Специфика движений у детей с нарушением зрения
Л.С.Сековец
Коррекционно-педагогическая работа
По физическому воспитанию детей
Дошкольного возраста
С нарушением зрения
Нижний Новгород
Издатель Ю.А.Николаев
УДК 371.916:371.73 ББК 74.3 С 28
Сековеп Л.С.
С 28 Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения — Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 168 с, илл. ISBN 5-93529-006-5
В книге рассматриваются основные формы коррекционно-пе дагогическои работы в процессе физического воспитания детей с нарушением зрения, навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
Книга рассчитана на тифлопедагогов, воспитателей, руководи телей физического воспитания дошкольных учреждений ком пенсирующего и комбинированного видов, студентов педаго гических учебных заведений, родителей.
ISBN 5-93529-006-5
© Сековец Л.С., 2001
© Издатель Ю.А.Николаев, 2001
Посвящается другу и учителю Плаксиной Любови Ивановне
Введение
Сущность коррекционно-педагогической работы средствами физического воспитания детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов заключается в формировании гармонически развитой личности, сочетающей в себе физическое совершенство и уровень социальной компетентности, обеспечивающий становление жизненно необходимых навыков, умений и отношений детей для интеграции их в сообщество сверстников {Малофеев Н.Н., 1998; Денискина В.З., 1996; Плаксина Л.И., 1998; Сековец Л.С., 2000; Тупоногов Б.К., 1996).
В целях оптимизации коррекционно-педагогической работы с детьми целесообразно осуществлять следующие задачи:
1. Определение психолого-педагогических условий проявления и развития детской индивидуальности.
2. Воспитание сознательного, внимательного отношения к своему
здоровью, понимания и стремления к здоровому образу жизни.
3. Формирование физической и социальной готовности к обуче-
нию в школе.
4. Коррекция недостатков физических и личностных качеств детей с нарушением зрения.
Это требует учета специфики содержания и организации мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учетом психических и физических возможностей каждого ребенка.
В связи с этим социально значимым и актуальным является совершенствование коррекционно-педагогической и лечебно-восста-новительной работы в детских садах для детей с нарушением зрения.
4
Специфика физического воспитания в этих дошкольных учре дениях определяется особенностями развития детей, обусловленными нарушением зрения.
Необходимость создания специального коррекционного режима в процессе физического воспитания предусматривает использование комплекса всех средств физического воспитания для коррекции двигательной сферы детей, преодоления имеющихся недостатков, активизации зрительных функций.
Опыт работы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов показывает, что в процессе физического воспитания возможны коррекция недостатков физического развития и активизация зрительных функций. Данные медицинского контроля свидетельствуют о положительном влиянии физической культуры на лечение зрительных патологий, а также повышение и стабилизацию остроты зрения у детей.
Основными формами коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются индивидуальные и групповые занятия по развитию у детей с нарушением зрения навыков коррекции, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
Необходимым условием коррекционно-педагогической работы средствами физической культуры является разработка специаль ного оборудования для коррекции нарушенных двигательных функций, введение пропедевтических курсов в процессе овла дения сложными видами движений, проведение специальной кор-, рекционной гимнастики и игр. (
Проведение коррекционно-педагогической работы во взаимо-j связи с лечебно-восстановительным процессом способствует целенаправленной педагогической коррекции недостатков физичес-j кого развития и преодоления нарушений в двигательной сфере, активизации зрительных функций, помогает успешному овладению программой по физической культуре и обеспечивает своевременную подготовку детей к школе.
В пособии раскрываются основные положения коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания дошкольников с нарушением зрения, показаны особенности физического развития детей с нарушением зрения, дается разработка содержания форм и методов коррекционной работы с детьми.
Глава 1
Г Особенности физического развития
/ и состояния двигательной
подготовленности дошкольников
Для правильной организации физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо знать особенности их физического и функционального развития.
