Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнения «Цветочный магазин»





Исходное положение: стоя (для контроля левую руку положить на живот, правую — на ребро). Выдохнуть на п-ффф, при этом живот втягивается. Исполнение: делая вдох, представить, что ню­хаете цветы. При этом живот вытягивается вперед, ребра рас­ширяются; закрепляется вдох толчком живота. После этого на-


чинать выдох медленно и плавно на п-ффф, при этом живот посте­пенно втягивается, ребра опускаются. Вдох — короткий, выдох — длинный. Упражнение повторить 2 раза.

Упражнение «В море»

Управление выдохом. Вообразить, что стоишь по грудь в море. Морская вода держит на поверхности руки. В это время осуществ­ляется естественный вдох. Теперь опустить руки, подчиняя их команде: раз! два! три! На счет «три» — руки внизу.

Вода опять их подняла (вдох). Опустить их на счет до шести, до девяти (прибавляя каждый раз по три цифры). Затем проделать в обратном счете: от 15 до 1, убыстрив в два раза темп счета и дви­жения рук. Счет энергичный, волевой.

После того как дети усвоят образные дыхательные упражнения, следует разучить подготовительные упражнения, которые обес­печивают плавную подготовку органов дыхания к выполнению физических упражнений и способствуют переходу от поверхност­ного дыхания к глубокому.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Лежа на спине, положить одну руку под поясницу, другую — на живот. Спокойно вдохнуть через нос, а затем на макси­мальном выдохе медленно произнести ооохх или ааахх. После двухсекундной паузы глубокий вдох через нос. Во время вдо­ха живот выпячивается, на выходе медленно втягивается. Вдох на счет 1 — 2 , выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5; постепенно удли­нять выдох до счета 7 — 8.

2. Встать прямо, лучше перед зеркалом, плечи назад и слегка опущены, подтянуть живот, держаться без напряжения. Пра­вую руку для контроля положить на живот. Вдох через нос (живот выпячивается), а затем медленно и плавно выдохнуть через рот, как бы произнося звук а. Почувствуйте ладонью левой руки тепло выдыхаемого воздуха. Выдох, втягивая жи­вот, на счет 5 — 7; постепенно удлинить выдох до счета 9—11.

|t3. Вдох через левую ноздрю, правая — закрыта пальцем. Выды­хать через нос, порывисто, за счет интенсивного постуки­вания пальцами по крыльям носа. Выдох на счете 8—10. То же через другую ноздрю.



!'4. Ступенчатый вдох, т.е. полный вдох в три приема. На счет 1 — короткий вдох через нос, руки в стороны; 2 — продолжить вдох, руки вперед; 3 — продолжить вдох, руки вверх; 4 —


108

плавный выдох через рот, одновременно опустить руки, рас­слабиться.

5. На счет 1 — короткий вдох через нос, голову повернуть к левому плечу, на счет 2, 3, 4, медленно выдыхая через рот, по­вернуть голову вправо. То же в другую сторону.

6. Руки за голову, на счет 1 — вдох через нос, прогнуться назад. Выдох через рот в три приема, при этом наклониться вперед.

7. Короткий вдох через нос, голову с напряжением поднять вверх. На выдохе уронить голову вниз.

8. Круговые движения головой, оборот на четыре счета — вдох, такое же по длительности вращение в другую сторону — вы­дох. Выполнять упражнение 7, 8 раз, стараться расслабить мышцы шеи.

9. Вдох, на выдохе медленно и плавно произвести звук с. Губы растянуты в улыбке, между зубами щель в 1 — 1,5 миллиметра.

Следить, чтобы воздушная струя на выходе выходила по желоб­ку. Если упражнение выполняется правильно, ребенок почувст­вует движение выдыхаемого воздуха тыльной стороной поднесен­ной ко рту ладони. Во время выдоха считать медленно до семи. Затем постепенно удлиняйте выдох до 12. Аналогично выполнять упражнение, произнося звуки ш и ф.

