Ррачебно-педагогический контроль на занятиях физической культурой
Правильная организация занятий улучшает психическое и физическое развитие детей, их двигательную активность. Этого можно достигнуть при обязательном врачебно-педагогическом контроле.
Основными формами врачебно-педагогического контроля является:
— контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей,
— контроль за динамикой развития движений у детей и организацией двигательного режима.
Врачебный и педагогический контроль, как правило, тесно связаны между собой. Во время глубокого медицинского осмотра присутствует воспитатель группы, тифлопедагог. В начале учебного года выявляется исходный уровень физической подготовленности детей.
Воспитатель группы, врач, тифлопедагог изучают, с каким исходным уровнем физического и функционального развития приходит ребенок в группу. Знание исходного уровня физической подготовленности детей с нарушением зрения позволяет выявить недостатки в физическом развитии и наметить план коррекцион-ной работы на занятиях по физической культуре.
Для целенаправленного воздействия на организм детей с нарушением зрения средствами физического воспитания необходимо не менее 2 раз в год проводить оценку их физического и функционального развития.
Для определения физического развития измеряется рост ребенка стоя, сидя; окружность грудной клетки (на вдохе, выдохе, паузе), экскурсия грудной клетки (т.е. разница между показателями ОГК при максимальном вдохе и выдохе); определяется вес тела Ребенка.
Показатели избыточного веса определяют по толщине жировой прослойки — более 3 см на животе.
Для оценки физического развития проводятся измерения руч-а°й динамометрии (левой и правой кисти руки). Мышечная сила У Детей измеряется детским ручным динамометром.
Необходимым показателем физического развития является подвижность позвоночника. Ее измеряют по степени наклона вперед, назад, вправо, влево.
С помощью специальных тестов определяют силу мышц брюш-ОГо пресса, спины, левой и правой ног.
66
Затем необходимо показать развитие стопы ребенка (измерить ее длину, ширину, высоту, угол). Очень часто дети с нарушением зрения имеют плоские стопы, поэтому учет их развития поможет определить направление коррекционной работы с этими детьми.
В карте физического развития необходимо показать состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем в состоянии покоя и во время занятий физической культурой.
У детей измеряются пульс, артериальное и пульсовое давление, частота дыхания. Для определения физического развития детей воспитатели групп, врачи д/с, тифлопедагоги должны овладеть методами регистрации его параметров.
При проведении обследования необходимо иметь секундомер, рулетку, сантиметровые ленты, стойки, веревки длиной 5 — б метров, цветные флажки, мешочки с песком 150 — 200 г, маты. Обследование идет непрерывно в 6 —8 дней, каждый день по 1—2 движения.
Воспитатель заранее готовит протоколы обсуждения, в алфавитном порядке вносит фамилии детей, отдельно мальчиков и девочек. Ребенку предлагается выполнить движение не менее 3 раз, в протокол записываются результаты всех попыток, зачисляется лучший результат. Воспитатель подбирает упражнения для разминки детей перед обследованием. Заранее знакомит с секундомером, рулеткой, ориентирами, командами «На старт», «Внимание», «Марш», правилами выполнения двигательных заданий.
Распределение функций при обследовании: на старте — воспитатель, у финиша — медсестра с секундомером; методист, тифлопедагог следят за качеством выполнения движений. В ходе обследования полученные результаты необходимо сопоставлять со средними возрастными нормами физического развития детей. Ведение такой карты позволяет выявить патологию физического развития детей, получить заключение о состоянии здоровья, сделать назначения (ортопедический режим, массаж, лечебная гимнастика и др.), а также определить медицинскую группу для занятий физкультурой.
На основании комплексного обследования дети могут быть разделены на 3 группы:
1. В первую (основную) группу входят дети без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, с относительно высокой остротой зрения (от 0,5 до 0,9) на лучше видящем глазу, с коррекцией стеклами, т.е. дети, к которым можно применять все формы физических упражнений, в соответствии с возрастными особенностями.
