Упражнения для двух играющих
1. Один бросает под утлом мяч о землю так, чтобы он коснулся земли приблизительно в середине. Мяч бросают и ловят поочередно.
2. Стоя перед стеной один сзади другого, играющие по очереди бросают мяч в стену с тем, чтобы мяч был легко пойман другим.
3. Двое играющих стоят лицом к стене. Один бросает мяч так, чтобы он ударился в стену, отскочил на землю, другой отбивает его снова к стене. Детям с нарушением зрения необходимо научиться «читать» на рисунке общеразвивающие упражнения и точно их выполнять, прослеживать глазами движения рук, ног, предметов.
Общеразвивающие упражнения
1. «Кто дальше»
И.п.: сидя, скрестив ноги, мяч в правой руке. Наклониться вправо, коснуться мячом пола подальше от себя, вернуться в исходное положение.
2. «Переложи мяч»
И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища на полу, мяч в правой руке. Поднять ногу вверх, переложить за ногой мяч из руки в руку, вернуться в исходное положение.
3. «Качалка»
И.п.: сидя, согнув ноги в коленях, палка под коленями, держать двумя руками. Лечь на спину, вернуться в исходное положение.
Основные движения
'■ Лазание
1 Подниматься и опускаться на четверенькахпо наклоннойдоске.
2. Лазать по гимнастической лестнице одноименным способом. П. Прыжки
1. Прыжки в длину с разбега.
2. Прыжки в длину с места. Ш. Равновесие
1. Ходьба по гимнастической скамейке с заданием.
2. Ходьба по бревну. IV. Подвижные игры
1. «Выбей кубики из круга».
2. «Просо».
3. «Храбрый игрок».
4. «Ловля хорька».
5. «Найди дом для матрешки».
6. «Выбери дорожку». \
7. «Найди флажок».
8. «Найди шар».
9. «Найди снаряд для занятий».
10. «Найди свое место».
11. «Помоги зайчику».
12. «Нарисуй движение».
Использование схем, рисунков позволяет наглядно представить действие, схему построения в играх, проследить последовательность упражнения, сосредоточить взгляд на отдельных деталях упражнения или всего действия в целом (Приложение 6).
Таким образом, использование схем, таблиц позволяет создать у детей при разучивании движений зрительное восприятие образа, выделить его части, место расположения, перенести действия с рисунка на себя; в подвижных играх совершенствовать целостное восприятие движений, создавать условия для вариативности, тем самым экономя время на дальнейшее совершенствование движений, создавая предпосылки для самоорганизации и активного участия зрения в процессе выполнения действий, развивая зрительный анализ движений.
ar<*0**s>
Глава 5
Г Развитие зрительного восприятия у детей 1 в процессе физического воспитания
Значение исследований зрительного восприятия для тифлопедагогики определяется тем, что обучение и воспитание в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений. Успешность решения задач зависит от развития зрения и зрительного восприятия, так как его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей.
Психолого-педагогический аспект зрительного восприятия, как отмечают Л.И.Солнцева, 1997; Л.И.Плаксина, 1997; В.П.Ермаков, 1985, содержит оценку информационной способности зрительного анализатора, которая зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точность, полнота.
У детей с нарушением зрения эти качества нарушены или снижены. Отмечается замедленность, грубое искажение, снижение скорости выполняемых действий, повторение упражнений с ошиб-_ками, появляются необоснованные паузы при выполнении различных заданий. Кроме того, у дошкольников с косоглазием и ^мблиопией наблюдается фрагментарность, пропуски деталей техники движений (Л.С.Сековец, 2000).
В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечаются узость обзора, нарушение стереофонии, смешение формы действия, несформированность пространственных представлений (В.А.Кручинин, 1991). В организации Работы по развитию зрительного восприятия у детей предусматривается применение педагогических методов, направленных на активизацию глубины пространства, объемности, способности опРеделить расстояние, протяженность до объекта и др.
50
Особое значение должно быть обращено на офтальмологический аспект при развитии и коррекции неполноценного зрения в условиях учебно-воспитательного процесса. Офтальмологический аспект в процессе развития зрительного восприятия рассматривается как взаимосвязь между зрительной функцией и условиями функционирования органа зрения (Л.А.Григорян, Т.П.Кащенко, 1994; Л.П.Григорьева, 1983; А.И.Каплан, 1979; Л.И.Кириллова, 1987).
