Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушением зрения
Социально-бытовые и офтальмо-гигиенические условия создают предпосылку для обеспечения здоровья, физического развития, преодоления двигательных нарушений и повышения уровня двигательной подготовленности детей. К этим условиям относятся;
— наличие физкультурного, коррекционного и тренажерного залов;
— наличие специального инвентаря, пособий, предметов для коррекции преодоления движений и вторичных отклонений;
— рациональное размещение оборудования;
— освещение всей площадки зала и оборудования; "»
— наличие спортивной формы и обуви; '.
— обеспечение личной гигиены (чистые очки, прочность окклю-5 дора, специальные приспособления для держания очков); (
— гигиена окружающей среды (чистота пола, пособий);
— офтальмо-гигиенический контроль за физическим воспитанием.
Специальное оборудование, приспособления необходимо располагать в залах, где проводятся занятия по физической культуре, пропедевтическая подготовка детей к овладению основными движениями, занятия по индивидуальной коррекции, а также упражнения на тренажерах.
физкультурное оборудование для основных движений и обще-развивающих упражнений (гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, жгуты, канаты, веревки, гимнастические доски, скамейки и др.) должно иметь специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 3 до 5 мм.
Применяются пособия со специальными разметками для сосредоточения на предмете, прослеживании действия, его точного воспроизведения, зрительного анализа и контроля.
С помощью специальных разметок дети свободнее ориентируются при выполнении заданий (выполняют действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, определяют место для прыжков). Специальные обозначения на оборудовании помогают детям координировать действия руками и глазами, согласовывать действия рук и ног, определять направления при выполнении действий и свое положение в пространстве, при этом осуществляя зрительный анализ своих действий и действий сверстников.
Специальные подводящие дорожки к снарядам, месту игр, движений (на дорожках нанесены прямоугольники, кружки диаметром от 15 до 30 см, контуры, силуэты стоп) позволяют детям точнее выполнять направление движения, двигаться без зрительного напряжения, сохраняя правильную осанку, координированно выполнять задания и совершенствовать согласованность руки и глаза при движении.
Целесообразно в залах и помещениях для занятий устанавливать зеркальные стенки размером 1500x3000 мм. Это приспособление дает возможность осуществлять зрительный анализ за собственными движениями, соотносить свои действия с пространством.
В достаточном количестве необходимо иметь зрительные ориентиры в виде плоских и объемных фигур (человек, изображение животных, куклы, игрушки и др.).
Для проведения специальной гимнастики для глаз применяются Наборы предметов с целью прослеживания действий руки, сосре-
ш
доточения, локализации взора. Предметы (игрушки, конусы, мелкие игрушки) должны иметь специальное отверстие для пальца.
В наборе специальных приспособлений необходимо иметь различные мишени:
— мишени ярко окрашенные;
— мишени с ярким контуром;
— мишени, различные по размеру (соответственно зрительным возможностям детей);
— мишени подвижные в виде геометрических фигур и изображений животных;
— мишени объемные, типа «Барабан», «Бубен».
В процессе физического воспитания детей с нарушением зрения могут быть использованы различные мигающие устройства, типа «Сова», «Маяк», а также устройства с подвижными частями типа «Маятник», «Часы». В индивидуальной работе по физическому воспитанию с детьми применяются различные оптические приборы (линзы, диаскопы и др.).
Использование наборов настольных игр «Кольцеброс», «Бадминтон», «Баскетбол» и др. необходимо для развития зрительного восприятия с учетом индивидуальных возможностей детей.
Широкое применение имеют упражнения с трафаретами, которые используются при организации подвижных игр и игровых заданий: «Выложи самолет по трафарету», «Построй пирамиду», «Найди свое место» и др.
Для проведения пропедевтических занятий на ориентировку в пространстве применяются специальные схемы-рисунки. На рисунках изображены дети, выполняющие действия в различных направлениях.
В спортивных залах, в комнатах коррекции необходимо размещать путеводители и специальные опоры, которые помогут детям выбрать необходимое направление, определить место для выполнения упражнений, проследить действия рук, качественно выполнить задание самостоятельно, без помощи взрослых. Эти приспособления обеспечивают страховку детей при выполнении прыжков, равновесии во время ходьбы по гимнастической скамейке, по шнуру и т.д.
Целесообразно в процессе формирования двигательных навыков использовать графические рисунки, изображающие различные позы человека при движении, стоянии и др.
На занятиях по физической культуре с дошкольниками при нарушении зрения эффективно могут применяться различные сред-
ства наглядной информации (шарнирные, плоскостные и объемные куклы). Размер кукол определяется в соответствии со зрительными возможностями детей (от 400 до 1000 мм). Куклы применяются при формировании основных движений: создании представлений о движении, развитии зрительного восприятия, создании образа движения, обучении выделению частей тела куклы, совершаемых ею движений, прослеживании выполняемых действий на кукле самим ребенком или педагогом.
Использование таких пособий дает возможность моделировать различные движения по памяти, образцу-схеме, показу, сосредоточивать взор на движениях, выполняемых куклой, моделировать движения в пространстве, воспроизводить их самому.
В работе с дошкольниками по физическому воспитанию необходимо широко использовать специальные тренажеры и нестандартное оборудование. С детьми при нарушениях зрения могут использоваться следующие тренажеры:
— беговая дорожка — массажер «Колибри». Используется для имитации ходьбы и бега, для массажа стоп;
— ролик гимнастический. Используется для укрепления мышц спины, брюшного пресса, рук;
— массажеры «Трамплин», «Радуга». Используются для повышения кожно-мышечного тонуса, улучшения кровообращения;
— коврик массажный, плетеная дорожка, мешки с камешками применяются для профилактики плоскостопия;
— велотренажеры «Педаль», «Здоровье» применяются для укрепления сердечно-сосудистой системы, развития выносливости, укрепления мышц спины, живота, ног;
— спортивные комплексы «Надежда»;
— велотренажеры «Здоровье», «Малыш», «Антошка», «Батыр» и др. используются при обязательном контроле взрослого в целях повышения двигательной активности детей, в соответствии с их зрительными возможностями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|