2. Во вторую группу (подготовительную) входят дети с более низкой остротой зрения, чем в 1-й группе, и имеющие отставание в физическом развитии, с перевозбужденной нервной системой. Эти дети по разрешению врача могут заниматься в основной или подготовительной группе. Дети занимаются по общей программе физического воспитания (Программа детского сада для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида, 1997). Они вместе с детьми основной группы участвуют во вводной, подготовительной и заключительной части физкультурного занятия, исключаются лишь упражнения, требующие особого напряжения, такие как прыжки в высоту и длину с разбега, сокращается число повторений одного и того же упражнения.
3. К третьей группе (специальной) относятся дети со значительными нарушениями зрения, прооперированные, со значительными отклонениями в состоянии здоровья (изменения сердечно-сосудистой системы, нарушения осанки, искривления позвоночника). Детям ограничивают упражнения на скорость, уменьшают дистанции в ходьбе, беге. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. В устранении дефектов осанки большое место занимают упражнения для мышц плечевого пояса, спины, живота, способствующие образованию крепкого мышечного корсета.
Дети 3-й группы — это основной контингент, с которым занимается тифлопедагог. Выделение 3 групп детей по уровню их физического развития и состоянию остроты зрения подчеркивает необходимость дифференцированного подхода к ребенку на занятии.
Коррекционная работа в первой группе должна быть направлена на повышение уровня физического развития: коррекцию двигательных качеств, навыков и умений, и на этой основе осуществляется коррекция недостатков зрительного восприятия.
Коррекционная работа со 2-й группой детей должна быть направлена на доразвитие показателей физического развития, отстающих двигательных навыков и умений и повышение работоспособности зрительных функций в процессе физкультурного занятия.
Коррекционная работа в третьей группе направлена на преодо-
еиие вторичных отклонений, улучшение уровня физического
Развития, двигательных возможностей детей и создание режима
Аьгха для глаз на физкультурном занятии.
68
Проведение коррекционной работы с детьми всех 3 групп на физкультурных, а также на специальных занятиях и в свободной двигательной деятельности возможно при условии дифференцированного подхода и контроля за деятельностью детей.
Структура занятий
Занятия по физической культуре для детей с нарушением зрения, начиная с младшей группы, проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью от 15 — 20 минут в младших группах, в старших — 25 — 30 минут.
Как строится занятие по физической культуре для детей с нарушением зрения? Занятие проводится по общепринятой структуре и состоит из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых имеют конкретные задачи по развитию различных двигательных навыков и умений с коррекционной направленностью.
Рассмотрим содержание и задачи каждой части. I. Вводная часть(ее продолжительность в младшей группе — 2 — 3 минуты, средней — 3 — 4 минуты, 4 — 5 минут — в старшей и 5 —6 минут — в подготовительной) подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке. Это упражнения в ходьбе и беге, построения и перестроения, специальные упражнения, укрепляющие мышцы ног и стопы, а также упражнения, формирующие правильную осанку, развивающие ориентировку, игры на развитие внимания, слуха, осязания.
В этой части занятия используются все виды ходьбы и бега. В группах для детей с нарушением зрения важно придать этим упражнениям коррекционную направленность, например, используя ходьбу с закрытыми глазами, ходьбу спиной, упражнение на равновесие, внимание. Такие упражнения способствуют развитию осязания, слуха, т.е. включению в деятельность сохранных анализаторов.
Обязательным компонентом вводной части является бег, до 20 сек. в младших группах, в старших — 40 сек. Бег, используемый в этой части занятия, необходимо давать по-разному: иногда под музыку, без музыки, когда идет отработка техники бега, музыка не используется. Бег детьми выполняется в индивидуальном темпе, в связи с особенностями их физического развития и недостатками зрительной функ-
ции, особенно это важно на этапе начального разучивания движений. Хороший эффект оказывает использование танцевальных шагов. В этой части занятия даются упражнения, легко дозируемые и не требующие длительной подготовки и выполнения. II. Основная часть(в младших группах длительность от 10 до 15 минут, в старших — от 15 до 20 ) направлена на решение главных задач занятия: обучение детей новым упражнениям, повторение пройденного материала, выработку основных двигательных навыков путем лазания, преодоление препятствий, упражнений на равновесие, бег, прыжки, игры и т.д. В содержание основной части входят; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (флажки, кубики, кегли, мячи, палки, ленты и др.), которые проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота, а затем ног, упражнения на расслабление, т.е. структура общеразвивающих упражнений та же, что и для нормальновидящих дошкольников. Особенностями для детей с нарушением зрения в процессе выполнения общеразвивающих упражнений являются следующие:
1. Включение в комплекс упражнений коррекционных заданий
(упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнениями для мышц глаз).
