Сделай Сам Свою Работу на 5

Ррачебно-педагогический контроль на занятиях физической культурой





Правильная организация занятий улучшает психическое и физи­ческое развитие детей, их двигательную активность. Этого можно достигнуть при обязательном врачебно-педагогическом контроле.

Основными формами врачебно-педагогического контроля яв­ляется:

— контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей,

— контроль за динамикой развития движений у детей и органи­зацией двигательного режима.

Врачебный и педагогический контроль, как правило, тесно свя­заны между собой. Во время глубокого медицинского осмотра при­сутствует воспитатель группы, тифлопедагог. В начале учебного года выявляется исходный уровень физической подготовленности детей.

Воспитатель группы, врач, тифлопедагог изучают, с каким ис­ходным уровнем физического и функционального развития при­ходит ребенок в группу. Знание исходного уровня физической подготовленности детей с нарушением зрения позволяет выявить недостатки в физическом развитии и наметить план коррекцион-ной работы на занятиях по физической культуре.

Для целенаправленного воздействия на организм детей с нару­шением зрения средствами физического воспитания необходимо не менее 2 раз в год проводить оценку их физического и функ­ционального развития.



Для определения физического развития измеряется рост ребен­ка стоя, сидя; окружность грудной клетки (на вдохе, выдохе, пау­зе), экскурсия грудной клетки (т.е. разница между показателями ОГК при максимальном вдохе и выдохе); определяется вес тела Ребенка.

Показатели избыточного веса определяют по толщине жировой прослойки — более 3 см на животе.

Для оценки физического развития проводятся измерения руч-а°й динамометрии (левой и правой кисти руки). Мышечная сила У Детей измеряется детским ручным динамометром.

Необходимым показателем физического развития является по­движность позвоночника. Ее измеряют по степени наклона впе­ред, назад, вправо, влево.

С помощью специальных тестов определяют силу мышц брюш-ОГо пресса, спины, левой и правой ног.


66

Затем необходимо показать развитие стопы ребенка (измерить ее длину, ширину, высоту, угол). Очень часто дети с нарушением зрения имеют плоские стопы, поэтому учет их развития поможет определить направление коррекционной работы с этими детьми.



В карте физического развития необходимо показать состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем в состоянии покоя и во время занятий физической культурой.

У детей измеряются пульс, артериальное и пульсовое давление, частота дыхания. Для определения физического развития детей воспитатели групп, врачи д/с, тифлопедагоги должны овладеть методами регистрации его параметров.

При проведении обследования необходимо иметь секундомер, рулетку, сантиметровые ленты, стойки, веревки длиной 5 — б метров, цветные флажки, мешочки с песком 150 — 200 г, маты. Обследование идет непрерывно в 6 —8 дней, каждый день по 1—2 движения.

Воспитатель заранее готовит протоколы обсуждения, в алфа­витном порядке вносит фамилии детей, отдельно мальчиков и де­вочек. Ребенку предлагается выполнить движение не менее 3 раз, в протокол записываются результаты всех попыток, зачисляется лучший результат. Воспитатель подбирает упражнения для раз­минки детей перед обследованием. Заранее знакомит с секун­домером, рулеткой, ориентирами, командами «На старт», «Вни­мание», «Марш», правилами выполнения двигательных заданий.

Распределение функций при обследовании: на старте — вос­питатель, у финиша — медсестра с секундомером; методист, тиф­лопедагог следят за качеством выполнения движений. В ходе об­следования полученные результаты необходимо сопоставлять со средними возрастными нормами физического развития детей. Ведение такой карты позволяет выявить патологию физического развития детей, получить заключение о состоянии здоровья, сде­лать назначения (ортопедический режим, массаж, лечебная гим­настика и др.), а также определить медицинскую группу для за­нятий физкультурой.



На основании комплексного обследования дети могут быть раз­делены на 3 группы:

1. В первую (основную) группу входят дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, с относительно высокой остротой зрения (от 0,5 до 0,9) на луч­ше видящем глазу, с коррекцией стеклами, т.е. дети, к ко­торым можно применять все формы физических упражне­ний, в соответствии с возрастными особенностями.


