Сделай Сам Свою Работу на 5

История экономического экспериментирования





Метод экономического эксперимента – последний термин употребляется в широком значении – получил широкое распространение в СССР в 60—80-е гг. – именно тогда был накоплен и теоретический материал по применению этого метода. Основным объектом приложения этого метода стало хозяйственное предприятие (иногда группа предприятий или отрасль) – как локальный, фрагментированный и потому наиболее удобный хозяйственный объект.

Стимулом для проведения экономических экспериментов в Советском Союзе было твердое убеждение в том, что такие эксперименты способны радикально улучшить картину хозяйственного управления в социалистическом государстве, поскольку в них проявляется действие объективных экономических законов.

«Общество не может отменить действие какого-либо закона, но оно в состоянии влиять на то, какие формы проявления примет тот или иной закон. От того, насколько правильно познаны законы, насколько правильно организовано их использование зависит и то, насколько благоприятными в данных условиях будут формы проявления экономических законов. Экономические законы обнаруживают себя в конкретных экономических формах, которые управляются социалистическим государством. …В этом смысле можно говорить об определенных формах управления производственными отношениями. Такие формы управления в известной мере «рукотворны»»[325]325

Рогожин А.С. Указ. соч. С. 14–15.



 

Результаты такого «управления производственными отношениями» общеизвестны: социалистическая экономика рухнула, как колосс на глиняных ногах, лишь только наступил «момент истины» в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. – причем и там, где проводились «социалистические эксперименты», и там, где они не проводились. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что в государствах с высокоразвитыми формами «социалистического экспериментирования» (например, Венгрии) переход к рыночной постсоциалистической экономике оказался более мягким, хотя трудно сказать, насколько позитивной была роль в смягчении такого перехода самих «социалистических экспериментов».

В то время как в восточно-европейских странах упражнялись в применении «социалистических экспериментов», на Западе начиная с 60—70-х гг. XX в. успешно развивалось направление, получившее впоследствии название экспериментальной экономики (experimental economics).



Экспериментальная экономика – это направление в современной экономической науке, когда в лабораторных условиях исследуются экономические и психологические характеристики поведения индивидов в создаваемых искусственно тех или иных хозяйственных ситуациях.

Таким образом, экспериментальная экономика практикует не все виды экономических экспериментов, а исключительно лабораторные предметные экономические эксперименты, в проведении, организации и верификации которых этим направлением достигнут значительный прогресс.

Основы экспериментального метода в западной экономической науке были заложены тремя крупными экономистами – Верноном Смитом, Даниелем Канеманом и Амосом Тверски[326]326

Амос Тверски скончался в 1996 г. Если бы не ранняя смерть, он имел бы полное право разделить с Канеманом и Смитом Нобелевскую премию 2002 г.

 

Сначала скажем о последних двух.

 

«Самым заметным вкладом Канемана и Тверски в экономическую теорию является, конечно, теория перспектив[327]327

Теория перспектив – это направление в экспериментальной экономике, связанное с объяснением отклонений в поведении индивидов от аксиом строгой рациональности. Примером здесь может быть так называемый парадокс Алле – см. главу 11 этого учебника.


javascript:ShowPopupNote('id320205'). Вместе с тем данная теория составляла лишь малую часть той впечатляющей исследовательской программы, которую эти авторы реализовали за без малого тридцать лет совместного труда. Смысловым ядром их совместной исследовательской программы стал фундаментальный и многолетний проект по исследованию эвристик и отклонений (heuristics and biases) индивидуальных суждений и наблюдаемого поведения относительно нормативного стандарта, принятого в экономической теории. Homo oeconomicus из традиционных учебников экономики – существо не просто рациональное, но гиперрефлективное: мало того что оно наделено упорядоченными предпочтениями, феноменальной памятью и прочими достоинствами машины для потребления, – оно еще органически не способно действовать «по наитию», совершать ошибки при оценке наиболее желательного из доступных вариантов и выносить логически противоречивые суждения. Однако добродетели эти нетипичны для большинства живых людей, склонных систематически принимать решения, руководствуясь не рациональными, а интуитивными соображениями, которые Канеман и Тверски назвали поведенческими эвристиками»[328]328

Белянин А. Даниель Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 11–12.



 

Согласно Канеману и Тверски, поведенческие эвристики – это как раз те способы принятия решений, которые не отвечают аксиомам строгой рациональности, но вместе с тем могут быть объяснены иным способом. Например, посредством так называемого «эффекта слияния», когда репрезентативность суждения или восприятия может быть – вопреки строгим правилам рациональности – увеличена через добавление ярких деталей или элементов. Основные типы поведенческих эвристик были обозначены Канеманом и Тверски как «эвристики репрезентативности», «эвристики доступности» и т. д.

Вернон Смит развивал несколько другие темы экспериментальной экономики.

«В эпоху становления экспериментального направления в экономике Смит оставался ее пионером и лидером. Если в начале своей карьеры он был известен в основном как теоретик, то в последние 20 лет он почти полностью сосредоточился на экспериментах, не ограничиваясь уже механизмами двойного аукциона и исследованием рыночных структур. За этот период им было опубликовано свыше 120 экспериментальных работ, начиная с фундаментальной методологической статьи, мимо которой не может пройти ни один экспериментальный экономист[329]329

Smith V.L. Microeconomic Systems and an Experimental Science // American Economic Review. 1982. Vol. 72. No. 5. P. 923–955.