Известно, что дети с нарушением зрения имеют определенную специфику развития. Антропометрический анализ (по данным роста, веса, окружности грудной клетки) (Кручинин В.А., 1980; Сермеев Б.В., 1976; Сековец Л.С, 1985) свидетельствует, что показатели веса у детей с нарушением зрения выше на 10— 15 % по сравнению с нормально видящими. Показатели роста у них ниже на 5 — 7 %, чем у нормально видящих сверстников. Это указывает на то, что существует некоторая диспропорция в соотношениях веса и роста у детей с нарушением зрения. Если в росте они отстают от нормы, то в силу недостаточной двигательной активности, обусловленной сложностями зрительно-пространственной ориентации, в весе они превышают возрастные нормы.
Соотношения между показателями физического развития раскрывают своеобразие отношений между ростом, весом и ОГК у детей с нарушением зрения. По нашим данным, к «высокому» уровню физического развития относятся 3 — 11 % детей. К «среднему» уровню — 33 — 35 % детей с нарушением зрения. Группа детей с уровнем «ниже среднего» представлена 42 — 53 %. Дисгармоничное развитие встречается у 10—12 % детей с нарушением зрения.
Определение уровней физического развития показало, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. К старшему возрасту отклонения в физическом развитии увеличиваются и составляют 70 %. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих
б
сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.
Причинами отклонений у детей с нарушением зрения являются, снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации детей, недостаточная двигательная подготовленность и, как следствие этого, превышение в весе.
Специфические особенности физического развития могут проявляться и в различных нарушениях опорно-двигательного аппарата и осанки. Нарушения осанки и степень их выраженности обусловлены состоянием зрения у детей. Частота случаев нарушений осанки у детей с нарушением зрения составляет 60 — 65 % и зависит от характера зрительной патологии.
Например, при косоглазии, миопии ребенок вынужден наклонять голову в удобное положение, чтобы обеспечить лучшее видение рассматриваемых предметов, низко наклонять голову при движении (ходьбе, беге и др.). Кроме того, нарушения осанки у детей являются следствием остаточных явлений родовой травмы, рахита, различных парезов мышц, ослабленности мышечной системы от частого длительного сидения в неправильной позе: с наклоненным в сторону туловищем, опущенной головой. Нарушения осанки встречаются также из-за неправильной организации оф~ тальмо-гигиенических условий педагогического процесса, нарушения двигательного режима, отсутствия специальных коррек-ционных упражнений, улучшающих формирование правильной осанки и активизирующих их двигательную деятельность.
Анализ характера дефектов осанки показал наличие сведенных вперед и свисающих плеч, крыловидных лопаток, сколиотической установки, сутуловатости, асимметричной установки плечевого пояса, осложненной кривошеей.
Наряду с нарушением осанки у детей встречаются деформации нижних конечностей, выражающиеся в искривлениях стоп. Плоскостопие у детей с нарушением зрения появляется в результате постоянной статической перегрузки нижних конечностей, из-за слабости мышц стоп, а также как последствия частичных параличей. Плоскостопие резко снижает опорную функцию ног и создает угрозу для большего уплощения. Неправильно сформированные навыки в ходьбе, беге и других движениях, недостаточная двигательная активность детей также создают опасность для большего проявления этих нарушений.
Для осуществления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста важно знать состояние сердечно-сосудистой и ды-
хательной систем. У детей с нарушением зрения показатели сердечно-сосудистой системы несколько выше нормы. Средние показатели ЧСС свидетельствуют об учащении пульса на 3 — 8 ед. в минуту у детей с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими. Уровень максимального и минимального давления также выше нормы на 3 — 5 мм рт. ст. Аналогичные проявления наблюдаются в показателях пульсового давления, средние величины которого выше нормы на 2 — 4 мм рт. ст.
Характерно, что восстановительный период после физической нагрузки у детей с нарушением зрения занимает больше времени. Восстановление пульса, артериального давления, дыхания происходит на 5 —6-й минуте. Для сравнения: у детей без зрительной патологии — на 3 —4-й минуте. В большинстве случаев у детей с нарушением зрения выполнение стандартной пробы сопровождается нарушением самочувствия (одышки, покраснения лица), дети чаще делают остановки, выполняют приседания неглубоко, чаще пользуются помощью взрослого. Это свидетельство того, что двигательная активность этих детей снижена, вследствие чего нарушена способность к выполнению дозированной физической нагрузки.