2. Во вторую группу (подготовительную) входят дети с более низкой остротой зрения, чем в 1-й группе, и имеющие отста­вание в физическом развитии, с перевозбужденной нервной системой. Эти дети по разрешению врача могут заниматься в основной или подготовительной группе. Дети занимаются по общей программе физического воспитания (Программа детского сада для специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений IV вида, 1997). Они вместе с детьми ос­новной группы участвуют во вводной, подготовительной и заключительной части физкультурного занятия, исключаются лишь упражнения, требующие особого напряжения, такие как прыжки в высоту и длину с разбега, сокращается число повторений одного и того же упражнения.

3. К третьей группе (специальной) относятся дети со значитель­ными нарушениями зрения, прооперированные, со значи­тельными отклонениями в состоянии здоровья (изменения сердечно-сосудистой системы, нарушения осанки, искрив­ления позвоночника). Детям ограничивают упражнения на скорость, уменьшают дистанции в ходьбе, беге. Особое вни­мание уделяют дыхательным упражнениям. В устранении дефектов осанки большое место занимают упражнения для мышц плечевого пояса, спины, живота, способствующие об­разованию крепкого мышечного корсета.

Дети 3-й группы — это основной контингент, с которым зани­мается тифлопедагог. Выделение 3 групп детей по уровню их фи­зического развития и состоянию остроты зрения подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к ребенку на за­нятии.

Коррекционная работа в первой группе должна быть направ­лена на повышение уровня физического развития: коррекцию двигательных качеств, навыков и умений, и на этой основе осу­ществляется коррекция недостатков зрительного восприятия.

Коррекционная работа со 2-й группой детей должна быть на­правлена на доразвитие показателей физического развития, от­стающих двигательных навыков и умений и повышение работо­способности зрительных функций в процессе физкультурного занятия.

Коррекционная работа в третьей группе направлена на преодо-

еиие вторичных отклонений, улучшение уровня физического

Развития, двигательных возможностей детей и создание режима

Аьгха для глаз на физкультурном занятии.


68

Проведение коррекционной работы с детьми всех 3 групп на физкультурных, а также на специальных занятиях и в свободной двигательной деятельности возможно при условии дифференциро­ванного подхода и контроля за деятельностью детей.

Структура занятий

Занятия по физической культуре для детей с нарушением зре­ния, начиная с младшей группы, проводятся 3 раза в неделю, про­должительностью от 15 — 20 минут в младших группах, в старших — 25 — 30 минут.

Как строится занятие по физической культуре для детей с нару­шением зрения? Занятие проводится по общепринятой структуре и состоит из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых имеют конкретные задачи по развитию различных двигательных навыков и умений с коррекционной направлен­ностью.

Рассмотрим содержание и задачи каждой части. I. Вводная часть(ее продолжительность в младшей группе — 2 — 3 минуты, средней — 3 — 4 минуты, 4 — 5 минут — в стар­шей и 5 —6 минут — в подготовительной) подготавливает ор­ганизм ребенка к предстоящей физической нагрузке. Это упражнения в ходьбе и беге, построения и перестроения, спе­циальные упражнения, укрепляющие мышцы ног и стопы, а также упражнения, формирующие правильную осанку, раз­вивающие ориентировку, игры на развитие внимания, слуха, осязания.

В этой части занятия используются все виды ходьбы и бега. В группах для детей с нарушением зрения важно придать этим упражнениям коррекционную направленность, напри­мер, используя ходьбу с закрытыми глазами, ходьбу спиной, упражнение на равновесие, внимание. Такие упражнения способствуют развитию осязания, слуха, т.е. включению в деятельность сохранных анализаторов.

Обязательным компонентом вводной части является бег, до 20 сек. в младших группах, в старших — 40 сек. Бег, используемый в этой части занятия, необходимо давать по-разному: иногда под музыку, без музыки, когда идет отра­ботка техники бега, музыка не используется. Бег детьми вы­полняется в индивидуальном темпе, в связи с особенностями их физического развития и недостатками зрительной функ-


ции, особенно это важно на этапе начального разучивания движений. Хороший эффект оказывает использование танце­вальных шагов. В этой части занятия даются упражнения, легко дозируемые и не требующие длительной подготовки и выполнения. II. Основная часть(в младших группах длительность от 10 до 15 минут, в старших — от 15 до 20 ) направлена на решение главных задач занятия: обучение детей новым упражнениям, повторение пройденного материала, выработку основных двигательных навыков путем лазания, преодоление препят­ствий, упражнений на равновесие, бег, прыжки, игры и т.д. В содержание основной части входят; общеразвивающие уп­ражнения без предметов и с предметами (флажки, кубики, кегли, мячи, палки, ленты и др.), которые проводятся в опре­деленной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота, а затем ног, упражнения на расслабление, т.е. структура общеразвивающих упраж­нений та же, что и для нормальновидящих дошкольников. Особенностями для детей с нарушением зрения в процессе вы­полнения общеразвивающих упражнений являются следующие:

1. Включение в комплекс упражнений коррекционных заданий

(упражнения на формирование осанки, координацию дви­жений, на развитие и укрепление органов дыхания и крово­обращения, которые должны быть скоординированы с уп­ражнениями для мышц глаз).