. Он был научным редактором целого ряда крупных изданий и, в частности, трехтомной монографии «Исследования в области экспериментальной экономики»[330]330

Smith V. (ed.) Research in Experimental Economics. N. Y., 1979–1985. Vol. 1–3.


javascript:ShowPopupNote('id307364'). Пожалуй, не найдется такой исследовательской темы в экспериментальной экономике, в разработку которой Вернон Смит не внес бы свой личный вклад. Здесь и теория общественного выбора, и теория индивидуального поведения в условиях риска, и механизм «нащупывания» (tatonnement) в теории общего равновесия, и исследование «пузырей» на финансовых рынках, и работы по теории регулирования, а также эксперименты в области теории игр, в частности ультиматумы и взаимность в координационных играх и торгах»[331]331

Белянин А. Даниель Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения. С. 21–22.


Сам Вернон Смит дает следующую характеристику своим методологическим принципам:

«Лабораторные исследования в микроэкономике в последние два десятилетия сфокусированы на самых простых и элементарных вопросах – некоторые из них даже могут показаться простодушными (simple-minded). Это происходит вследствие того, что знание, которое лежит в предпосылках наших исследований и которое может быть продемонстрировано наглядно, весьма мало, и потому основания нашей дисциплины требуют неоднократной перепроверки; в отношении этих оснований мы все время находимся в начале пути. В первую очередь мы нуждаемся в развитии структуры знания, которое могло бы прояснить разницу между тем, что мы творим (теории и гипотезы), и тем, что мы обнаруживаем (гипотезы, которые соответствуют необходимым требованиям или могут быть фальсифицируемы наблюдениями)»[332]332

Smith V.L. Microeconomic Systems and an Experimental Science. P. 952.

 

Как уже отмечалось в определении экспериментальной экономики, исследования в данной области представляют интерес не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения психологии, а это означает, по сути, что мы имеем дело с междисциплинарным экономическим экспериментированием.

Междисциплинарные эксперименты и их использование в экономических исследованиях

Междисциплинарный экономический эксперимент – это эксперимент, проводимый на стыке экономики и еще какой-либо социальной дисциплины; его задача состоит в получении экспериментальных данных, имеющих значение как для экономики, так и для иной задействованной в эксперименте социальной науки.

Немного выше мы уже указывали на три социальные науки (социологию, психологию и педагогику), в которых широко применяется социальный эксперимент и наиболее глубоко разработана методология социального экспериментирования. Очевидно, поскольку речь идет о перспективах междисциплинарного эксперимента, то для экономической науки наиболее перспективным представляется союз именно с этими тремя дисциплинами.

Междисциплинарными экспериментами на стыке социологии и экономики занимается экономическая социология, на стыке психологии и экономики – экономическая психология, на стыке экономики и педагогики – экономическая педагогика.

Экономико-социологический эксперимент – это эксперимент, проводимый на стыке экономики и социологии; цель его состоит в получении новых экспериментальных данных как социологического, так и психологического характера.

Экономико-психологический эксперимент – это эксперимент, проводимый на рубеже экономики и психологии: он включает в себя использование экспериментальных методов двух наук – психологии и экономики; задача, как правило, состоит в получении нового знания в сфере как экономики, так и психологии.

Можно также говорить об экономико-психолого-социологических экспериментах. Классическим примером здесь являются знаменитые эксперименты американского социолога и психолога Элтона Мэйо, проведенные в 1924–1925 гг. на заводе «Вестерн электрик» в Чикаго. Э. Мэйо изучал влияние различных факторов социологического и психологического характера на производительность труда работников данного предприятия. Таким образом, можно сказать, данные эксперименты проводились, с одной стороны, как экономико-психологические, а с другой – как экономико-социологические[333]333

Краткое описание экспериментов Э. Мэйо можно найти у Г.С. Батыгина (Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. С. 217–218).

 

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, подавляющее большинство экспериментов, проводимых в ранге экспериментальной экономики, проходит скорее именно по разряду экономико-психологических, чем чисто экономических экспериментов. Вероятно, это и послужило одной из причин того, почему экспериментальная экономика так поздно привлекла внимание других профессиональных экономистов: они, по всей видимости, полагали, что работы В. Смита, Д. Канемана и других исследователей в этой области относятся скорее к сфере экономической психологии, чем к сфере собственно экономической науки. Теперь же, очевидно, такая точка зрения представляется уже неприемлемой: экономическое экспериментирование – это не только психологическое, но и экономическое направление, и ученые, им занимающиеся, – такие же экономисты, как и всякие другие.

Экономико-педагогический эксперимент – это эксперимент, проводимый на стыке экономики и педагогики: он включает в себя одновременное использование экспериментальных методов двух наук – педагогики и экономики. Задача, как правило, состоит в том, чтобы путем искусственного лабораторного моделирования внедрить в сознание слушателей (студентов, аспирантов, стажеров и т. п.) некую экономическую ситуацию: слушатели должны ощутить себя участниками данной экономической ситуации и приобрести в ходе своей лабораторной деятельности соответствующие целям последней хозяйственные навыки.

Деловая игра, проводимая в целях обучения будущих экономистов, – классический пример экономико-педагогического эксперимента. Подробно этот тип эксперимента, одновременно интерпретируемый как вид лабораторного экономического моделирования, будет рассмотрен в главе 12 этого курса.

Естественно, три вышеуказанных типа междисциплинарного эксперимента не исчерпывают всего многообразия междисциплинарных экономических экспериментов. Например, можно выделить еще их следующие типы: экономико-экологический, экономико-демографический, экономико-правовой и другие типы междисциплинарных экспериментов, в которых одной из действующих наук является экономика.

В целом же развитие междисциплинарного экспериментирования – важнейшее направление прорыва для всей экспериментальной экономики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.