Специфика движений у детей с нарушением зрения
Двигательная подготовленность детей 3 — 7 лет с нарушением зрения определяется уровнем овладения ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, координацией движений, равновесия, ориентировкой в пространстве.
Дети с нарушением зрения отстают в развитии движений от своих сверстников. При ходьбе и беге у них наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия они вынуждены останавливаться при ходьбе, при этом теряется направление.
У детей с нарушением зрения из-за недостаточности зрительного контроля и анализа за движением наблюдается снижение двигательной активности, что приводит к сложностям формирования основных параметров в ходьбе и прежде всего сохранения прямолинейности движения.
Нарушения прямолинейности при ходьбе связаны с сужением поля обзора из-за выключения одного глаза из акта зрения в период окклюзии при косоглазии, снижении остроты зрения у слабовидящих.
8
Для детей характерна волнообразность в ходьбе, движения то в одну сторону, то в другую. Качество ходьбы характеризуется большой неустойчивостью, неуверенностью. Рука со стороны окклюзии мало участвует в движении, в большинстве случаев прижата к туловищу.
Еще большие сложности испытывают дети при ходьбе по ограниченному пространству. Испытывая зрительные затруднения, дети все-таки опираются на зрительную ориентацию, поэтому ходьба характеризуется большей волнообразностью, а линия движения у них приближается то к одной стороне ограничений, то в отдельных участках заходит за них, затем снова приближается ближе к исходной. Все это создает впечатление о ходьбе «из стороны в сторону». Это связано с тем, что нарушение стереоскопического видения при монокулярном зрении осложняет пространственную ориентировку, создает плоскостное восприятие пространства.
Нарушения ходьбы в ограниченном пространстве вызваны и снижением остроты зрения, т.к. слабовидящий ребенок не может проследить и воспроизвести движение без ошибок, которые проявляются в нарушениях координации рук и ног, несогласованности действий правой и левой руки. Этим же объясняется то, что рука прижата к туловищу или же вытянута вперед для того, чтобы определить направление движения во время ходьбы.
Во всех видах ходьбы у детей обнаружена неправильная постановка стоп. Более чем у 20 % детей наблюдается параллельная постановка стоп, 40 % детей стопы ставят носками внутрь, тогда как у нормальновидящих сверстников отклонения в постановке стоп отмечаются в 15 % случаев.
Своеобразие ходьбы у детей иногда вызвано нарушением равномерности при ходьбе. Равномерность при ходьбе определяется длиной шага. Установлено, что с начала ходьбы шаг детей более равномерный, чем на последующих отрезках. Снижение прямолинейности, нарушение равновесия и координации, зрительное утомление вызывают снижение длины шага. У детей с нарушением зрения длина шага при ходьбе во всех возрастных группах ниже нормы на 4 — 5 см. Длина шага у детей в норме равна: 2 года — 32 см, 4 года — 40 см, 5 лет — 47 см, 6 лет — 49 см, 7 лет —53 см. (данные А. Саркисяна, 1983). Качественные нарушения ходьбы (прямолинейность, длина шага, постановка стоп, равномерность) у детей с нарушением зрения влекут за собой снижение количественных показателей и оказывают неблагоприятное воздействие на формирование других локомоций.
Особенности двигательной подготовленности детей с нарушением зрения проявляются в разных заданиях с бегом. В беге у детей наблюдается излишнее напряжение ног и рук, широкая постановка стоп, нарушение согласованности в движениях, низкий наклон головы, отсутствие равномерности, темпа, прямолинейности. Несформированность бега по указанным признакам зарегистрирована у 63,5 % детей с нарушением зрения. Скорость бега у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзии ниже нормы на 13-21 %,
Выполнение прыжков детьми также затруднено. В прыжках в длину с места дети также имеют своеобразия. У них отмечается низкая техническая подготовка. Как правило, допускаются ошибки во всех фазах (толчке, полете, приземлении) выполнения движения.