2. При выполнении общеразвивающих упражнений индиви­дуально дозируются темы, количество упражнений в зави­симости от степени зрительного дефекта.

3. Подбор упражнений с учетом используемых пособий и сна­рядов.

Количество упражнений увеличивается от 3 до 8 повторений. Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из Разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и др. Упражнения из этих исходных положений способ­ствуют укреплению мышц живота, что положительно влияет на Формирование осанки детей.

В этой части занятия могут быть использованы 3 — 4 основных Движения. Учитывая особенности зрительного восприятия и физи­ческие возможности детей, необходимо выделить соотношения нового и повторного материала. Новый материал не должен пре­вышать 25% от общего количества движений. Если во вводной


70

части берется новый материал (построение и т.д.), можно давать в основной части новое движение, но простое. Новое — всегда только одно. Когда берется новый комплекс общеразвивающих упражнений, то основные движения могут быть известными. Новое упражнение или движение надо разучивать в начале той части занятий, где они запланированы. Требования к подбору основных движений:

1. Стремиться обеспечить чередование движений по силовой на­грузке так, чтобы двигательная активность детей на занятиях в этой части не снижалась, т.е. чтобы дети получили доста­точную нагрузку и чтобы занятие оказало оздоровительное воздействие на организм ребенка. Этим требованиям как раз и отвечают основные движения (прыжки, метание, лазание), которые и включаются в содержание основной части.

2. В связи с тем что работоспособность детей с нарушением зрения чрезвычайно мала, необходимо сложные задания, связанные с овладением нового материала, давать в начале основной части занятия, когда физическая работоспособ­ность, зрительное восприятие ребенка находятся на высо­ком уровне.

3. В конце основной части дают движения на закрепление, т.е. их включают в подвижную игру.

4. Сочетание основных движений на занятии таково, что они обеспечивают как решение основных задач физического вос­питания, так и коррекционных. После движений, проходив­ших с большой затратой энергии, с большим эмоциональным подъемом, нецелесообразно детям с нарушением зрения да­вать движения, требующие концентрации внимания (напри­мер, после прыжков детям трудно выполнять метание в цель и упражнение на равновесие).

5. Упражнения спокойного характера сочетаются с более интен-

сивными (подлезание с бегом и др.)

6. Нецелесообразно включать в задание движения, требующие поочередного выполнения (метание в цель, прыжки в высоту, длину). Дети устают ждать, когда придет их очередь, в резуль­тате внимание, заинтересованность снижаются.

7. После нового упражнения, потребовавшего от детей довольно

большого внимания, не следует давать упражнения и игры, которыми дети овладели еще недостаточно. В содержание основной части занятия входит подвижная игра: у малышей — в целях пополнения двигательного опыта и коррек-


ции движений, у старших - с целью закрепления двигательных навыков и совершенствования зрительных функций.

Планируя проведение подвижных игр на занятии, важно учи­тывать состояние, физическое развитие каждого ребенка, а также уровень подготовленности детей к движению, которое будет вклю­чено в игру. Если в игре будут принимать участие 2 — 3 неподготов­ленных ребенка, то этим может быть нарушена активность всех детей в игре, а неподвижные дети будут травмированы своим неумением перед другими детьми, своими сверстниками. Прежде чем включать какое-либо движение в игру, необходимо отработать данное движение с каждым ребенком на пропедевтических за­нятиях. При этом следует помнить, что каждая игра решает опре­деленные задачи: развитие координации движений, ориентиро­вание, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, вынос­ливость, скорость, умение согласовать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнение правил игры, воспитание во­ли, настойчивости. Каждая игра решает не одну задачу, а несколь­ко и какая-то из них является главной, ведущей, она должна быть осознана руководителем физического воспитания (воспитателем, тифлопедагогом) и реализована в игре.