Когда вы почувствуете, что дети выполняют эти упражнения, можно переходить к более динамичным комплексным упражне­ниям, помогающим стабилизации правильного дыхания. Это при­ведет к расслаблению мышц, отчего в значительной степени воз­растают выносливость и работоспособность организма. Вот при­мер релаксации, который можно использовать на занятии:



В момент расслабления можно нарисовать картину отдыха: «Представьте себе теплый летний день в Крыму. Южное утро, солнце ярко светит и греет. Вы медленно идете к морю. Под ногами песок. Ноги проваливаются в него — очень приятно, тепло поднимается по всему телу. Солнце ласкает теплыми лучами ваши руки, плечи, лицо, туловище. Вот и море. Вода спокойная, прозрачная (видны камешки и водоросли на дне), солнце играет серебряными бликами, чайки медленно кружат над берегом моря. Вы ложитесь на теплый песок, отдыхаете, вы расслаблены, вам хорошо. Вы обо всем забыли, только ощущаете раннее спокойное, теплое, солнечное утро, этот чудесный теплый воздух, напоенный запахом моря, солнца. Вы спокойны, вы отдыхаете. Дыхание свободное и непри­нужденное».


109

Отдохнув 2 — 3 минуты, необходимо выходить из состояния рас­слабления. Выход из состояния расслабления обязателен!

«Потянитесь, сядьте, посмотрите на воду. Вам хочется купаться? Да? Вставайте! Представьте, что вы вошли в воду. Холодно. «Умойтесь!» Ощущение свежести и бодрости». Энергично дать команду: «Сплести пальцы рук перед собой! Вывернуть кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опус­тить руки!» Повторить 2 — 3 раза. Кроме релаксации, необходимо делать ряд упражнений на рас­слабление мышц различных органов тела: рук, ног, головы, лица, лба, языка и т.д. Так как мышечный тонус и эмоциональное со­стояние человека тесно взаимосвязаны и чем сильнее напряжены мышцы, тем интенсивнее нервные импульсы, которые посылаются в головной мозг. Уменьшение тонуса мышц будет снижать излиш­нее возбуждение.

Первые 8—10 дней дыхательная гимнастика проводится не дольше 1 — 1,5 мин. Затем по 3 — 4 минуты, постепенно удлиняя до 8—10 минут.

Обязательным условием проведения дыхательной гимнастики является хорошо проветренное помещение. Дыхательная гимнас­тика может проводиться как самостоятельный вид коррекционнои гимнастики. Отдельные упражнения используются в других видах гимнастики как с группой детей, так и индивидуально.

КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Маятник

Наклон вперед (небольшой), руки резко скрестить — вдох, на­клон назад — (тоже небольшой), руки скрестить и опять — вдох. Легко, ритмично, с небольшим размахом покачиваться вперед-назад и каждый раз при встречном движении рук — вдох, как будто вы хорошо отлаженный живой маятник. Делать не раньше 12— 16-го занятия, после освоения предыдущих упражнений.

Первые занятия делать все упражнения, беря дыхание носом. Когда они пойдут безупречно, дыхание брать носом, затем ртом. Вдох ртом мгновенный, как восклицание удивленного человека.

Делая вдох ртом, сделать выдох бесшумным. Вдох ртом короче, Чем носом, а темп выше. Следить за синхронностью движений и вДохов.


no

Короткое дыхание

Перенести тяжесть тела на одну ногу, вторую отставить назад. Поза должна быть удобной, простой, устойчивой. Движение: немного присесть на одной ноге, второй коснуться пола только для поддержания равновесия. Руки навстречу друг другу, и в это же мгновение вдох носом короткий, активный, шумный. Темп, стиль, ритм те же.

Дыхание в спину

Наклон вперед, руки падают навстречу друг другу — вдох. Чуть-чуть разогнуться и снова уронить руки, делая вдох.

Повторить 8 раз. Это упражнение очень важное. Ребенку сле­дует внушать: «Беру дыхание в спину».

Прогнись

Наклон назад, руки скрестить. Правая рука касается левого, левая — правого плеча (не опускать локти), вдох носом короткий, активный, шумный. Повторить 8 раз подряд. Ритм: вдох в секунду. Воздуха брать немного. Пауза. Вдох на наклоне назад и встречном движении рук. Локти строго горизонтально.

Задержи дыхание

Не делая вдоха, резко бросить руки навстречу друг другу, слегка присесть, чуть нагибаясь вперед, и громко сказать: «Раз». Затем, не делая вдоха, вслух считать: «Два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь» и снова до восьми столько раз, сколько возможно на од­ном дыхании.