Большинство детей не имеют навыков правильного отталкивания. Это связано с тем, что зрительный контроль за действиями ног усилен, голова наклонена вперед, а руки при толчке безучастны, поэтому сила толчка слабая. Кроме того, отмечается, что приземляются дети сначала на одну ступню, затем приставляют другую. Это вызывает нарушение равновесия, в отдельных случаях па'дение, т.к. при приземлении у детей проявляется нарушение координационных отношений правой и левой ноги. Другие дети приземляются тяжело на обе ноги с сильными боковыми раскачиваниями. Это объясняется тем, что слабовидящие дети, дети с монокулярным зрением затрудняются в выделении расстояния, управлении собственным телом, а некоторое превышение в весе также осложняет регулирование положением своего тела при движении в пространстве. Затруднения в ориентации при прыжках связаны и с тем, что у детей с монокулярным зрением нарушено стереоскопическое видение, а слабовидящие затрудняются в анализе расстояния, поэтому не соразмеряют свои действия с пространством. В процессе прыжка ребенку дольше приходится ориентироваться в расстоянии и пространстве, поэтому снижается анализ и контроль за своими движениями.
В прыжках в высоту с места на двух ногах также отмечаются трудности из-за недостаточного зрительного контроля, нарушения согласованности движений. У детей с нарушением зрения снижен зрительный обзор своего тела при движении, т.к. они контролируют себя в ограниченном поле обзора, поэтому количественные показатели прыжков у детей с патологией зрения ниже нормы.
Таким образом, некоторые отставания в развитии основных Движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
10
обусловлены характером зрительной патологии, остротой зрения. При этом возникает необходимость рассмотрения таких важных сторон двигательной сферы ребенка, как координация и равновесие. Состояние динамичного равновесия у детей можно проследить в ходьбе по гимнастической скамейке. В характере этого движения отмечается своеобразие нарушения равномерности шага, темпа ходьбы и самостоятельности передвижения по скамейке.
Например, относительно правильное самостоятельное передвижение по скамейке наблюдается у детей с монокулярным зрением. Слабовидящие дети предпочитают пользоваться страховкой (горизонтальной перекладиной, расположенной параллельно скамейке на уровне пояса ребенка), дети незрячие, с остаточным зрением предпочитают использовать помощь взрослого (поддержка рукой, ведение ребенка по скамейке). Трудности у детей проявляются в сохранении устойчивого положения тела при движении, при этом они сходят на край, оступаются. Весьма своеобразным проявлением в ходьбе по скамейке является комбинирование ходьбы: одной ногой по скамейке, другой по полу. Это связано с тем, что дети находятся в адаптационном периоде привыкания к новым условиям. Ходьба таким способом предохраняет детей от возможных падений. Действия в трудно воспринимаемом зрением пространстве, при ходьбе по скамейке ведут ребенка к созданию приспособительных и охранительных механизмов. Такими механизмами в ходьбе по скамейке являются не только своеобразие ходьбы, но и постоянное протягивание руки вперед, что особенно характерно для слепых детей и с остаточным зрением.
Здесь мы убеждаемся, что нарушение зрительного восприятия заставляет ребенка подключить другие, сохранные анализаторы для изучения пространства. А так как процесс компенсации у детей еще недостаточно сформирован, то качество ходьбы, сохранение равновесия отстают от возрастных норм детей дошкольного возраста.
Более полную характеристику состояния динамического равновесия и зависимость его развития от состояния зрительного контроля подтверждает анализ ходьбы по мягкому шнуру с мешочком на голове. У детей с нарушением зрения обнаруживается большая неустойчивость в сохранении туловища в прямом положении, наблюдающаяся в боковых раскачиваниях, резком наклоне туловища вперед или в сторону, падении мешочка с головы, ступании ногами мимо шнура, сильном наклоне головы вниз. При сильном раскачивании дети держат мешочек обеими руками, слабом покачивании туловища — одной рукой. Такое приспособительное дей-
ствие детей обусловлено недостаточностью развития зрительно-двигательных взаимосвязей.
Описанные затруднения вызваны также тем, что при ходьбе ребенку приходится решать сразу несколько задач: правильно ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие движения (осанка, координация рук и ног), удерживание тела в определенном положении. При решении этих задач нормально видящий ребенок опирается на зрительно-двигательное восприятие, на имеющийся двигательный опыт, что позволяет ему точно и правильно совершать движения. Ребенок же с нарушением зрения оказывается в сложных условиях, когда он опирается на неполноценное зрение, а процесс развития движений находится еще на стадии становления и потому непрочен. Ребенок, двигаясь, делает много лишних движений (оступается со шнура на пол, останавливается, исправляя ошибку, возвращается в прежнее исходное положение, осматривает место, где он находился, начинает движение сначала, отказывается выполнять и др.). Из этого следует, что ребенок в процессе движения не может решить основной задачи — сохранять равновесие при ходьбе, потому что он в этот момент осваивает ориентировку в пространстве.
