Занятия в группах кратковременного пребывания детей с нарушением зрения
В настоящее время в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов организуются группы кратковременного пребывания детей с нарушением зрения в целях оказания им своевременной систематической коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной помощи.
Методика работы по физическому воспитанию может быть построена как в разновозрастной группе.
При проведении систематических физкультурных занятий увеличивается период адаптационных занятий (пропедевтические занятия по разучиванию элементов основных движений, индивидуальные занятия по выработке элементарных координационных способностей, развитию глазодвигательных функций, усвоению пространственных отношений), это обеспечивает включение детей во фронтальные формы работы. Содержание занятий по физической культуре определяется индивидуально для каждого ребенка на основе вариативных общеобразовательных и коррекционных программ с учетом возраста, структуры дефекта, уровня психофизического развития. Из числа форм организации физического воспитания детей с нарушением зрения для этих детей целесообразны коррекционные виды гимнастик (дыхательная, для глаз, рук), занятия в шариковом бассейне, коррекционные занятия по исправлению вторичных нарушений.
6.3. Подвижные игры
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство развития сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать и т.д. (Маллаев Д.М., 1992).
В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормальновидящие Дошкольники.
Как уже отмечалось выше, для детей существует ряд противопоказаний по выполнению отдельных упражнений, движений. Эти противопоказания следует учитывать и при организации подвиж-н°й игры. В связи с этим необходим тщательный индивидуальный ц°Дход к детям, участвующим в игре, определяющий их роли и Степень физической нагрузки.
При выборе игр следует учитывать возрастные особенности Аетей, их развитие, физическую подготовленность, зрительные йаРушения.
84
Особое внимание следует обращать на детей, имеющих вторичные нарушения (нарушения опорно-двигательного аппарата). Осторожно привлекать к тем играм, где требуются психофизические нагрузки, быстрая смена положения тела в пространстве и сложная двигательная координация.
В этих случаях строго индивидуально дозируется нагрузка, тактично, без ущемления достоинства ребенка. Не допуская ребенка к игре, воспитатель привлекает его к судейству, к помощи (предлагая помочь расставить инвентарь, собрать его, вести подсчет очков в старших группах, следить за выполнением правил играющими и т.д.). Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.
В момент объяснения игры детям лучше находиться в том положении, из которого игра начинается. Воспитатель стоит так, чтобы его хорошо видели и слышали дети. Например, дети стоят в кругу, воспитателю или руководителю физического воспитания следует находиться с ними в кругу или на расстоянии шага по направлению к середине круга.
Если игра начинается врассыпную, как следует строить детей? Желательно строить детей в шеренгу.
При организации подвижной игры нельзя строить детей лицом к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свисток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети предупреждаются. Во время игры воспитатель внимательно следит за поведением играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры.
За деятельностью детей в игре, как и других форм работы, осуществляется строгий контроль и индивидуальная дозировка их нагрузки: следует уменьшить дистанцию, число повторений, время нахождения в игре, облегчить задание, ограничивать в движениях.
В организации подвижных игр целесообразно учитывать следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности. С учетом этого нами классифицированы подвижные игры следующим образом:
1. Игры на преодоление нарушений осанки.
К ним относятся игры, связанные с большой подвижностью, лазанием, ползанием, выпрямлением.
2. Игры на преодоление плоскостопия: игры небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.
3. Игры на развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удержание мешочка на голове, его переносы.
4. Игры на развитие координации рук и ног: включают одновременные, поочередные движения рук и ног.
5. Игры на развитие пространственной ориентировки:
— игры на ориентировку в микропространстве;
— игры на ориентировку в большом пространстве.
6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.
7. Игры на развитие бинокулярного зрения:
— при сходящемся косоглазии;
— при расходящемся косоглазии.
8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.
9. Игры для отдыха глаз.
10. Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости).
11. Игры на упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание).
12. Игры на развитие слуховой ориентировки.
13. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.
Все игры предусматривают воспитание следующих качеств личности ребенка с нарушением зрения: смелость, активность, настойчивость, общение, социальная адаптация.
В играх детей с амблиопией и косоглазием широко используется специальное оборудование: мячи, окрашенные в один цвет, оранжевый, красный, желтый, зеленый, наиболее благоприятно воздействующие на сетчатку глаза, размер зрительных ориентиров в играх подбирается с учетом зрительных возможностей Детей; широко используются индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур.
В коррекционно-педагогической работе с детьми подвижные игры даются в определенной последовательности:
1. Развитие пространственной ориентации.
2- Развитие зрительного восприятия.
3. Развитие слуха.
86
4. Преодоление препятствий,
В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие оста новки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.
Целесообразно еще раз подчеркнуть, что дети боятся большого количества участников игры, испытывают страх перед предстоящей быстротой передвижения, боясь разбить очки. Вместе с тем в целях развития коммуникативных умений коллективные подвижные игры необходимы. При их проведении учитывается педагогическая целесообразность требований:
1. Отработка необходимых движений заранее.
2. Включение в игру только подготовленных детей.
3. Отбор материала для игры с учетом зрительного заболевания.
Для детей со сходящимся косоглазием используются игры, требующие направления взора вверх, вдаль, с расходящимся косоглазием — игры с направлением взора вниз и вблизи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|