Повторить это упражнение не менее чем 5 раз на одном за­нятии.

Неваляшка

Наклон головы вперед — вдох. Наклон головы назад — вдох. Поворот головы вправо — вдох. Поворот головы налево — вдох. Опустите голову на правое плечо — вдох. Опустить голову на левое плечо — вдох.

Каждое упражнение повторить по 3, 5, 7 вдохов подряд с пау­зами. Воздуха брать немного, не выталкивать и не задерживать выдох. При повторении дыхательной гимнастики с детьми следует


делать сначала два подготовительных, затем одно комплексное упражнение. Затем одно подготовительное и 2 — 3 комплексных. После проведения дыхательных упражнений дается упражне­ние на расслабление.

6.4.5. Пальчиковая гимнастика

Необходимость развития тонких движений пальцев рук давно признана педагогами. Практически в любом детском саду есть уголок для развития мелкой моторики. Занятия такого профиля все чаще включаются в занятия, особенно в ДОУ, где есть специа­лизированные группы. Но практики с огорчением отмечают, что эффект тренировки тонкой моторики не столь уж и велик.

Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики: плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин, колец, шнуровка, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовы­вание различных узоров. При выполнении этих видов деятель­ности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Они состав­ляют «социальную зону руки». Два последних пальца — безымян­ный и мизинец — находятся вне социальной зоны и в повседнев­ной деятельности обычно пассивны.

В занятиях по развитию тонкой моторики в основном исполь­зуются движения сжатия, лишь изредка растяжения и почти ни­когда — расслабления. Это может привести к излишнему повы­шению тонуса пальцев ребенка.

Для разностороннего гармоничного развития двигательной функции кисти руки необходима тренировка всех 3 типов состав­ляющих: сжатия, растяжения и расслабления, следуя медицинской терминологии — сочетание попеременного сокращения и рас­слабления мыгДЦ сгибателей и мышц разгибателей.

Для получения максимального результата упражнений должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, рас­тяжение, расслабление кисти; использовались изолированные дви­жения каждого пальца.

В литературе нет единого понятия, определяющего деятельность пальцев руки. В эволюции этого термина прослеживаются: гимнас­тика для рук, пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игро-тренинг, пальчиковая гимнастика. Последняя наиболее значима для организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения. Одним из важных показателей нормального психомоторного Развития и формирования межфункциональных связей является,


                               
   
     
       
       
 
 
 
   
 
   
   
 
   
 
 
 
 


в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2 — 3 месяца, а затем направление руки к объекту, Очень рано ребенок начинает вскидывать руки на зрительный стимул ко рту, следит за движением своих рук. К 4 месяцам у ребенка формируется реакция активного осязания под контролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосредоточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5 — 5,5 месяца ребенок начинает захватывать предметы.

Зрительно-моторная координация становится узловой функ­цией с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребенок тянется к видимому и близко расположенному предмету, контролируя движения руки взглядом. На этом этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что прояв­ляется в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-так-тильной служит основой для формирования в дальнейшем мани-пулятивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.

ГУ детей с нарушением зрения особенно затруднительны диф­ференцированные движения рук и пальцев, они часто не соиз­меряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы мало­подвижны, движения неточны./

Основной формой организации детей по развитию мелкой мо­торики является пальчиковая гимнастика — система специальных упражнений и игр, объединенных в комплексы.

К использованию специальных игр и упражнений существуют разные подходы.

Согласно международным классификациям игры, совмещаю­щие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, под­разделяются на два типа. Первый — собственно пальчиковые иг­ры, сидячие. Второй — игры, которые, помимо деятельности тон­ких моторных, включали движения всего тела, прыжки, бег на мес­те, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество различных версий. Текстам могут сопутствовать разные движения и напротив.

Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согла-


сованности и координации действий. Разнотипные движения тре­буют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.

С народными пальчиковыми играми ребенок встречается на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки — забавы взрослого с ребенком. Сейчас таких забав мало. Любимая «Сорока-ворона» не заканчивалась. Игра имела продолжение. Взрослый говорил: «Знай наперед», «Здесь водичка холодная» (и поглаживал у ребенка запястье), «Здесь тепленькая (поглаживал у локтя)», «Здесь горяченькая» (поглаживалу плеча), «А здесь кипяток, кипяток» (щекотал ребенка под мышкой). Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо, осознать себя в системе те­лесных координат, в конечном счете — сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов, в дальнейшем дает человеку чувство самообладания.