Однако, несмотря на неточное и неполное восприятие, основной контролирующей функцией у детей со зрительной патологией (косоглазие, амблиопия, слабовидение, остаточное зрение) является зрение. Его неполноценность в этот момент снижает возможности регулировать действия собственного тела. Роль зрения как регулятора функции равновесия здесь очевидна. Например, теряя равновесие в стойке с закрытыми глазами, дети раньше открывают глаза, а затем уже следует потеря устойчивости. Иногда дети заранее открывают глаза, чтобы предостеречь себя от потери равновесия.
Из этого следует, что нарушение зрения сдерживает формирование зрительно-двигательных взаимосвязей, отрицательно сказывается на овладении движениями, поэтому необходима специальная работа по коррекции в развитии равновесия в специальных условиях и тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.
Специфика движений у детей проявляется и в овладении лазанием, где основным показателем являются: сохранение равновесия при движении, согласованность движений рук и ног, а также Уровень зрительного контроля за движением.
Лазание по гимнастической лестнице характеризуется недостаточной согласованностью зрительного контроля и движений рук
12
и ног. Руки переставляются беспорядочно, с пропуском реек, одна рука накладывается на другую, что затрудняет процесс лазания.
При влезании до середины дети испытывают беспокойство. При этом у них наблюдается большая напряженность ног, причем ноги значительно согнуты в коленях и прижаты к животу, ступни ног обхватывают перекладину.
Туловище во время лазания наклонено в одну сторону, наблюдаются боковые раскачивания, дети во время лазания используют больше приставной шаг, чтобы удобнее контролировать движения ног и видеть перекладины, на которые ставятся ноги.
Данная характеристика овладения детьми с нарушением зрения лазаньем указывает на необходимость применения специальных методов обучения и нестандартного оборудования для коррекции и компенсации имеющихся отклонений в развитии движений.
Особенности двигательной сферы у детей с нарушением зрения проявляются в действиях с мячом. Своеобразие действий наблюдается в том, что дети уже перед выполнением задания чувствуют большую неуверенность, неоднократно меняют предметы для метания, позу перед метанием, задают вопросы. Характерным является то, что дети фиксируют взглядом принятие исходной позы, долго устанавливают ноги в нужное место, меняют положение рук. При замахе отводят глаза в сторону бросающей руки, но сам бросок взглядом не сопровождается. Известно, что отсутствие прослеживания взором полета мяча вызывает произвольность его при падении, что в значительной мере обусловливает низкие количественные показатели при метании у детей с нарушением зрения.
Метание вдаль. Метание правой и левой рукой вдаль характеризуется слабой силой броска, недостаточным замахом. Навык фиксации взором выполняемых действий у детей с нарушением зрения сдерживается в развитии.
Метание набивного мяча на дальность двумя руками из-за головы также имеет свои особенности, проявляющиеся в слабости мышечной силы, снижении функции прослеживания действий, трудностях в принятии исходного положения. Для правильного выполнения движения необходимо: встать у отмеченной линии, ноги слегка расставить, мяч держать двумя руками внизу. При выполнении отвести мяч за голову, ноги слегка согнуть в коленях, прямыми руками бросить мяч как можно дальше вперед и проследить взором его полет. Вес мяча подбирается в соответствии со зрительными возможностями (не более 1 кг) . Перед обучением этому движению воспитатель (руководитель физического воспи-
тания) определяет, кто из детей может заниматься данным упражнением и с какими физическими нагрузками.
В выполнении этого упражнения дети допускают много ошибок, не принимают исходного положения, заменяя его более удобным, выполняют бросок от груди, полет мяча отклоняется в сторону, мяч при этом падает на небольшое расстояние.