2. При выполнении общеразвивающих упражнений индивидуально дозируются темы, количество упражнений в зависимости от степени зрительного дефекта.
3. Подбор упражнений с учетом используемых пособий и снарядов.
Количество упражнений увеличивается от 3 до 8 повторений. Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из Разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и др. Упражнения из этих исходных положений способствуют укреплению мышц живота, что положительно влияет на Формирование осанки детей.
В этой части занятия могут быть использованы 3 — 4 основных Движения. Учитывая особенности зрительного восприятия и физические возможности детей, необходимо выделить соотношения нового и повторного материала. Новый материал не должен превышать 25% от общего количества движений. Если во вводной
70
части берется новый материал (построение и т.д.), можно давать в основной части новое движение, но простое. Новое — всегда только одно. Когда берется новый комплекс общеразвивающих упражнений, то основные движения могут быть известными. Новое упражнение или движение надо разучивать в начале той части занятий, где они запланированы. Требования к подбору основных движений:
1. Стремиться обеспечить чередование движений по силовой нагрузке так, чтобы двигательная активность детей на занятиях в этой части не снижалась, т.е. чтобы дети получили достаточную нагрузку и чтобы занятие оказало оздоровительное воздействие на организм ребенка. Этим требованиям как раз и отвечают основные движения (прыжки, метание, лазание), которые и включаются в содержание основной части.
2. В связи с тем что работоспособность детей с нарушением зрения чрезвычайно мала, необходимо сложные задания, связанные с овладением нового материала, давать в начале основной части занятия, когда физическая работоспособность, зрительное восприятие ребенка находятся на высоком уровне.
3. В конце основной части дают движения на закрепление, т.е. их включают в подвижную игру.
4. Сочетание основных движений на занятии таково, что они обеспечивают как решение основных задач физического воспитания, так и коррекционных. После движений, проходивших с большой затратой энергии, с большим эмоциональным подъемом, нецелесообразно детям с нарушением зрения давать движения, требующие концентрации внимания (например, после прыжков детям трудно выполнять метание в цель и упражнение на равновесие).
5. Упражнения спокойного характера сочетаются с более интен-
сивными (подлезание с бегом и др.)
6. Нецелесообразно включать в задание движения, требующие поочередного выполнения (метание в цель, прыжки в высоту, длину). Дети устают ждать, когда придет их очередь, в результате внимание, заинтересованность снижаются.
7. После нового упражнения, потребовавшего от детей довольно
большого внимания, не следует давать упражнения и игры, которыми дети овладели еще недостаточно. В содержание основной части занятия входит подвижная игра: у малышей — в целях пополнения двигательного опыта и коррек-
ции движений, у старших - с целью закрепления двигательных навыков и совершенствования зрительных функций.
Планируя проведение подвижных игр на занятии, важно учитывать состояние, физическое развитие каждого ребенка, а также уровень подготовленности детей к движению, которое будет включено в игру. Если в игре будут принимать участие 2 — 3 неподготовленных ребенка, то этим может быть нарушена активность всех детей в игре, а неподвижные дети будут травмированы своим неумением перед другими детьми, своими сверстниками. Прежде чем включать какое-либо движение в игру, необходимо отработать данное движение с каждым ребенком на пропедевтических занятиях. При этом следует помнить, что каждая игра решает определенные задачи: развитие координации движений, ориентирование, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, выносливость, скорость, умение согласовать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнение правил игры, воспитание воли, настойчивости. Каждая игра решает не одну задачу, а несколько и какая-то из них является главной, ведущей, она должна быть осознана руководителем физического воспитания (воспитателем, тифлопедагогом) и реализована в игре.