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражне­ний состоит в том, что они решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом. Они также оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и по­вышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок, способствуют усвоению деть­ми различного ритма, автоматизируют согласованную деятель-1 ность рук у детей. Специальные упражнения по развитию тонких движений пальцев рук улучшают подвижность мышц, способст­вуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их коор­динацию, тем самым способствуют укреплению общего состояния/ здоровья детей. Кроме того, занятия по коррекции тонких дви- \J0TV жений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, в сложных моторных актах пере­нести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы рабо­ты и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.

Для детей дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начинается с показа и Подробного объяснения. При показе дается правильный образец выполнения упражнения (в целом и последовательность каждого элемента).

Одновременные действия рук педагога и ребенка стимулируют Качественное выполнение заданий.


114

Следует подчеркнуть, что принцип работы над всеми физи­ческими и физиологическими свойствами тонких движений пальцев рук один: никакого насилия, импровизация, заинте­ресованность, видение и воображение; ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух; произвольное внимание, память, конкретность задач и целей; неожиданность и новизна приемов. Игровые приемы и упражнения не могут надоедать, поэтому они всегда интересны и желанны для детей. В работе с детьми следует учитывать цель такой работы — это не механическая тренировка каких-то движений и двигатель­ных действий, а планомерное и систематическое обучение но­вым двигательным действиям.

Народные пальчиковые игры составляют основу коррекции нарушений точной моторики, что очень важно в использовании изолированных движений каждого пальца.

Игры и упражнения с пальчиками под музыку, как один из приемов арттерапии, широко применяются в гимнастике. Такой вид самовыражения позволяет эксцентрировать внутреннюю на­пряженность тонких движений пальцев рук, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление. Спе­циально подобранная музыка может изменять характер движения пальчиков и придавать им уверенность. Для качественного выпол­нения движений используется иллюстративный материал (Прило­жение 9).

Характер рисунков (пальчиками, ладошкой) под музыку пред­ставляет собой сложное переплетение цветовых пятен, заполняю­щих пространство. Отдельные абстрактные элементы рисунка руками взаимосвязаны друг с другом, плавно переходят один в другой, как будто подчиняясь какому-то закону.

Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно по 3 — 5 минут. Воспитатель, тифлопедагог, инструктор по физической культуре могут проводить гимнастику с детьми индивидуально или по подгруппам с учетом уровня развития мелкой моторики и со­стояния зрительного восприятия.

Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении дви­жений, упражнение включается в индивидуальные занятия, где ребенок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с по­мощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, дви­жения пальцами совершаются самостоятельно и дети выполняют их активно.


Для формирования тонких движений пальцев рук успешно ис­пользуются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народ­ных стихов-потешек.

Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечи­вающий хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию уме­ния слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи.

При первом знакомстве с игрой в начале читается текст сти­хотворения, дети слушают и выполняют соответствующие дви­жения пальцами. Если в тексте встречаются непонятные слова, выражения, то в доступной ребенку форме они разъясняются. При повторном проведении игры ребенок вместе с педагогом произносит стихи, выполняя движения. Далее ребенок произ­носит текст частично, заканчивает фразу, начатую педагогом, выполняя движения пальцами. На последнем этапе заучивания ребенок произносит текст наизусть, целиком, соотнося слова с движениями пальцев.

Комплексы пальчиковой гимнастики составляются из 3 — 5 уп­ражнений, из них одно упражнение — игры с текстом.

КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

I комплекс

1. Ладони вытянуть вперед (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).

2. Ладошка — кулачок — ребро (1—2—3).

3. Пальчики здороваются (на счет 1, 2, 3, 4, 5) соединяются паль­цы обеих рук — большой с большим и т.д.

4. Человечек (указательный, средний пальцы правой, затем ле­вой руки бегают по столу).

5. Дети бегают наперегонки (движение как в 4 упр. — выпол­няют обе руки одновременно).