Метание в цель. Специфика движений у детей в точности выполнения задания особенно заметна в разных видах метания. При метании в горизонтальную цель наблюдаются ошибки, которые зависели от неумения принять правильное исходное положение. Ноги, как правило, ставятся параллельно, взором фиксируются положение ног и положение рук при замахе, а взгляд в сторону бросающей руки не направляется.
У всех детей отмечается слабая сила броска и относительно снижены количественные показатели. Часто дети в нарушение инструкции сокращают расстояние до цели. Перед метанием в цель неоднократно заглядывают в нее. Это связано с тем, что нарушенное зрение не обеспечивает восприятия удаленных предметов, в данном случае целей метания, поэтому дети испытывают трудности в опознании цели, подходят к ней для ее рассмотрения. Чтобы цель являлась зрительным ориентиром для ребенка, необходимо ее выбирать с учетом возможностей детей.
При метании в вертикальную цель у детей также наблюдается параллельная постановка стоп, неправильное положение рук: бросающую руку дети сильно сгибают в локте, держа предмет для метания (мешочек с песком, мяч и др.) на уровне глаз, голова при этом наклонена в сторону бросающей руки. Такое вынужденное и скованное положение тела и головы затрудняет точность метания. Свободная от метания рука не участвует в выполнении движения. В большинстве случаев она прижата к груди, опущена вниз, кисть при этом сжата в кулак. Излишнее напряжение свободной руки также усугубляет неточность выполнения движения.
Кроме того, при метании в цель дети затрудняются в прослеживании взором предметов для метания, т.к. снижение остроты зрения у слабовидящих детей, монокулярный характер зрения при косоглазии, снижение функции амблиопичного глаза не обеспечивают точности видения цели и предмета, движущегося к цели. В процессе выполнения движений взгляд ребенка как бы задерживается на стороне бросающей руки, что также сказывается на Результатах метания. Определенный интерес представляют действия детей по отбиванию мяча об пол одной рукой. При выпол-
14
нении этого упражнения они низко вперед наклоняют туловище, ноги сильно сгибают в коленях, свободной рукой предохраняют укатывание мяча в сторону, сделав круговое движение рукой перед собой, при этом ладонь руки широко раскрыта, как бы ограничивая игровое пространство.
При выполнении упражнения удары мяча об пол слабые, после удара мяч не отскакивает от пола. Отбивание мяча несколько раз подряд удается немногим детям. После 1 — 3 ударов мяч уходит в сторону. Стараясь поймать мяч, дети теряют равновесие, у них нарушается координация и много тратится времени на поиски мяча из-за сложной зрительно-двигательной ориентации.
Таким образом, движения с мячом показывают, что дети испытывают трудности координации руки и глаза не только во всех основных движениях, но и в мелких координированных движениях кисти и пальцев.
Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения показывают, что многие ошибки связаны с отсутствием или неполнотой и нечеткостью представлений о пространстве, в котором они находятся. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени амблиопии, остроты зрения амблиопичного глаза.
Детям требуется постоянное подкрепление действий реальными знаниями о пространстве и объектах, с которыми они взаимодействуют.
Характеристика особенностей движений и пространственной ориентировки указывает на необходимость создания коррекцион-но-педагогической среды, обеспечивающей достаточную тренировку детей в основных упражнениях на этапе их формирования, пропедевтическую подготовку к их усвоению, индивидуальную дозированную нагрузку на организм с целью совершенствования двигательных навыков и умений.
В коррекционно-педагогической работе необходимо уделить внимание формированию правильных зрительных представлений о движении, используя игровые приемы, подвижные игры, специальные формы работы с детьми по физическому воспитанию.
Успешность коррекции движений зависит от взаимодействия зрительного и кинестетического контроля в результате применения специальных средств и методов, направленных на преодоление двигательных нарушений, снятие мышечного и эмоцион. ного напряжения у детей с нарушением зрения.
йН#^
Глава 2
Г Особенности организации режима дня / в дошкольных учреждениях
компенсирующего и комбинированного видов
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие детей с нарушением зрения, является правильный режим дня (Приложения 1,2).
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий рациональную организацию различных видов деятельности.
Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления, способствует восстановлению зрения.