Выбор движения в подвижной игре зависит от возраста, а так­же характера зрительных нарушений. Например, при сходящемся косоглазии подбираются движения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии лечебными являются игры, вызывающие напряжение конвергенции и сопровождаю­щиеся направлением взора вниз, на близкое расстояние. Учитывая эти особенности детей, педагоги так организуют игру, чтобы в ней смогли участвовать все дети, т.е. опять ставится вопрос о диффе­ренцированном подходе при проведении подвижной игры. Наблю­дения за играми выявили своеобразия подвижной игры у детей с нарушением зрения: дети боятся включаться в коллективные игры, Их пугает большое количество участников, сдерживает боязнь столкновения в игре, боязнь разбить очки, большинство детей ис­пытывает страх перед предстоящей быстротой передвижения. Во вРемя игры дети не полностью используют свои двигательные воз­можности (например, в игре «Чье звено скорее соберется»). В этой игре указывается место сбора звена, как правило, дети ста­раются находиться поблизости своего ориентира, а в связи с этим Дети недостаточно активно двигаются, снижается эмоциональный нтерес к игре. Не выполняется и основная цель в игре — ориен-


72

тировка в большом пространстве. При организации подвижной игры на занятии учитываются принципы их отбора:

1. В игре не должен повторяться тот вид движений, в котором только что упражнялись дети (например, после упражнений в лазании брать игру «Ловля обезьян»), т.к. в основном дви­жении и игре решается одна и та же задача. Однообразные движения воздействуют на одни и те же группы мышц, а это быстро утомляет организм ребенка.

2. Нельзя включать в занятия игры, требующие от детей дейст­вий очередности («Кот и мыши», «Горелки» и др.). В таких играх ребенок больше стоит, чем двигается, а это снижает моторную плотность занятия.

3. В занятие не включаются игры, незнакомые детям, чтобы не тратить времени на их разучивание, что также снижает плот­ность занятия.

4. Обязательно учитываются зрительные нарушения всех детей и в зависимости от этого планируются игры.

При проведении игр всегда особое значение имеют правила безопасности. Организация игры: взрослый учит детей строго вы­полнять правила, обеспечивающие безопасность, особенно на эта­пах разучивания (бег в одну сторону, исключение встречного бега), приучает детей к остановке по сигналу и т.д. Детям нужны знания о правилах игры, их содержании.

Задача формирования доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основ­ных гигиенических требованиях и правилах поведения является одной из важных в программе физического воспитания.

При анализе подвижной игры обращается внимание на выпол­нение детьми правил игры, способов действий в игре, реализации цели игры, ее результат. Например, в игре «Чья команда быстрее соберется» воспитатель или руководитель физического воспита­ния подводит итоги и отмечает тех детей, которые быстрее собра­лись, но, как правило, эти дети и нарушают правила в игре — не используют большего пространства, держатся командой, а их дей­ствия отмечены как положительные.

III. Заключительная часть занятия.Задача этой части — уре­гулирование состояния организма ребенка, подготовка к после­дующим режимным моментам и переход от интенсивной деятель­ности к спокойной. Содержание этой части занятия зависит от интенсивности нагрузки в основной части.


Лучшим физическим упражнением, регулирующим организм после сравнительно большой нагрузки в основной части, является ходьба. Ходьба дается под бубен, музыку в спокойном темпе.

Часто содержанием заключительной части занятия являются спокойные игры: «Найди предмет, найди и промолчи, узнай по голосу», а также хороводные игры. И частой ошибкой проведения этих игр является то, что в них дети не двигаются.

Например, проводится подвижная игра «Узнай по голосу». Дети встают в круг, им предлагают закрыть глаза, и кто-то один назы­вает имя ребенка, участника игры, после этого все дети открывают глаза, и тот, кого назвали, должен сказать, кто его позвал. (Это со­держание игры.) Какая допущена ошибка в проведении? Нет дви­жений (дети стоят на месте). А игра по классификации относится к играм малой подвижности.

В занятия физической культурой можно включить эти игры в том случае, если в них есть движения (ходьба, бег трусцой). Игры, в которых дети стоят или сидят, включать не рекомендуется.

Хороший эффект в заключительной части занятия дает исполь­зование хороводных игр с движениями, использование ритмичес­ких движений, танцевальных упражнений. Эффективность ис­пользования их в заключительной части состоит в том, что они способствуют сохранению эмоционального подъема детей, более динамичному восстановлению пульса. Известно, что пульс должен прийти к исходному в течение 3 минут.