Выбор движения в подвижной игре зависит от возраста, а также характера зрительных нарушений. Например, при сходящемся косоглазии подбираются движения, не требующие напряжения аккомодации и конвергенции и связанные с направлением взора вверх и вдаль. При расходящемся косоглазии лечебными являются игры, вызывающие напряжение конвергенции и сопровождающиеся направлением взора вниз, на близкое расстояние. Учитывая эти особенности детей, педагоги так организуют игру, чтобы в ней смогли участвовать все дети, т.е. опять ставится вопрос о дифференцированном подходе при проведении подвижной игры. Наблюдения за играми выявили своеобразия подвижной игры у детей с нарушением зрения: дети боятся включаться в коллективные игры, Их пугает большое количество участников, сдерживает боязнь столкновения в игре, боязнь разбить очки, большинство детей испытывает страх перед предстоящей быстротой передвижения. Во вРемя игры дети не полностью используют свои двигательные возможности (например, в игре «Чье звено скорее соберется»). В этой игре указывается место сбора звена, как правило, дети стараются находиться поблизости своего ориентира, а в связи с этим Дети недостаточно активно двигаются, снижается эмоциональный нтерес к игре. Не выполняется и основная цель в игре — ориен-
72
тировка в большом пространстве. При организации подвижной игры на занятии учитываются принципы их отбора:
1. В игре не должен повторяться тот вид движений, в котором только что упражнялись дети (например, после упражнений в лазании брать игру «Ловля обезьян»), т.к. в основном движении и игре решается одна и та же задача. Однообразные движения воздействуют на одни и те же группы мышц, а это быстро утомляет организм ребенка.
2. Нельзя включать в занятия игры, требующие от детей действий очередности («Кот и мыши», «Горелки» и др.). В таких играх ребенок больше стоит, чем двигается, а это снижает моторную плотность занятия.
3. В занятие не включаются игры, незнакомые детям, чтобы не тратить времени на их разучивание, что также снижает плотность занятия.
4. Обязательно учитываются зрительные нарушения всех детей и в зависимости от этого планируются игры.
При проведении игр всегда особое значение имеют правила безопасности. Организация игры: взрослый учит детей строго выполнять правила, обеспечивающие безопасность, особенно на этапах разучивания (бег в одну сторону, исключение встречного бега), приучает детей к остановке по сигналу и т.д. Детям нужны знания о правилах игры, их содержании.
Задача формирования доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах поведения является одной из важных в программе физического воспитания.
При анализе подвижной игры обращается внимание на выполнение детьми правил игры, способов действий в игре, реализации цели игры, ее результат. Например, в игре «Чья команда быстрее соберется» воспитатель или руководитель физического воспитания подводит итоги и отмечает тех детей, которые быстрее собрались, но, как правило, эти дети и нарушают правила в игре — не используют большего пространства, держатся командой, а их действия отмечены как положительные.
III. Заключительная часть занятия.Задача этой части — урегулирование состояния организма ребенка, подготовка к последующим режимным моментам и переход от интенсивной деятельности к спокойной. Содержание этой части занятия зависит от интенсивности нагрузки в основной части.
Лучшим физическим упражнением, регулирующим организм после сравнительно большой нагрузки в основной части, является ходьба. Ходьба дается под бубен, музыку в спокойном темпе.
Часто содержанием заключительной части занятия являются спокойные игры: «Найди предмет, найди и промолчи, узнай по голосу», а также хороводные игры. И частой ошибкой проведения этих игр является то, что в них дети не двигаются.
Например, проводится подвижная игра «Узнай по голосу». Дети встают в круг, им предлагают закрыть глаза, и кто-то один называет имя ребенка, участника игры, после этого все дети открывают глаза, и тот, кого назвали, должен сказать, кто его позвал. (Это содержание игры.) Какая допущена ошибка в проведении? Нет движений (дети стоят на месте). А игра по классификации относится к играм малой подвижности.
В занятия физической культурой можно включить эти игры в том случае, если в них есть движения (ходьба, бег трусцой). Игры, в которых дети стоят или сидят, включать не рекомендуется.
Хороший эффект в заключительной части занятия дает использование хороводных игр с движениями, использование ритмических движений, танцевальных упражнений. Эффективность использования их в заключительной части состоит в том, что они способствуют сохранению эмоционального подъема детей, более динамичному восстановлению пульса. Известно, что пульс должен прийти к исходному в течение 3 минут.