При составлении режима для детей с нарушением зрения следует помнить о закономерных жизненных процессах. Все физиологические процессы организма ребенка как в норме, так и патологии имеют свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму дня и ночи.
В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 часов.
Сложные биофизические и химические реакции, происходящие в клетках коры головного мозга, делятся на 2 основных процесса: возбуждение и торможение.
Возбуждение сопровождается уменьшением функциональных возможностей нервных клеток, которыми обеспечивается разнообразная деятельность во время бодрствования.
Торможение связано с активными реакциями восстановления и наполнения энергии, благодаря чему нервные клетки вновь получают способность воспринимать раздражения.
t6
При организации режима дня весьма важно учитывать, чтобы все его компоненты были направлены на повышение силы первичных процессов, их подвижности и уравновешенности.
Сила нервных процессов выражается в преобладании бодрого настроения, активном поведении ребенка, выносливости к неблагоприятным условиям.
При сильной нервной системе клетки коры головного мозга способны переносить длительные и резкие напряжения.
Показателем слабости нервных процессов является быстрая утомляемость, чрезмерная боязливость, стремление избегать активности, постоянное напряжение, медлительность в усвоении навыков, слабая сопротивляемость неблагоприятным влияниям, неспособность надолго удерживать внимание на одном объекте, сосредоточиваться на одном деле.
Для детей с нарушением зрения характерна малая подвижность нервных процессов, которая заключается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, неумении приспосабливаться к новой, незнакомой обстановке.
При составлении режима дня для детей с нарушением зрения следует учитывать уравновешенность нервных процессов: это способность нервной системы сокращать излишнее возбуждение путем активного торможения.
Для детей с нарушением зрения характерна неуравновешенность нервных процессов, которая проявляется либо в преобладании возбуждения, либо торможения.
Если внутреннее торможение развито слабо, такие дети очень подвижны, неусидчивы, чрезмерно инициативны, такое поведение приводит к быстрому истощению нервных клеток и прекращению восприятия.
Если же преобладает торможение, такие дети вялы, малоподвижны, замкнуты.
При правильной организации режима дня происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения.
При организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе.
Многократное повторение одних и тех же действий способствует образованию динамического стереотипа, т.е. проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов.
Важнейшими условиями правильной организации жизни детей являются:
1. Соответствие режима психофизиологическим особенностям детей с нарушением зрения.
2. Четкое выполнение основных режимных моментов (питания, сна, игр, прогулок),
3. Чередование активной деятельности с отдыхом.
4. Организация оздоровительных мероприятий (пребывание на воздухе, режим подвижности и т.д.).
За основу в организации режима дня следует брать распорядок по каждой возрастной группе, указанный в «Программах детского сада»(1997). Однако в детских садах для детей с нарушением зрения существует много дополнительных мероприятий: лечебные мероприятия (офтальмологическое лечение, физиолечение и т.д.); занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом; корригирующая гимнастика, коррекционные упражнения для детей, пропедевтические задания. Режим следует организовать таким образом, чтобы у детей не было перевозбуждения.
В связи со зрительными нарушениями следует обращать серьезное внимание на организацию зрительных нагрузок в процессе различных видов детской деятельности.
Во время занятий, особенно там, где идет большая нагрузка на зрение, проводят физкультминутки для снятия напряжения, усталости, утомления и расслабления мышц глаз.
Например, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим и развитию речи, аппликации, конструированию, рисованию целесообразно проводить физкультминутки. Для снятия мышечного утомления они проводятся на 7 — 9-й минуте занятия в средней группе, в старшей группе — на 10— 12-й минуте, подготовительной группе — на 12— 14-й минуте. Физкультминутки для глаз проводятся через каждые 7—10 мин зрительной работы.
В занятиях с детьми необходимо продумать режим подвижности, обеспечив для этого соответствующие условия, особенно во время пребывания детей в помещении.
Возможности введения режима подвижности имеются почти во всех режимных процессах, поэтому создание условий для подвижности детей имеет большое значение, Для этого в групповых комнатах, других свободных помещениях выделяется физкультурная зона. Это прежде всего место для физкультурного оборудования, где дети могут играть в мяч, кегли, катать шары, бросать мещочки с песком в цель и т.д.
18
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|