Основные качества офтальмологического аспекта, которые реализуются в процессе зрительного восприятия: световая чувствительность, диапазон яркости, цветоразличение, контраст. Снижение этих качеств у детей при различных нарушениях зрения (косоглазие и амблиопия, близорукость, нистагм, атрофия зрительных нервов и др.) вызывает зрительный дискомфорт и затрудняет способность воспринимать форму, цвет, размер, яркость предметов и действий.
Таким образом, снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.
Особая роль в развитии зрительного восприятия отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрение, где и осуществляется различение и опознание объекта.
Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственное восприятие акта перемещения; умозаключение о движении объекта.
С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. В этой связи возникает необходимость формирования у детей с нарушением зрения приемов и способов восприятия движений.
Опираясь на современные исследования о механизмах, структуре восприятия, психофизиологические данные, комплексный подход к формированию способов зрительного восприятия (Л. И.. Солнцева, 2000; Л.П.Григорьева, С.В.Сташевский, 1990; Л.И.Плак-сина, 1998; В.П.Ермаков, Г.А.Якунин, 1990; Л.И. Кириллова, 1998), определены условия для зрительного восприятия у детей с нару-"шетГием зрения, требования к организации занятий, серии заданий и игровых упражнений на развитие глазодвигательных функций, формирование пространственных ориентировок и проявление самостоятельности в зрительно-двигательной сфере.
Наблюдения за детьми, данные исследований показали, что для эффективного восприятия учебного материала на занятиях по физической культуре и пространственной ориентировке необходима организация восприятия, как при неорганизованном процессе воспитания оно осуществляется стихийно, ребенок воспринимает объекты и действия неполно. Стихийное восприятие может привести к слепому подражанию, допущению ошибок. Существенные детали, которые следует воспринимать, могут остаться без внимания. В организации зрительного восприятия у детей с нарушением зрения на занятиях физической культурой и пространственной ориентировкой необходимо:
1. Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, "действия в пространстве, изучение приспособления или обо рудования, с которым выполняется действие).
2, Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий — более осмысленный процесс, чем простое восприятие (смот рение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблю дать: вычленять наиболее важные моменты в движении, пере ключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности. Систе матичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить действие в динамике, видеть его изменения, выде лять главное и второстепенное.
°' 1 предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии. Слишком большой объем информации о движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии.
4- Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии) при восприятии предметов и действий в физическом воспитании.
?егУлировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях.
6. Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так
как боязнь снижает точность восприятия, его полноту. ?. Обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятий, оборудование должны быть хорошо освещены, иметь контрастность сочетаний объектов и пространства при восприятии их детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах, доступных для восприятия. Выполнение данных рекомендаций послужило основой для создания условий и выбора средств для развития зрительного восприятия у детей с учетом возможностей зрительных функций и физической подготовленности детей в различных видах движений.
Так, для повышения функциональной активности зрения, зрительно-двигательной ориентации на специальных занятиях и в индивидуальной работе занятия и индивидуальную работу рекомендуется проводить в специальном зале с учетом всех офтальмо-гигиенических и педагогических требований.
Например, физкультурное оборудование (мячи, гимнастические палки, обручи) имеют специальные метки в виде ярко окрашенной точки диаметром от 5 до 30 мм. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа.
На канатах, веревках, скакалках также имеются специальные обозначения в виде полоски, бантика, с помощью которых дети ориентируются при выполнении общеразвивающих упражнений, выполняя действия в указанном направлении, определяют место сосредоточения взора, находят место для прыжков, определяют расстояние до объекта и т.д. Такие обозначения помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направление при движении и свое положение в пространстве, при этом делая зрительный анализ своих действий и товарища.
Развитию зрительного восприятия у детей способствует и такое оборудование, как подводящие дорожки к снарядам и месту игр и движений. Дорожки выполнены из цветного полиэтиленового материала. На них различные разметки (круги, прямоугольники, прямые и волнистые линии, плоскостное изображение стоп, что помогает детям двигаться к месту выполнения заданий уверенно, без зрительного напряжения, при этом сохранять правильную осанку и положение головы).
