенденций. Третий закон, закон отрицания отрицания, говорит об одном из вариантов прогрессивного развития – спиралевидном: в некоторых случаях эволюция может на новой ступени развития как бы «повторять» уже пройденный этап развития, но повторять так, что это «повторение» все равно будет радикально отличаться от этапа, что «повторяется». Это и будет отрицание отрицания по-гегелевски.
Идею эволюции как борьбы за существование с явной опорой на идеи, разработанные в своем диалектическом учении Гегелем, превратили в фундаментальные теории два великих мыслителя: в отношении мира живой природы этот сделал Ч. Дарвин, в аспекте человеческого социума – К. Маркс.
Эволюционное учение Дарвина имело огромное значение не только для биологии, но и для всей науки. Согласно этому учению существуют три основные факторы эволюции – наследственность, изменчивость и отбор (в природе – естественный, в хозяйственной жизни человека – искусственный). В процессе борьбы за существование, которую ведут между собой различные живые существа, потомство оставляют лишь наиболее приспособленные из них. Влияние внешней среды обнаруживается опять же через естественный отбор, благодаря которому различные виды живых существ постоянно совершенствуют свои функции и строение. Таким образом, в отношении органической природы действует тот же принцип: при отборе выживают сильнейшие, а слабейшие погибают.
Впоследствии дарвиновское учение было дополнено менделевской теорией наследственности, теорией мутаций и рекомбинации генов, расшифровкой генетического кода. Отмечая современное значение эволюционной теории дарвинизма, К. Поппер писал:
«Это чрезвычайно внушительная и мощная теория. Конечно, утверждение о том, что она полностью объясняет эволюцию, слишком смело и далеко не обосновано. Все научные теории по сути дела являются предположениями, даже те, которые выдержали множество строгих и разнообразных проверок. Менделевское обоснование современного дарвинизма хорошо проверено, так же как и теория эволюции, утверждающая, что вся жизнь на Земле развилась из нескольких простейших одноклеточных организмов, возможно даже – из одного организма»[260]260
Поппер К. Естественный отбор и возникновение разума // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. С. 75.
Примерно в то же время, что Дарвин, разрабатывал свое эволюционное экономическое учение и К. Маркс. Впитавший в себя «молоко» гегелевской диалектики Маркс, вероятно, уже изначально готов был видеть в человеческой истории борьбу каких-либо противоположностей, логичным результатом которой было бы спиралевидное движение к некой высшей ступени, в результате уничтожавшей как саму борьбу, так и повторяющей все то, что было на низших ступенях. И, будучи еще совсем молодым, Маркс совместно с Ф. Энгельсом примкнул к коммунистическому движению и в 1848 г. в «Манифесте Коммунистической партии» наполнил кровью и плотью гегелевскую схему диалектической эволюции. Роль высшей ступени развития стал выполнять коммунизм, а на роль противоположностей, ведущих между собой бесконечную борьбу (в классовом обществе), были призваны антагонистические классы.
«Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. …История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»[261]261
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 423–447.
Многотомный «Капитал» разрабатывался и конструировался Марксом именно как неопровержимое доказательство его эволюционного учения о классовой борьбе и коммунизме, как общественной формации, неминуемо замещающей критикуемый основоположником марксизма капитализм. Однако парадокс состоит именно в том, что в своем весьма фундаментальном анализе анатомии капиталистического строя Маркс остановился именно перед главой о классах, будто не в силах перейти границу, отделяющую примитивную схему движения к коммунизму, изложенную в «Манифесте», от научного или околонаучного (т. е. de facto идеологического) анализа противоречий буржуазного общества в «Капитале». Правда, Маркс в этом своем произведении обсуждал и иные противоречия капитализма: между частным характером присвоения и общественным характером производства, между стремлением повысить свою прибыль и реальной тенденцией к понижению прибыли и т. п. Но все равно эволюционный метод Маркса, направленный на анализ экономической действительности западного индустриального общества, оказался малоэффективным и неконструктивным; этот метод не учитывал реальных инновационных, креативных возможностей капитализма и недооценивал его потенциал, способность к дальнейшему развитию; вот почему эволюционное учение Маркса ныне представляет больший интерес для историков экономической мысли, чем для ее теоретиков и практиков.
Эволюционные учения Гегеля, Дарвина и Маркса далеко не единственно возможные типы эволюционизма в истории последних веков. Й. Шумпетер, например, в «Истории экономического анализа» указывает на существование еще двух типов – «исторического», связанного с исторической школой политэкономии в Германии XIX – начала XX в. (Ф. Лист, В. Рошер, Г. Шмоллер) и «интеллектуального» (французское и немецкое Просвещение – И. Кант, И. Гердер, Ж. Кондорсе и др.), а всего в итоге их получается пять:
1) философский эволюционизм (Г.В.Ф. Гегель);
2) марксистский (К. Маркс);
3) исторический (Ф. Лист, В. Рошер, Г. Шмоллер);
4) интеллектуальный (И. Кант, И. Гердер, Ж. Кондорсе и др.);
5) дарвинистский (Ч. Дарвин)[262]262
Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб., 2001. Т. 2. С. 572–585.
Таким образом, эволюционный метод, окончательно оформивший свои права в XIX в., является полноправным методом современного естествознания и обществознания. Экономическая наука также взяла его на вооружение, но особенно очевидным это стало в последней трети XX в., когда на свет появилось экономическое направление под названием «эволюционная экономика». Именно это направление (или, по-другому, школа эволюционной экономики) и станет основным предметом разбора в этой главе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|