Использование таких упражнений должно быть обязательным в работе с детьми с нарушением зрения, т.к. возбудимость у них на занятии выше, чем у нормальновидящих сверстников и, как правило, восстановление пульса у них идет на 6 —7-й минуте, т.е. Уже 3 — 4 минуты спустя после занятия.
Во вводной части занятия обязательно проводится анализ. Во время анализа подводится итог, т.е. воспитатель или руководитель физического воспитания акцентирует внимание детей на том, как они занимались, чему научились на занятии. В практике работы встречаются ошибки в подведении итога занятия. Часто внимание акцентируется не на главной задаче, все сводится не к анализу выполнения детьми движений, а к их поведению. Или же дается такая оценка выполнения, из которой детям ничего не ясно. дпРимер: «Саша, Коля, Вова занимались хорошо, Петя, Миша — лохо, Сереже надо научиться хорошо себя вести, он мешал все Детям». Пользы от такого анализа нет никакой.
Как же проводить анализ и когда?
74
В современной методике физического воспитания рекомендуется анализ проводить непосредственно после каждой части или по ходу занятия. Преимущество такого анализа: отмечается качество выполнения движения, непосредственно после выполнения указываются ошибки, и ребенок еще имеет возможность их исправить, дети лучше воспринимают такую оценку. Анализ не должен занимать много времени, особенно в конце занятия. Нельзя рассчитывать на качественное восприятие ребенком итога занятия. Так как же целесообразнее закончить занятие? В младших группах дети уходят с занятия с игрушкой, в старших нужно просто сказать, что занятие закончено, и дети уходят. Надо похвалить детей. Такой конец занятия сохраняет эмоциональный настрой детей, способствует переходу его в другие виды деятельности.
Гилы занятий. С детьми проводятся занятия различного типа. По содержанию и методам проведения различают занятия смешанного, игрового и сюжетного типа.
В занятие смешанного типа включаются гимнастические упражнения и подвижные игры. Подвижные игры могут входить в содержание вводной, основной и заключительной частей занятия. Занятия смешанного типа наиболее типичны и чаще всего проводятся в детском саду.
Занятия игрового характера состоят из подвижных игр, они проводятся преимущественно в летнее время, когда все упражнения разучены и ставится задача закрепления двигательных навыков и физических качеств в меняющейся обстановке.
Занятия сюжетного типа проводятся с целью закрепления двигательных качеств, повышения интереса к физическим упражнениям. Они, как правило, сопровождаются сюжетным рассказом. Под рассказ воспитателя дети выполняют все намеченные упражнения (сюжеты могут быть самые разные: «Волейболист», «Пограничники», «Туристы» и др.). Эмоциональный настрой в этих занятиях значительно выше, чем в других.
В целях реализации лечебно-восстановительных и коррекцион-но-педагогических задач в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушением зрения целесообразно использовать индивидуальные занятия, специфика которых обусловлена индивидуальными возможностями детей.
Такая форма организации занятий позволяет учитывать индивидуальные различия детей (состояние зрительных функций, характер зрительной патологии, отставание в движениях, ограни-
чения двигательного режима). Недостаточный учет индивидуальных различий на фронтальных занятиях, как правило, усугубляет вторичные отклонения детей в движениях, они теряют интерес к занятиям.
Индивидуальные занятия проводятся с 1 —2 детьми тифлопедагогом по расписанию занятий физической культурой или по специальному графику индивидуальных занятий. Занятия планируют с каждым ребенком 2 — 3 раза в неделю.
Основные задачи индивидуальных занятий:
— развитие зрительного контроля за движением;
— формирование правильного положения туловища при выполнении движений;
— удовлетворение индивидуальной потребности в движениях;
— развитие координационных способностей;
— формирование навыков пространственной ориентировки и равновесия.
На основе этих задач разрабатывается содержание занятий, включающее различные основные движения (ходьба, бег, лазание и др.), 6 — 8 общеразвивающих упражнений. Игры и игровые упражнения, как правило, направлены на преодоление вторичных отклонений, развитие зрительного восприятия, накопление индивидуального двигательного опыта. В процессе индивидуальных занятий дети учатся пользоваться сохранными анализаторами, и прежде всего слуховыми. Все двигательные навыки с детьми отрабатываются до степени автоматизма. В практике это могут быть 3 — 4 повторения одного занятия с каждым ребенком с изменением условий их проведения.