Потешка «Пальчик-мальчик»:

Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Икомплекс

1. Коза (вытянуть указате<\ьный и мизинец правой, затем левой руки).

2. Коза (те же упражнения, но одновременно выполняются паль­цами обеих рук).


116

3. Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного паль­цев обеих рук, соединив их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы; боль­шой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расста­вить пальцы)

Потешка «Белка»:

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Заиньке усатому. Дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы пра­вой руки, начиная с большого.

III комплекс

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединить с остальными),

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжа­ты).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединить).

5. Корни растений (прижать руки тыльной стороной друг к дру-

гу, опустить пальцы вниз). Потешка «Этот пальчик»:

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот пальчик папочка.

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья. Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая по­тешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

IV комплекс

1. Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вра­щать вокруг).

2. Пчелы (то же, но двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направлены вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).


4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, большие пальцы вытянуты вверх).

Игра-потешка «Этот пальчик»:

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики ... Ура!

В детский сад идти пора. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

V комплекс

1. Замок (на счет «один» — ладони вместе, на счет «два» — паль­цы соединить в замок).

2. Лиса и заяц (лиса крадется — все пальцы медленно шагают по

сголу вперед, заяц убегает — перебирая пальцами, быстро двигаться вперед).

3. Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать паль­цами, плотно сжатыми вместе, — бабочка машет крыльями).

5. Счет до 4 (большой палец соединяется поочередно со всеми пальцами).

Потешка-игра «Ну-ка, братцы, за работу!»:

Ну-ка, братцы. За работу! Покажи свою охоту: Большому дрова рубить, Печи все — тебе топить, А тебе воду носить, А тебе — обед варить, А малышке — песни петь, Песни петь да плясать, Родных братцев забавлять.


118

VI комплекс

1.Двое разговаривают (согнуть пальцы обеих рук в кулак, боль­шие пальцы вытянуты вверх, приблизить их друг к другу).

2. Стол (правую руку согнуть в кулак, а левую присоединить к ней вертикально).

3. Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

4. Мост (поднять руки вверх, ладонями друг к другу, располо­жить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).

Потешка «По грибы»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все поел, ■-■•

Этот пальчик потолстел. Поочередно сгибать пальцы, начиная с мизинца.

VII комплекс

1. Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в сто­роны).

2. Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».
Потешка «Алые цветы»:

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветер чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают. Ладошки соединены в форме тюльпана, пальцы медленно рас­крываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, имитируя покачивания цветка.


VIII комплекс

1. Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

2. Раковины улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).

3. Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вперед).

4. Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец согнуть, поднять руку вверх).

5. Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы пра­вой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть).

Потешка «Апельсин»: начиная с мизинца, загибать поперемен­но все пальцы.

Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для стрижа, Эта долька — для утят.

IX комплекс

1. Ножницы (указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами).

2. Колокол (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обра­тить вверх, опустить средний палец правой руки вниз и сво­бодно вращать им).

3. Дом {соединить кончики правой и левой рук).

4. Бочонок с водой (слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие).

5. Пожарник (упражнение с предметом, используется лестница игрушечная, указательный и средний пальцы бегут по ней).

Потешка «Прятки»:

Сжимание и разжимание пальцев. В прятки пальчики играли И головки убирали Вот так, вот так, Так головки убирали. В Приложении 10 приведены потешки и упражнения для паль­чиковой гимнастики.


120

Пассивно-активная гимнастика рук с использованием

«рукавички-ежика»

1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с
использованием щетки «ежика» на каждой руке попеременно
(игольчатая поверхность щетки в положении зубцами к ладон­
ной поверхности руки).

1.1. Прикасание поверхностью щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоций с использованием положительных игровых моментов «Поздо­ровайся», «Где ежик пробежал?», «Большой и маленький ежик».

1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглажи­вающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа:

«Хлоп-хлоп»--------------- похлопывающие движения по ладони.

«Моя рученька»............. поглаживающие от кисти к локтю.

«С горки» ........................ поглаживающие от локтя к кисти.

«Бух» —........ -................. похлопывающие по ладони.

«На горку»------- ............ поглаживающие от кисти к локтю.

«Ух»......... -.............. ----- похлопывающие по локтевому суставу.