Во всех помещениях для занятий устанавливаются зеркальные стенки размером 3000x1500 мм. Это приспособление дает возможность осуществлять зрительный анализ за движением, давать самооценку выполняемым действиям.
Для развития зрительного анализа движений, коррекции двигательных нарушений разработано специальное оборудование, состоящее из наборов мишеней для метаний, приспособлений для прыжков и др. Такой подбор материала дает возможность одновременно с коррекцией двигательных нарушений решать задачи по зрительному анализу выполняемых действий, зрительной оценке пространства.
В индивидуальной работе с детьми с этой же целью применяются оптические приборы (линзы, лупы, диаскопы). Детям предлагаются задания типа: «Посмотри на предмет через лупу», «Расскажи, какое видишь действие», «Совмести объекты», «Получи целостное изображение предмета или движения» и т.д.
Большое место в развитии зрительного восприятия имеют подвижные игры и игровые задания. Серия игровых заданий включает настольные игры спортивного содержания: «Кольцеброс», «Бадминтон», «Баскетбол», «Хоккей» и др., которые позволяют решать задачи прослеживания, локализации, видения всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей.
Организация ориентировочной деятельности для развития зрительного восприятия строится в занятиях по физической культуре на основе создания игровых ситуаций, включающих действия с различными моделями и схемами. С этой целью в занятия, например во вводную часть, включаются упражнения с трафаретами. Задания такого типа применяются и в йодвижной игре в качестве усложнения. Например, в подвижной игре «Самолеты» даются задания: «Выложи самолет по трафарету» или после «полета» — построить «пирамиду», «найти свое место» и др.
Успешно используются специальные схемы-рисунки, выполненные на листе бумаги размером 298x430 см. На рисунках-схемах изображены дети, выполняющие действия в различных направлениях к объектам (домику, игрушкам, спортивным снарядам). Дети, выполняя задания в условном плане, упражняются в ориентировке на микроплоскости, а затем переносят действия в реаль-Ые Условия, при этом совершая движения по прослеживанию, локализации, анализу и синтезу, оценке совершаемых локомоций.
Обязательным в процессе обучения через игровые ситуации <<пРоведи матрешку к домику», «дойди до гимнастической ска-
мейки вместе с «мишкой» и др. является развитие зрительного внимания, памяти, сосредоточения на отдельных пространственных участках, прослеживание выполняемых действий, выделение основных двигательных структур.
Формирование этих особенностей у детей в играх также ускоряет возможность перехода к действиям в большом пространстве, совершенствование у детей основных двигательных локомо-ций, самостоятельной активности, а также развитие зрительного анализа формы движений, умений соразмерять движения в пространстве и объекты окружающей действительности.
С целью качественного выполнения движений развития умения прослеживать действия руки используются путеводители и специальные опоры, стационарно установленные в зале. Особенно это помогает детям с низкой остротой зрения.
Большое значение в развитии зрительного восприятия у детей как на занятии, так и в пропедевтической работе имеют различные тренажеры: «Здоровье», «Педаль», «Змиевчанин». В работе с тренажерами задачи носят комплексный характер: развитие физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости) и зрительного восприятия. Для развития последнего на тренажеры наносятся метки в виде кружочка диаметром 10 — 30 мм. Задания детям даются дифференцированно, с учетом характера и состояния зрительной патологии.
Например, детям с расходящимся косоглазием давались задания: «Взор на точку», «Взор перед собой». На тренажере «Змиевчанин» устанавливаются специальные мишени для сосредоточения, фиксирования взора в положении «вверх-вдаль». По характеру зрительной патологии, при сходящемся содружественном косоглазии, эти упражнения были наиболее подходящими.
Коррекционно-педагогическую значимость имеет тренажер для развития быстроты реагирования. С целью развития зрительного восприятия детям предлагается выполнить на нем следующие задания:
— быстро назвать цвет,
— назвать последовательность включения цвета,
— зафиксировать взором названный цвет в течение определенного времени, например 5—10 сек., по указанию воспитателя.