Использование таких упражнений должно быть обязательным в работе с детьми с нарушением зрения, т.к. возбудимость у них на занятии выше, чем у нормальновидящих сверстников и, как правило, восстановление пульса у них идет на 6 —7-й минуте, т.е. Уже 3 — 4 минуты спустя после занятия.

Во вводной части занятия обязательно проводится анализ. Во время анализа подводится итог, т.е. воспитатель или руководитель физического воспитания акцентирует внимание детей на том, как они занимались, чему научились на занятии. В практике работы встречаются ошибки в подведении итога занятия. Часто внимание акцентируется не на главной задаче, все сводится не к анализу выполнения детьми движений, а к их поведению. Или же дается такая оценка выполнения, из которой детям ничего не ясно. дпРимер: «Саша, Коля, Вова занимались хорошо, Петя, Миша — лохо, Сереже надо научиться хорошо себя вести, он мешал все Детям». Пользы от такого анализа нет никакой.

Как же проводить анализ и когда?


74

В современной методике физического воспитания рекомен­дуется анализ проводить непосредственно после каждой части или по ходу занятия. Преимущество такого анализа: отмечается ка­чество выполнения движения, непосредственно после выполнения указываются ошибки, и ребенок еще имеет возможность их ис­править, дети лучше воспринимают такую оценку. Анализ не дол­жен занимать много времени, особенно в конце занятия. Нельзя рассчитывать на качественное восприятие ребенком итога заня­тия. Так как же целесообразнее закончить занятие? В младших группах дети уходят с занятия с игрушкой, в старших нужно прос­то сказать, что занятие закончено, и дети уходят. Надо похвалить детей. Такой конец занятия сохраняет эмоциональный настрой детей, способствует переходу его в другие виды деятельности.

Гилы занятий. С детьми проводятся занятия различного типа. По содержанию и методам проведения различают занятия сме­шанного, игрового и сюжетного типа.

В занятие смешанного типа включаются гимнастические уп­ражнения и подвижные игры. Подвижные игры могут входить в содержание вводной, основной и заключительной частей занятия. Занятия смешанного типа наиболее типичны и чаще всего про­водятся в детском саду.

Занятия игрового характера состоят из подвижных игр, они проводятся преимущественно в летнее время, когда все упраж­нения разучены и ставится задача закрепления двигательных на­выков и физических качеств в меняющейся обстановке.

Занятия сюжетного типа проводятся с целью закрепления дви­гательных качеств, повышения интереса к физическим упраж­нениям. Они, как правило, сопровождаются сюжетным рассказом. Под рассказ воспитателя дети выполняют все намеченные упраж­нения (сюжеты могут быть самые разные: «Волейболист», «Погра­ничники», «Туристы» и др.). Эмоциональный настрой в этих заня­тиях значительно выше, чем в других.

В целях реализации лечебно-восстановительных и коррекцион-но-педагогических задач в дошкольных учреждениях компенси­рующего и комбинированного видов для детей с нарушением зре­ния целесообразно использовать индивидуальные занятия, специ­фика которых обусловлена индивидуальными возможностями детей.

Такая форма организации занятий позволяет учитывать инди­видуальные различия детей (состояние зрительных функций, ха­рактер зрительной патологии, отставание в движениях, ограни-


чения двигательного режима). Недостаточный учет индивидуаль­ных различий на фронтальных занятиях, как правило, усугубляет вторичные отклонения детей в движениях, они теряют интерес к занятиям.

Индивидуальные занятия проводятся с 1 —2 детьми тифлопе­дагогом по расписанию занятий физической культурой или по специальному графику индивидуальных занятий. Занятия пла­нируют с каждым ребенком 2 — 3 раза в неделю.

Основные задачи индивидуальных занятий:

— развитие зрительного контроля за движением;

— формирование правильного положения туловища при выпол­нении движений;

— удовлетворение индивидуальной потребности в движениях;

— развитие координационных способностей;

— формирование навыков пространственной ориентировки и равновесия.

