Оборудование, приспособления для обучения детей основным движениям
Гимнастическая стенка(рис. 1)*
Располагается в хорошо освещенном спортивном зале или оборудована специальными подсветками. На перекладине имеются СПеЧиальные метки, которые служат ориентиром для детей с на-
рушением зрения при постановке ног на перекладину, а также для осуществления правильного хвата для рук.
Гимнастические скамейки(рис. 2)*
Используются размеры стандартного типа, но отличительной особенностью для детей с нарушением зрения являются зрительные ориентиры. На скамейке могут быть выделены края, чтобы дети при ходьбе четко выделяли край скамейки, не оступались.
В другом случае по середине вдоль скамейки может проходить контрастная полоса, показывающая направление движения по скамейке. Ориентировка на контрастную полосу также позволяет правильно выделять расстояние, плоскость скамейки, совершать движения безошибочно.
Разметки поперек скамейки выполняются по ширине шага, зрительное сосредоточение на них способствует равномерности шага, уверенности при движении.
Башни(рис. 3, 4)
Большая башня
Большая башня имеет две наклонные лесенки со специальными разметками. На этапе обучения наклонные лесенки способствуют избежанию излишнего напряжения при влезании на лесенку, а также усиленному зрительному контролю за движениями рук и ног.
Большая башня в сочетании с лесенкой и скатом. Скат используется для прокатывания по нему различных предметов (мячей, шаров, шариков и др.).
В процессе занятий физической культуры используется как для лазания, так и для развития функций зрительного восприятия (прослеживания, оценки расстояния, пространственного расположения) .
Наборы цветных дорожек
Служат для разбега, ходьбы с сохранением равновесия, развития координации движений (красные, желтые, зеленые, оранжевые) — длина - б —8 м, ширина — 20, 25, 30 см.
— дорожки для равновесия с нанесенными заданиями (ходьба по извилистой дорожке, ширина линии 2 — 4 см, ширина дорожки 25 — 30 см, длина 5 —6 м, дорожка зеленого цвета, из-
* Рисунки смотри в Приложении 5.
вилистая линия желтая или белая; ходьба с перешагиванием через поперечные линии, дорожка желтого цвета с красными линиями, ширина линии — 3 см, расстояние между линиями - 40 см);
— дорожки для равновесия с нанесенными кружками, дорожки разноцветные, кружки контрастного цвета, диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 40 — 45 см (для ходьбы обычным шагом — кружки в два ряда, кружки по размеру стопы ребенка, расстояние между кружками по длине шага ребенка, для ходьбы (стопы по одной линии) — кружки расположены по одной линии, размер кружков по размеру стопы ребенка 19 — 21 см, расстояние между кружками 30 — 35 см);
— для ходьбы стопа к стопе (кружки расположены вплотную один к другому) размеры кружков по размеру стопы;
— дорожки для координации и равновесия с нанесенными стопами;
— дорожки для обучения умению чередовать правую и левую ноги (ширина дорожки 40 см, длина 5 м, правая стопа окрашена в красный цвет, левая — в зеленой, размер стопы по среднему размеру стопы детей, расстояние между стопами — 20 см, средняя длина шага — 38 — 43 см);
— дорожка для закрепления умений чередовать стопы при ходьбе, размеры те же, стопы окрашены в один цвет;
— дорожки для ходьбы (стопы по одной линии) — стопы нарисованы для правой ноги красным цветом, левой — зеленым, расстояние между стопами (от носка одной до пятки другой) — 35 — 45 см;
~ то же, стопы нарисованы одним цветом;
— дорожка для ходьбы стопа к стопе (первый вариант — правая стопа — красного цвета, левая — зеленого; второй вариант — стопы одного цвета, размер стопы (по среднему размеру сто пы детей);
~ дорожка для прыжков продвижением вперед (на дорожку зеленого цвета нанесены кружки оранжевого цвета), диаметр кружков 30 см, расстояние между кружками 35 — 40 и 40 — 45 см;
~~ Дорожки для прыжков с продвижения вперед (из обруча в обруч), размер дорожки тот же, диаметр обруча 30 см, ширина обруча 5 - 6 см;
~~ ковровая дорожка (4 —6 —8 м, ширина 1 — 1,5 м);
40
— дорожка из поролона: длина дорожки 5 —б м, ширина 1 м; длина дорожки 3 — 4 м, ширина 30, 20 и 10 см.
Малая башня с лесенкой (рис. 5)
Применяется на начальных этапах для перешагивания, лазания по низкой наклонной лесенке. На лесенке имеются ориентиры для лазания (на перекладине метки — для правильного х:вата руки и постановки ног), а также контрастно выделенные перекладины — для перешагивания. Они способствуют выработке согласованности движений ног (чередование правой и левой ног), руки при зрительном контроле. Контрастные перекладины — это место перешагивания. Их применение не вызывает у детей напряженности при зрительной оценке, поэтому в целом движения совершаются спокойно, уверенно, не наблюдается негативных изменений органов зрения.