Для создания представлений у детей о движениях и зрительного образа движений применяются средства наглядной информации в виде плоскостных и объемных кукол. Их использование
повышает возможность создания у детей образа движений, зрительного представления о движении в целом, части движения, частей своего тела, прослеживание движений на кукле. Результативность занятий с этими пособиями выше в индивидуальных и пропедевтических формах.
Использование кукол (объемных, плоскостных, разборных) вносит в занятия эмоциональный настрой, обогащает игровым содержанием, с которым, как правило, дети справляются без затруднений. Задания направлены на развитие зрительных представлений у детей о движении, способностей моделировать различные движения (общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, метание, прыжки и др.) по памяти, образцу-схеме, показу взрослого и одновременно сосредоточивая взор на движениях, выполняемых куклой, пытаясь моделировать движения самостоятельно и воспроизводить их движения самому.
Отдельным детям в конце обучения удается создавать движения, зрительно их воспринимать и воспроизводить в большом пространстве в разных ситуациях.
Следующий этап в развитии моделирования движений осуществляется на специальных графических карточках с изображением последовательности выполнения всех элементов техники. Графическое изображение движений, проделывание различных операций с ними еще более углубляют представления детей о движении и способствуют дальнейшей выработке образа движения, без которого, как мы полагаем, невозможно развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения, а в том числе и качественное формирование основных двигательных умений и навыков. Дети, успешно справляющиеся с заданием воспроизведения графических действий, подключаются к самостоятельному созданию графических действий. У большинства детей выполнение таких заданий отличается осознанностью, умением осуществлять зрительный анализ за движениями, что приводит к свободному пользованию движениями в активной деятельности и обогащению двигательного опыта в целом.
В тренировке зрительно-моторных реакций используются различные упражнения (ходьба, бег, прыжки по зрительным ориентирам, в качестве которых были различные разметки на полу), фежде всего большая роль отводится тем движениям, которые ыли жизненно необходимы для ребенка. Например, возможность 3РИтельного сосредоточения была предусмотрена в заданиях с (метание мяча в цель с прослеживанием траектории
полета). При этом детям предоставляется возможность самостоятельного выбора мишеней для метания.
В наборе представлены объемные мишени, разной цветовой насыщенности, плоскостные, разные по форме и цветовой гамме. По размеру и форме все мишени вариативны: от самых маленьких (диаметром 6 — 8 см, до больших — диаметр которых доходил до 60 см), т.е. включены все размеры, которые требует «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1980). Это позволяет детям при получении задания выполнить движение, выбрать мишени в соответствии со зрительными возможностями и особенностями зрительного восприятия. На первых этапах обучения метанию, как правило, бывает много ошибок: случайный выбор мишени, ориентирование сначала на цвет, необычную форму. Когда одним из условий при выполнении задания становится результативность «кто больше забросит мячей в мишень, тот считается выигравшим», то постепенно исчезают случайность действий и выполнение заданий по методу проб и ошибок. На основе хорошо сформированного навыка легче осуществлять развитие зрительного восприятия у детей.
В этом случае детям не приходится напоминать о необходимости прослеживания траектории полета мяча или сосредоточения взора на отдельных фазах метания, в частности замахе. О достаточно глубокой осознанности при выполнении данных заданий мы можем судить по высказываниям детей: «Я увидал, когда мяч коснулся пола», «Я заранее "видел", куда упадет мой мяч». «Почему-то, когда я слежу за мячом, он летит у меня дальше, глаза, что ли, помогают?» и др.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода учитывается и в выборе предметов для метания (от мелких теннисных мячей до мячей крупного размера и предметов типа мешочков с песком (большого размера диаметром до 10— 15 см).
Расстояние для метания целесообразно брать одинаковым для всех детей. Это дает возможность выполнения программных требований всеми детьми.
Создание комфортности для зрения и работы зрительных функций при метании обеспечивает результативность метания. Например, в вертикальную цель после обучения попадали 13 из 15 детей, причем во всех трех контрольных попытках. Это же проявлялось и в самостоятельной деятельности (бросание камешков на прогулке в цель, перебрасывание камешков через куст и т.д.).
