Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятия в группах кратковременного пребывания детей с нарушением зрения





В настоящее время в учреждениях компенсирующего и комби­нированного видов организуются группы кратковременного пре­бывания детей с нарушением зрения в целях оказания им свое­временной систематической коррекционно-педагогической и ле­чебно-восстановительной помощи.


Методика работы по физическому воспитанию может быть по­строена как в разновозрастной группе.

При проведении систематических физкультурных занятий уве­личивается период адаптационных занятий (пропедевтические занятия по разучиванию элементов основных движений, индиви­дуальные занятия по выработке элементарных координационных способностей, развитию глазодвигательных функций, усвоению пространственных отношений), это обеспечивает включение детей во фронтальные формы работы. Содержание занятий по физи­ческой культуре определяется индивидуально для каждого ребенка на основе вариативных общеобразовательных и коррекционных программ с учетом возраста, структуры дефекта, уровня психо­физического развития. Из числа форм организации физического воспитания детей с нарушением зрения для этих детей целесо­образны коррекционные виды гимнастик (дыхательная, для глаз, рук), занятия в шариковом бассейне, коррекционные занятия по исправлению вторичных нарушений.



6.3. Подвижные игры

Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огром­ное значение не только как средство развития сохранных функ­ций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д. (Маллаев Д.М., 1992).

В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчи­нять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компен­сации. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормальновидящие Дошкольники.

Как уже отмечалось выше, для детей существует ряд противо­показаний по выполнению отдельных упражнений, движений. Эти противопоказания следует учитывать и при организации подвиж-н°й игры. В связи с этим необходим тщательный индивидуальный ц°Дход к детям, участвующим в игре, определяющий их роли и Степень физической нагрузки.



При выборе игр следует учитывать возрастные особенности Аетей, их развитие, физическую подготовленность, зрительные йаРушения.


84

Особое внимание следует обращать на детей, имеющих вто­ричные нарушения (нарушения опорно-двигательного аппарата). Осторожно привлекать к тем играм, где требуются психофизи­ческие нагрузки, быстрая смена положения тела в пространстве и сложная двигательная координация.

В этих случаях строго индивидуально дозируется нагрузка, так­тично, без ущемления достоинства ребенка. Не допуская ребенка к игре, воспитатель привлекает его к судейству, к помощи (пред­лагая помочь расставить инвентарь, собрать его, вести подсчет очков в старших группах, следить за выполнением правил играю­щими и т.д.). Учитывая трудности зрительного восприятия и нару­шения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.

В момент объяснения игры детям лучше находиться в том поло­жении, из которого игра начинается. Воспитатель стоит так, чтобы его хорошо видели и слышали дети. Например, дети стоят в кругу, воспитателю или руководителю физического воспитания следует находиться с ними в кругу или на расстоянии шага по направ­лению к середине круга.

Если игра начинается врассыпную, как следует строить детей? Желательно строить детей в шеренгу.

При организации подвижной игры нельзя строить детей лицом к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рас­сеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свис­ток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети преду­преждаются. Во время игры воспитатель внимательно следит за поведением играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры.



За деятельностью детей в игре, как и других форм работы, осу­ществляется строгий контроль и индивидуальная дозировка их нагрузки: следует уменьшить дистанцию, число повторений, время нахождения в игре, облегчить задание, ограничивать в движениях.

В организации подвижных игр целесообразно учитывать сле­дующие особенности детей с нарушением зрения: уровень дви­гательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные воз­можности. С учетом этого нами классифицированы подвижные игры следующим образом:

1. Игры на преодоление нарушений осанки.

К ним относятся игры, связанные с большой подвижностью, лазанием, ползанием, выпрямлением.


2. Игры на преодоление плоскостопия: игры небольшой подвиж­ности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких пред­метов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.

3. Игры на развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удер­жание мешочка на голове, его переносы.

4. Игры на развитие координации рук и ног: включают одно­временные, поочередные движения рук и ног.

5. Игры на развитие пространственной ориентировки:

 

— игры на ориентировку в микропространстве;

— игры на ориентировку в большом пространстве.

 

6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.

7. Игры на развитие бинокулярного зрения:

 

— при сходящемся косоглазии;

— при расходящемся косоглазии.

 

8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.

9. Игры для отдыха глаз.

 

10. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, вынос­ливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости).

11. Игры на упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание).

12. Игры на развитие слуховой ориентировки.

13. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.

Все игры предусматривают воспитание следующих качеств лич­ности ребенка с нарушением зрения: смелость, активность, нас­тойчивость, общение, социальная адаптация.

В играх детей с амблиопией и косоглазием широко использует­ся специальное оборудование: мячи, окрашенные в один цвет, оранжевый, красный, желтый, зеленый, наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза, размер зрительных ориен­тиров в играх подбирается с учетом зрительных возможностей Детей; широко используются индивидуальные зрительные ориен­тиры в виде цветных геометрических фигур.

В коррекционно-педагогической работе с детьми подвижные игры даются в определенной последовательности:

1. Развитие пространственной ориентации.

2- Развитие зрительного восприятия.

3. Развитие слуха.


86

4. Преодоление препятствий,

В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие оста новки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.

Целесообразно еще раз подчеркнуть, что дети боятся большого количества участников игры, испытывают страх перед предстоя­щей быстротой передвижения, боясь разбить очки. Вместе с тем в целях развития коммуникативных умений коллективные по­движные игры необходимы. При их проведении учитывается пе­дагогическая целесообразность требований:

1. Отработка необходимых движений заранее.

2. Включение в игру только подготовленных детей.

3. Отбор материала для игры с учетом зрительного заболевания.

Для детей со сходящимся косоглазием используются игры, тре­бующие направления взора вверх, вдаль, с расходящимся косо­глазием — игры с направлением взора вниз и вблизи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.