1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой -
зеркала, тарелки, неровной — расчески, щетки) с исполь­
зованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопере­
живания) .

Все последующие упражнения выполняются с использованием «рукавички-ежика» на обеих руках (игольчатая поверхность в положении зубцами наружу).

2. Упражнения на соотнесение ритмического рисунка стихотвор­
ного текста с ритмом движений.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отсту­кивая ритм обеими руками. Например, «ТУК, ТУК, Я СТУЧУ, НОВЫЙ ДОМИК СКОЛОЧУ».

3. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам жи­
вотных, птиц, бытовым шумам,

3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным дви­жение рук (отхлопыванием, отстукиванием): 3.1.1. С наращиванием ряда:

ТУК.............................. ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП

ТУК-ТУК.................... ХЛОП-ХЛОП

ТУК-ТУК-ТУК.......... ХЛОП


3.1.2. С заданным количеством (один — много).

3.2. Со сменой темпа (быстро — медленно).

3.3. Со сменой ударения (громко — на ударных слогах, тихо — на безударных).

3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им дви­жений:

Звукоподражания ... Движения

БОМ-БОМ..................... хлопки ладонью по столу

ХЛОП-ХЛОП................ хлопки в ладоши

ТУК-ТУК....................... ребром ладони по столу

3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому
голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интен-
сивнохму отстукиванию).

Упражнения с использованием слоговых рядов.

4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхло­
пыванием каждого слога (рукавички на обеих руках):

4.1.1. Одинаковых: ПА-ПА-ПА

4.1.2. Со сменой темпа (медленно —быстро): ПА-ПА-ПА-ПА, па-па-па-ПА-ПА га-па-па-ПА-ПА-па-па-па-та

4.1.3. С наращиванием ряда:

ТА, ТА-ТА.ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА-ТА. Целью подобных упражнений является достижение координа-и голосоподачи и движений.

1.2. Проговаривание слоговых рядов.

4.2.1. Со сменой согласных:

ПА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, КА-ТА-ПА, ТА-ПА-КА.

4.2.2. Со сменой парных согласных:

БА-БА-ПА, БА-ПА-ПА, ПА-ПА-БА, ТА-ДА-ДА, ТА-ТА-ТА, ДА-ТА-ТА.

4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога:

4.3.1. Произвольно выбранного слога (первого или послед­него в слоговом ряду).

4.3.2. Со звонкими согласными в ударной позиции: БА-ПА-ПА.

 

4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отсту­киванием каждого слога по речевому и двигательному об­разцу взрослого.

4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения:

4.5.1. Слоговые ряды со сменой гласных: ,
ПА-ПА-ПУ, ПА-ПУ-ПА, ПУ-ПУ-ПА. '.мп; ->?'


122

Слоги со звуком «А» проговаривая, отхлопывая ладошками, слоги со звуком «У» — отстукивая по столу. 4.5.2. Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных: ПА-ПУ-ПА-ПУ, ЛА-ПА-ПУ-ПА-ПА-ПУ. 4.6. Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца

движения. Педагог показывает артикуляцию слога руками (беззвучно), по­буждая ребенка громко повторить заданный слог, автомати­зированный в ходе предварительной работы. 5. Упражнения с использованием слов.

5.1. Ритмическое проговаривание слова с одновременным дви­
жением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):

5.1.1. С различной слоговой структурой.

5.1.2. С ритмической сменой «длинных и коротких» слов: МАШИНА-ДОМ-МАШИНА-ДОМ.

5.1.3. Слов-паронимов: ЛАК-ЛУК, ДОМ-ДЫМ, СОВА-САМА.

5.2. Запоминание цепочки слов:

5.2.1. С опорой на зрительный анализатор (игрушки, кар­тинки) .

5.2.2. С наращиванием ряда слов (игрушек, картинок).

5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (кар­
тинкой). Дети отхлопывают слова различной слоговой струк­
туры. Затем взрослый последовательно дает образец ритми­
ческой схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схе­
му со словом (картинкой).

«ПАЛЬЧИКОВЫЙ 6АССЕЙН»

Легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высо­той в 6 — 8 см.

Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способ­ствует активизации двигательных кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевый гнозис, проприоцептив-ные ощущения.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ» Этот прием заимствован из опыта работы экспериментальной


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.