Основные приемы, которые используются при обучении индивидуальных занятиях: медленный показ, поэтапное выполнение действий ребенком, словесная инструкция многократные Упражнения в движениях с применением зрительного анализа и без него, непосредственная помощь педагога ребенку, использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры, сигналы).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАХОВКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ
Учитывая специфику движений зрительного контроля у детей, еАагог (воспитатель и инструктор по физической культуре) создает принципы организации обучения физическим упраж-ениям. Такие упражнения, как прыжки, ходьба по скамейке,
76
бревну, обязательно обеспечиваются страховкой (педагог сопровождает ребенка при движении). В беге не используется движение навстречу друг другу. В метании используется поочередный способ. При выполнении основных движений целесообразен индивидуальный или подгрупповой способ организации. Фронтальный способ организации применяется там, где нет опасности для ребенка.
Разнообразные способы организации позволяют предупредить травматизм и обеспечить страховку. Предварительная проверка места проведения занятий (особенно на площадке или участке) является обязательным условием предупреждения травм у детей.
Профилактическую направленность имеют и другие условия предупреждения травматизма: подготовка занятия с учетом возможностей детей, системность занятий с использованием опор, или физической помощи педагога, обучение приемам «мягкого» падения, удержания. Все упражнения выполняются детьми по их личному желанию, на фоне радостного настроения или «мышечной радости», но ни в коем случае не допускается перевозбуждение детей. Не должно быть злоупотребления игровыми образами, занимательными рассказами, что отвлекает внимание детей от правильного выполнения упражнений и снижает уровень самоконтроля.
6.2.2. Пропедевтические занятия
Для большинства детей с косоглазием и амблиопией в окклю-зионный период лечения характерно снижение движений, связанных с ориентировкой в пространстве.
Наиболее эффективными в преодолении двигательных пространственных нарушений являются специальные пропедевтические занятия, которые предполагают предварительное обучение сложным двигательным локомоциям.
Известно, что предварительная работа, подготовительные упражнения, как составляющие части пропедевтических занятий, создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений, ставят ребенка в выгодные условия при выполнении движений.
Например, при обучении детей лазанию по гимнастической лестнице детям дают сначала упражнения по захвату перекладины, перехватыванию ее руками, постановке стоп на перекладине.
Кроме того, в содержание коррекционной пропедевтической работы по преодолению зрительно-двигательных нарушений у детей при ориентировке в пространстве включаются индивидуальные игры-задания, которые составлены по типу схематичного рисунка. Детям предлагаются различные графические упражнения (Приложение 8).
Игровые оформления заданий «Найди шар», «Найди снаряд для занятий» (Приложение 6) также способствует тому, что дети без напряжения фиксируют взглядом направление пути, что формирует правильный зрительный образ, а также активизирует амб-лиопичный глаз.