Если дети так и не справляются с заданием и после обучения, надо дать им возможность метать в цель с удобного для них расстояния. Этим ребятам лучше назначить дополнительный пропедевтический курс по подготовке руки и глаза к метанию.
Кроме того, варьирование формы, цвета, размера, яркости, контраста пособий при выполнении различных движений способствует выработке адаптационных механизмов зрения при фиксации, прослеживании, локализации, создает условия для стимуляции зрительного восприятия в процессе занятий физическими упражнениями как в организованных, так и самостоятельных формах работы (Приложение 7).
Учитывая, что коррекционно-педагогическая работа проводится в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной, следует широко применять методы обводки {обводка фигуры человека, выполняющего различные задания), разбор предметов по величине (игра «Кто быстрее разберет предметы по величине, форме, цвету»). Наборы материалов должны быть в черно-белом изображении, цветном, силуэтном, что также дает возможность оценивать различные действия при целенаправленном зрительно-сенсорном анализе.
Таким образом, развитие зрительного восприятия целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с лечебной, восстановительной и педагогической работой.
Активизацию зрительных функций необходимо проводить через активную двигательную деятельность детей, причем формирование различных способов восприятия движений должно протекать при опоре как на зрительные, так и слуховые и кинестетические функции.
Результаты работы с детьми по развитию зрительного восприятия при овладении движениями зависят от ряда условий:- создания комфорта для зрительных функций, «правильности построения обучения с учетом особенностей детей с нарушением зрения/ ин-ЛивиАуально-дифференцированного подхода,*обеспечения пропедевтического обучения,«эмоционального положительного отно-Ще1щя к занятиям, учета состояния здоровья ребенка в день заня-Тия- его желания.
<?*-#"*»
f
/* Глава 6
Формы организации физической культуры в детском саду
6.1. Общая характеристика
В режиме дня детей с нарушением зрения оправдан целый ряд форм занятий физическими упражнениями, используемыми в практике общеобразовательных дошкольных учреждений, однако все формы организации и методика физической культуры в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов имеют свою специфику.
Все организационные формы физической культуры (занятия, угренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки, физкультурные праздники, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность и др.) имеют коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления или ослабления недостатков психофизического развития детей, стимулирование компенсаторных процессов развития детей средствами физической культуры, охрану зрения и формирование положительных двигательных качеств.
Совокупность форм организации физической культуры определяет понятие двигательной режим, который строится на основе оф-тальмо-гигиенического режима, показаний и противопоказаний к выполнению детьми отдельных движений, а также зрительных возможностей детей. Это в целом определяет специфику организации физической культуры в детском саду для детей с нарушением зрения,
С целью предупреждения и преодоления отклонений в физическом развитии и двигательной сфере у детей целесообразно введение комплексного подхода к развитию физических и зрительных возможностей, а также установление взаимосвязи с лечебно-восстановительным процессом.
Комплексный подход в физическом воспитании мы рассматриваем как систематическое сочетание педагогических и медицинских средств, направленных на всестороннее развитие личности. Комплексное физическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития личности ребенка: двигательно-ритмичес-кой деятельностью, развитием зрительного восприятия, пространственной ориентировкой, мелкой моторикой и крупной мускулатурой.
В связи с этим задачи комплексного содержания реализуются с учетом развития зрения, формирования зрительно-двигательных взаимосвязей на основе полисенсорного характера воспитания и обучения дошкольников движениям.
Такой подход к решению задач физического воспитания имеет важное комплексное значение. Доразвитие мышц с помощью физиотерапевтических мероприятий, курсов ЛФК, специального массажа способствует активному восстановлению нарушенных функций и включению их в процесс восприятия действительности и изучения пространственно-ориентировочной деятельности.
При этом коррекционно-воспитательная направленность комплексного содержания в физическом воспитании заключается в том, чтобы максимально создать ребенку условия для овладения разными видами движений, зрительно-двигательными образами и ориентировочной деятельностью в пространстве. Весьма необходимым в процессе физического воспитания является создание комфортных условий с помощью оптических средств, которые способствуют прочному усвоению навыков, упорядочиванию характера изучаемых движений.