На основе этих задач разрабатывается содержание занятий, включающее различные основные движения (ходьба, бег, лазание и др.), 6 — 8 общеразвивающих упражнений. Игры и игровые уп­ражнения, как правило, направлены на преодоление вторичных отклонений, развитие зрительного восприятия, накопление инди­видуального двигательного опыта. В процессе индивидуальных занятий дети учатся пользоваться сохранными анализаторами, и прежде всего слуховыми. Все двигательные навыки с детьми отра­батываются до степени автоматизма. В практике это могут быть 3 — 4 повторения одного занятия с каждым ребенком с изменением условий их проведения.

Основные приемы, которые используются при обучении ин­дивидуальных занятиях: медленный показ, поэтапное выпол­нение действий ребенком, словесная инструкция многократные Упражнения в движениях с применением зрительного анализа и без него, непосредственная помощь педагога ребенку, исполь­зование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориен­тиры, сигналы).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАХОВКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ

Учитывая специфику движений зрительного контроля у детей, еАагог (воспитатель и инструктор по физической культуре) со­здает принципы организации обучения физическим упраж-ениям. Такие упражнения, как прыжки, ходьба по скамейке,


76

бревну, обязательно обеспечиваются страховкой (педагог сопро­вождает ребенка при движении). В беге не используется движение навстречу друг другу. В метании используется поочередный спо­соб. При выполнении основных движений целесообразен индиви­дуальный или подгрупповой способ организации. Фронтальный способ организации применяется там, где нет опасности для ре­бенка.

Разнообразные способы организации позволяют предупре­дить травматизм и обеспечить страховку. Предварительная про­верка места проведения занятий (особенно на площадке или участке) является обязательным условием предупреждения травм у детей.

Профилактическую направленность имеют и другие условия предупреждения травматизма: подготовка занятия с учетом воз­можностей детей, системность занятий с использованием опор, или физической помощи педагога, обучение приемам «мягкого» падения, удержания. Все упражнения выполняются детьми по их личному желанию, на фоне радостного настроения или «мышеч­ной радости», но ни в коем случае не допускается перевозбуж­дение детей. Не должно быть злоупотребления игровыми обра­зами, занимательными рассказами, что отвлекает внимание детей от правильного выполнения упражнений и снижает уровень само­контроля.

6.2.2. Пропедевтические занятия

Для большинства детей с косоглазием и амблиопией в окклю-зионный период лечения характерно снижение движений, свя­занных с ориентировкой в пространстве.

Наиболее эффективными в преодолении двигательных прост­ранственных нарушений являются специальные пропедевтические занятия, которые предполагают предварительное обучение слож­ным двигательным локомоциям.

Известно, что предварительная работа, подготовительные уп­ражнения, как составляющие части пропедевтических занятий, создают условия для усвоения целостного двигательного акта, по­могают поэтапно овладеть элементами техники движений, ставят ребенка в выгодные условия при выполнении движений.

Например, при обучении детей лазанию по гимнастической лестнице детям дают сначала упражнения по захвату перекла­дины, перехватыванию ее руками, постановке стоп на перекла­дине.


Кроме того, в содержание коррекционной пропедевтической работы по преодолению зрительно-двигательных нарушений у детей при ориентировке в пространстве включаются индивидуаль­ные игры-задания, которые составлены по типу схематичного ри­сунка. Детям предлагаются различные графические упражнения (Приложение 8).

Игровые оформления заданий «Найди шар», «Найди снаряд для занятий» (Приложение 6) также способствует тому, что дети без напряжения фиксируют взглядом направление пути, что форми­рует правильный зрительный образ, а также активизирует амб-лиопичный глаз.

Пропедевтические занятия проводятся с детьми индивидуально или небольшими подгруппами 2 — 3 человека. Структура занятий проста, состоит из 2 — 3 заданий в виде упражнений и игр. Продол­жительность занятий не более 6 — 7 минут. Занятия могут про­водиться в утреннее время или после сна.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ Ходьба:

— имитация ходьбы на месте, не отрывая носки от пола;

— ходьба вперед приставным шагом по различным дорожкам;

— ходьба друг за другом с опорой на поручень, укрепленный вдоль стены, длиной 5 —6 м на уровне пояса ребенка;

— ходьба по мягкому шнуру без контроля зрением;

— ходьба по кругу, прямой с использованием звуковых сигналов.
Бег:

— бег на небольшое расстояние по одному в ограниченном пространстве;

— бег по извилистой дорожке (25 — 30 см) в пределах 1 — 2 циклов;

— бег в индивидуальном темпе по прямой дорожке 5 —6 м, ши­риной 25-30 см;