Пропедевтические занятия проводятся с детьми индивидуально или небольшими подгруппами 2 — 3 человека. Структура занятий проста, состоит из 2 — 3 заданий в виде упражнений и игр. Продолжительность занятий не более 6 — 7 минут. Занятия могут проводиться в утреннее время или после сна.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ Ходьба:
— имитация ходьбы на месте, не отрывая носки от пола;
— ходьба вперед приставным шагом по различным дорожкам;
— ходьба друг за другом с опорой на поручень, укрепленный вдоль стены, длиной 5 —6 м на уровне пояса ребенка;
— ходьба по мягкому шнуру без контроля зрением;
— ходьба по кругу, прямой с использованием звуковых сигналов. Бег:
— бег на небольшое расстояние по одному в ограниченном пространстве;
— бег по извилистой дорожке (25 — 30 см) в пределах 1 — 2 циклов;
— бег в индивидуальном темпе по прямой дорожке 5 —6 м, шириной 25-30 см;
~ бег на небольшое расстояние за движущимся ориентиром;
~ бег в разных направлениях по различным дорожкам;
~ бег на месте в разном темпе. Нолзание, лазание:
~ воспроизведение действий лазания на объемных и плоскостных куклах в игровом задании;
~ лазание по гимнастической стенке на 1 — 2 циклах;
~~ лазание по наклонной гимнастической лестнице с изменением угла наклона от 30 до 90 ;
78
— переступание вправо-влево по перекладине гимнастической лестницы;
— лазание по гимнастической лестнице с использованием зрительных ориентиров (меток на перекладине);
— ползание на четвереньках по размеченному пути. Прыжки:
— прыжки на месте на двух ногах, держась за опору;
— прыжки на месте через объемный жгут (диаметр 2 — 6 см);
— прыжки вправо-влево, держась за опору. Метание, бросание, ловля, катание:
— катание шариков по наклонной плоскости с бортиками, прослеживание взором движения шарика;
— катание мяча по желобку, прослеживая взором его движение;
— ловля фиксированного мяча эластичным шнуром (мяч на уровне глаз детей);
— метание в неподвижную цель на микроплоскости;
— катание шарика между предметами на микроплоскости, сопровождая действия шарика взором;
— бросание и ловля правой и левой рукой;
— перебрасывание фиксированного мяча друг другу;
— бросание мяча вверх в обруч;
— переступание вправо-влево приставным шагом по гимнастической скамейке с мешочком на голове;
— перешагивание чередующимся шагом с куба на куб (высота 30-50 см);
— кружение вокруг опоры с открытыми и закрытыми глазами;
— перешагивание через кирпичик, повторяя 1 —2 цикла. Упражнения на ориентировку и точность движений:
— прослеживание взором направления пути от одного предмета к другому на микроплоскости;
— воспроизведение движений в микроплоскости и в большом пространстве.
6.2.3. Занятия в разновозрастной группе
Физические упражнения подбираются в соответствии с возрастными и двигательными возможностями детей. Важным моментом в организации занятий является распределение детей на подгруппы. Наиболее приемлемо распределение детей по двум подгруппам:
1. Младшая подгруппа (проводит воспитатель в группе).
2. Старшая подгруппа (проводит инструктор по физической культуре в зале).
Это дает возможность избежать трудности планирования занятия, подбора физических упражнений для каждой подгруппы по их году обучения. Методика занятия в этом случае проводится по обычной типовой схеме (вводная, основная, заключительная части). В каждой части занятия также предусматривается коррек-ционная направленность движений для развития зрительно-двигательных способностей, коррекции нарушенных функций. Особое значение имеют упражнения, где осуществляется развитие зрительных функций.
Не исключается проведение занятий со всеми детьми одновременно. Их проводит инструктор по физической культуре и воспитатель группы. Структура занятий сохраняется типовая, но изменяются способы организации детей разных подгрупп. Вводная часть, как правило, проводится одновременно со всеми детьми, при этом учитываются зрительные и двигательные возможности детей каждой подгруппы. Построения и перестроения не должны вызывать у детей затруднений. Целесообразно использовать построения в колонну по одному, в круг, врассыпную и др.
Во время ходьбы и бега педагог регулирует физическую нагрузку детей за счет индивидуального темпа и ритма движений. Общераз-вивающие упражнения не должны вызывать у детей затруднений.
Дифференциация в общеразвивающих упражнениях предусматривается в изменении количества упражнений (уменьшение числа повторений для младшей подгруппы), точности выполнения движений (требования к старшей подгруппе), контроле и самоконтроле за выполнением упражнений.
В основной части занятий, где используют более сложные движения, требуется деление детей на подгруппы с учетом:
1. Зрительных возможностей: для детей с низкой остротой зрения используются дополнительные ориентиры разного размера; для детей с косоглазием — метки (сверху или снизу).
2. Компенсаторных особенностей (широко используются озвученные предметы, помогающие выполнять движения, задания на микроплоскости).
3- Количественных показателей (длина и высота прыжков, расстояние для метания, упражнения в равновесии, лазании подбираются на основе программных требований по каждому году обучения).
■*■ Трудностей, обусловленных характером лечения (дети с полной или частичной окклюзией выполняют упражнения без Учета нормативных требований).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|