Особенно важно для коррекции и компенсации нарушенных Движений у детей комплексное использование форм физического воспитания (гимнастика, занятия, игры, развлечения и др.) в сочетании с пропедевтическими курсами. Введение пропедевтики создает у детей надежную опору для практического овладения Движениями. К тому же использование специальных тренажеров Аля отработки элементарных движений содержит перспективу в °птимизации обучения детей сложным видам движений.
Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через сис-ему лечебных мероприятий, физические упражнения, массаж, Различньш виды деятельности, компонентом которых являются движения, позволяет улучшить состояние мышц, зрения, формировать двигательную активность детей, приводить физическое СОстояние организма в соответствие с нормой.
60
6.2. Коррекционно-развивающие занятия
6.2.1. Особенности проведения физкультурных занятий
Занятия физической культурой являются основной формой организации физического воспитания детей с нарушением зрения. Они проводятся в соответствии с требованиями Программы для детского сада (1997) по показаниям врача-офтальмолога. Длительность занятий для каждой возрастной группы или года обучения, где могут быть дети 2 — 3 возрастов, определяется на основе требований программ и показаний врача-офтальмолога, что означает дифференцирование длительности занятий для отдельных детей.
Структура занятий, их содержание, методы проведения зависят от характера зрительных нарушений, вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений, навыков и особенностей лечебно-восстановительного процесса.
На занятиях физической культурой ребенку приходится работать с опорой на зрение. Постоянный зрительный контроль приводит к быстрому утомлению детей на занятиях. Эту особенность следует учитывать при организации занятий и строить их с учетом зрительной нагрузки.
Почему так необходимо?
Известно, что основным методом плеоптического лечения детей является окклюзия со стороны видящего глаза. Ребенок в этих условиях вынужденно оказывается в состоянии искусственного слабовидения и слепоты. Как показали наблюдения, дети в этот период, как правило, находятся в состоянии психического стресса: плачут, пытаются снять окклюдор, не вступают в контакт со сверстниками и воспитателями, неадекватно реагируют на требования старших. В этот период дети, плохо видя амблиопичным глазом, с трудом ориентируются в пространстве, среди окружающих предметов. Они предпочитают больше сидеть, меньше ходить и бегать. Движения их скованны, неуверенны. Они не всегда видят, как правильно выполнить движение, а это приводит к неправильному формированию двигательного навыка, исправление которого по требует от воспитателя дополнительной работы.
Ребенок с трудом овладевает двигательными навыками, ориентируется только с помощью зрения, В связи с этим нервная система испытывает большую нагрузку, требует постоянного напряжения. Все это утомляет ребенка физически.
Воспитателю необходимо использовать на занятии сохранные анализаторы (осязание и слух). Как правило, у этих детей не тренированы в необходимой степ«ени осязание и слух, и часто они владеют ими хуже, чем слепые дети. Например, при выполнении прыжка в высоту с разбега дети не могут сделать большого разбега, отходят не больше чем на 2 — 3 шага, т.к. с большего расстояния они не видят препятствия, теряют ориентировку, и прыжок не получается.
С такими детьми всю работу надо проводить, ориентируя их не на зрение, а на то, что может заменить его хотя бы в некоторой степени. Развивая осязание и слух, мышечное чувство, можно добиться того, чтобы дети справлялись с заданиями. Например, в прыжках в длину с разбега, с места можно использовать такие ориентиры, которые ребенок может ощущать ногами, - это резиновая полоска (мягкая поверхность при прыжках «подсказывает» ребенку о месте отталкивания).
В период лечения методом прямой окклюзии дети при передвижении (ходьба, бег) заметно наклоняют голову вниз, т.к. их зрение в этот период позволяет рассматривать все только на близком расстоянии. Вследствие такого положения головы у ребенка может появиться сутулость и искривление позвоночника.