Лесенка двойная (рис. 6)
Используется для совершенствования лазания. Такая конструкция лесенки помогает индивидуально, под контролем взрослого, осуществить движение, сочетать его со зрительным анализом. На лесенке контрастно обозначены первая и последняя перекладины — это дает возможность зрительно оценить высоту (расстояние) лесенки, соизмерить свои возможности, равномерно распределить физические силы.
На другой стороне выделена перекладина (половина! высоты) — также рекомендуется использовать для зрительного анализа расстояние и распределение своих сил при влезании и слезании.
Мишени, щиты для метания
Лесенка — стремянка — щит (рис. 7). Используется как для лазания, так и для метания. Использование мишеней развгой формы, размера, освещенности обеспечивает развитие зрительного восприятия в процессе овладения метанием.
Разнообразие мишеней на щите способствует самостоятельному выбору детьми с анализом их подготовленности ж метанию, учетом зрительных возможностей.
При обучении педагог предлагает детям сначала простые варианты, затем после прочного усвоения метания в данную мишень учащийся переводится на более сложную или выбирает ее сам.
В работе со слабовидящими целесообразно использовать зрительно-слуховые мишени.
На щите размещаются мишени из картона, фанеры. Мишени спускаются со щита на необходимую высоту на шнуре. Это дает
возможность четко видеть мишень в пространстве. В середину мишени вмонтирован маленький колокольчик. При попадании предметом в мишень слышен звук колокольчика и видно качание мишени.
Движущиеся мишени (рис. 8 ). Используются для совершенствования навыков метания, а также прослеживания за движущимися предметами, точности оценки расстояния до предмета, его пространственного расположения.
Целесообразно использовать движущиеся мишени в виде конкретного образа (мяч, петушок, елочка). Такие мишени более четко воспринимаются слабовидящими детьми, у них создается представление о конкретном предмете, им легче воспринимать этот образ в пространстве, особенно при движении. Такие мишени позволяют сочетать мышечные ощущения (в виде бросания в цель) со зрительными, т.е. правильно вычленять образ, его движение, расположение ребенка до него.
Дуги
Дуги простые (настольные)
Используются при проведении физкультминуток для снятия зрительного утомления. Подбирается простой комплекс упражнений: раскачай пирамиду (вперед-назад, вправо-влево); проследи за ней глазами; найди средний шарик на пирамиде (первый, второй и т.д.); закрой глаза — дотронься до верха дуги; пересчитай шарики на пирамиде с закрытыми глазами.
Дуги простые (напольные) (рис. 9)
Используются для пролезания, ползания. Задания в лазании даются в сочетании с упражнениями для развития зрительного восприятия. Например, пролезь и не задень предмет; доползи до предмета, раскачай его, проследи колебания предмета; пролезая поА Дугу, коснись предмета головой.
Дугообразование (рис. 10)
Его применяют для упражнений в подлезании, лазании. Используются разные способы подлезания: на ладонях, на ступнях. При-еняются для прокатывания мячей, попадания мячом в предмет, ПоАвещенный к дуге.
лазании подбираются упражнения с сочетанием зрительной тРенировки. Например:
^) пролезь через все дуги, коснись головой одного предмета; > Попади мячом в один из предметов; ' открой глаза перед последней дугой и т.д.
42
Все дуги окрашены ярко (например красные, варианты — все дуги разного цвета: желтая, зеленая, красная и др.). Круг(рис. 11)
Используется для перешагивания, подлезания, перелезания. Для сочетания упражнений со зрительным анализом на круге имеются различные ориентиры в виде меток, подвесок, контрастного выделения перекладин, контуров круга. Это дает возможность выделять расстояние, местоположение ребенка, оценивать форму предмета, деталей, расположенных на нем, выполнять движения в лазании, перелезании качественно, не напрягая зрения, действовать самостоятельно.
Доски гимнастические
Доска обычная (рис. 12)
Используется для ходьбы, бега, перешагивания. На доске имеются ориентиры, такие как на гимнастических скамейках.
Доска с подставками (рис. 13)
Используется как гимнастическая скамейка, имеет ориентиры разных обозначений, для перешагивания, сохранения направления, точности движения. Доска с опорой на одну подставку применяется как наклонная доска и скат.
Доска ребристая
Применяется в корригирующих упражнениях для стопы. На досках разнообразные ориентиры, позволяющие применять оборудование с целью коррекции зрительных функций, совершенствовать зрительное восприятие.
Качели (рис. 14) (малая башня в сочетании с гимнастической доской)
Используется для самостоятельной двигательной деятельности детей с нарушением зрения.
Опоры
Короткая опора
Применяется для сохранения устойчивого положения при выполнении прыжков на месте, приседания. На опорах имеются метки: место хвата для рук и сосредоточения взора в момент выполнения действия, оценки зрительного контроля, точности движения.
Длинная опора
Необходима детям с нарушением зрения при сохранении динамического равновесия.
Она используется ребенком при необходимости, при потере устойчивости. Присутствие опор создает комфортность при выполнении движений, уверенность детей, не требует дополнительной страховки взрослых. Все это обеспечивает создание у детей представления о целости действий, их протяженности, глубины, широты обзора при движении (например, при прыжках, ходьбе).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|