~ бег на небольшое расстояние за движущимся ориентиром;

~ бег в разных направлениях по различным дорожкам;

~ бег на месте в разном темпе. Нолзание, лазание:

~ воспроизведение действий лазания на объемных и плоскост­ных куклах в игровом задании;

~ лазание по гимнастической стенке на 1 — 2 циклах;

~~ лазание по наклонной гимнастической лестнице с измене­нием угла наклона от 30 до 90 ;


78

— переступание вправо-влево по перекладине гимнастической лестницы;

— лазание по гимнастической лестнице с использованием зри­тельных ориентиров (меток на перекладине);

 

— ползание на четвереньках по размеченному пути. Прыжки:

— прыжки на месте на двух ногах, держась за опору;

— прыжки на месте через объемный жгут (диаметр 2 — 6 см);

— прыжки вправо-влево, держась за опору. Метание, бросание, ловля, катание:

 

— катание шариков по наклонной плоскости с бортиками, про­слеживание взором движения шарика;

— катание мяча по желобку, прослеживая взором его движение;

— ловля фиксированного мяча эластичным шнуром (мяч на уровне глаз детей);

— метание в неподвижную цель на микроплоскости;

— катание шарика между предметами на микроплоскости, со­провождая действия шарика взором;

— бросание и ловля правой и левой рукой;

— перебрасывание фиксированного мяча друг другу;

— бросание мяча вверх в обруч;

— переступание вправо-влево приставным шагом по гимнас­тической скамейке с мешочком на голове;

— перешагивание чередующимся шагом с куба на куб (высота 30-50 см);

— кружение вокруг опоры с открытыми и закрытыми глазами;

— перешагивание через кирпичик, повторяя 1 —2 цикла.
Упражнения на ориентировку и точность движений:

— прослеживание взором направления пути от одного предмета к другому на микроплоскости;

— воспроизведение движений в микроплоскости и в большом пространстве.

6.2.3. Занятия в разновозрастной группе

Физические упражнения подбираются в соответствии с возраст­ными и двигательными возможностями детей. Важным моментом в организации занятий является распределение детей на подгруппы. Наиболее приемлемо распределение детей по двум подгруппам:

1. Младшая подгруппа (проводит воспитатель в группе).

2. Старшая подгруппа (проводит инструктор по физической культуре в зале).


Это дает возможность избежать трудности планирования заня­тия, подбора физических упражнений для каждой подгруппы по их году обучения. Методика занятия в этом случае проводится по обычной типовой схеме (вводная, основная, заключительная час­ти). В каждой части занятия также предусматривается коррек-ционная направленность движений для развития зрительно-дви­гательных способностей, коррекции нарушенных функций. Осо­бое значение имеют упражнения, где осуществляется развитие зрительных функций.

Не исключается проведение занятий со всеми детьми одновре­менно. Их проводит инструктор по физической культуре и вос­питатель группы. Структура занятий сохраняется типовая, но из­меняются способы организации детей разных подгрупп. Вводная часть, как правило, проводится одновременно со всеми детьми, при этом учитываются зрительные и двигательные возможности детей каждой подгруппы. Построения и перестроения не должны вызывать у детей затруднений. Целесообразно использовать по­строения в колонну по одному, в круг, врассыпную и др.

Во время ходьбы и бега педагог регулирует физическую нагрузку детей за счет индивидуального темпа и ритма движений. Общераз-вивающие упражнения не должны вызывать у детей затруднений.

Дифференциация в общеразвивающих упражнениях преду­сматривается в изменении количества упражнений (уменьшение числа повторений для младшей подгруппы), точности выполнения движений (требования к старшей подгруппе), контроле и само­контроле за выполнением упражнений.

В основной части занятий, где используют более сложные дви­жения, требуется деление детей на подгруппы с учетом:

1. Зрительных возможностей: для детей с низкой остротой зре­ния используются дополнительные ориентиры разного раз­мера; для детей с косоглазием — метки (сверху или снизу).

2. Компенсаторных особенностей (широко используются озву­ченные предметы, помогающие выполнять движения, зада­ния на микроплоскости).

3- Количественных показателей (длина и высота прыжков, рас­стояние для метания, упражнения в равновесии, лазании под­бираются на основе программных требований по каждому году обучения).

■*■ Трудностей, обусловленных характером лечения (дети с пол­ной или частичной окклюзией выполняют упражнения без Учета нормативных требований).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.