На физкультурных занятиях во время ходьбы и бега необходимо использовать такие ориентиры, которые бы способствовали использованию слуха и осязания. Например, в ходьбе по ограниченной плоскости можно использовать мягкие дорожки, сделанные из поролона, чтобы ребенок ногами ощущал пространство плоскости. Хорошо ориентируются дети на различные звуковые сигналы. Использование звука даюжет быть разнообразным (хлопки, удары в бубен, звон колокольчика, разные музыкальные звуки) . С их помощью воспитатель может ориентировать детей, указывая направление ходьбы или бега, место сбора команд, определить нахождение водящего в игре и т.д.
В период лечения детей прямой окклюзией на занятиях в действиях с мячом можно использовать озвученные мячи. Для озвучания мяча следует положить в. камеру горох или пластмассовые Шарики, создающие при движении мяча легкие звуки, которые Дают возможность ребенку определять направление мяча при дви-еаии, а также играть с мячом без напряжения и способствуют легкому овладению действиями с мячом.
более
Особенности работы с детьми с нарушением зрения вызывают Не°бходимость строго индивидуального подхода в обучении каж-
62
дого ребенка. Это нельзя понимать так, что на занятии каждому ребенку или группе детей должны даваться разные упражнения. Со всеми детьми группы проходится один и тот же программный материал, перед всеми детьми ставится одна и та же задача. В большинстве случаев дается одно и то же упражнение, но результата добиваются разными путями.
Ослабленным детям уменьшается нагрузка путем сокращения количества повторений, дистанций, снижения темпа выполнения упражнений. Например, в упражнениях на равновесие ходьба по гимнастической скамейке может быть организована следующим образом: одним детям дать задание пройти по скамейке, сохраняя равновесие, другим, более подготовленным детям, — пройти по скамейке с мешочками на голове или пройти по скамейке, приставляя пятку к носку сзади стоящей ноги, пройти по скамейке с перешагиванием через предметы. Эти задания должны учитывать состояние зрения ребенка, здоровья и физическую подготовленность в каждом виде движений.
Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания на занятиях. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая осложненная близорукость, афазия, заболевание сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками и др.
Под особым наблюдением во время физкультурных занятий находятся дети, которые оперированы по поводу сходящегося или расходящегося косоглазия. Эти дети находятся на «охранительном» режиме, который должен соблюдаться и при проведении физкультурных занятий. Этим детям противопоказаны упражнения с внезапными и значительными усилиями (сопротивления, прыжки). Надо избегать упражнений, игр, где ставится задача попадания мяча в цель. Таким детям чаще следует устраивать зрительный отдых.
Как правило, возрастные группы детей бывают укомплектованы неоднородно по остроте зрения и формам заболеваний. Это могут быть дети с амблиопией и косоглазием (острота зрения которых близка к норме) и дети слабовидящие (с разными формами слабовидения; атрофия зрительного нерва, катаракта и др.). Такой состав группы затрудняет ведение физкультурного занятия. Как должна учитываться специфика работы с этими детьми?
Если в группе всего 1 — 2 слабовидящих ребенка, то это сказывается на работе всей группы. Обычно такие дети отстают по всем
показателям: они плохо бегают, ходят, прыгают. При фронтальной работе на занятии они мешают остальным. При ходьбе и беге такие дети попадаются на пути, их все толкают, о них ударяются, они снижают темп проведения занятия, в играх отстают, попадаются водящим. Как же строить занятия, если в группе есть слабовидящие дети? Прежде всего, воспитатели держат в поле зрения этих детей. Определяют местонахождение их на занятии так, чтобы они чувствовали себя свободно и не мешали остальным детям. Например, при ходьбе в колонне друг за другом целесообразно поставить этих детей в конце колонны.
При построении в звенья на общеразвивающие упражнения нужно ставить этих детей в первый ряд звена или в отдельное звено, чтобы дети могли лучше видеть показ упражнений. При выполнении упражнений, движений надо давать им посильные задания, активизировать деятельность детей так, чтобы они не чувствовали себя худшими и во всем последними, т.к. это может привести к неверию в свои силы, нежеланию заниматься.
Можно слабовидящему ребенку облегчить задание, незначительно помогая, но добиться, чтобы он выполнил его как все дети. Этим детям необходима дифференцированная нагрузка на занятии. Например, в упражнениях скоростно-силового характера уменьшить для них нормативы, видоизменить упражнения с целью снижения нагрузки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|